Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 15 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова
судей Л.Ю. Ротко, С.В. Шевченко
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Лукониной
при участии:
извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Объединенная управляющая компания Спектр"
апелляционное производство N 05АП-7543/2011
на решение от 08.09.2011
судьи Ж.А. Стриж
по делу N А24-2569/2011 Арбитражного суда Камчатского края
по иску государственного унитарного предприятия "Камчатсккоммунэнерго" (ИНН 4100001566, ОГРН 1024101024408, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Зеркальная, 50/1)
к обществу с ограниченной ответственностью "Объединенная управляющая компания Спектр" (ИНН 4105032110, ОГРН 1074141000955, Камчатский край, Елизовский район, г. Елизово, ул. Вилюйская, 6)
о взыскании 42 622 320 руб. 53 коп.
установил:
Государственное унитарное предприятие "Камчатсккоммунэнерго" обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Объединенная управляющая компания Спектр" 42 163 826 руб. 81 коп. долга за фактически поставленную в период с 01.01.2010 по 31.01.2010 тепловую энергию и ГВС (с учетом уточнения исковых требований, заявленного истцом и удовлетворенного судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 08.09.2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, ответчик обратился с апелляционной жалобой об его отмене. В обоснование указал, что судом не был исследован вопрос о том, является ли ГУП "Камчатсккоммунэнерго" надлежащим истцом по делу. По мнению ответчика, истец неправомерно начисляет стоимость тепловой энергии в том периоде, когда фактически тепловая энергия не подавалась. Считает, что оплата за отопление должна производиться с учетом продолжительности отопительного сезона. Также, по мнению ответчика, истец неправомерно взыскивает стоимость горячего водоснабжения в тех домах, в которых отсутствует система централизованного водоснабжения.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции надлежаще извещенные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили. Коллегия, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассмотрела апелляционную жалобу по существу в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся в деле доказательствам. При этом суд отказывает в приобщении дополнительного доказательства по делу: письма Администрации Елизовского городского поселения о порядке применения Постановления N 114-П на основании статей 159, 184 - 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом требований части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку указанный документ не имеет отношения к существу рассматриваемого спора.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Объединенная управляющая компания Спектр" осуществляет управление жилыми многоквартирными домами в городе Елизово, расположенными по следующим адресам: ул. В. Кручины, 8, 12б; ул. Ленина, 26, 28, 32, 32а, 34, 36, 30а; ул. Рябикова, 51, 51а, 49, 54; пер. Тимирязевский, 2, 6, 8; ул. 40 лет Октября, 1, 16; ул. Ленина, 27, 22а, 29; ул. Чкалова, 8; ул. Геофизическая, 17; ул. Школьная, 7,9; ул. Красноярская, 4, 2а.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ответчик, являясь управляющей компанией, в силу ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), выступает по отношению к населению управляемого им жилого фонда исполнителем коммунальных услуг.
Обязанность исполнителя коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, предусмотрена подпунктом "в" пункта 49 Правил N 307. Однако договор на поставку тепловой энергии и ГВС в жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, между сторонами заключен не был.
В соответствии с п. 2 информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением или расторжением договоров" N 14 от 05.05.1997, в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Таким образом, между сторонами сложились обязательственные отношения по энергоснабжению, регулируемые параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Истец в спорный период с 01.01.2010 по 31.01.2011 в отсутствие заключенного с ответчиком письменного договора, осуществлял теплоснабжение и подачу горячей воды в жилые дома, находящиеся в управлении ООО "Объединенная управляющая компания Спектр", а население этих домов потребляло коммунальный ресурс.
Согласно представленному расчету истца, последний в оспариваемый период поставил тепловой энергии в количестве 20 519,67247 Гкал на сумму 79 206 021 руб. 90 коп. и горячей воды в количестве 125 392,77 куб. м на сумму 24 110 476 руб. 61 коп. Всего отпущено коммунального ресурса на сумму 103 316 498 руб. 51 коп. Ответчиком частично оплачен полученный коммунальный ресурс в сумме 61 152 671 руб. 70 коп. Таким образом, задолженность составляет 42 163 826,81 руб., за взысканием которой истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. В соответствии с п. 19 Правил, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для горячего водоснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Размер платы за горячее водоснабжение (руб.) определяется как произведение величин: количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.) на норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для горячего водоснабжения - куб. м в месяц на 1 чел.) на тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для горячего водоснабжения - руб. /куб. м). Размер платы за отопление в данном случае на основании указанного пункта должен определяться в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам и исчисляться как произведение общей площади i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м) на норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м) и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал).
Учет тепловой энергии и ГВС производился истцом: для жилых домов, оборудованных общедомовыми приборами учета - согласно предоставленным сведениям, а для жилых домов, в которых общедомовые приборы учета отсутствуют - по нормативу. При расчете учтена общая площадь жилого дома, сведения о количестве граждан, проживающих в нем, тарифы на отопление и горячее водоснабжение для населения, а также нормативы потребления коммунальных услуг для населения.
Постановлениями Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 25.12.2009 г. N 97 и от 28.12.2010 N 341 утверждены на 2010 год и на 2011 год тарифы на тепловую энергию, поставляемую ГУП "Камчатсккоммунэнерго" для населения Елизовского городского поселения в размере 3271,19 руб. /Гкал (без НДС). Постановлением Администрации Елизовского городского поселения от 18.03.2009 N 85-П с учетом постановления администрации Елизовского гродского поселения от 25.12.2009 N 394 утверждены на январь 2010 года тарифы на ГВС для населения и исполнителей коммунальных услуг - 169,25 руб. за 1 куб. м (без НДС); и на горячую воду из системы отопления - 126,09 руб. за 1 куб. м (без НДС) и на период с 01.02.2010 по 31.01.2011 утверждены тарифы - 219,22 руб. за 1 куб. м (без НДС) и на горячую воду из системы отопления в размере 154,12 руб. за 1 куб. м (без НДС) (постановление от 18.01.2010 г. N 09-П).
Постановлением главы Елизовского городского поселения от 25.04.2008 г. N 114-п на оспариваемый период утверждены нормативы потребления коммунальных услуг для населения Елизовского городского поселения на отопление - 0,02094 Гкал в месяц, на горячее водоснабжение для зданий с централизованным горячим водоснабжением и с горячим водоснабжением из системы отопления - 3,19 куб. м в месяц.
Проверив произведенный истцом расчет, апелляционный суд признает его нормативно обоснованным и документально подтвержденным, а также арифметически верным.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истец ресурсоснабжающей организацией не является, суд апелляционной инстанции не находит обоснованным в силу следующего.
По смыслу части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации стороной договора энергоснабжения являются энергоснабжающая организация, поставляющая абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию. Энергоснабжающая организация - коммерческая организация независимо от организационно - правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергией (согласно Правилам учета электрической энергии, утв. Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996).
Доказательств того, что ГУП "Камчатсккоммунэнерго" не является сетевой или энергоснабжающей организацией, у него отсутствуют технические возможности по поставке тепловой энергии, т.е. истец не отвечает вышеуказанным требованиям, в связи с чем заключать договоры энергоснабжения (на поставку тепловой энергии) указанное лицо не имеет права в силу указанных норм действующего законодательства, ответчиком в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено, при том что для ГУП "Камчатсккоммунэнерго" уполномоченным органом утверждены тарифы на отопление и ГВС, которые подлежат установлению только для энергоснабжающих организаций. Также ответчиком не представлено доказательств того, что население жилого фонда, который находится в управлении ООО "ОУК Спектр", потребляло коммунальный ресурс, поставленный иным лицом.
По мнению ответчика, истец неправомерно начисляет стоимость теплоэнергии в том периоде, когда фактически тепловая энергия не подавалась. Считает, что оплата за отопление должна производиться с учетом продолжительности отопительного сезона.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307 под нормативом потребления коммунальных услуг поднимается месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в Правилах N 307. Такой норматив отопления утвержден Постановлением главы Елизовского городского поселения от 25.04.2008 г. N 114-п в размере потребления тепловой энергии на отопление 1 кв. м жилого помещения равного 0,02094 Гкал в месяц, исходя из годового норматива потребления теплоэнергии - 0,25123 Гкал.
Доказательств того, что указанный норматив отопления, применяемый истцом в расчетах, утвержден органом местного самоуправления исходя из периода, в котором теплоэнергия фактически поставляется населению (отопительный сезон), а не объема годового теплопотребления, равно как и наличия согласия сторон о неприменении данных нормативов в межотопительный период с последующей корректировкой начислений, в деле не имеется.
Следовательно, установленный уполномоченным органом норматив отопления исходя из годового потребления такого ресурса и равномерного распределения расходов населения по оплате отопления на каждый месяц в течение всего года, обоснованно применен истцом в своих расчетах, что согласуется с положением статьи 544 ГК РФ в ее взаимосвязи с положениями статьи 157 Жилищного кодекса РФ и раздела III Правил N 307.
Также, по мнению ответчика, истец неправомерно взыскивает стоимость горячего водоснабжения в тех домах, в которых отсутствует система централизованного водоснабжения.
Как установлено судом, Постановлением главы Елизовского городского поселения и Постановлением Администрации Елизовского городского поселения утверждены нормативы потребления и тарифы на горячее водоснабжение как для домов с централизованным горячим водоснабжением, так и для домов с горячим водоснабжением из системы отопления. Из расчета истца видно, что последний при расчете объема коммунального ресурса и его стоимости применяет нормативы потребления горячего водоснабжения и тарифы, установленные именно для домов с централизованным горячим водоснабжением и для домов с горячим водоснабжением из системы отопления.
Таким образом, поскольку уполномоченным органом установлены нормативы и тарифы с учетом специфики зданий, в которые подается коммунальный ресурс, довод ответчика об отсутствии у него обязанности оплаты горячего водоснабжения по тем домам, в которых отсутствует централизованное ГВС, суд считает несостоятельным.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 08.09.2011 по делу N А24-2569/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.11.2011 N 05АП-7543/2011 ПО ДЕЛУ N А24-2569/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2011 г. N 05АП-7543/2011
Дело N А24-2569/2011
Резолютивная часть постановления оглашена 15 ноября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 ноября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова
судей Л.Ю. Ротко, С.В. Шевченко
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Лукониной
при участии:
извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Объединенная управляющая компания Спектр"
апелляционное производство N 05АП-7543/2011
на решение от 08.09.2011
судьи Ж.А. Стриж
по делу N А24-2569/2011 Арбитражного суда Камчатского края
по иску государственного унитарного предприятия "Камчатсккоммунэнерго" (ИНН 4100001566, ОГРН 1024101024408, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Зеркальная, 50/1)
к обществу с ограниченной ответственностью "Объединенная управляющая компания Спектр" (ИНН 4105032110, ОГРН 1074141000955, Камчатский край, Елизовский район, г. Елизово, ул. Вилюйская, 6)
о взыскании 42 622 320 руб. 53 коп.
установил:
Государственное унитарное предприятие "Камчатсккоммунэнерго" обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Объединенная управляющая компания Спектр" 42 163 826 руб. 81 коп. долга за фактически поставленную в период с 01.01.2010 по 31.01.2010 тепловую энергию и ГВС (с учетом уточнения исковых требований, заявленного истцом и удовлетворенного судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 08.09.2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, ответчик обратился с апелляционной жалобой об его отмене. В обоснование указал, что судом не был исследован вопрос о том, является ли ГУП "Камчатсккоммунэнерго" надлежащим истцом по делу. По мнению ответчика, истец неправомерно начисляет стоимость тепловой энергии в том периоде, когда фактически тепловая энергия не подавалась. Считает, что оплата за отопление должна производиться с учетом продолжительности отопительного сезона. Также, по мнению ответчика, истец неправомерно взыскивает стоимость горячего водоснабжения в тех домах, в которых отсутствует система централизованного водоснабжения.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции надлежаще извещенные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили. Коллегия, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассмотрела апелляционную жалобу по существу в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся в деле доказательствам. При этом суд отказывает в приобщении дополнительного доказательства по делу: письма Администрации Елизовского городского поселения о порядке применения Постановления N 114-П на основании статей 159, 184 - 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом требований части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку указанный документ не имеет отношения к существу рассматриваемого спора.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Объединенная управляющая компания Спектр" осуществляет управление жилыми многоквартирными домами в городе Елизово, расположенными по следующим адресам: ул. В. Кручины, 8, 12б; ул. Ленина, 26, 28, 32, 32а, 34, 36, 30а; ул. Рябикова, 51, 51а, 49, 54; пер. Тимирязевский, 2, 6, 8; ул. 40 лет Октября, 1, 16; ул. Ленина, 27, 22а, 29; ул. Чкалова, 8; ул. Геофизическая, 17; ул. Школьная, 7,9; ул. Красноярская, 4, 2а.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ответчик, являясь управляющей компанией, в силу ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), выступает по отношению к населению управляемого им жилого фонда исполнителем коммунальных услуг.
Обязанность исполнителя коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, предусмотрена подпунктом "в" пункта 49 Правил N 307. Однако договор на поставку тепловой энергии и ГВС в жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, между сторонами заключен не был.
В соответствии с п. 2 информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением или расторжением договоров" N 14 от 05.05.1997, в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Таким образом, между сторонами сложились обязательственные отношения по энергоснабжению, регулируемые параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации. Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Истец в спорный период с 01.01.2010 по 31.01.2011 в отсутствие заключенного с ответчиком письменного договора, осуществлял теплоснабжение и подачу горячей воды в жилые дома, находящиеся в управлении ООО "Объединенная управляющая компания Спектр", а население этих домов потребляло коммунальный ресурс.
Согласно представленному расчету истца, последний в оспариваемый период поставил тепловой энергии в количестве 20 519,67247 Гкал на сумму 79 206 021 руб. 90 коп. и горячей воды в количестве 125 392,77 куб. м на сумму 24 110 476 руб. 61 коп. Всего отпущено коммунального ресурса на сумму 103 316 498 руб. 51 коп. Ответчиком частично оплачен полученный коммунальный ресурс в сумме 61 152 671 руб. 70 коп. Таким образом, задолженность составляет 42 163 826,81 руб., за взысканием которой истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. В соответствии с п. 19 Правил, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета, размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для горячего водоснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Размер платы за горячее водоснабжение (руб.) определяется как произведение величин: количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.) на норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для горячего водоснабжения - куб. м в месяц на 1 чел.) на тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для горячего водоснабжения - руб. /куб. м). Размер платы за отопление в данном случае на основании указанного пункта должен определяться в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам и исчисляться как произведение общей площади i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м) на норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м) и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб. /Гкал).
Учет тепловой энергии и ГВС производился истцом: для жилых домов, оборудованных общедомовыми приборами учета - согласно предоставленным сведениям, а для жилых домов, в которых общедомовые приборы учета отсутствуют - по нормативу. При расчете учтена общая площадь жилого дома, сведения о количестве граждан, проживающих в нем, тарифы на отопление и горячее водоснабжение для населения, а также нормативы потребления коммунальных услуг для населения.
Постановлениями Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 25.12.2009 г. N 97 и от 28.12.2010 N 341 утверждены на 2010 год и на 2011 год тарифы на тепловую энергию, поставляемую ГУП "Камчатсккоммунэнерго" для населения Елизовского городского поселения в размере 3271,19 руб. /Гкал (без НДС). Постановлением Администрации Елизовского городского поселения от 18.03.2009 N 85-П с учетом постановления администрации Елизовского гродского поселения от 25.12.2009 N 394 утверждены на январь 2010 года тарифы на ГВС для населения и исполнителей коммунальных услуг - 169,25 руб. за 1 куб. м (без НДС); и на горячую воду из системы отопления - 126,09 руб. за 1 куб. м (без НДС) и на период с 01.02.2010 по 31.01.2011 утверждены тарифы - 219,22 руб. за 1 куб. м (без НДС) и на горячую воду из системы отопления в размере 154,12 руб. за 1 куб. м (без НДС) (постановление от 18.01.2010 г. N 09-П).
Постановлением главы Елизовского городского поселения от 25.04.2008 г. N 114-п на оспариваемый период утверждены нормативы потребления коммунальных услуг для населения Елизовского городского поселения на отопление - 0,02094 Гкал в месяц, на горячее водоснабжение для зданий с централизованным горячим водоснабжением и с горячим водоснабжением из системы отопления - 3,19 куб. м в месяц.
Проверив произведенный истцом расчет, апелляционный суд признает его нормативно обоснованным и документально подтвержденным, а также арифметически верным.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истец ресурсоснабжающей организацией не является, суд апелляционной инстанции не находит обоснованным в силу следующего.
По смыслу части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации стороной договора энергоснабжения являются энергоснабжающая организация, поставляющая абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию. Энергоснабжающая организация - коммерческая организация независимо от организационно - правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергией (согласно Правилам учета электрической энергии, утв. Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996).
Доказательств того, что ГУП "Камчатсккоммунэнерго" не является сетевой или энергоснабжающей организацией, у него отсутствуют технические возможности по поставке тепловой энергии, т.е. истец не отвечает вышеуказанным требованиям, в связи с чем заключать договоры энергоснабжения (на поставку тепловой энергии) указанное лицо не имеет права в силу указанных норм действующего законодательства, ответчиком в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено, при том что для ГУП "Камчатсккоммунэнерго" уполномоченным органом утверждены тарифы на отопление и ГВС, которые подлежат установлению только для энергоснабжающих организаций. Также ответчиком не представлено доказательств того, что население жилого фонда, который находится в управлении ООО "ОУК Спектр", потребляло коммунальный ресурс, поставленный иным лицом.
По мнению ответчика, истец неправомерно начисляет стоимость теплоэнергии в том периоде, когда фактически тепловая энергия не подавалась. Считает, что оплата за отопление должна производиться с учетом продолжительности отопительного сезона.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 307 под нормативом потребления коммунальных услуг поднимается месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в Правилах N 307. Такой норматив отопления утвержден Постановлением главы Елизовского городского поселения от 25.04.2008 г. N 114-п в размере потребления тепловой энергии на отопление 1 кв. м жилого помещения равного 0,02094 Гкал в месяц, исходя из годового норматива потребления теплоэнергии - 0,25123 Гкал.
Доказательств того, что указанный норматив отопления, применяемый истцом в расчетах, утвержден органом местного самоуправления исходя из периода, в котором теплоэнергия фактически поставляется населению (отопительный сезон), а не объема годового теплопотребления, равно как и наличия согласия сторон о неприменении данных нормативов в межотопительный период с последующей корректировкой начислений, в деле не имеется.
Следовательно, установленный уполномоченным органом норматив отопления исходя из годового потребления такого ресурса и равномерного распределения расходов населения по оплате отопления на каждый месяц в течение всего года, обоснованно применен истцом в своих расчетах, что согласуется с положением статьи 544 ГК РФ в ее взаимосвязи с положениями статьи 157 Жилищного кодекса РФ и раздела III Правил N 307.
Также, по мнению ответчика, истец неправомерно взыскивает стоимость горячего водоснабжения в тех домах, в которых отсутствует система централизованного водоснабжения.
Как установлено судом, Постановлением главы Елизовского городского поселения и Постановлением Администрации Елизовского городского поселения утверждены нормативы потребления и тарифы на горячее водоснабжение как для домов с централизованным горячим водоснабжением, так и для домов с горячим водоснабжением из системы отопления. Из расчета истца видно, что последний при расчете объема коммунального ресурса и его стоимости применяет нормативы потребления горячего водоснабжения и тарифы, установленные именно для домов с централизованным горячим водоснабжением и для домов с горячим водоснабжением из системы отопления.
Таким образом, поскольку уполномоченным органом установлены нормативы и тарифы с учетом специфики зданий, в которые подается коммунальный ресурс, довод ответчика об отсутствии у него обязанности оплаты горячего водоснабжения по тем домам, в которых отсутствует централизованное ГВС, суд считает несостоятельным.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 08.09.2011 по делу N А24-2569/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
И.С.ЧИЖИКОВ
И.С.ЧИЖИКОВ
Судьи
Л.Ю.РОТКО
С.В.ШЕВЧЕНКО
Л.Ю.РОТКО
С.В.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)