Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 13.01.2011 ПО ДЕЛУ N А32-2727/2010

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 января 2011 г. по делу N А32-2727/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 января 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Илюшникова С.М. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Хозяйственное расчетное предприятие "Атлант"" - Антонян И.К. (доверенность от 01.09.2010), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Эко Строй" - Цирульник О.Ю. (доверенность от 04.08.2010), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эко Строй" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2010 (судья Колодкина В.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2010 (судьи Еремина О.А., Баранова Ю.И., Величко М.Г.) по делу N А32-2727/2010, установил следующее.
ООО "Управляющая организация "Хозяйственное расчетное управление "Атлант"" (далее - управляющая организация) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Эко-Строй" (далее - общество) об обязании направить проект договора на поставку тепловой энергии для горячего водоснабжения и отопления многоквартирных жилых домов в г. Крымске по следующим жилым домам, находящимся по улицам: Адагумская, 28, 28б, 127, 139, 151, 155, 241, 281; Вишневая, 1, 3; Ворошилова, 4; Высоковольтная, 1, 10; Вавилова, 7; М.Гречко, 42, 44а, 76, 78, 89, 91, 93, 95, 98, 100, 102, 104, 106, 108, 124; Героев, 25а; Горная, 9; Кирова, 22, 22а; Крепостная, 76; Комсомольская, 20, 27, 35; Коммунистическая, 2, 44, 48; К. Либкнехта, 2, 4, 7, 19, 21; Курганная, 2а; Лазурная,1; Ленина, 31, 201, 203, 204; Линейная, 2, 2б, 91; Лермонтова, 3, 5 - 10, 11а, 12, 13а, 13, 15 - 17, 20, 24, 28 - 30, 40, 42, 44, 46, 48, 50; 1-го Мая, 22а; Октябрьская, 41, 58; Победы, 14а, 14б; Пролетарская, 36; Привокзальная, 20, 21а, 43, 47а; Советская, 248в; Свердлова, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 134, 136, 138, 140, 141, 147, 194; Степная, 6, 8, 10, 16; Спартака, 1, 3; Свердлова, 12, 16; Синева, 10, 12, 14, 34; Таманская, 9; Фадеева, 23, 25, 29, 314; Юркина, 1, 2, 8, 91 (уточненные требования).
Решением от 12.07.2010, оставленным без изменения постановлением от 06.10.2010, иск удовлетворен частично, общество обязано в течение 10 дней с момента вступления в силу решения суда направить управляющей организации проект договора на поставку тепловой энергии для горячего водоснабжения и отопления многоквартирных жилых домов в г. Крымске по следующим жилым домам, находящимся по улицам: Адагумская, 28, 28б, 127, 139, 151, 155, 241, 281; Вишневая, 1, 3; Ворошилова, 4; Высоковольтная, 1, 10; Вавилова, 7; М.Гречко, 42, 44а, 76, 78, 89, 91, 93, 95, 98, 100, 102, 104, 106, 108, 124; Героев, 25а; Горная, 9; Кирова, 22, 22а; Крепостная, 76; Комсомольская, 20, 27, 35; Коммунистическая, 2, 44, 48; К.Либкнехта, 2, 4, 7, 19, 21; Курганная, 2а; Лазурная,1; Ленина, 31, 201, 203, 204; Линейная, 2, 2б, 91; Лермонтова, 3, 5 - 10, 11а, 12, 13а, 13, 15 - 17, 20, 24, 28 - 30, 40, 42, 44, 46, 48, 50; 1-го Мая, 22а; Октябрьская, 41, 58; Победы, 14а, 14б; Пролетарская, 36; Привокзальная, 20, 21а, 43, 47а; Советская, 248в; Свердлова, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 134, 136, 138, 140, 141, 147, 194; Степная, 6, 8, 10, 16; Спартака, 1, 3; Свердлова, 12, 16; Синева, 10, 12, 14, 34; Таманская, 9; Фадеева, 23, 25, 29, 314; Юркина, 1, 2, 8, 91. Производство по делу в части направления проекта договора теплоснабжения по адресам: г. Крымск ул. Коммунистическая, 42; Адагумская, 127/1, 141; ул. 1 Мая, 22б, прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом управляющей организации от иска в этой части. Принимая решение, суды указали, что поскольку истец является управляющей компанией, в управлении которой находятся спорные жилые дома, то энергоснабжающая организация обязана заключить договор с ней, а не с собственниками жилых помещений. Обществом не представлены доказательства отсутствия технической возможности передачи тепловой энергии по спорным объектам.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые судебные акты полностью, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя жалобы, суды не учли, что по смыслу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации для заключения договора энергоснабжения энергоснабжающая организация должна установить наличие у будущего абонента энергопринимающего устройства и технического персонала для его обслуживания; правоспособность абонента и полномочия обратившегося лица; соответствие энергопринимающего устройства техническим требованиям, а также количества тепловой энергии, необходимой для теплоснабжения объекта, принадлежащего будущему абоненту. Заявитель указывает, что для установления данных обстоятельств необходим акт органов Ростехнадзора о допуске энергоустановок в эксплуатацию; документы, подтверждающие наличие у абонента отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации и другого необходимого оборудования; акта разграничения сетей по балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности; документа из сетевого предприятия о подключенной тепловой нагрузке, в котором содержатся данные о выполнении технических условий и предоставленной абоненту мощности и паспортов систем теплопотребления; договор банковского счета; выписка из приказа о назначении ответственного за энергохозяйство с копией протокола проверки знаний; документ, подтверждающий право владения (управления) имуществом; акт приема-передачи технического паспорта от жилищно-эксплуатационной организации управляющей компании или жильцов дома; акт допуска узла учета тепловой энергии и теплоносителя на границе балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон; сведения о потреблении горячего водоснабжения; паспорта систем теплопотребления, позволяющие определить размер необходимой тепловой нагрузки, состав узлов присоединения, схемы энергоснабжения и иные необходимые для нормальной эксплуатации технические характеристики; расчет тепловых потерь на участке трубопровода от границы разграничения до ввода в здание или до приборов учета; сведения о приборах учета; заявка на потребление тепловой энергии в горячей воде; письмо о заключении договора. Рассматривая заявленные требования суд должен установить соблюдение управляющей организации требований статьи 161 Жилищного кодекса. Кроме того, судом не дана оценка доводам о наличии у истца статуса управляющей организации, не исследованы протоколы общих собраний жильцов дома, не установлена легитимность решений общих собраний жильцов домов.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец является управляющей компанией многоквартирных домов, с жителями которых заключены договоры на содержание, управление и ремонт домов (т. 1, л. д. 17, 104).
Управляющая организация неоднократно обращалась к обществу с предложением о заключении договора теплоснабжения (т. 1, л. д. 8 - 15, 72).
Отказ общества в заключении договора энергоснабжения послужил основанием для обращения управляющей организации в арбитражный суд с иском.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пунктов 1, 3 статей 426, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация не вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения, являющегося публичным, с любым, обратившимся к ней потребителем, при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно пункту 5 Правил N 307 обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями. Только в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственники помещений в таком доме заключают договор о приобретении энергоресурсов непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (пункт 7 Правил N 307).
В пункте 49 Правил N 307 указано, что исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям. В соответствии с пунктом 50 Правил именно исполнителю принадлежит право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги и требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое им жилое помещение.
Согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации о порядке применения пунктов 3 и 49 указанных Правил, содержащихся в письме от 20.03.2007 N 4989-СК/07, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом собственников жилья, так как признаком статуса исполнителя услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги.
Приведенные нормы Правил N 307 согласуются с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу статей 154 и 155 которого собственники жилых домов оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно статье 161 Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) заключаются каждым собственником помещения от своего имени или одним из собственников или иным лицом, имеющим полномочие на основании решения общего собрания собственников, только при непосредственном управлении многоквартирным домом (статья 164 Кодекса).
С момента выбора формы управления и передачи функций по управлению домом управляющей компании, договор энергоснабжения заключается не с собственниками помещений в многоквартирных домах, а с управляющей организацией, действующей на основании договоров управления. Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность заключения договора энергоснабжения, в случае если управление многоквартирными домами передано управляющей организации, только с управляющей компанией, а не с непосредственными потребителями коммунальных услуг.
Заключив договоры управления, общество как исполнитель коммунальных услуг приняло на себя обязанность заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, а также требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги. Невыполнение обязанности по заключению с ресурсоснабжающими организациями соответствующих договоров не освобождает исполнителя коммунальных услуг, являющегося по отношению к ресурсоснабжающей организации абонентом, от обязанности оплатить стоимость потребленной энергии (пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Довод кассационной жалобы об отсутствии у управляющей организации правоспособности на заключение договора с ресурсоснабжающей организацией опровергается материалами дела. Копии договоров на управление, содержание и ремонт жилых домов получены филиалом общества (т. 1, л. д. 104), на основании исследования их и устава истца суды дали оценку статусу управляющей организации в части ее полномочий на заключение договора на поставку тепловой энергии для горячего водоснабжения и отопления жилых домов.
Из материалов дела видно, что ответчик осуществлял поставку указанных коммунальных ресурсов в жилые дома по договорам, заключенным с гражданами, и не ссылался на отсутствие условий, обеспечивающих возможность подачи тепловой энергии. Надлежащих доказательств того, что по спорным объектам отсутствуют техническая возможность передачи тепловой энергии и энергопринимающие устройства ответчиком не представлены. Ресурсоснабжающая организация как организация, обязанная заключить публичный договор на теплоснабжение, должна направить управляющей организации проект договора и принять меры к согласованию с ней всех вопросов, касающихся условий договора поставки.
Оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.07.2010 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2010 по делу N А32-2727/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Л.И.САВЕНКО

Судьи
С.М.ИЛЮШНИКОВ
Н.В.ЧЕСНЯК














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)