Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Гафарова Р.Ф.
при секретаре Сафине А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 2.2 Временной методики определения размера ущерба, возникшего в результате нарушения потребителями энергии условий договора энергоснабжения, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 587 от 17.11.2003 "Об утверждении Временной методики определения размера ущерба, возникшего в результате нарушения потребителями энергии условий договора энергоснабжения",
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 2.2 Временной методики определения размера ущерба, возникшего в результате нарушения потребителями энергии условий договора энергоснабжения (далее - Методика), утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 587 от 17.11.2003 "Об утверждении Временной методики определения размера ущерба, возникшего в результате нарушения потребителями энергии условий договора энергоснабжения" (далее - Постановление).
В обоснование требования заявитель указал, что правовое регулирование отношений между энергоснабжающими организациями и гражданами - потребителями этой энергии регулируются исключительно федеральным законодательством (в частности параграфом 6 главы 30 ГК РФ, Федеральным законом "О защите прав потребителей", статьей 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), поэтому Кабинет Министров Республики Татарстан при издании Постановления, установившего пунктом 2.2 Методики ответственность граждан-потребителей за самовольное подключение к сетям без расчетного электросчетчика, вышел за пределы своих полномочий.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан поддержала требование.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан с требованием согласился.
Выслушав пояснения представителя прокурора Республики Татарстан, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Кабинетом Министров Республики Татарстан 17 ноября 2003 года принято Постановление N 587 "Об утверждении Временной методики определения размера ущерба, возникшего в результате нарушения потребителями энергии условий договора энергоснабжения". Пунктом 2 Постановления утверждена Временная методика определения размера ущерба, возникшего в результате нарушения потребителями энергии условий договора энергоснабжения.
Согласно пункту 2.2 Методики при самовольном присоединении электроприемников без расчетного электросчетчика или помимо его расход электроэнергии, подлежащей оплате, определяется:
- для осветительных электроприемников - по их мощности и числу часов использования в зависимости от географической широты расположения данного населенного пункта со дня последней проверки электроустановок представителем энергоснабжающей организации или Татгосэнергонадзором по установленному тарифу за 1 кВт. ч соответствующего периода;
- для населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан, - за число часов использования осветительных электроприемников в течение года принимается 3857 (3881).
При наличии штепсельных розеток (независимо от количества розеток и электроприемников) расход электроэнергии определяется из расчета использования мощности 600 Вт на 24 часа в сутки, а при обнаружении нагревательных приборов или другого электрооборудования мощностью более 600 Вт - по фактической мощности находящегося в пользовании абонента оборудования из расчета использования его 24 часа в сутки, в этом случае мощность 600 Вт штепсельной розетки в расчет не принимается.
При самовольном присоединении электроприемников без расчетного электросчетчика или помимо его расходы электроэнергии определяются за время, не превышающее срока исковой давности, за вычетом платы по счетчику за рассчитанный период по соответствующему тарифу.
При обнаружении у потребителя (абонента) изменения схемы включения расчетного электросчетчика, срыва пломбы, искусственного торможения диска, наличия пайки в электропроводке электросчетчика и других повреждений счетчика с целью снижения показаний потребления электроэнергии энергоснабжающая организация производит перерасчет за пользование электроэнергией потребителю (абоненту) со дня последней проверки приборов учета представителем энергоснабжающей организации в соответствии с вышеустановленным порядком.
Если потребитель (абонент) подключил электроприемник помимо расчетного счетчика, оборудовав скрытую электропроводку, или установил приспособление, искажающее показания электросчетчика, обнаружить которые представителем энергоснабжающей организации при предыдущих проверках не представилось возможным, потребителю (абоненту) делается перерасчет за пользование электроэнергией со дня открытия на него лицевого счета, но не более срока исковой давности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 547 ГК РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Порядок расчета такого ущерба содержится в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила).
Так, согласно пункту 34 Правил в случае обнаружения несанкционированного подключения к системе электрических сетей, оборудования, устройств и сооружений на них, предназначенных для предоставления коммунальных услуг, за надлежащее техническое состояние и безопасность которых отвечает исполнитель (присоединенная сеть), исполнитель вправе произвести перерасчет размера платы за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором было выявлено совершение указанного действия, и выполнять дальнейшие расчеты с потребителем в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил до дня устранения нарушений включительно.
В соответствии с пунктами 19, 21 и 22 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для электроснабжения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При отсутствии индивидуальных приборов учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для электрической энергии расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для электроснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, установленный в пункте 2.2 порядок определения ущерба, причиненного энергоснабжающей организации потребителями коммунальных услуг, противоречит указанным Правилам и существенно ухудшает положение граждан по отношению к порядку определения ущерба, закрепленному в этих Правилах.
С учетом изложенного суд считает необходимым признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 2.2 Временной методики определения размера ущерба, возникшего в результате нарушения потребителями энергии условий договора энергоснабжения, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 587 от 17.11.2003 "Об утверждении Временной методики определения размера ущерба, возникшего в результате нарушения потребителями энергии условий договора энергоснабжения".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, не действующим со дня вступления решения в законную силу пункт 2.2 Временной методики определения размера ущерба, возникшего в результате нарушения потребителями энергии условий договора энергоснабжения, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 587 от 17.11.2003 "Об утверждении Временной методики определения размера ущерба, возникшего в результате нарушения потребителями энергии условий договора энергоснабжения".
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Решение вступило в законную силу 18 июля 2006 г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 30.06.2006 N 3П-1-35/06
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
РЕШЕНИЕ
от 30 июня 2006 г. N 3П-1-35/06
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Гафарова Р.Ф.
при секретаре Сафине А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 2.2 Временной методики определения размера ущерба, возникшего в результате нарушения потребителями энергии условий договора энергоснабжения, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 587 от 17.11.2003 "Об утверждении Временной методики определения размера ущерба, возникшего в результате нарушения потребителями энергии условий договора энергоснабжения",
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 2.2 Временной методики определения размера ущерба, возникшего в результате нарушения потребителями энергии условий договора энергоснабжения (далее - Методика), утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 587 от 17.11.2003 "Об утверждении Временной методики определения размера ущерба, возникшего в результате нарушения потребителями энергии условий договора энергоснабжения" (далее - Постановление).
В обоснование требования заявитель указал, что правовое регулирование отношений между энергоснабжающими организациями и гражданами - потребителями этой энергии регулируются исключительно федеральным законодательством (в частности параграфом 6 главы 30 ГК РФ, Федеральным законом "О защите прав потребителей", статьей 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), поэтому Кабинет Министров Республики Татарстан при издании Постановления, установившего пунктом 2.2 Методики ответственность граждан-потребителей за самовольное подключение к сетям без расчетного электросчетчика, вышел за пределы своих полномочий.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан поддержала требование.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан с требованием согласился.
Выслушав пояснения представителя прокурора Республики Татарстан, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Кабинетом Министров Республики Татарстан 17 ноября 2003 года принято Постановление N 587 "Об утверждении Временной методики определения размера ущерба, возникшего в результате нарушения потребителями энергии условий договора энергоснабжения". Пунктом 2 Постановления утверждена Временная методика определения размера ущерба, возникшего в результате нарушения потребителями энергии условий договора энергоснабжения.
Согласно пункту 2.2 Методики при самовольном присоединении электроприемников без расчетного электросчетчика или помимо его расход электроэнергии, подлежащей оплате, определяется:
- для осветительных электроприемников - по их мощности и числу часов использования в зависимости от географической широты расположения данного населенного пункта со дня последней проверки электроустановок представителем энергоснабжающей организации или Татгосэнергонадзором по установленному тарифу за 1 кВт. ч соответствующего периода;
- для населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан, - за число часов использования осветительных электроприемников в течение года принимается 3857 (3881).
При наличии штепсельных розеток (независимо от количества розеток и электроприемников) расход электроэнергии определяется из расчета использования мощности 600 Вт на 24 часа в сутки, а при обнаружении нагревательных приборов или другого электрооборудования мощностью более 600 Вт - по фактической мощности находящегося в пользовании абонента оборудования из расчета использования его 24 часа в сутки, в этом случае мощность 600 Вт штепсельной розетки в расчет не принимается.
При самовольном присоединении электроприемников без расчетного электросчетчика или помимо его расходы электроэнергии определяются за время, не превышающее срока исковой давности, за вычетом платы по счетчику за рассчитанный период по соответствующему тарифу.
При обнаружении у потребителя (абонента) изменения схемы включения расчетного электросчетчика, срыва пломбы, искусственного торможения диска, наличия пайки в электропроводке электросчетчика и других повреждений счетчика с целью снижения показаний потребления электроэнергии энергоснабжающая организация производит перерасчет за пользование электроэнергией потребителю (абоненту) со дня последней проверки приборов учета представителем энергоснабжающей организации в соответствии с вышеустановленным порядком.
Если потребитель (абонент) подключил электроприемник помимо расчетного счетчика, оборудовав скрытую электропроводку, или установил приспособление, искажающее показания электросчетчика, обнаружить которые представителем энергоснабжающей организации при предыдущих проверках не представилось возможным, потребителю (абоненту) делается перерасчет за пользование электроэнергией со дня открытия на него лицевого счета, но не более срока исковой давности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 547 ГК РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Порядок расчета такого ущерба содержится в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила).
Так, согласно пункту 34 Правил в случае обнаружения несанкционированного подключения к системе электрических сетей, оборудования, устройств и сооружений на них, предназначенных для предоставления коммунальных услуг, за надлежащее техническое состояние и безопасность которых отвечает исполнитель (присоединенная сеть), исполнитель вправе произвести перерасчет размера платы за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором было выявлено совершение указанного действия, и выполнять дальнейшие расчеты с потребителем в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил до дня устранения нарушений включительно.
В соответствии с пунктами 19, 21 и 22 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для электроснабжения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При отсутствии индивидуальных приборов учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для электрической энергии расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для электроснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, установленный в пункте 2.2 порядок определения ущерба, причиненного энергоснабжающей организации потребителями коммунальных услуг, противоречит указанным Правилам и существенно ухудшает положение граждан по отношению к порядку определения ущерба, закрепленному в этих Правилах.
С учетом изложенного суд считает необходимым признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 2.2 Временной методики определения размера ущерба, возникшего в результате нарушения потребителями энергии условий договора энергоснабжения, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 587 от 17.11.2003 "Об утверждении Временной методики определения размера ущерба, возникшего в результате нарушения потребителями энергии условий договора энергоснабжения".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, не действующим со дня вступления решения в законную силу пункт 2.2 Временной методики определения размера ущерба, возникшего в результате нарушения потребителями энергии условий договора энергоснабжения, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 587 от 17.11.2003 "Об утверждении Временной методики определения размера ущерба, возникшего в результате нарушения потребителями энергии условий договора энергоснабжения".
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ
Р.Ф.ГАФАРОВ
Решение вступило в законную силу 18 июля 2006 г.
Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ
Р.Ф.ГАФАРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)