Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 13.05.2010 ПО ДЕЛУ N А28-15060/2009

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2010 г. по делу N А28-15060/2009


Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Шутиковой Т.В.
при участии представителей от заявителя: Шиляева А.Ю., доверенность от 29.12.2009
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу - открытого акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания"
на решение Арбитражного суда Кировской области от 07.12.2009,
принятое судьей Кононовым П.И., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.02.2010,
принятое судьями Перминовой Г.Г., Буториной Г.Г., Лысовой Т.В.,
по делу N А28-15060/2009
по заявлению открытого акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания"
к администрации муниципального образования "город Киров"
о признании частично недействительным постановления
и
установил:

открытое акционерное общество "Кировская теплоснабжающая компания" (далее - ОАО "КТК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации муниципального образования "город Киров" (далее - Администрация) о признании пунктов 1, 3 и 4 постановления от 29.09.2009 N 4154-П "О начале отопительного периода 2009-2010 в городе Кирове" недействительными.
Решением от 07.12.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.02.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ОАО "КТК" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на буквальное толкование пункта 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пункта 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, заявитель жалобы считает, что указанные нормы не были положены судами в основу судебных актов, суды сочли их не единственным и не безусловным основанием для принятия органом местного самоуправления решения о начале отопительного периода; выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Общества, пункт 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пункта 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 носят императивный характер, принятием указанных норм законодатель урегулировал вопрос о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в связи с чем не могут быть приняты во внимание иные нормы действующего законодательства, приведенные судом первой инстанции в обоснование законности оспариваемого постановления. На его взгляд, представленные Администрацией в материалы дела доказательства (письмо начальника Управления здравоохранения Администрации Малкова А.Е. от 22.09.2009) не свидетельствуют о наличии достаточных оснований для досрочного (в понимании наличия температурных предпосылок) начала отопительного периода. Отсутствует причинно-следственная связь между ростом числа вирусных заболеваний населения города Кирова и неподачей теплоносителя в центральные системы теплоснабжения города Кирова, поскольку вирусные и (или) простудные заболевания вызываются рядом факторов, в числе которых отсутствие отопления не является главным. Кроме того, заявитель указывает на нарушение оспариваемым постановлением прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу возразила против доводов заявителя, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов; в ходатайстве от 06.05.2010 N 143-12-11 просит рассмотреть указанную жалобу без участия своего представителя.
Законность принятых Арбитражным судом Кировской области решения и Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 29.09.2009 глава Администрации вынес постановление N 4154-П "О начале отопительного периода 2009-2010 годов в городе Кирове", опубликованное в газете "Наш Город. Газета муниципального образования "Город Киров" от 30.09.2009 N 61.
В пункте 1 Постановления N 4154-П установлено начало отопительного периода в муниципальном образовании "Город Киров" с 30.09.2009, в пункте 3 утвержден график очередности включения систем отопления потребителей тепловой энергии, в пункте 4 ОАО "КТК" и другим теплоснабжающим организациям рекомендовано обеспечить подачу теплоносителя в соответствии с утвержденным графиком.
Общество посчитало пункты 1, 3 и 4 оспариваемого постановления несоответствующими пункту 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пункту 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, и обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пунктом 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, частью 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", статьей 11, абзацем 1 статьи 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, абзацем 3 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.2.1002-00, утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 15.12.2000, Арбитражный суд Кировской области отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что по состоянию на 29.09.2009 у Администрации имелись законные основания для издания оспариваемого постановления. Постановление N 4154-П не нарушает права заявителя в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение в силе.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
По правилам части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Постановление от 29.09.2009 N 4154-П "О начале отопительного периода 2009 - 2010 в городе Кирове" отвечает критериям ненормативного правового акта, поскольку содержит обязательные предписания индивидуального характера для определенного круга субъектов исполнения, влекущие для них юридические последствия.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в частности организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Частью 1 статьи 29 Устава муниципального образования "Город Киров", принятого решением Кировской городской Думы от 29.06.2005 N 42/19 установлено, что Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кировской области.
В соответствии с пунктом 5 части 6 статьи 29 Устава муниципального образования "Город Киров" к компетенции Администрации относится организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В пункте 2.6.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, предусмотрено, что начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.
Таким образом, Администрация является органом, уполномоченным в соответствии с действующим законодательством определять сроки начала отопительного периода.
В силу пункта 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 градусов Цельсия, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 градусов Цельсия в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.
Аналогичные нормы содержатся в пункте 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115).
В соответствии с абзацем 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 307 настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
Сфера регулирования Правил N 115 определена пунктом 1.1 данных Правил, в соответствии с которым Правила эксплуатации устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Таким образом, суды обеих инстанций сделали правильный вывод о том, что Правила N 307 и Правила N 115 нельзя рассматривать как единственные нормативные правовые акты, устанавливающие права и обязанности органов местного самоуправления, как ограничивающие право органов местного самоуправления установить более ранние сроки начала отопительного периода.
Как следует из материалов дела и установили суды, постановлением главы Администрации муниципального образования "Город Киров" от 29.09.2009 N 4154-П "О начале отопительного периода 2009-2010 годов в городе Кирове" установлено начало отопительного периода в муниципальном образовании "Город Киров" с 30.09.2009 (пункт 1). В пункте 3 указанного постановления утвержден график очередности включения систем отопления потребителей тепловой энергии. В пункте 4 постановления ОАО "КТК" и другим теплоснабжающим организациям рекомендовано обеспечить подачу теплоносителя в соответствии с утвержденным графиком.
Согласно справке Государственного учреждения "Кировский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 28.09.2009 N 01-32/2054 (том 1 лист дела 18) о среднесуточной температуре воздуха в городе Кирове за период с 20.09.2009 по 27.09.2009, среднесуточная температура в указанный период (5 суток) составила + 7,7 градусов Цельсия, то есть ниже +8 градусов Цельсия. Более того, материалами дела подтверждается, что оспариваемое постановление было принято в связи с прогнозируемым похолоданием (отрицательная температура наружного воздуха) и необходимостью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения города Кирова.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое постановление принято главой Администрации в соответствии с действующим законодательством, в пределах его полномочий, с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 12 Правил N 307 и пунктом 11.7 Правил N 115, а также в соответствии с необходимостью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения города Кирова.
Доказательств того, что спорным постановлением нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, материалы дела не содержат.
Ссылка Общества на решение Октябрьского районного суда города Кирова от 07.10.2009 и определение Судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 12.11.2009 несостоятельна.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Кировской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей, уплаченная по платежному поручению от 09.04.2010 N 1452, подлежит отнесению на ОАО "КТК", а излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 000 рублей - возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Кировской области от 07.12.2009 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.02.2010 по делу N А28-15060/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кировская теплоснабжающая компания" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Кировская теплоснабжающая компания" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1 000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 09.04.2010 N 1452. Справку на возврат выдать.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА

Судьи
Н.Ю.БАШЕВА
Т.В.ШУТИКОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)