Судебные решения, арбитраж
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 16 февраля 2005 г. Дело N А41-К2-25136/04
16 февраля 2005 г. объявлена резолютивная часть решения.
24 февраля 2005 г. решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи Ш.О.А., протокол судебного заседания вел помощник судьи Б., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) НП "Дачное общество "Дачный поселок академиков РАН "Мозжинка" к администрации Одинцовского района, Специальному государственному учреждению "Межрегиональный территориальный орган Минимущества России "Агентство по управлению имуществом РАН", 3-е лицо - Российская академия наук, о признании незаконными постановления, решения и об обязании совершить действия, при участии в заседании: от заявителя - А. - адвокат, Ю. - председатель правления, Ш.О.В. - представитель, Ж. - адвокат, В. - адвокат, от администрации Одинцовского района - не явился, извещен, от "Агентства по управлению имуществом РАН" - не явился, извещен, от 3-го лица - К. - зам. нач. Мед. Центра РАН,
Некоммерческое партнерство "Дачное общество "Дачный поселок академиков РАН "Мозжинка" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просит суд:
- 1. Признать незаконным постановление главы администрации Одинцовского района от 10.10.94 N 2225 "О внесении изменений в постановление главы администрации Одинцовского района от 30.06.94 N 1362";
- 2. Признать незаконным решение Специального государственного учреждения "Межрегиональный территориальный орган Минимущества России "Агентство по управлению Имуществом РАН" о включении земельного участка площадью 105,96 га, расположенного в поселке Мозжинка Одинцовского района Московской области, в реестр федерального имущества и выдачи Российской академии наук свидетельства о включении его в реестр;
- 3. Обязать Специальное государственное учреждение "Межрегиональный "территориальный орган Минимущества России "Агентство по управлению имуществом РАН" исключить из реестра федеральной собственности запись об указанном земельном участке;
- 4. Обязать Специальное государственное учреждение "Межрегиональный территориальный орган Минимущества России "Агентство по управлению имуществом РАН" исключить запись об указанном земельном участке из приложения к свидетельству о внесении в реестр федерального имущества Российской академии наук, реестровый N 0777Н0001, N бланка 088201.
5. Признать недействительным распоряжение от 24.12.01 N 67-и в части передачи земельного участка площадью 105,96 га, расположенного в Одинцовском районе Московской области в оперативное управление Российской академии наук.
В судебном заседании заявитель уточнил в порядке ст. 49 АПК РФ свои требования, изложенные в пункте 2, а именно: просил суд признать незаконными действия агентства по управлению имуществом РАН о включении земельного участка площадью 105,96 га, расположенного в поселке Мозжинка Одинцовского района Московской области, в реестр федерального имущества и выдачи РАН свидетельства о включении указанного участка в реестр федерального имущества.
Уточнения судом приняты.
Администрация Одинцовского района в судебное заседание не явилась, заявленные требования не оспорила, отзыв не представила.
Агентство по управлению имуществом РАН в судебное заседание не явилось, представило отзыв, в котором заявленные требования не признает, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление на момент рассмотрения спора отменено самим главой Одинцовского района, а право оперативного управления спорным земельным участком за Академией наук не зарегистрировано.
Дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие администрации Одинцовского района и агентства по управлению имуществом РАН, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Представители заявителя в судебном заседании пояснили, что постановлением главы администрации Одинцовского района от 10.10.94 N 2225 "О внесении изменений в постановление главы администрации Одинцовского района от 30.06.94 N 1362" земельный участок площадью 105,96 га предоставлен в бессрочное пользование РАН, а государственный акт на право постоянного бессрочного пользования землей МО-20-1 N 666, выданный Управлению дачным поселком Мозжинка, признан утратившим силу.
На основании постановления главы Одинцовского района N 2225 от 10.10.94 Специальное государственное учреждение "Межрегиональный территориальный орган Минимущества России "Агентство по управлению имуществом РАН" включило земельный участок площадью 105,96 га, расположенный в поселке Мозжинка в реестр федеральной собственности и выдало Российской академии наук свидетельство с приложением - перечнем объектов недвижимости.
24.12.01 распоряжением агентства по управлению имуществом РАН N 67-и указанный земельный участок закреплен за РАН на праве оперативного управления.
Заявитель считает незаконными постановление главы Одинцовского района N 2225 и указанные действия агентства по управлению имуществом РАН по внесению земельного участка площадью 105,96 га, расположенного в пос. Мозжинка, в реестр федеральной собственности и закреплении земельного участка за Российской академией наук на праве оперативного управления и обжалует их в суде.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что спорные земли с 1945 года выделялись под строительство дач действительным членам академии наук, т.е. физическим лицам, и никогда не передавались Академии наук. Академия наук не участвовала в финансировании строительства дач, на нее были возложены отдельные функции по передаче законченных строительством дач в собственность академикам.
"Управление дачными поселками академиков", регулируемое положением с 29.04.1948, являлось самостоятельней хозрасчетной организацией, не являющейся структурным подразделением Академии наук, впоследствии правопреемником которой стало Некоммерческое партнерство "Дачное общество "Дачный поселок академиков РАН "Мозжинка". На протяжении всего времени с 1948 года управление поселком осуществлялось организацией самостоятельно с участием самих академиков.
Также в обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что земельного участка площадью 105,96 га как единого объекта никогда не существовало.
Представители РАН в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, суду представлен отзыв, в котором со ссылкой на п. 1.1 Устава заявителя указывается на то, что земельный участок площадью 105,96 га предоставлен в пользование РАН. Также ссылается на то, что спорный земельный участок не выделялся в пользование физическим лицам, а предоставлялся Академии наук (том 3, л. д. 10 - 15).
Суду представлены дополнительные документы, которые приняты и приобщены к материалам дела (протоколы заседаний президиума РАН, выписки из протоколов, копии ненормативных актов, копии исковых заявлений, копии квитанций и уведомлений о вручении почтовых отправлений).
Агентством по управлению имуществом РАН представлен отзыв, согласно которому ссылается на то, что постановлением главы администрации Одинцовского района N 1702 от 21.06.04 оспариваемое постановление N 2225 от 10.10.94 было отменено. В связи с чем оно не нарушает прав и законных интересов заявителя. Кроме того, по мнению "Агентства по управлению имуществом РАН", заявитель пропустил как общий срок исковой давности, так и срок давности, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, в связи с чем просит прекратить производство по делу в части требования заявителя о признании недействительным постановления N 2225 от 10.10.94.
В остальной части требований РАН просит в удовлетворении требований отказать, поскольку право оперативного управления Академией наук не зарегистрировано, вследствие чего закрепление земельного участка за РАН не нарушает прав заявителя. Кроме того, представители "Агентства по управлению имуществом РАН" ссылаются на то, что закрепление за Академией наук земельного участка не является правоустанавливающим основанием для наделения правами на спорную землю, а носит учетный характер.
Таким образом, по мнению Агентства по управлению имуществом РАН, учет земельного участка в реестре федеральной собственности не влияет на правовой статус земельного участка.
Между тем, как видно из материалов дела, Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 14.10.1945 N 2638 "О постройке дач действительных членов Академии наук СССР" было принято решение о постройке под Москвой и Ленинградом 150 индивидуальных дач для действительных членов академии наук СССР (том 1, л. д. 14 - 15).
Пунктом 2 Постановления предписывалось отвести под строительство дач земельные участки и передать их в бессрочное и бесплатное пользование действительным членам академии наук.
Таким образом, постановлением СовНарКома СССР N 2638 от 14.10.1945 земельные участки отводились действительным членам академии наук СССР, т.е. физическим лицам.
Согласно данному Постановлению строительство должно было осуществляться за счет Главвоенпромстроя при СовНарКоме СССР, НарКомвнешторге СССР, НарКомСтройматериалах СССР.
На Академию наук согласно п. 5 Постановления возлагалась обязанность по составлению смет на строительство дач.
Впоследствии, решением Мособлисполкома от 17.06.1946 N 19 отведен земельный участок площадью 100 га из земель г. Звенигорода, с границей по живому урочищу оврага "Мозжинка" (том 1, л. д. 21 - 22).
Согласно данному решению земельный участок отведен под строительство дач действительным членам академии наук, функции по планированию участка возложены на Академстрой СССР.
Позднее распоряжением Совета Министров СССР N 17075р от 16.11.1947 Академии наук СССР разрешено дополнительно построить 10 дач в пос. Мозжинка для действительных членов академии наук (том 1, л. д. 16 - 20).
Однако согласно данному распоряжению на Академию наук возлагалась только обязанность по передаче завершенных строительством дач в собственность академикам.
В соответствии с п. 13 распоряжения Совета Министров СССР N 17075р от 16.11.1947 Президиуму Академии наук СССР разрешено организовать Управление дачными поселками Академии наук СССР в пос. Мозжинка (том 1, л. д. 18).
Таким образом, земельные участки под строительство дач выделялись физическим лицам - действительным академикам АН СССР.
Доказательств, в том числе ненормативных документов, в подтверждение того, что земля предоставлялась Академии наук, суду не представлено.
Довод РАН о том, что земля отводилась Академии наук, является несостоятельным.
29.04.1948 Президиумом Академии наук СССР утверждено Положение "Об управлении дачными поселками академиков", (том 1, л. д. 24 - 26).
Положением установлено, что "Управление дачным поселком академиков" является самостоятельной организацией, действующей на началах хозрасчета.
Согласно Положению распорядительные функции управления осуществляются управляющим, который назначается Советом владельцев дач, т.е. самими академиками.
В Положении отсутствует указание на то, что управление является структурным подразделением Академии наук и находится в ее подчинении. Кроме того, в соответствии с п. 7 Положения оборотные средства и эксплуатационные средства для покрытия всех расходов по ремонту дач образуются за счет платежей, вносимых владельцами дач - академиками.
Примечанием к п. 5 Положения устанавливалось, что на период 1948 года функции по управлению дачным поселком возлагались на ЖКО Управления делами Академии наук, т.е. функции по управлению дачным поселком временно возлагались на Управление делами академии наук.
Таким образом, довод РАН о том, что Управление дачным поселком является структурным подразделением Академии наук, подчиняется ей, а управляющий назначается Президиумом РАН, необоснован и не соответствует документам, имеющимся в материалах дела.
В период с 1992 года в соответствии с Указом Президента РФ N 323 от 27.12.91 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" земельные участки, выделенные академикам на территории дачного поселка Мозжинка, переданы в собственность физическим лицам, что подтверждается письмом администрации Аксиньинского сельского округа Одинцовского района от 10.11.04 N 1.18/228.
Кроме того, в материалах дела имеются свидетельства на право собственности на земельные участки и постановления главы администрации Аксиньинского сельского округа Одинцовского района о предоставлении земельных участков в собственность гражданам для индивидуального жилищного строительства в пос. Мозжинка (том 1, л. д. 35 - 150, том 2, л. д. 1 - 69).
Право собственности физических лиц на земельные участки "Агентством по управлению имуществом РАН" и Российской академией наук не оспаривается.
Земельные участки предоставления физическим лицам правомерно, в соответствии со ст. ст. 23, 30, 66 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991, с изменениями от 24.12.93, действовавшего на момент передачи участков.
30.06.94 постановлением главы Одинцовского района N 1362 земельный участок площадью 105,96 га, занятый хозяйственными постройками, жилыми строениями, предоставлен "Управлению дачным поселком Мозжинка" в постоянное бессрочное пользование (том 1, л. д. 13).
На основании данного постановления "Управлению дачным поселком академиков Мозжинка" выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования земельного участка МО-20-1 N 666 площадью 105,96 га (том 1, л. д. 29 - 34).
Спорный земельный участок предоставлен "Управлению дачным поселком академиков РАН" в соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РСФСР, что не противоречило "Положению об Управлении дачным поселком академиков РАН".
Оспариваемым постановлением главы администрации Одинцовского района от 10.10.94 N 2225 внесены изменения в постановление N 1362 от 30.06.94 и земельный участок площадью 105,96 га предоставлен Российской академии наук, а государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования земельного участка площадью 105,96 га, МО-20-1 N 666 признан утратившим силу.
В самом оспариваемом постановлении N 2225 от 10.10.94 отсутствует ссылка на закон как на основание его издания.
Российской академией наук суду представлена копия государственного акта МО-20-1 N 732 от 31.10.94 на право собственности на земельный участок площадью 105,96 га, выданный на основании постановления главы администрации Одинцовского района N 2225 от 10.10.94.
Однако оригинал указанного государственного акта суду не представлен, поскольку согласно объяснениям представителя РАН К. он им был утрачен (протокол судебного заседания от 16.02.05).
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что РАН не является титульным владельцем спорного земельного участка.
Согласно ч. 6 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа, если его оригинал не может быть представлен суду.
В соответствии со ст. ст. 28 - 29 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент издания оспариваемого постановления, земельный участок должен был быть изъят из владения "Управления дачным поселком академиков РАН Мозжинка" прежде, чем он мог быть предоставлен Академии наук.
Доказательств изъятия спорного земельного участка из владения "Управления дачным поселком академиков РАН" суду не представлено.
Принимая во внимание изложенное, постановление главы администрации Одинцовского района N 2225 от 10.10.94 нельзя признать законно изданным, поскольку оно вынесено в нарушение действовавшего на момент его издания Земельного кодекса РСФСР.
Постановлением главы администрации Одинцовского района от 21.06.04 N 1702 оспариваемое постановление отменено.
Таким образом, глава администрации Одинцовского района Московской области сам признал неправомерность издания постановления N 2225 от 10.10.94.
Довод "Агентства по управлению имуществом РАН" о том, что предмет спора отсутствует, из-за отмены оспариваемого постановления является несостоятельным.
Постановление N 1702 отменило постановление N 2225 с 21.06.04, тогда как государственный акт МО-20-1 N 732 от 31.10.94 выдан РАН в период действия постановления N 2225.
Оспариваемым постановлением прекращено право пользования заявителя спорным земельным участком, в связи с чем он внесен в реестр федерального имущества и закреплен Академией наук на праве оперативного управления.
Кроме того, как указано выше, оспариваемое постановление действовало в период с 10.10.94 по 21.06.04 и признано недействительным с момента издания отменяющего постановления, т.е. юридически значимые действия, совершенные в период действия постановления N 2225, не могут не нарушать права и законные интересы заявителя.
Таким образом, постановление N 2225 подлежит признанию незаконным с момента его издания, поскольку только при данном условии возможно восстановление нарушенных прав заявителя, т.к. прекращение производства по делу в этой части лишает его права на судебную защиту, что недопустимо в силу прямого указания Конституции РФ.
Нарушение прав заявителя на спорный земельный участок обусловлено тем, что согласно Уставу дачного некоммерческого партнерства "Дачный поселок академиков РАН "Мозжинка" общество является правопреемником "Управления дачным поселком академиков РАН" (том 2, л. д. 94).
Кроме того, суду представлены акт приемки-передачи имущества поселка Мозжинка и информационные письма налоговой инспекции о снятии с учета Управления дачным поселком и постановке на учет Некоммерческого партнерства "Дачное общество "Дачный поселок академиков РАН Мозжинка", что также подтверждает факт правопреемства заявителя в отношении спорных земель.
Образование некоммерческого партнерства "Дачное общество "Дачный поселок академиков РАН Мозжинка" соответствует действующему законодательству о некоммерческих организациях и садоводческих обществах.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если он издан в нарушение действовавшего законодательства и нарушает права и законные интересы заинтересованного юридического лица.
Заявленные возражения "Агентства по управлению имуществом РАН" и Российской академии наук в части применения срока исковой давности не могут быть приняты во внимание, поскольку суду не представлено надлежащих доказательств того, что заявитель знал об оспариваемом постановлении более чем три года назад.
Ссылка РАН в части пропуска срока давности на Устав общества необоснованна, поскольку ни одно положение Устава не основано на оспариваемом постановлении и не ссылается на него.
Кроме того, согласно объяснениям представителей заявителя и материалам дела о существовании постановления N 2225 заявитель узнал 13.09.04 в судебном заседании Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N 10АП-439/04-АК, когда РАН представило распоряжение агентства по управлению имуществом РАН N 67-и от 24.12.01 и свидетельства о внесении спорного земельного участка в реестр федерального имущества.
Данный факт не опровергается ни агентством по управлению имуществом РАН, ни Российской академией наук.
Таким образом, суд не может принять довод о пропуске срока исковой давности, предусмотренного Гражданским кодексом РФ.
Суд не принимает доводы агентства по управлению имуществом РАН о пропуске срока, предусмотренного ч. 3 ст. 198 АПК РФ, поскольку данный срок процессуальный и не является пресекательным. Суд, приняв заявление к рассмотрению, соответственно восстановил данный срок.
Кроме того, в соответствии со ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника об устранении всяких нарушений его права, хотя бы они не были соединены с лишением владения.
Постановлением Правительства РФ N 696 от 03.06.98 утверждено "Положение об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества".
Согласно данному Положению в реестр федеральной собственности включаются только земельные участки, находящиеся в федеральной собственности.
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета РСФСР N 3020-1 от 27.12.91 "О разграничении государственной собственности в РФ", п. 1 и п. 5 ст. 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" только те объекты Российской академии наук являются федеральной собственностью, которые вошли в перечень утверждаемый Правительством РФ.
Согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 826 от 17.07.96, в перечень федеральной собственности, закрепленной за РАН в пос. Мозжинка, включен только "Дом ученых", числящийся за порядковым номером 304.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 02.01.00 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" все земельные участки на территории Российской Федерации подлежат государственному кадастровому учету.
Суду не представлено доказательств прохождения в отношении спорного земельного участка кадастрового учета, т.е. земельный участок площадью 105,96 га в пос. Мозжинка как единый объект не существует.
Таким образом, действия "Агентства по управлению имуществом РАН" по внесению в реестр федеральной собственности спорного земельного участка не правомерны.
Распоряжение N 67-и от 24.12.01 "Агентства по управлению имуществом РАН" о закреплении спорного земельного участка за Академией наук принято на основании того, что спорный земельный участок внесен в реестр федеральной собственности.
Принимая во внимание, что действия Агентства по внесению спорного земельного участка в реестр федеральной собственности неправомерны, то и распоряжение N 67-и от 24.12.01 "Агентства по управлению имуществом РАН" также нельзя признать правомерным, поскольку на его основании РАН наделена полномочиями по осуществлению распорядительными действиями в отношении спорного земельного участка.
Распоряжение N 67-и от 24.12.01 нарушает права и законные интересы заявителя как законного владельца и пользователя спорным земельным участком, которые он осуществляет в соответствии с Уставом.
Кроме того, закрепление за РАН земельных участков в оперативное управление противоречит п. 7 ст. 5, п. 6 ст. 6 Федерального закона N 127-ФЗ от 23.08.96 "О науке и государственной научно-технической политике", согласно которым за академиями наук земельные участки, выделенные им в установленном законом порядке, закрепляются на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с п. 64 Устава РАН земельные участки могут закрепляться за Академией наук в постоянное (бессрочное) пользование (том 3, л. д. 28).
Согласно Уставу на праве оперативного управления за Академией наук может закрепляться имущество, находящееся в федеральной собственности.
Действующее законодательство не предусматривает предоставление какого-либо правомочия в отношении земельных участков на праве оперативного управления.
Также следует отметить, что заявитель и его правопредшественник открыто владели, пользовались, осуществляли управление дачным поселком Мозжинка начиная с 1948 года и по настоящее время.
Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу, что заявленные Некоммерческим партнерством "Дачное общество "Дачный поселок академиков РАН "Мозжинка" требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 167, 176, 201 АПК РФ, суд
заявленные требования Некоммерческого партнерства "Дачное общество "Дачный поселок академиков РАН "Мозжинка" удовлетворить.
1. Признать незаконным постановление главы администрации Одинцовского района Московской области от 10.10.1994 N 2225.
2. Признать незаконными действия Специализированного государственного учреждения "Межрегиональный территориальный орган Минимущества России "Агентство по управлению имуществом РАН" о включении земельного участка площадью 105,96 га, расположенного в поселке Мозжинка Одинцовского района Московской области, в реестр федерального имущества.
3. Обязать Специализированное государственное учреждение "Межрегиональный территориальный орган Минимущества России "Агентство по управлению имуществом РАН" исключить земельный участок площадью 105,96 га, расположенный в поселке Мозжинка Одинцовского района Московской области, из реестра федерального имущества.
4. Обязать Специализированное государственное учреждение "Межрегиональный территориальный орган Минимущества России "Агентство по управлению имуществом РАН" исключить земельный участок площадью 105,96 га, расположенный в Одинцовском районе Московской области, реестровый номер 077Н0001, Приложения к свидетельству о включении в реестр федерального имущества Российской Академии наук (Перечня объектов недвижимости), реестровый номер 077Н0001, номер бланка 088201.
5. Признать недействительным распоряжение Специализированного государственного учреждения "Межрегиональный территориальный орган Минимущества России "Агентство по управлению имуществом РАН" от 24.12.01 N 67-и в части передачи земельного участка площадью 105,96 га, расположенного в Одинцовском районе Московской области, в оперативное управление Российской академии наук.
Возвратить заявителю 6000 рублей государственной пошлины, уплаченной по квитанции Сбербанка РФ от 29.11.04 N 0100.
Выдать справку.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16.02.2005 ПО ДЕЛУ N А41-К2-25136/04
Разделы:Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 февраля 2005 г. Дело N А41-К2-25136/04
16 февраля 2005 г. объявлена резолютивная часть решения.
24 февраля 2005 г. решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи Ш.О.А., протокол судебного заседания вел помощник судьи Б., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) НП "Дачное общество "Дачный поселок академиков РАН "Мозжинка" к администрации Одинцовского района, Специальному государственному учреждению "Межрегиональный территориальный орган Минимущества России "Агентство по управлению имуществом РАН", 3-е лицо - Российская академия наук, о признании незаконными постановления, решения и об обязании совершить действия, при участии в заседании: от заявителя - А. - адвокат, Ю. - председатель правления, Ш.О.В. - представитель, Ж. - адвокат, В. - адвокат, от администрации Одинцовского района - не явился, извещен, от "Агентства по управлению имуществом РАН" - не явился, извещен, от 3-го лица - К. - зам. нач. Мед. Центра РАН,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческое партнерство "Дачное общество "Дачный поселок академиков РАН "Мозжинка" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, в котором просит суд:
- 1. Признать незаконным постановление главы администрации Одинцовского района от 10.10.94 N 2225 "О внесении изменений в постановление главы администрации Одинцовского района от 30.06.94 N 1362";
- 2. Признать незаконным решение Специального государственного учреждения "Межрегиональный территориальный орган Минимущества России "Агентство по управлению Имуществом РАН" о включении земельного участка площадью 105,96 га, расположенного в поселке Мозжинка Одинцовского района Московской области, в реестр федерального имущества и выдачи Российской академии наук свидетельства о включении его в реестр;
- 3. Обязать Специальное государственное учреждение "Межрегиональный "территориальный орган Минимущества России "Агентство по управлению имуществом РАН" исключить из реестра федеральной собственности запись об указанном земельном участке;
- 4. Обязать Специальное государственное учреждение "Межрегиональный территориальный орган Минимущества России "Агентство по управлению имуществом РАН" исключить запись об указанном земельном участке из приложения к свидетельству о внесении в реестр федерального имущества Российской академии наук, реестровый N 0777Н0001, N бланка 088201.
5. Признать недействительным распоряжение от 24.12.01 N 67-и в части передачи земельного участка площадью 105,96 га, расположенного в Одинцовском районе Московской области в оперативное управление Российской академии наук.
В судебном заседании заявитель уточнил в порядке ст. 49 АПК РФ свои требования, изложенные в пункте 2, а именно: просил суд признать незаконными действия агентства по управлению имуществом РАН о включении земельного участка площадью 105,96 га, расположенного в поселке Мозжинка Одинцовского района Московской области, в реестр федерального имущества и выдачи РАН свидетельства о включении указанного участка в реестр федерального имущества.
Уточнения судом приняты.
Администрация Одинцовского района в судебное заседание не явилась, заявленные требования не оспорила, отзыв не представила.
Агентство по управлению имуществом РАН в судебное заседание не явилось, представило отзыв, в котором заявленные требования не признает, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление на момент рассмотрения спора отменено самим главой Одинцовского района, а право оперативного управления спорным земельным участком за Академией наук не зарегистрировано.
Дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие администрации Одинцовского района и агентства по управлению имуществом РАН, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Представители заявителя в судебном заседании пояснили, что постановлением главы администрации Одинцовского района от 10.10.94 N 2225 "О внесении изменений в постановление главы администрации Одинцовского района от 30.06.94 N 1362" земельный участок площадью 105,96 га предоставлен в бессрочное пользование РАН, а государственный акт на право постоянного бессрочного пользования землей МО-20-1 N 666, выданный Управлению дачным поселком Мозжинка, признан утратившим силу.
На основании постановления главы Одинцовского района N 2225 от 10.10.94 Специальное государственное учреждение "Межрегиональный территориальный орган Минимущества России "Агентство по управлению имуществом РАН" включило земельный участок площадью 105,96 га, расположенный в поселке Мозжинка в реестр федеральной собственности и выдало Российской академии наук свидетельство с приложением - перечнем объектов недвижимости.
24.12.01 распоряжением агентства по управлению имуществом РАН N 67-и указанный земельный участок закреплен за РАН на праве оперативного управления.
Заявитель считает незаконными постановление главы Одинцовского района N 2225 и указанные действия агентства по управлению имуществом РАН по внесению земельного участка площадью 105,96 га, расположенного в пос. Мозжинка, в реестр федеральной собственности и закреплении земельного участка за Российской академией наук на праве оперативного управления и обжалует их в суде.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что спорные земли с 1945 года выделялись под строительство дач действительным членам академии наук, т.е. физическим лицам, и никогда не передавались Академии наук. Академия наук не участвовала в финансировании строительства дач, на нее были возложены отдельные функции по передаче законченных строительством дач в собственность академикам.
"Управление дачными поселками академиков", регулируемое положением с 29.04.1948, являлось самостоятельней хозрасчетной организацией, не являющейся структурным подразделением Академии наук, впоследствии правопреемником которой стало Некоммерческое партнерство "Дачное общество "Дачный поселок академиков РАН "Мозжинка". На протяжении всего времени с 1948 года управление поселком осуществлялось организацией самостоятельно с участием самих академиков.
Также в обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что земельного участка площадью 105,96 га как единого объекта никогда не существовало.
Представители РАН в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, суду представлен отзыв, в котором со ссылкой на п. 1.1 Устава заявителя указывается на то, что земельный участок площадью 105,96 га предоставлен в пользование РАН. Также ссылается на то, что спорный земельный участок не выделялся в пользование физическим лицам, а предоставлялся Академии наук (том 3, л. д. 10 - 15).
Суду представлены дополнительные документы, которые приняты и приобщены к материалам дела (протоколы заседаний президиума РАН, выписки из протоколов, копии ненормативных актов, копии исковых заявлений, копии квитанций и уведомлений о вручении почтовых отправлений).
Агентством по управлению имуществом РАН представлен отзыв, согласно которому ссылается на то, что постановлением главы администрации Одинцовского района N 1702 от 21.06.04 оспариваемое постановление N 2225 от 10.10.94 было отменено. В связи с чем оно не нарушает прав и законных интересов заявителя. Кроме того, по мнению "Агентства по управлению имуществом РАН", заявитель пропустил как общий срок исковой давности, так и срок давности, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, в связи с чем просит прекратить производство по делу в части требования заявителя о признании недействительным постановления N 2225 от 10.10.94.
В остальной части требований РАН просит в удовлетворении требований отказать, поскольку право оперативного управления Академией наук не зарегистрировано, вследствие чего закрепление земельного участка за РАН не нарушает прав заявителя. Кроме того, представители "Агентства по управлению имуществом РАН" ссылаются на то, что закрепление за Академией наук земельного участка не является правоустанавливающим основанием для наделения правами на спорную землю, а носит учетный характер.
Таким образом, по мнению Агентства по управлению имуществом РАН, учет земельного участка в реестре федеральной собственности не влияет на правовой статус земельного участка.
Между тем, как видно из материалов дела, Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 14.10.1945 N 2638 "О постройке дач действительных членов Академии наук СССР" было принято решение о постройке под Москвой и Ленинградом 150 индивидуальных дач для действительных членов академии наук СССР (том 1, л. д. 14 - 15).
Пунктом 2 Постановления предписывалось отвести под строительство дач земельные участки и передать их в бессрочное и бесплатное пользование действительным членам академии наук.
Таким образом, постановлением СовНарКома СССР N 2638 от 14.10.1945 земельные участки отводились действительным членам академии наук СССР, т.е. физическим лицам.
Согласно данному Постановлению строительство должно было осуществляться за счет Главвоенпромстроя при СовНарКоме СССР, НарКомвнешторге СССР, НарКомСтройматериалах СССР.
На Академию наук согласно п. 5 Постановления возлагалась обязанность по составлению смет на строительство дач.
Впоследствии, решением Мособлисполкома от 17.06.1946 N 19 отведен земельный участок площадью 100 га из земель г. Звенигорода, с границей по живому урочищу оврага "Мозжинка" (том 1, л. д. 21 - 22).
Согласно данному решению земельный участок отведен под строительство дач действительным членам академии наук, функции по планированию участка возложены на Академстрой СССР.
Позднее распоряжением Совета Министров СССР N 17075р от 16.11.1947 Академии наук СССР разрешено дополнительно построить 10 дач в пос. Мозжинка для действительных членов академии наук (том 1, л. д. 16 - 20).
Однако согласно данному распоряжению на Академию наук возлагалась только обязанность по передаче завершенных строительством дач в собственность академикам.
В соответствии с п. 13 распоряжения Совета Министров СССР N 17075р от 16.11.1947 Президиуму Академии наук СССР разрешено организовать Управление дачными поселками Академии наук СССР в пос. Мозжинка (том 1, л. д. 18).
Таким образом, земельные участки под строительство дач выделялись физическим лицам - действительным академикам АН СССР.
Доказательств, в том числе ненормативных документов, в подтверждение того, что земля предоставлялась Академии наук, суду не представлено.
Довод РАН о том, что земля отводилась Академии наук, является несостоятельным.
29.04.1948 Президиумом Академии наук СССР утверждено Положение "Об управлении дачными поселками академиков", (том 1, л. д. 24 - 26).
Положением установлено, что "Управление дачным поселком академиков" является самостоятельной организацией, действующей на началах хозрасчета.
Согласно Положению распорядительные функции управления осуществляются управляющим, который назначается Советом владельцев дач, т.е. самими академиками.
В Положении отсутствует указание на то, что управление является структурным подразделением Академии наук и находится в ее подчинении. Кроме того, в соответствии с п. 7 Положения оборотные средства и эксплуатационные средства для покрытия всех расходов по ремонту дач образуются за счет платежей, вносимых владельцами дач - академиками.
Примечанием к п. 5 Положения устанавливалось, что на период 1948 года функции по управлению дачным поселком возлагались на ЖКО Управления делами Академии наук, т.е. функции по управлению дачным поселком временно возлагались на Управление делами академии наук.
Таким образом, довод РАН о том, что Управление дачным поселком является структурным подразделением Академии наук, подчиняется ей, а управляющий назначается Президиумом РАН, необоснован и не соответствует документам, имеющимся в материалах дела.
В период с 1992 года в соответствии с Указом Президента РФ N 323 от 27.12.91 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" земельные участки, выделенные академикам на территории дачного поселка Мозжинка, переданы в собственность физическим лицам, что подтверждается письмом администрации Аксиньинского сельского округа Одинцовского района от 10.11.04 N 1.18/228.
Кроме того, в материалах дела имеются свидетельства на право собственности на земельные участки и постановления главы администрации Аксиньинского сельского округа Одинцовского района о предоставлении земельных участков в собственность гражданам для индивидуального жилищного строительства в пос. Мозжинка (том 1, л. д. 35 - 150, том 2, л. д. 1 - 69).
Право собственности физических лиц на земельные участки "Агентством по управлению имуществом РАН" и Российской академией наук не оспаривается.
Земельные участки предоставления физическим лицам правомерно, в соответствии со ст. ст. 23, 30, 66 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991, с изменениями от 24.12.93, действовавшего на момент передачи участков.
30.06.94 постановлением главы Одинцовского района N 1362 земельный участок площадью 105,96 га, занятый хозяйственными постройками, жилыми строениями, предоставлен "Управлению дачным поселком Мозжинка" в постоянное бессрочное пользование (том 1, л. д. 13).
На основании данного постановления "Управлению дачным поселком академиков Мозжинка" выдан государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования земельного участка МО-20-1 N 666 площадью 105,96 га (том 1, л. д. 29 - 34).
Спорный земельный участок предоставлен "Управлению дачным поселком академиков РАН" в соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РСФСР, что не противоречило "Положению об Управлении дачным поселком академиков РАН".
Оспариваемым постановлением главы администрации Одинцовского района от 10.10.94 N 2225 внесены изменения в постановление N 1362 от 30.06.94 и земельный участок площадью 105,96 га предоставлен Российской академии наук, а государственный акт на право постоянного (бессрочного) пользования земельного участка площадью 105,96 га, МО-20-1 N 666 признан утратившим силу.
В самом оспариваемом постановлении N 2225 от 10.10.94 отсутствует ссылка на закон как на основание его издания.
Российской академией наук суду представлена копия государственного акта МО-20-1 N 732 от 31.10.94 на право собственности на земельный участок площадью 105,96 га, выданный на основании постановления главы администрации Одинцовского района N 2225 от 10.10.94.
Однако оригинал указанного государственного акта суду не представлен, поскольку согласно объяснениям представителя РАН К. он им был утрачен (протокол судебного заседания от 16.02.05).
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что РАН не является титульным владельцем спорного земельного участка.
Согласно ч. 6 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа, если его оригинал не может быть представлен суду.
В соответствии со ст. ст. 28 - 29 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент издания оспариваемого постановления, земельный участок должен был быть изъят из владения "Управления дачным поселком академиков РАН Мозжинка" прежде, чем он мог быть предоставлен Академии наук.
Доказательств изъятия спорного земельного участка из владения "Управления дачным поселком академиков РАН" суду не представлено.
Принимая во внимание изложенное, постановление главы администрации Одинцовского района N 2225 от 10.10.94 нельзя признать законно изданным, поскольку оно вынесено в нарушение действовавшего на момент его издания Земельного кодекса РСФСР.
Постановлением главы администрации Одинцовского района от 21.06.04 N 1702 оспариваемое постановление отменено.
Таким образом, глава администрации Одинцовского района Московской области сам признал неправомерность издания постановления N 2225 от 10.10.94.
Довод "Агентства по управлению имуществом РАН" о том, что предмет спора отсутствует, из-за отмены оспариваемого постановления является несостоятельным.
Постановление N 1702 отменило постановление N 2225 с 21.06.04, тогда как государственный акт МО-20-1 N 732 от 31.10.94 выдан РАН в период действия постановления N 2225.
Оспариваемым постановлением прекращено право пользования заявителя спорным земельным участком, в связи с чем он внесен в реестр федерального имущества и закреплен Академией наук на праве оперативного управления.
Кроме того, как указано выше, оспариваемое постановление действовало в период с 10.10.94 по 21.06.04 и признано недействительным с момента издания отменяющего постановления, т.е. юридически значимые действия, совершенные в период действия постановления N 2225, не могут не нарушать права и законные интересы заявителя.
Таким образом, постановление N 2225 подлежит признанию незаконным с момента его издания, поскольку только при данном условии возможно восстановление нарушенных прав заявителя, т.к. прекращение производства по делу в этой части лишает его права на судебную защиту, что недопустимо в силу прямого указания Конституции РФ.
Нарушение прав заявителя на спорный земельный участок обусловлено тем, что согласно Уставу дачного некоммерческого партнерства "Дачный поселок академиков РАН "Мозжинка" общество является правопреемником "Управления дачным поселком академиков РАН" (том 2, л. д. 94).
Кроме того, суду представлены акт приемки-передачи имущества поселка Мозжинка и информационные письма налоговой инспекции о снятии с учета Управления дачным поселком и постановке на учет Некоммерческого партнерства "Дачное общество "Дачный поселок академиков РАН Мозжинка", что также подтверждает факт правопреемства заявителя в отношении спорных земель.
Образование некоммерческого партнерства "Дачное общество "Дачный поселок академиков РАН Мозжинка" соответствует действующему законодательству о некоммерческих организациях и садоводческих обществах.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если он издан в нарушение действовавшего законодательства и нарушает права и законные интересы заинтересованного юридического лица.
Заявленные возражения "Агентства по управлению имуществом РАН" и Российской академии наук в части применения срока исковой давности не могут быть приняты во внимание, поскольку суду не представлено надлежащих доказательств того, что заявитель знал об оспариваемом постановлении более чем три года назад.
Ссылка РАН в части пропуска срока давности на Устав общества необоснованна, поскольку ни одно положение Устава не основано на оспариваемом постановлении и не ссылается на него.
Кроме того, согласно объяснениям представителей заявителя и материалам дела о существовании постановления N 2225 заявитель узнал 13.09.04 в судебном заседании Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N 10АП-439/04-АК, когда РАН представило распоряжение агентства по управлению имуществом РАН N 67-и от 24.12.01 и свидетельства о внесении спорного земельного участка в реестр федерального имущества.
Данный факт не опровергается ни агентством по управлению имуществом РАН, ни Российской академией наук.
Таким образом, суд не может принять довод о пропуске срока исковой давности, предусмотренного Гражданским кодексом РФ.
Суд не принимает доводы агентства по управлению имуществом РАН о пропуске срока, предусмотренного ч. 3 ст. 198 АПК РФ, поскольку данный срок процессуальный и не является пресекательным. Суд, приняв заявление к рассмотрению, соответственно восстановил данный срок.
Кроме того, в соответствии со ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника об устранении всяких нарушений его права, хотя бы они не были соединены с лишением владения.
Постановлением Правительства РФ N 696 от 03.06.98 утверждено "Положение об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества".
Согласно данному Положению в реестр федеральной собственности включаются только земельные участки, находящиеся в федеральной собственности.
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета РСФСР N 3020-1 от 27.12.91 "О разграничении государственной собственности в РФ", п. 1 и п. 5 ст. 6 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" только те объекты Российской академии наук являются федеральной собственностью, которые вошли в перечень утверждаемый Правительством РФ.
Согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 826 от 17.07.96, в перечень федеральной собственности, закрепленной за РАН в пос. Мозжинка, включен только "Дом ученых", числящийся за порядковым номером 304.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 02.01.00 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" все земельные участки на территории Российской Федерации подлежат государственному кадастровому учету.
Суду не представлено доказательств прохождения в отношении спорного земельного участка кадастрового учета, т.е. земельный участок площадью 105,96 га в пос. Мозжинка как единый объект не существует.
Таким образом, действия "Агентства по управлению имуществом РАН" по внесению в реестр федеральной собственности спорного земельного участка не правомерны.
Распоряжение N 67-и от 24.12.01 "Агентства по управлению имуществом РАН" о закреплении спорного земельного участка за Академией наук принято на основании того, что спорный земельный участок внесен в реестр федеральной собственности.
Принимая во внимание, что действия Агентства по внесению спорного земельного участка в реестр федеральной собственности неправомерны, то и распоряжение N 67-и от 24.12.01 "Агентства по управлению имуществом РАН" также нельзя признать правомерным, поскольку на его основании РАН наделена полномочиями по осуществлению распорядительными действиями в отношении спорного земельного участка.
Распоряжение N 67-и от 24.12.01 нарушает права и законные интересы заявителя как законного владельца и пользователя спорным земельным участком, которые он осуществляет в соответствии с Уставом.
Кроме того, закрепление за РАН земельных участков в оперативное управление противоречит п. 7 ст. 5, п. 6 ст. 6 Федерального закона N 127-ФЗ от 23.08.96 "О науке и государственной научно-технической политике", согласно которым за академиями наук земельные участки, выделенные им в установленном законом порядке, закрепляются на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с п. 64 Устава РАН земельные участки могут закрепляться за Академией наук в постоянное (бессрочное) пользование (том 3, л. д. 28).
Согласно Уставу на праве оперативного управления за Академией наук может закрепляться имущество, находящееся в федеральной собственности.
Действующее законодательство не предусматривает предоставление какого-либо правомочия в отношении земельных участков на праве оперативного управления.
Также следует отметить, что заявитель и его правопредшественник открыто владели, пользовались, осуществляли управление дачным поселком Мозжинка начиная с 1948 года и по настоящее время.
Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу, что заявленные Некоммерческим партнерством "Дачное общество "Дачный поселок академиков РАН "Мозжинка" требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 167, 176, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
заявленные требования Некоммерческого партнерства "Дачное общество "Дачный поселок академиков РАН "Мозжинка" удовлетворить.
1. Признать незаконным постановление главы администрации Одинцовского района Московской области от 10.10.1994 N 2225.
2. Признать незаконными действия Специализированного государственного учреждения "Межрегиональный территориальный орган Минимущества России "Агентство по управлению имуществом РАН" о включении земельного участка площадью 105,96 га, расположенного в поселке Мозжинка Одинцовского района Московской области, в реестр федерального имущества.
3. Обязать Специализированное государственное учреждение "Межрегиональный территориальный орган Минимущества России "Агентство по управлению имуществом РАН" исключить земельный участок площадью 105,96 га, расположенный в поселке Мозжинка Одинцовского района Московской области, из реестра федерального имущества.
4. Обязать Специализированное государственное учреждение "Межрегиональный территориальный орган Минимущества России "Агентство по управлению имуществом РАН" исключить земельный участок площадью 105,96 га, расположенный в Одинцовском районе Московской области, реестровый номер 077Н0001, Приложения к свидетельству о включении в реестр федерального имущества Российской Академии наук (Перечня объектов недвижимости), реестровый номер 077Н0001, номер бланка 088201.
5. Признать недействительным распоряжение Специализированного государственного учреждения "Межрегиональный территориальный орган Минимущества России "Агентство по управлению имуществом РАН" от 24.12.01 N 67-и в части передачи земельного участка площадью 105,96 га, расположенного в Одинцовском районе Московской области, в оперативное управление Российской академии наук.
Возвратить заявителю 6000 рублей государственной пошлины, уплаченной по квитанции Сбербанка РФ от 29.11.04 N 0100.
Выдать справку.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)