Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2009 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7402/2009) Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 07.09.2009 по делу N А46-16758/2009 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению
открытого акционерного общества "Жилсервис"
к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Ницакову Вадиму Сергеевичу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Сервис-лифт-3", Департамент городского хозяйства Администрации города Омска, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Омской области
о признании незаконным постановления о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 22.07.2009, принятого по исполнительному производству N 52/7/12181/24/2009,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области - Лебедева С.И. (удостоверение N 146669 действительно до 31.11.2011, доверенность N 91/Д-09-47-ВО от 17.06.2009 сроком до 31.12.2009);
- от открытого акционерного общества "Жилсервис" - Величко Е.А. (паспорт, доверенность от 01.07.2009 сроком действия 1 год);
- от Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Ницакова Вадима Сергеевича - Ницаков В.С. (лично, удостоверение N 146935 действительно до 17.03.2012);
- от общества с ограниченной ответственностью "Сервис-лифт-3" - Автухова Т.П. (паспорт, доверенность от 16.09.2009 действительно до 31.12.2009); Вяткин А.Ю. (паспорт, доверенность от 22.04.2009 действительна до 31.12.2009);
- от Департамента городского хозяйства Администрации города Омска - Парфенчик И.Н. (удостоверение N 1031 действительно до 15.04.2009, доверенность N 3 от 10.01.2008, сроком действия 3 года);
- от Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области - Лясман Е.В. (удостоверение N 177 выдано 09.04.2008, доверенность N 6554 от 10.11.2009 сроком действия до 31.12.2009);
Открытое акционерное общество "Жилсервис" (далее по тексту - ОАО "Жилсервис", общество, должник, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области (далее по тексту - МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области) о признании незаконным постановления о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 22.07.2009, принятого по исполнительному производству N 52/7/12181/24/2009.
Определением от 10.08.2009 суд первой инстанции к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлек судебного пристава-исполнителя МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Ницакова Вадима Сергеевича, принявшего оспариваемое ОАО "Жилсервис" постановление; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованных лиц, привлек общество с ограниченной ответственностью "Сервис-Лифт-3" (далее по тексту - ООО "Сервис-Лифт-3", взыскатель).
Определением от 19.08.2009 судом первой инстанции, в связи с усмотрением для этого оснований, предусмотренных статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворены: ходатайство общества о привлечении к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора на его стороне, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее по тексту - Министерство строительства и ЖКК, исполнительной орган государственной власти субъекта Российской Федерации) и департамента городского хозяйства Администрации города Омска (далее по тексту - Департамент городского хозяйства) и ходатайство Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области (далее по тексту - УФССП России по Омской области) о привлечении его к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованных лиц.
Решением от 07.09.2009 по делу N А46-16758/2009 Арбитражный суд Омской области частично удовлетворил заявленные ОАО "Жилсервис" требования, признав незаконным постановление о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средств должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, вынесенное 22.07.2009 судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Ницаковым Вадимом Сергеевичем по исполнительному производству N 52/7/12181/24/2009, в части поручения Банку ВТБ (ОАО) наложить арест на средства, выделенные государственной корпорацией "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", находящиеся на расчетном счете N 40702-810-0-0040-0000887, открытом ОАО "Жилсервис" в филиале Банка ВТБ (ОАО) в г. Омске.
В удовлетворении остальной части заявленных требований, а именно: к судебному приставу-исполнителю МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Ницакову Вадиму Сергеевичу о признании незаконным постановления о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 22.07.2009; к МРО СП по ОИП УФССП о признании незаконным постановления о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, вынесенное 22.07.2009 судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП Ницаковым Вадимом Сергеевичем по исполнительному производству N 52/7/12181/24/2009, обществу арбитражным судом было отказано.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 4, 68 - 78, 80 - 81 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", приняв во внимание тот факт, что взыскание может быть направлено лишь на денежные средства должника, полученные им от предпринимательской деятельности, а также то, что на открытом управляющей компанией счете размещены денежные средства государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", которые не являются ее имуществом и распоряжаться которыми она не может, удовлетворил требование заявителя о признании незаконным постановления о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, вынесенное 22.07.2009 судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Ницаковым Вадимом Сергеевичем по исполнительному производству N 52/7/12181/24/2009, в части поручения Банку ВТБ (ОАО) наложить арест на средства, выделенные государственной корпорацией "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", находящиеся на расчетном счете N 40702-810-0-0040-0000887, открытом ОАО "Жилсервис" в филиале Банка ВТБ (ОАО) в г. Омске.
Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных ОАО "Жилсервис" требований, суд первой инстанции сослался на то, что общество в нарушение требований части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило суду достаточных доказательств нарушения его прав и охраняемых законом интересов относительно розыска и поручения иным банковским учреждениям, поименованным в нем, в которых открыты расчетные счета ОАО "Жилсервис", используемые для ведения предпринимательской деятельности.
В апелляционной жалобе УФССП России по Омской области просит отменить вынесенный судом первой инстанции судебный акт в части признания незаконным постановления о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средств должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, вынесенное 22.07.2009 судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Ницаковым Вадимом Сергеевичем по исполнительному производству N 52/7/12181/24/2009, в части поручения Банку ВТБ (ОАО) наложить арест на средства, выделенные государственной корпорацией "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", находящиеся на расчетном счете N 40702-810-0-0040-0000887, открытом ОАО "Жилсервис" в филиале Банка ВТБ (ОАО) в г. Омске.
По утверждению подателя апелляционной жалобы, вынесение оспоренного постановления является обеспечительной мерой в виде наложения ареста на имущество (денежные средства) должника, примененной в соответствии со статьей 80 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Судебный пристав-исполнитель также указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что Фонд является собственником денежных средств, поскольку только ОАО "Жилсервис" может проводить операции в банке с указанными денежными средствами.
Представитель УФССП России по Омской области поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции в части признания постановления судебного пристава-исполнителя о розыске счетов должника и наложения ареста на денежные средства отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции судебный пристав-исполнитель Ницаков В.С. поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.
В письменных отзывах на апелляционную жалобу и устных выступлениях в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ОАО "Жилсервис", Департамента городского хозяйства, Министерства строительства и ЖКК просят оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области, ООО "Сервис-Лифт-3" отзывов на апелляционную жалобу не представили.
В устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ООО "Сервис-Лифт-3" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе УФССП России по Омской области.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
26.03.2008 между собственниками жилых помещений многоквартирного дома N 13 по ул. Молодогвардейской в г. Омске и ОАО "Жилсервис" заключен договор управления этим многоквартирным домом.
12.11.2008 решением общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме, оформленным протоколом N 2, определено провести капитальный ремонт в нем на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", утверждены суммы затрат необходимых для его осуществления по каждому из видов работ и заявить о своем участии в муниципальной адресной программе по проведению капитального ремонта и долевом его финансировании в размере десяти процентов от общей суммы затрат на его производство за счет собственных средств в порядке, предписанном Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" постановлением Администрации города Омска от 17.02.2009 N 106-п утверждены: адресная программа муниципального образования городской округ город Омск Омской области "Капитальный ремонт многоквартирных домов города Омска" на 2009 год, перечень многоквартирных домов города Омска, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках адресной программы муниципального образования городской округ город Омск Омской области "Капитальный ремонт многоквартирных домов города Омска" на 2009 год и реестр многоквартирных домов, участвующих в адресной программе муниципального образования городской округ город Омск Омской области "Капитальный ремонт многоквартирных домов города Омска" на 2009 год, называющие в их числе многоквартирный дом N 13 по ул. Молодогвардейской в г. Омске.
Постановлением Правительства Омской области от 25.02.2009 N 31-п, принятым в силу Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", утверждены, в частности: региональная адресная программа Омской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год, перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках региональной адресной программы Омской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год и реестр многоквартирных домов, участвующих в региональной адресной программе Омской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год, также включающие в число таковых многоквартирный дом N 13 по ул. Молодогвардейской в г. Омске, порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в 2009 году.
На основании договора между ОАО "Жилсервис" и Банк ВТБ (ОАО) от 22.06.2009 обществом для получения финансовой помощи, оказываемой посредством долевого участия в финансировании проведения капитального ремонта многоквартирных домов, в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в поименованном банковском учреждении открыт расчетный счет N 40702-810-0-0040-0000887.
13.07.2009 управляющая компания, выступая заказчиком, заключила с обществом с ограниченной ответственностью "ИртышСтрой" (далее по тексту - ООО "ИртышСтрой"), взявшим на себя обязательства подрядчика, договор N 31/2009 на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома N 13 по ул. Молодогвардейской в г. Омске, для оплаты которых на обозначенный расчетный счет 08.07.2009 по платежным поручениям N N 491, 493, 494 и 29.07.2009 по платежному поручению N 41 - были зачислены денежные средства в общей сумме 19 342 159 руб., полученные субъектом Российской Федерации - Омской областью и муниципальным образованием город Омск от государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Фонд). 04.08.2009, 10.08.2009, 11.08.2009, 19.08.2009, 21.08.2009, 24.08.2009 и 25.08.2009 платежными поручениями N N 180150, 182845, 183334, 187668, 188989, 189732 и 190361 на этот же расчетный счет в связи с заключением управляющей компанией с Банком ВТБ (ОАО) договора N 56 о приеме платежей физических лиц от 10.07.2009 зачислены денежные средства, поступившие от собственников жилых помещений в сумме 68461 руб. 16 коп. в качестве доли в финансировании капитального ремонта дома N 13 по ул. Молодогвардейской в г. Омске.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.04.2009 по делу N А46-23708/2008, вступившим в законную силу, с ОАО "Жилсервис" в пользу ООО "Сервис-Лифт-3" взыскано 3 958 067 руб. 34 коп. задолженности по оплате услуг, оказанных последним по договору N 2 на комплексное обслуживание лифтов, заключенному между ними 01.01.2008.
На основании данного судебного акта Арбитражным судом Омской области 27.04.2009 взыскателю выдан исполнительный лист N 042172, предъявленный 27.05.2009 им к принудительному исполнению.
29.05.2009 судебным приставом - исполнителем Ницаковым B.C. вынесено постановление N 52/7/12181/24/2009 о возбуждении исполнительного производства с одноименным номером.
22.07.2009 в рамках исполнительного производства N 52/7/12181/24/2009 судебным приставом - исполнителем Ницаковым B.C. вынесено и направлено в 73 банковых учреждения, включая Банк ВТБ (ОАО), постановление о розыске счетов ОАО "Жилсервис" и наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся на них.
ОАО "Жилсервис", не согласившись с законностью данного постановления, оспорило его в судебном порядке, обратившись в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
07.09.2009 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Означенное решение обжалуется УФССП России по Омской области в суд апелляционной инстанции в части удовлетворения требований ОАО "Жилсервис".
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
С учетом положений указанной статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также, принимая во внимание, что от сторон не поступило возражений в связи с рассмотрением решения арбитражного суда в части, суд апелляционной инстанции проверяет законность обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой УФССП России по Омской области части.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Кодексом и другим федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"), определен порядок участия государства посредством создания государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и правовой режим денежных средств, выделяемых последним в виде финансовой поддержки субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Имущество Фонда формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации в размере двухсот сорока миллиардов рублей, а также доходов, получаемых Фондом от размещения временно свободных средств, и других не запрещенных законом поступлений. Фонд вправе передать в собственность Российской Федерации средства в размере, не превышающем размер переданного Фонду имущественного взноса Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Имущество Фонда принадлежит ему на праве собственности и используется для выполнения его функций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (статья 5 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
В силу положений статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" получателем средств Фонда являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют их между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта на предоставление финансовой поддержки. Средства Фонда перечисляются на банковские счета товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации. Оплата работ подрядной организации по капитальному ремонту многоквартирного дома осуществляется управляющей организацией за счет размещенных на банковских счетах средств на основании акта приемки работ, а собственники жилья также участвуют своими денежными средствами в ремонте жилья. Кроме того, порядок привлечения управляющей организацией подрядных организаций может устанавливаться субъектом Российской Федерации.
При толковании этих норм в конкретном случае суд первой инстанции правомерно указал, что денежные средства Фонда, размещаемые управляющей компанией на специально открываемом для достижения целей, названных в статье 1 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", расчетном счете, не являются ее имуществом, в отношении него должник не обладает правом пользования и распоряжения в том его значении, в каком оно присуще их собственнику - Фонду.
Вместе с тем арбитражным судом первой инстанции при принятии решения не учтено следующее.
В силу статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение (пункт 7 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Согласно частям 1 и 4 статьи 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве.
При рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанции исходит из того, что принятые судебным приставом-исполнителем меры по вынесению постановления от 22.07.2009 о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средств должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, в части поручения Банку ВТБ (ОАО) наложить арест на средства, выделенные государственной корпорацией "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", находящиеся на расчетном счете N 40702-810-0-0040-0000887, открытом ОАО "Жилсервис" в филиале Банка ВТБ (ОАО) в г. Омске, произведены судебным приставом-исполнителем в рамках исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественном взыскании, в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, то есть при совершении оспариваемых действий судебный пристав не нарушил законодательства об исполнительном производстве.
Таким образом, розыск счетов и наложение ареста произведено судебным приставом-исполнителем в целях обеспечения исполнения исполнительного документа в соответствии со статьей 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Реализация арестованного имущества не производилась, а общество не лишено прав пользования и владения данным имуществом, поэтому в данном случае его права и законные интересы действиями судебного пристава-исполнителя не нарушены.
Следует отметить, что в момент вынесения и направления судебным приставом-исполнителем Ницаковым В.С. в рамках исполнительного производства N 52/7/12181/24/2009 в 73 банковых учреждения, включая Банк ВТБ (ОАО), постановления о розыске счетов ОАО "Жилсервис" и наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся на них от 22.07.2009 судебный пристав-исполнитель не мог знать в каких банковых учреждения находятся расчетные счета общества, соответственно, не мог уточнить какие денежные средства размещены на них, следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что до вынесения постановления о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, от 22.07.2009 судебный пристав-исполнитель не выяснил какие денежные средства размещены ОАО "Жилсервис" на открытом в филиале Банка ВТБ (ОАО) в г. Омске расчетном счете N 40702-810-0-0040-0000887, составляют ли они его как должника имущество, является ошибочным.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявителем не представлены достоверные доказательства, свидетельствующие о несоответствии оспариваемого постановления от 22.07.2009 судебного пристава-исполнителя МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Ницакова В.С. законам или иным нормативным правовым актам. Доказательства нарушения прав и законных интересов ОАО "Жилсервис" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в отсутствие доказательств незаконности оспариваемого постановления не может служить основанием для признания постановления недействительным.
Арбитражный апелляционный суд также отмечает, что после наложения ареста должник вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Ницакову В.С. с заявлением о снятии ареста с денежных средств, находящихся на расчетном счете N 40702-810-0-0040-0000887, открытом ОАО "Жилсервис" в филиале Банка ВТБ (ОАО) в г. Омске с представлением доказательств, что данные денежные средства, находящиеся на расчетном счете в банке, должнику не принадлежат и на них не может быть обращено взыскание в рамках конкретного исполнительного производства.
Таким образом, заявителем неверно избран способ судебной защиты при условии, что иные, прямо предусмотренные законом способы защиты, не исчерпаны.
На основании вышеизложенного, с учетом неверно избранного способа судебной защиты и отсутствия оснований для удовлетворения требований общества, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Жилсервис" требований о признании незаконным постановления о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средств должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, вынесенное 22.07.2009 судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Ницаковым Вадимом Сергеевичем по исполнительному производству N 52/7/12181/24/2009, в части поручения Банку ВТБ (ОАО) наложить арест на средства, выделенные государственной корпорацией "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в соответствии с Федеральным законом от 21.06.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", находящиеся на расчетном счете N 40702-810-0-0040-0000887, открытом ОАО "Жилсервис" в филиале Банка ВТБ (ОАО) в г. Омске.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Омской области от 07.09.2009 по делу N А46-16758/2009 в обжалуемой части отменить.
Принять в данной части новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом "Жилсервис" требований о признании незаконным постановления о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средств должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, вынесенное 22.07.2009 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Ницаковым Вадимом Сергеевичем по исполнительному производству N 52/7/12181/24/2009, в части поручения Банку ВТБ (открытое акционерное общество) наложить арест на средства, выделенные государственной корпорацией "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", находящиеся на расчетном счете N 40702-810-0-0040-0000887, открытом открытым акционерным обществом "Жилсервис" в филиале Банка ВТБ (открытое акционерное общество) в г. Омске, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.12.2009 N 08АП-7402/2009 ПО ДЕЛУ N А46-16758/2009
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2009 г. N 08АП-7402/2009
Дело N А46-16758/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2009 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания
Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7402/2009) Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 07.09.2009 по делу N А46-16758/2009 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению
открытого акционерного общества "Жилсервис"
к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Ницакову Вадиму Сергеевичу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Сервис-лифт-3", Департамент городского хозяйства Администрации города Омска, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Омской области
о признании незаконным постановления о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 22.07.2009, принятого по исполнительному производству N 52/7/12181/24/2009,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области - Лебедева С.И. (удостоверение N 146669 действительно до 31.11.2011, доверенность N 91/Д-09-47-ВО от 17.06.2009 сроком до 31.12.2009);
- от открытого акционерного общества "Жилсервис" - Величко Е.А. (паспорт, доверенность от 01.07.2009 сроком действия 1 год);
- от Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Ницакова Вадима Сергеевича - Ницаков В.С. (лично, удостоверение N 146935 действительно до 17.03.2012);
- от общества с ограниченной ответственностью "Сервис-лифт-3" - Автухова Т.П. (паспорт, доверенность от 16.09.2009 действительно до 31.12.2009); Вяткин А.Ю. (паспорт, доверенность от 22.04.2009 действительна до 31.12.2009);
- от Департамента городского хозяйства Администрации города Омска - Парфенчик И.Н. (удостоверение N 1031 действительно до 15.04.2009, доверенность N 3 от 10.01.2008, сроком действия 3 года);
- от Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области - Лясман Е.В. (удостоверение N 177 выдано 09.04.2008, доверенность N 6554 от 10.11.2009 сроком действия до 31.12.2009);
- установил:
Открытое акционерное общество "Жилсервис" (далее по тексту - ОАО "Жилсервис", общество, должник, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области (далее по тексту - МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области) о признании незаконным постановления о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 22.07.2009, принятого по исполнительному производству N 52/7/12181/24/2009.
Определением от 10.08.2009 суд первой инстанции к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлек судебного пристава-исполнителя МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Ницакова Вадима Сергеевича, принявшего оспариваемое ОАО "Жилсервис" постановление; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованных лиц, привлек общество с ограниченной ответственностью "Сервис-Лифт-3" (далее по тексту - ООО "Сервис-Лифт-3", взыскатель).
Определением от 19.08.2009 судом первой инстанции, в связи с усмотрением для этого оснований, предусмотренных статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворены: ходатайство общества о привлечении к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора на его стороне, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее по тексту - Министерство строительства и ЖКК, исполнительной орган государственной власти субъекта Российской Федерации) и департамента городского хозяйства Администрации города Омска (далее по тексту - Департамент городского хозяйства) и ходатайство Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области (далее по тексту - УФССП России по Омской области) о привлечении его к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заинтересованных лиц.
Решением от 07.09.2009 по делу N А46-16758/2009 Арбитражный суд Омской области частично удовлетворил заявленные ОАО "Жилсервис" требования, признав незаконным постановление о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средств должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, вынесенное 22.07.2009 судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Ницаковым Вадимом Сергеевичем по исполнительному производству N 52/7/12181/24/2009, в части поручения Банку ВТБ (ОАО) наложить арест на средства, выделенные государственной корпорацией "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", находящиеся на расчетном счете N 40702-810-0-0040-0000887, открытом ОАО "Жилсервис" в филиале Банка ВТБ (ОАО) в г. Омске.
В удовлетворении остальной части заявленных требований, а именно: к судебному приставу-исполнителю МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Ницакову Вадиму Сергеевичу о признании незаконным постановления о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 22.07.2009; к МРО СП по ОИП УФССП о признании незаконным постановления о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, вынесенное 22.07.2009 судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП Ницаковым Вадимом Сергеевичем по исполнительному производству N 52/7/12181/24/2009, обществу арбитражным судом было отказано.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 4, 68 - 78, 80 - 81 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", приняв во внимание тот факт, что взыскание может быть направлено лишь на денежные средства должника, полученные им от предпринимательской деятельности, а также то, что на открытом управляющей компанией счете размещены денежные средства государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", которые не являются ее имуществом и распоряжаться которыми она не может, удовлетворил требование заявителя о признании незаконным постановления о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, вынесенное 22.07.2009 судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Ницаковым Вадимом Сергеевичем по исполнительному производству N 52/7/12181/24/2009, в части поручения Банку ВТБ (ОАО) наложить арест на средства, выделенные государственной корпорацией "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", находящиеся на расчетном счете N 40702-810-0-0040-0000887, открытом ОАО "Жилсервис" в филиале Банка ВТБ (ОАО) в г. Омске.
Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных ОАО "Жилсервис" требований, суд первой инстанции сослался на то, что общество в нарушение требований части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило суду достаточных доказательств нарушения его прав и охраняемых законом интересов относительно розыска и поручения иным банковским учреждениям, поименованным в нем, в которых открыты расчетные счета ОАО "Жилсервис", используемые для ведения предпринимательской деятельности.
В апелляционной жалобе УФССП России по Омской области просит отменить вынесенный судом первой инстанции судебный акт в части признания незаконным постановления о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средств должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, вынесенное 22.07.2009 судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Ницаковым Вадимом Сергеевичем по исполнительному производству N 52/7/12181/24/2009, в части поручения Банку ВТБ (ОАО) наложить арест на средства, выделенные государственной корпорацией "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", находящиеся на расчетном счете N 40702-810-0-0040-0000887, открытом ОАО "Жилсервис" в филиале Банка ВТБ (ОАО) в г. Омске.
По утверждению подателя апелляционной жалобы, вынесение оспоренного постановления является обеспечительной мерой в виде наложения ареста на имущество (денежные средства) должника, примененной в соответствии со статьей 80 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Судебный пристав-исполнитель также указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что Фонд является собственником денежных средств, поскольку только ОАО "Жилсервис" может проводить операции в банке с указанными денежными средствами.
Представитель УФССП России по Омской области поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции в части признания постановления судебного пристава-исполнителя о розыске счетов должника и наложения ареста на денежные средства отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции судебный пристав-исполнитель Ницаков В.С. поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.
В письменных отзывах на апелляционную жалобу и устных выступлениях в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ОАО "Жилсервис", Департамента городского хозяйства, Министерства строительства и ЖКК просят оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области, ООО "Сервис-Лифт-3" отзывов на апелляционную жалобу не представили.
В устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ООО "Сервис-Лифт-3" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе УФССП России по Омской области.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, выслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
26.03.2008 между собственниками жилых помещений многоквартирного дома N 13 по ул. Молодогвардейской в г. Омске и ОАО "Жилсервис" заключен договор управления этим многоквартирным домом.
12.11.2008 решением общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме, оформленным протоколом N 2, определено провести капитальный ремонт в нем на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", утверждены суммы затрат необходимых для его осуществления по каждому из видов работ и заявить о своем участии в муниципальной адресной программе по проведению капитального ремонта и долевом его финансировании в размере десяти процентов от общей суммы затрат на его производство за счет собственных средств в порядке, предписанном Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" постановлением Администрации города Омска от 17.02.2009 N 106-п утверждены: адресная программа муниципального образования городской округ город Омск Омской области "Капитальный ремонт многоквартирных домов города Омска" на 2009 год, перечень многоквартирных домов города Омска, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках адресной программы муниципального образования городской округ город Омск Омской области "Капитальный ремонт многоквартирных домов города Омска" на 2009 год и реестр многоквартирных домов, участвующих в адресной программе муниципального образования городской округ город Омск Омской области "Капитальный ремонт многоквартирных домов города Омска" на 2009 год, называющие в их числе многоквартирный дом N 13 по ул. Молодогвардейской в г. Омске.
Постановлением Правительства Омской области от 25.02.2009 N 31-п, принятым в силу Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", утверждены, в частности: региональная адресная программа Омской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год, перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках региональной адресной программы Омской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год и реестр многоквартирных домов, участвующих в региональной адресной программе Омской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2009 год, также включающие в число таковых многоквартирный дом N 13 по ул. Молодогвардейской в г. Омске, порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в 2009 году.
На основании договора между ОАО "Жилсервис" и Банк ВТБ (ОАО) от 22.06.2009 обществом для получения финансовой помощи, оказываемой посредством долевого участия в финансировании проведения капитального ремонта многоквартирных домов, в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в поименованном банковском учреждении открыт расчетный счет N 40702-810-0-0040-0000887.
13.07.2009 управляющая компания, выступая заказчиком, заключила с обществом с ограниченной ответственностью "ИртышСтрой" (далее по тексту - ООО "ИртышСтрой"), взявшим на себя обязательства подрядчика, договор N 31/2009 на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома N 13 по ул. Молодогвардейской в г. Омске, для оплаты которых на обозначенный расчетный счет 08.07.2009 по платежным поручениям N N 491, 493, 494 и 29.07.2009 по платежному поручению N 41 - были зачислены денежные средства в общей сумме 19 342 159 руб., полученные субъектом Российской Федерации - Омской областью и муниципальным образованием город Омск от государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Фонд). 04.08.2009, 10.08.2009, 11.08.2009, 19.08.2009, 21.08.2009, 24.08.2009 и 25.08.2009 платежными поручениями N N 180150, 182845, 183334, 187668, 188989, 189732 и 190361 на этот же расчетный счет в связи с заключением управляющей компанией с Банком ВТБ (ОАО) договора N 56 о приеме платежей физических лиц от 10.07.2009 зачислены денежные средства, поступившие от собственников жилых помещений в сумме 68461 руб. 16 коп. в качестве доли в финансировании капитального ремонта дома N 13 по ул. Молодогвардейской в г. Омске.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.04.2009 по делу N А46-23708/2008, вступившим в законную силу, с ОАО "Жилсервис" в пользу ООО "Сервис-Лифт-3" взыскано 3 958 067 руб. 34 коп. задолженности по оплате услуг, оказанных последним по договору N 2 на комплексное обслуживание лифтов, заключенному между ними 01.01.2008.
На основании данного судебного акта Арбитражным судом Омской области 27.04.2009 взыскателю выдан исполнительный лист N 042172, предъявленный 27.05.2009 им к принудительному исполнению.
29.05.2009 судебным приставом - исполнителем Ницаковым B.C. вынесено постановление N 52/7/12181/24/2009 о возбуждении исполнительного производства с одноименным номером.
22.07.2009 в рамках исполнительного производства N 52/7/12181/24/2009 судебным приставом - исполнителем Ницаковым B.C. вынесено и направлено в 73 банковых учреждения, включая Банк ВТБ (ОАО), постановление о розыске счетов ОАО "Жилсервис" и наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся на них.
ОАО "Жилсервис", не согласившись с законностью данного постановления, оспорило его в судебном порядке, обратившись в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
07.09.2009 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Означенное решение обжалуется УФССП России по Омской области в суд апелляционной инстанции в части удовлетворения требований ОАО "Жилсервис".
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
С учетом положений указанной статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также, принимая во внимание, что от сторон не поступило возражений в связи с рассмотрением решения арбитражного суда в части, суд апелляционной инстанции проверяет законность обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой УФССП России по Омской области части.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Кодексом и другим федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства"), определен порядок участия государства посредством создания государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и правовой режим денежных средств, выделяемых последним в виде финансовой поддержки субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Имущество Фонда формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации в размере двухсот сорока миллиардов рублей, а также доходов, получаемых Фондом от размещения временно свободных средств, и других не запрещенных законом поступлений. Фонд вправе передать в собственность Российской Федерации средства в размере, не превышающем размер переданного Фонду имущественного взноса Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Имущество Фонда принадлежит ему на праве собственности и используется для выполнения его функций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (статья 5 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
В силу положений статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" получателем средств Фонда являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют их между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта на предоставление финансовой поддержки. Средства Фонда перечисляются на банковские счета товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации. Оплата работ подрядной организации по капитальному ремонту многоквартирного дома осуществляется управляющей организацией за счет размещенных на банковских счетах средств на основании акта приемки работ, а собственники жилья также участвуют своими денежными средствами в ремонте жилья. Кроме того, порядок привлечения управляющей организацией подрядных организаций может устанавливаться субъектом Российской Федерации.
При толковании этих норм в конкретном случае суд первой инстанции правомерно указал, что денежные средства Фонда, размещаемые управляющей компанией на специально открываемом для достижения целей, названных в статье 1 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", расчетном счете, не являются ее имуществом, в отношении него должник не обладает правом пользования и распоряжения в том его значении, в каком оно присуще их собственнику - Фонду.
Вместе с тем арбитражным судом первой инстанции при принятии решения не учтено следующее.
В силу статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение (пункт 7 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Согласно частям 1 и 4 статьи 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве.
При рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанции исходит из того, что принятые судебным приставом-исполнителем меры по вынесению постановления от 22.07.2009 о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средств должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, в части поручения Банку ВТБ (ОАО) наложить арест на средства, выделенные государственной корпорацией "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", находящиеся на расчетном счете N 40702-810-0-0040-0000887, открытом ОАО "Жилсервис" в филиале Банка ВТБ (ОАО) в г. Омске, произведены судебным приставом-исполнителем в рамках исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественном взыскании, в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, то есть при совершении оспариваемых действий судебный пристав не нарушил законодательства об исполнительном производстве.
Таким образом, розыск счетов и наложение ареста произведено судебным приставом-исполнителем в целях обеспечения исполнения исполнительного документа в соответствии со статьей 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Реализация арестованного имущества не производилась, а общество не лишено прав пользования и владения данным имуществом, поэтому в данном случае его права и законные интересы действиями судебного пристава-исполнителя не нарушены.
Следует отметить, что в момент вынесения и направления судебным приставом-исполнителем Ницаковым В.С. в рамках исполнительного производства N 52/7/12181/24/2009 в 73 банковых учреждения, включая Банк ВТБ (ОАО), постановления о розыске счетов ОАО "Жилсервис" и наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся на них от 22.07.2009 судебный пристав-исполнитель не мог знать в каких банковых учреждения находятся расчетные счета общества, соответственно, не мог уточнить какие денежные средства размещены на них, следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что до вынесения постановления о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, от 22.07.2009 судебный пристав-исполнитель не выяснил какие денежные средства размещены ОАО "Жилсервис" на открытом в филиале Банка ВТБ (ОАО) в г. Омске расчетном счете N 40702-810-0-0040-0000887, составляют ли они его как должника имущество, является ошибочным.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что заявителем не представлены достоверные доказательства, свидетельствующие о несоответствии оспариваемого постановления от 22.07.2009 судебного пристава-исполнителя МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Ницакова В.С. законам или иным нормативным правовым актам. Доказательства нарушения прав и законных интересов ОАО "Жилсервис" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в отсутствие доказательств незаконности оспариваемого постановления не может служить основанием для признания постановления недействительным.
Арбитражный апелляционный суд также отмечает, что после наложения ареста должник вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Ницакову В.С. с заявлением о снятии ареста с денежных средств, находящихся на расчетном счете N 40702-810-0-0040-0000887, открытом ОАО "Жилсервис" в филиале Банка ВТБ (ОАО) в г. Омске с представлением доказательств, что данные денежные средства, находящиеся на расчетном счете в банке, должнику не принадлежат и на них не может быть обращено взыскание в рамках конкретного исполнительного производства.
Таким образом, заявителем неверно избран способ судебной защиты при условии, что иные, прямо предусмотренные законом способы защиты, не исчерпаны.
На основании вышеизложенного, с учетом неверно избранного способа судебной защиты и отсутствия оснований для удовлетворения требований общества, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Жилсервис" требований о признании незаконным постановления о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средств должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, вынесенное 22.07.2009 судебным приставом-исполнителем МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области Ницаковым Вадимом Сергеевичем по исполнительному производству N 52/7/12181/24/2009, в части поручения Банку ВТБ (ОАО) наложить арест на средства, выделенные государственной корпорацией "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в соответствии с Федеральным законом от 21.06.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", находящиеся на расчетном счете N 40702-810-0-0040-0000887, открытом ОАО "Жилсервис" в филиале Банка ВТБ (ОАО) в г. Омске.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 07.09.2009 по делу N А46-16758/2009 в обжалуемой части отменить.
Принять в данной части новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом "Жилсервис" требований о признании незаконным постановления о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средств должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, вынесенное 22.07.2009 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Ницаковым Вадимом Сергеевичем по исполнительному производству N 52/7/12181/24/2009, в части поручения Банку ВТБ (открытое акционерное общество) наложить арест на средства, выделенные государственной корпорацией "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", находящиеся на расчетном счете N 40702-810-0-0040-0000887, открытом открытым акционерным обществом "Жилсервис" в филиале Банка ВТБ (открытое акционерное общество) в г. Омске, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.Е.ИВАНОВА
Судьи
Е.П.КЛИВЕР
О.Ю.РЫЖИКОВ
Н.Е.ИВАНОВА
Судьи
Е.П.КЛИВЕР
О.Ю.РЫЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)