Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Никольское" Мазур К.А. по доверенности от 01.03.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Никольское" на решение Арбитражного суда Тверской области от 27 августа 2012 года по делу N А66-8614/2012 (судья Басова О.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Никольское" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и об отмене постановления от 03.07.2012 N 1626/1555-д по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 27 августа 2012 года оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей, общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось в части отказа в удовлетворении заявленных им требований и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в указанной части. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на то, что устранение нарушений, перечисленных в пунктах 1, 2 оспариваемого постановления, касающихся протечек кровли, относится к работам по проведению капитального ремонта. Кроме того, податель жалобы указывает, что согласно договору от 01.10.2008 замена коррозированных участков стенда, на котором расположено электрооборудование, в обязанности управляющей организации не входит.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, обществом и собственниками дома N 15 в селе Никольское Калининского района Тверской области 01.10.2008 заключен договор управления указанным многоквартирным домом.
В связи с обращением жителя спорного дома с жалобой на ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, управлением на основании распоряжения от 18.04.2012 N 1626/1555-Д проведена внеплановая выездная проверка в доме N 15 в селе Никольское Калининского района Тверской области с целью контроля за исполнение требований, установленных Федеральными законами, закона Тверской области и нормативно-техническими актами в сфере технического содержания и эксплуатации жилых зданий (помещений) и нежилых зданий (помещений) и качества предоставления коммунальных услуг гражданам.
Итоги проверки отражены в акте от 16.05.2012 N 1626/1555-Д.
В ходе проведенной проверки административным органом установлено, что: в лестничной клетке подъезда N 5 имеются значительные следы протечек кровли на потолке и стенах в районе электрораспределительного щитка на площадке пятого этажа, а также в районе выхода трубопровода внутреннего водостока; на кровле над подъездом N 5 имеются локальные разрывы кровельного покрытия в районе водоприемной воронки системы внутреннего водостока, разрушение кровельного материала в месте сопряжения водоприемной воронки с кровлей, застой воды в районе водоприемной воронки и над квартирой N 74; электрораспределительный щиток на площадке пятого этажа подъезда N 5 не имеет замка, на щитке грязь, пыль, паутина, имеются скрутки проводов и коррозирование электрооборудования, на щитке имеются следы горения в виде копоти, оплавления изоляции проводов.
По факту нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений 17.05.2012 управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 1626/1555-Д и 03.07.2012 вынесено постановление N 1626/1555-д, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), то есть собственник жилого фонда, либо лицо, владеющее жилищным фондом на ином вещном праве, либо лицо, которому жилищный фонд передан по договору для управления (содержания, обеспечения эксплуатации).
Объектом правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ является жилой фонд, его сохранность.
В соответствии с подпунктами "а", "б", "д" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества входят: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки; крыши; электрическое оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Согласно подпункту "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Подпунктом "а" пункта 16 Правил N 491 установлено, что надлежащее содержание общего имущества может быть обеспечено собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170) (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176), которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Правила N 170 разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218 - 1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями и дополнениями) и пунктом 53 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1999 N 1289, определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Пункт 1.1 Правил N 170 требования данного нормативного акта распространяет как на собственников, так и на управляющие и обслуживающие организации. Организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Как следует из материалов дела, собственниками помещений в многоквартирном доме N 15 в селе Никольское Калининского района Тверской области и обществом заключен договор управления (л.д. 12 - 24).
Согласно пункту 3.1 указанного договора собственники поручили, а управляющая компания обязалась оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в спорном многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в данном доме и пользующимся в этом доме лицам, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктами 4.1.1, 4.1.2, 4.1.5 договора установлено, что управляющая компания обязалась управлять многоквартирным домом в соответствии с условиями договора и действующим законодательством; самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы, организовать предоставление коммунальных услуг, проведение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством; систематически проводить технические осмотры многоквартирного дома и корректировать базы данных, отражающих состояние дома, в соответствии с результатами осмотра.
Указанные условия договора свидетельствуют о том, что общество добровольно приняло на себя обязанности по выполнению работ и предоставлению услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома в полном объеме, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность заключения договора о частичном управлении многоквартирным домом, тем более влекущего ухудшение положения собственников и пользователей жилых помещений.
Следовательно, общество является лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, за соблюдение правил содержания и ремонта жилых домов.
Таким образом, управляющая организация и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать их конструктивные элементы в исправном и работоспособном состоянии, заданные параметры и режимы работы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что общество является субъектом административной ответственности за совершенное правонарушение, предусмотренное статьей 7.22 КоАП РФ.
Правилами N 170 определены обязанности в сфере технической эксплуатации жилищного фонда.
Общество, будучи обязанным содержать жилой дом в соответствии с установленными правилами и нормами, данную обязанность не выполнило, в связи с чем нарушило пункты 3.2.8, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.26, 4.6.2.4, 4.6.3.3, 4.6.4.1, 5.6.2, 5.6.4 Правил N 170.
Событие правонарушения подтверждается актом проверки от 16.05.2012 N 1626/1555-Д, протоколом об административном правонарушении от 17.05.2012 N 1626/1555-Д.
Вместе с тем, общество полагает, что устранение нарушений перечисленных в пунктах 1, 2 оспариваемого постановления, касающихся протечек кровли, относится к работам по проведению капитального ремонта, решение об осуществлении которого собранием собственников не принималось.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Однако доказательства того, что нарушения, перечисленные в пунктах 1, 2 постановления от 03.07.2012 N 1626/1555-д по делу об административном правонарушении можно устранить только путем проведения капитального ремонта жилого дома, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, общество как управляющая организация обязано устранять обнаруженные неисправности (дефекты) конструкций жилого дома и (или) предпринимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям. Отсутствие решения общего собрания собственников жилых помещений не освобождает управляющую организацию от проведения текущего (поддерживающего) ремонта за счет ежемесячной оплаты этих расходов собственниками.
Относительно отсутствия замка на электрораспределительном щитке, необходимо отметить, что судом первой инстанции в оспариваемом решении установлено, что факт отсутствия замка управлением не доказан, с чем апелляционный суд согласен.
Податель жалобы также указывает на то, что согласно договору от 01.10.2008 замена коррозированных участков стенда, на котором расположено электрооборудование, в обязанности управляющей организации не входит.
Данное утверждение ошибочно, поскольку перечень работ не должен быть меньше установленного законодательством объема работ.
Обязанности управляющей организации регламентированы частью 2 статьи 162 ЖК РФ, согласно которой управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом апелляционный суд учитывает, что все текущие, неотложные, обязательные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу императивно установленных норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Кроме того самим договором от 01.10.2008 (пункты 4.1.1 и 4.1.2) предусмотрена обязанность управляющей компании содержать общее имущество в многоквартирном доме в соответствии с действующим законодательством.
Ссылки общества на то, что временной период возникновения копоти на электрораспределительном щитке не установлен, а также на отсутствие факта наличия оплавления изоляции проводов, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции.
Данные обстоятельства установлены управлением при проведении административной проверки, отражены в акте проверки от 16.05.2012 N 1626/1555-Д и протоколе об административном правонарушении от 17.05.2012 N 1626/1555-Д, доказательств их опровергающих заявителем не представлено. Кроме того, из заявления гражданина Богданова В.В. (л.д. 76), на основании которого проводилась проверка, видно, что возгорание электрораспределительного щитка произошло 10.01.2012.
При этом представитель общества в судебном заседании апелляционной инстанции указал, что нарушения, установленные в отношении электрораспределительного щитка, обществом устранены.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава и события вменяемого административного правонарушения.
Ссылку представителя общества на малозначительность совершенного правонарушения суд апелляционной инстанции не принимает в силу следующего.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В данном случае совершенное заявителем правонарушение, предусмотренное статьей 7.22 КоАП РФ, посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере организации эксплуатации, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, направленный на создание благоприятного (комфортного) проживания граждан, обеспечение их безопасности.
Выявленные административным органом в ходе проверки нарушения содержания жилого дома свидетельствуют о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям, поскольку создали не только неудобства для жильцов, но и нарушили их право на безопасные условия проживания, установленные нормами статьи 61 ЖК РФ.
Каких-либо исключительных обстоятельств, с учетом которых могут быть применены положения статьи 2.9 КоАП РФ, обществом не приведено и судом не установлено.
Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, является формальным, и ответственность за указанное деяние наступает независимо от возникновения или невозникновения общественно опасных последствий (вреда).
При таких обстоятельствах, не имеется оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от ответственности.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27 августа 2012 года по делу N А66-8614/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Никольское" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.11.2012 ПО ДЕЛУ N А66-8614/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2012 г. по делу N А66-8614/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Никольское" Мазур К.А. по доверенности от 01.03.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Никольское" на решение Арбитражного суда Тверской области от 27 августа 2012 года по делу N А66-8614/2012 (судья Басова О.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Никольское" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и об отмене постановления от 03.07.2012 N 1626/1555-д по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 27 августа 2012 года оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей, общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось в части отказа в удовлетворении заявленных им требований и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в указанной части. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на то, что устранение нарушений, перечисленных в пунктах 1, 2 оспариваемого постановления, касающихся протечек кровли, относится к работам по проведению капитального ремонта. Кроме того, податель жалобы указывает, что согласно договору от 01.10.2008 замена коррозированных участков стенда, на котором расположено электрооборудование, в обязанности управляющей организации не входит.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, обществом и собственниками дома N 15 в селе Никольское Калининского района Тверской области 01.10.2008 заключен договор управления указанным многоквартирным домом.
В связи с обращением жителя спорного дома с жалобой на ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, управлением на основании распоряжения от 18.04.2012 N 1626/1555-Д проведена внеплановая выездная проверка в доме N 15 в селе Никольское Калининского района Тверской области с целью контроля за исполнение требований, установленных Федеральными законами, закона Тверской области и нормативно-техническими актами в сфере технического содержания и эксплуатации жилых зданий (помещений) и нежилых зданий (помещений) и качества предоставления коммунальных услуг гражданам.
Итоги проверки отражены в акте от 16.05.2012 N 1626/1555-Д.
В ходе проведенной проверки административным органом установлено, что: в лестничной клетке подъезда N 5 имеются значительные следы протечек кровли на потолке и стенах в районе электрораспределительного щитка на площадке пятого этажа, а также в районе выхода трубопровода внутреннего водостока; на кровле над подъездом N 5 имеются локальные разрывы кровельного покрытия в районе водоприемной воронки системы внутреннего водостока, разрушение кровельного материала в месте сопряжения водоприемной воронки с кровлей, застой воды в районе водоприемной воронки и над квартирой N 74; электрораспределительный щиток на площадке пятого этажа подъезда N 5 не имеет замка, на щитке грязь, пыль, паутина, имеются скрутки проводов и коррозирование электрооборудования, на щитке имеются следы горения в виде копоти, оплавления изоляции проводов.
По факту нарушения правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений 17.05.2012 управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 1626/1555-Д и 03.07.2012 вынесено постановление N 1626/1555-д, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), то есть собственник жилого фонда, либо лицо, владеющее жилищным фондом на ином вещном праве, либо лицо, которому жилищный фонд передан по договору для управления (содержания, обеспечения эксплуатации).
Объектом правонарушения по статье 7.22 КоАП РФ является жилой фонд, его сохранность.
В соответствии с подпунктами "а", "б", "д" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества входят: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки; крыши; электрическое оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Согласно подпункту "з" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Подпунктом "а" пункта 16 Правил N 491 установлено, что надлежащее содержание общего имущества может быть обеспечено собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила N 170) (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176), которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Правила N 170 разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218 - 1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями и дополнениями) и пунктом 53 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1999 N 1289, определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Пункт 1.1 Правил N 170 требования данного нормативного акта распространяет как на собственников, так и на управляющие и обслуживающие организации. Организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Как следует из материалов дела, собственниками помещений в многоквартирном доме N 15 в селе Никольское Калининского района Тверской области и обществом заключен договор управления (л.д. 12 - 24).
Согласно пункту 3.1 указанного договора собственники поручили, а управляющая компания обязалась оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в спорном многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в данном доме и пользующимся в этом доме лицам, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктами 4.1.1, 4.1.2, 4.1.5 договора установлено, что управляющая компания обязалась управлять многоквартирным домом в соответствии с условиями договора и действующим законодательством; самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы, организовать предоставление коммунальных услуг, проведение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством; систематически проводить технические осмотры многоквартирного дома и корректировать базы данных, отражающих состояние дома, в соответствии с результатами осмотра.
Указанные условия договора свидетельствуют о том, что общество добровольно приняло на себя обязанности по выполнению работ и предоставлению услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома в полном объеме, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность заключения договора о частичном управлении многоквартирным домом, тем более влекущего ухудшение положения собственников и пользователей жилых помещений.
Следовательно, общество является лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, за соблюдение правил содержания и ремонта жилых домов.
Таким образом, управляющая организация и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать их конструктивные элементы в исправном и работоспособном состоянии, заданные параметры и режимы работы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что общество является субъектом административной ответственности за совершенное правонарушение, предусмотренное статьей 7.22 КоАП РФ.
Правилами N 170 определены обязанности в сфере технической эксплуатации жилищного фонда.
Общество, будучи обязанным содержать жилой дом в соответствии с установленными правилами и нормами, данную обязанность не выполнило, в связи с чем нарушило пункты 3.2.8, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.26, 4.6.2.4, 4.6.3.3, 4.6.4.1, 5.6.2, 5.6.4 Правил N 170.
Событие правонарушения подтверждается актом проверки от 16.05.2012 N 1626/1555-Д, протоколом об административном правонарушении от 17.05.2012 N 1626/1555-Д.
Вместе с тем, общество полагает, что устранение нарушений перечисленных в пунктах 1, 2 оспариваемого постановления, касающихся протечек кровли, относится к работам по проведению капитального ремонта, решение об осуществлении которого собранием собственников не принималось.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Однако доказательства того, что нарушения, перечисленные в пунктах 1, 2 постановления от 03.07.2012 N 1626/1555-д по делу об административном правонарушении можно устранить только путем проведения капитального ремонта жилого дома, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, общество как управляющая организация обязано устранять обнаруженные неисправности (дефекты) конструкций жилого дома и (или) предпринимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям. Отсутствие решения общего собрания собственников жилых помещений не освобождает управляющую организацию от проведения текущего (поддерживающего) ремонта за счет ежемесячной оплаты этих расходов собственниками.
Относительно отсутствия замка на электрораспределительном щитке, необходимо отметить, что судом первой инстанции в оспариваемом решении установлено, что факт отсутствия замка управлением не доказан, с чем апелляционный суд согласен.
Податель жалобы также указывает на то, что согласно договору от 01.10.2008 замена коррозированных участков стенда, на котором расположено электрооборудование, в обязанности управляющей организации не входит.
Данное утверждение ошибочно, поскольку перечень работ не должен быть меньше установленного законодательством объема работ.
Обязанности управляющей организации регламентированы частью 2 статьи 162 ЖК РФ, согласно которой управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом апелляционный суд учитывает, что все текущие, неотложные, обязательные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу императивно установленных норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Кроме того самим договором от 01.10.2008 (пункты 4.1.1 и 4.1.2) предусмотрена обязанность управляющей компании содержать общее имущество в многоквартирном доме в соответствии с действующим законодательством.
Ссылки общества на то, что временной период возникновения копоти на электрораспределительном щитке не установлен, а также на отсутствие факта наличия оплавления изоляции проводов, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции.
Данные обстоятельства установлены управлением при проведении административной проверки, отражены в акте проверки от 16.05.2012 N 1626/1555-Д и протоколе об административном правонарушении от 17.05.2012 N 1626/1555-Д, доказательств их опровергающих заявителем не представлено. Кроме того, из заявления гражданина Богданова В.В. (л.д. 76), на основании которого проводилась проверка, видно, что возгорание электрораспределительного щитка произошло 10.01.2012.
При этом представитель общества в судебном заседании апелляционной инстанции указал, что нарушения, установленные в отношении электрораспределительного щитка, обществом устранены.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава и события вменяемого административного правонарушения.
Ссылку представителя общества на малозначительность совершенного правонарушения суд апелляционной инстанции не принимает в силу следующего.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Кроме того, согласно абзацу третьему пункта 18.1 названного постановления квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В данном случае совершенное заявителем правонарушение, предусмотренное статьей 7.22 КоАП РФ, посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере организации эксплуатации, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, направленный на создание благоприятного (комфортного) проживания граждан, обеспечение их безопасности.
Выявленные административным органом в ходе проверки нарушения содержания жилого дома свидетельствуют о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям, поскольку создали не только неудобства для жильцов, но и нарушили их право на безопасные условия проживания, установленные нормами статьи 61 ЖК РФ.
Каких-либо исключительных обстоятельств, с учетом которых могут быть применены положения статьи 2.9 КоАП РФ, обществом не приведено и судом не установлено.
Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ, является формальным, и ответственность за указанное деяние наступает независимо от возникновения или невозникновения общественно опасных последствий (вреда).
При таких обстоятельствах, не имеется оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от ответственности.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27 августа 2012 года по делу N А66-8614/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Никольское" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.А.ТАРАСОВА
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)