Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кирилловой И.И., Кравченко Т.В., при участии от открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Янтарьэнерго" Никитеева Д.В. (доверенность от 11.01.2011), рассмотрев 21.03.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительное жилищно-эксплуатационное управление" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.06.2010 (судья Сергеева И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2010 (судьи Кашина Т.А., Глазков Е.Г., Шестакова М.А.) по делу N А21-9722/2009,
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Янтарьэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительное жилищно-эксплуатационное управление" (далее - Жилищное управление) 3 607 850 руб. 42 коп. задолженности по оплате потребленной электрической энергии за ноябрь - декабрь 2008 года и январь - июль 2009 года.
Решением суда от 02.06.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.09.2010, с ответчика в пользу истца взыскано 3 450 953 руб. 64 коп.; в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Жилищное управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и оставить исковое заявление Общества без рассмотрения. По мнению подателя жалобы, потребителями коммунальных ресурсов, поступающих в жилые дома, являются граждане, пользующиеся жилыми помещениями, а следовательно, обязательства по оплате ресурсов возникают у них, а не у управляющей компании. Ответчик полагает, что он не соответствует определению понятия "исполнитель коммунальных услуг", содержащемуся в пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Жилищное управление о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества, считая доводы жалобы несостоятельными, просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между Обществом (гарантирующий поставщик электрической энергии) и Жилищным управлением договор электроснабжения не заключен, однако сложились фактические отношения по энергоснабжению жилых домов, находящихся в управлении ответчика.
Гарантирующий поставщик ежемесячно направлял Жилищному управлению счета и счета-фактуры на оплату поставленной электроэнергии.
Поскольку Жилищное управление счета-фактуры оплатило частично, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции посчитал, что в силу статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункта 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), ответчик является лицом, обязанным оказывать коммунальные услуги и приобретать электрическую энергию для нужд жилых домов, находящихся у него в управлении. В связи с этим обязанность по оплате поставленной в дома электрической энергии возложена на управляющую организацию.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда.
Кассационная коллегия считает выводы судебных инстанций правомерными.
Из материалов дела следует, что ответчик является управляющей организацией в отношении ряда жилых домов в соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ. Требования Общества о взыскании задолженности основаны на потреблении электрической энергии на общедомовые нужды.
В связи с этим правоотношения сторон регулируются также нормами жилищного законодательства и Правил N 307.
Согласно пункту 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 3 Правил N 307 дано определение понятия "исполнитель коммунальных услуг" - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Таким образом, управляющая организация, выбранная в качестве таковой в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 161 ЖК РФ, в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме, а следовательно, признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией. При этом права и обязанности по такому договору возникают у управляющей компании, а не у собственников помещений жилого дома.
Доказательств того, что собственники помещений в жилых домах выбрали в качестве способа управления непосредственное управление, в материалах дела нет, и стороны на это не ссылаются.
Кассационная инстанция считает, что доводы жалобы ответчика об отсутствии у него статуса исполнителя коммунальных услуг и обязанности произвести с ресурсоснабжающей организацией расчеты за электрическую энергию основаны на неправильном толковании положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 307 и 530.
В силу пункта 89 Правил N 530 исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с названными Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
Факт поставки электрической энергии на общедомовые нужды ответчик не оспаривал.
Отсутствие договора энергоснабжения, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, не освобождает Жилищное управление от оплаты стоимости потребленного ресурса.
Судами обеих инстанций проверен размер задолженности, расчет которой признан правильным, за исключением стоимости электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды четырьмя жилыми домами гостиничного типа. Выводы судебных инстанций в этой части сторонами не оспариваются.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, а жалобу Жилищного управления - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.06.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2010 по делу N А21-9722/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительное жилищно-эксплуатационное управление" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 28.03.2011 ПО ДЕЛУ N А21-9722/2009
Разделы:Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2011 г. по делу N А21-9722/2009
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кирилловой И.И., Кравченко Т.В., при участии от открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Янтарьэнерго" Никитеева Д.В. (доверенность от 11.01.2011), рассмотрев 21.03.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительное жилищно-эксплуатационное управление" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.06.2010 (судья Сергеева И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2010 (судьи Кашина Т.А., Глазков Е.Г., Шестакова М.А.) по делу N А21-9722/2009,
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Янтарьэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительное жилищно-эксплуатационное управление" (далее - Жилищное управление) 3 607 850 руб. 42 коп. задолженности по оплате потребленной электрической энергии за ноябрь - декабрь 2008 года и январь - июль 2009 года.
Решением суда от 02.06.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.09.2010, с ответчика в пользу истца взыскано 3 450 953 руб. 64 коп.; в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Жилищное управление, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и оставить исковое заявление Общества без рассмотрения. По мнению подателя жалобы, потребителями коммунальных ресурсов, поступающих в жилые дома, являются граждане, пользующиеся жилыми помещениями, а следовательно, обязательства по оплате ресурсов возникают у них, а не у управляющей компании. Ответчик полагает, что он не соответствует определению понятия "исполнитель коммунальных услуг", содержащемуся в пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Жилищное управление о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества, считая доводы жалобы несостоятельными, просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между Обществом (гарантирующий поставщик электрической энергии) и Жилищным управлением договор электроснабжения не заключен, однако сложились фактические отношения по энергоснабжению жилых домов, находящихся в управлении ответчика.
Гарантирующий поставщик ежемесячно направлял Жилищному управлению счета и счета-фактуры на оплату поставленной электроэнергии.
Поскольку Жилищное управление счета-фактуры оплатило частично, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции посчитал, что в силу статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункта 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), ответчик является лицом, обязанным оказывать коммунальные услуги и приобретать электрическую энергию для нужд жилых домов, находящихся у него в управлении. В связи с этим обязанность по оплате поставленной в дома электрической энергии возложена на управляющую организацию.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда.
Кассационная коллегия считает выводы судебных инстанций правомерными.
Из материалов дела следует, что ответчик является управляющей организацией в отношении ряда жилых домов в соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ. Требования Общества о взыскании задолженности основаны на потреблении электрической энергии на общедомовые нужды.
В связи с этим правоотношения сторон регулируются также нормами жилищного законодательства и Правил N 307.
Согласно пункту 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 3 Правил N 307 дано определение понятия "исполнитель коммунальных услуг" - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Таким образом, управляющая организация, выбранная в качестве таковой в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 161 ЖК РФ, в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме, а следовательно, признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией. При этом права и обязанности по такому договору возникают у управляющей компании, а не у собственников помещений жилого дома.
Доказательств того, что собственники помещений в жилых домах выбрали в качестве способа управления непосредственное управление, в материалах дела нет, и стороны на это не ссылаются.
Кассационная инстанция считает, что доводы жалобы ответчика об отсутствии у него статуса исполнителя коммунальных услуг и обязанности произвести с ресурсоснабжающей организацией расчеты за электрическую энергию основаны на неправильном толковании положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 307 и 530.
В силу пункта 89 Правил N 530 исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с названными Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
Факт поставки электрической энергии на общедомовые нужды ответчик не оспаривал.
Отсутствие договора энергоснабжения, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, не освобождает Жилищное управление от оплаты стоимости потребленного ресурса.
Судами обеих инстанций проверен размер задолженности, расчет которой признан правильным, за исключением стоимости электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды четырьмя жилыми домами гостиничного типа. Выводы судебных инстанций в этой части сторонами не оспариваются.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, а жалобу Жилищного управления - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.06.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2010 по делу N А21-9722/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционно-строительное жилищно-эксплуатационное управление" - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Г.КИРЕЙКОВА
Судьи
И.И.КИРИЛЛОВА
Т.В.КРАВЧЕНКО
Г.Г.КИРЕЙКОВА
Судьи
И.И.КИРИЛЛОВА
Т.В.КРАВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)