Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.11.2011 ПО ДЕЛУ N А26-4221/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2011 г. по делу N А26-4221/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б.Семеновой
судей О.И.Есиповой, И.Б.Лопато
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А.Алыбиной
при участии:
от истца (заявителя): не явился (уведомлен)
от ответчика (должника): не явился (уведомлен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15774/2011) ООО "Эксплуатация, текущий ремонт и обслуживание недвижимости" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.08.2011 по делу N А26-4221/2011 (судья А.С.Свидская), принятое
по иску (заявлению) ООО "Эксплуатация, текущий ремонт и обслуживание недвижимости"
к Беломорскому управлению ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании постановления от 26.05.2011 N 49/10

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Эксплуатация, текущий ремонт и обслуживание недвижимости" (место нахождения: 185026, г. Петрозаводск, ул. Фролова, д. 11, ОГРН 1041000005639) (далее - Общество, ООО "ЭТРОН") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Беломорскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (место нахождения: 185030, г. Петрозаводск, пр. А.Невского, д. 69, ОГРН 1025100852380) (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления N 49/10 от 26.05.2011 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде взыскания административного штрафа в размере 200000 руб.
Решением суда от 09.08.2011 в удовлетворении заявления Общества отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на пункт 12.1 "Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов", положения Жилищного кодекса РФ, просило отменить принятое по делу решение и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, ООО "ЭТРОН" не является субъектом вменяемого административного правонарушения.
В связи с неявкой в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, жалоба рассмотрена в порядке 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие их представителей.
От Управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в которой административный орган просит оставить без изменения решение суда.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 10.05.2011 года N 871/11 Управлением проведена плановая выездная проверка ООО "ЭТРОН" в области безопасности электроустановок, тепловых установок и сетей, промышленной безопасности в части безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов.
В результате проверки были выявлены нарушения обязательных требований, в том числе в части безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов, отраженные в акте проверки от 17.05.2011 (т. 1 л.д. 32 - 36), а именно:
- - в территориальный орган Ростехнадзора не предоставлены сведения, необходимые для регистрации объекта в государственном реестре опасных производственных объектов;
- - не аттестован по общим вопросам промышленной безопасности специалист, ответственный за организацию эксплуатации лифтов;
- - не разработано Положение об организации и осуществлении производственного контроля на опасном производственном объекте;
- - приказом по организации не назначен работник, ответственный за организацию и осуществление производственного контроля;
- - не предоставлены планы осуществления производственного контроля.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП, уполномоченным лицом Управления 17.05.2011 в присутствии законного представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении N 49/10 по указанной квалификации (т. 1 л.д. 21-24).
Постановлением Управления от 26.05.2011 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде в административного штрафа в размере 200000 рублей (т. 1 л.д. 7 - 9).
Считая постановление административного органа незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования Общества, исходил из доказанности административным органом состава административного правонарушения и не усмотрел оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена ответственность юридического лица за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону (статья 2 Закона N 116-ФЗ).
К категории опасных производственных объектов данным Федеральным законом отнесены объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (ст. 2, приложение N 1 пункт 3).
Перечень технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации, разрабатывается и утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Госгортехнадзора России от 27 августа 2001 г. N 115 "О перечне технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих обязательной сертификации" лифт отнесен к техническому устройству, применяемому на опасном производственном объекте.
Из приведенных норм следует, что к категории опасных производственных объектов относятся все объекты, на которых установлены лифты, в том числе многоквартирные жилые дома.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что ООО "ЭТРОН" не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, поскольку не является организацией, эксплуатирующей лифты, рассмотрен судом первой инстанции и правомерно им отклонен.
Обязанность собственника жилого помещения нести бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме и соблюдать правила содержания общего имущества установлена статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Лифты и лифтовые шахты в многоквартирном доме в силу части 1 статьи 36 ЖК РФ принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 39 ЖК РФ).
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений; товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом).
Обществом не оспаривается, что оно является управляющей организацией многоквартирных жилых домов, расположенных по следующим адресам: ул. Ключевая, д. 17; пр. Комсомольский, д. 15 и д. 25; ул. Мерецкова, д. 21; ул. Питкярантская, д. 8 и ул. Сегежская, д. 13а.
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При этом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, ООО "ЭТРОН", управляющее многоквартирными домами, как эксплуатирующая организация, обязано обеспечить содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта самостоятельно или путем заключения соответствующего договора на обслуживание лифтового оборудования.
Представленный Обществом договор N 5001 от 01.01.2010 об организации работы по эксплуатации, ремонту лифтов и расчетам за оказанные услуги, заключенный с ООО "Лифтсервис", не снимает с общества ответственности за содержание и безопасную эксплуатацию лифта (т. 1 л.д. 10 - 15). Согласно пункту 1.2.2 договора Общество в интересах населения осуществляет контроль за качеством эксплуатации и ремонта лифтов.
Судом первой инстанции приобщено к материалам дела Приложение N 1 к договору N 5001, в котором перечислены находящиеся в управлении Общества объекты жилого фонда, оборудованные стационарно установленными лифтами (т. 1 л.д. 182 - 183).
В силу пункта 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
- Согласно пункту 5.1 Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Федерального горного промышленного надзора России от 18.10.2002 г. N 61-А (ПБ 03-517-02), организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: выполнять требования промышленной безопасности, установленные к эксплуатации опасных производственных объектов законодательными и иными нормативными правовыми актами и нормативными техническими документами, принятыми в установленном порядке;
- представлять сведения, необходимые для регистрации объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с требованиями, установленными Госгортехнадзором России.
В соответствии с пунктом 10.1 Правил устройства и безопасности эксплуатации лифтов, утвержденных Постановлением Федерального горного промышленного надзора России от 16.05.2003 г. N 31 (ПБ 10-558-03), регистрация объектов, на которых эксплуатируются лифты, проводится в соответствии с "Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов".
Согласно пункту 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 г. N 1371, для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект, организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре.
Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 г. N 37 (РД-03-19-2007), устанавливает порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности этих организаций), в том числе: в области промышленной безопасности, осуществляющих эксплуатацию объекта, обслуживание и ремонт технических устройств (машин и оборудования), применяемых на опасном производственном объекте.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 10 РД-03-19-2007 аттестация по вопросам безопасности (за исключением безопасности в области использования атомной энергии) проводится для специалистов организаций, осуществляющих деятельность, в том числе по эксплуатации объекта и технических устройств (машин и оборудования), применяемых на объектах. Согласно пункту 11 РД-03-19-2007 аттестация специалистов проводится в комиссиях организаций, в которых работают аттестуемые, а также в аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; пункту 13 - периодическая аттестация специалистов проводится не реже чем один раз в пять лет, если другие сроки не предусмотрены иными нормативными актами.
Пунктом 12.7 ПБ 10-558-03 предусмотрено, что возложение функций по организации эксплуатации и (или) технического обслуживания лифтов на специалистов осуществляется приказом.
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 г. N 263, каждая эксплуатирующая организация на основании настоящих Правил разрабатывает положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта. Согласно пункту 3 указанных Правил положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации при обязательном согласовании с территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, согласно подпункту "б" пункта 11 Правил обязан разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации.
Согласно пункту 12.10 ПБ 10-558-03 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 N 263 "Об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" эксплуатирующая организация и (или) специализированная организация разрабатывают положение о производственном контроле с учетом местных условий эксплуатации.
С учетом вышеизложенных норм суд первой инстанции установил, что Обществом не разработано Положение об организации и осуществлении производственного контроля на опасном производственном объекте; приказом по организации не назначен работник, ответственный за организацию и осуществление производственного контроля; не предоставлены планы осуществления производственного контроля, указанные нарушения подтверждаются материалами дела и Обществом не оспариваются.
Одновременно суд правомерно исключил из числа предъявленных Обществу нарушений эпизоды нарушения пункта 1 статьи 11 Закона N 116-ФЗ, пунктов 3, 5 и подпункта "б" пункта 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте и пункта 12.10 ПБ 10-558-03, в связи с тем, что условиями договора N 5001 обязанности по исполнению указанных требований нормативных актов возложены на ООО "Лифтсервис".
Поскольку остальные, отраженные в постановлении нарушения, подтверждаются материалами дела, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о доказанности события административного правонарушения.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по недопущению правонарушения в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП.
Нарушений административным органом процедуры в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого к административной ответственности лица, судом не установлено.
Судом первой инстанции также не установлено обстоятельств, позволяющих признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным, так как в данном случае имеется существенная угроза охраняемым общественным отношениям, связанным с жизнью и здоровьем граждан.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для признания незаконным оспариваемого постановления, суд правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09 августа 2011 года по делу N А26-4221/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эксплуатация, текущий ремонт и обслуживание недвижимости" - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА

Судьи
О.И.ЕСИПОВА
И.Б.ЛОПАТО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)