Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Альметьевск-Водоканал"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011
по делу N А65-5642/2011
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Альметьевск-Водоканал" (ИНН 1644034674, ОГРН 1051605034260) к обществу с ограниченной ответственностью "Комплект+Сервис" (ИНН 1644041199, ОГРН 1061644065405) о признании договора на продажу коммунальных ресурсов, горячей воды и оказание услуг водоотведения от 30.11.2010 N 2920 заключенным и об обязании ответчика направить в адрес истца один экземпляр надлежащим образом оформленного договора, при участии третьего лица - Государственного комитета по тарифам Республики Татарстан,
открытое акционерное общество "Альметьевск-Водоканал" (далее - истец, ОАО "Альметьевск-Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Комплект+Сервис" (далее - ответчик, ООО "Комплект+Сервис") о признании договора на продажу коммунальных ресурсов, горячей воды и оказание услуг водоотведения от 30.11.2010 N 2920 заключенным и об обязании ответчика направить в адрес истца один экземпляр надлежащим образом оформленного договора.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец обратился в суд с ходатайством об уточнении исковых требований, просил урегулировать разногласия по условиям договора на продажу коммунальных ресурсов, физический объем горячей воды и оказания услуг водоотведения от 01.01.2011 N 1036.
Определением суда от 26.05.2011 к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет по тарифам Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.07.2011 исковые требования удовлетворены. Договор на продажу коммунальных ресурсов, горячей воды и оказание услуг водоотведения от 30.11.2010 N 2920 признан заключенным. Суд обязал ООО "Комплект+Сервис" направить в адрес ОАО "Альметьевск-Водоканал" один экземпляр надлежащим образом оформленного договора. Также с ООО "Комплект+Сервис" в пользу ОАО "Альметьевск-Водоканал" взыскано 4000 руб. расходов по госпошлине.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.07.2011 отменено. По делу принят новый судебный акт.
Раздел 2 пункт 2.5 договора изложен в редакции истца: "Исполнитель обязуется до 25 числа следующего за расчетным, производить оплату ресурсоснабжающей организации за холодную воду и горячую воду, поступившую от населения и водоотведение".
Раздел 3 пункт 3.1 договора изложен в следующей редакции: "Ресурсоснабжающая организация и Исполнитель по всем вопросам своих взаимоотношений обязуются руководствоваться Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 и действующим законодательством".
Пункт 3.3.2 договора изложен в следующей редакции: "В случае обнаружения самовольного водопользования на внутренней разводящей сети и отсутствия установленных общедомовых приборов учета воды Ресурсоснабжающая организация в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должна руководствоваться Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, а в отношении граждан - Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307".
Пункт 3.4.6 договора изложен в редакции истца: "Оформить все присоединения своих сетей до начала пользования в порядке, предусмотренном правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 и настоящим договором".
Пункт 3.4.7 договора изложен в редакции ответчика: "Устанавливать общедомовые приборы учета воды под контролем представителя Ресурсоснабжающей организации, сдавать на коммерческий учет Ресурсоснабжающей организации, своевременно производить проверку приборов и содержать их в своем хозяйственном ведении и обслуживании".
Пункт 3.4.11 договора изложен в редакции ответчика: "Не допускать сброса ливневых стоков в систему хозбытовой канализации, находящуюся на территории Исполнителя и в его хозяйственном ведении. В случае обнаружения данного нарушения представитель Ресурсоснабжающей организации составляет акт совместно с представителем Исполнителя. Исполнителю предъявляется счет на оплату сброса дождевых и талых вод, где количество вод определяется по пропускной способности устройств и сооружений, присоединенных к системе канализации. В случае неподписания акта представителем Исполнителя, акт считается подписанным".
Пункт 3.4.19 договора изложен в следующей редакции: "В случае непредоставления услуг или предоставления их ненадлежащего качества Исполнитель в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей руководствуется Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, в отношении граждан - Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307".
Раздел 5 пункт 5.1 договора дополнен следующим: "В случае несоответствия качества воды требованиям СанПиН или недопоставки воды ориентировочные объемы для граждан корректируются в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307".
Пункт 5.2.2 договора изложен в следующей редакции: "По домам:
а) присоединения, которых не оформлены;
б) в которых представителем Ресурсоснабжающей организации обнаружено нарушение целостности пломб на водомерных узлах и других опломбированных представителем Ресурсоснабжающей организации водопроводных устройства;
в) к которым отказано в доступе представителя Ресурсоснабжающей организации (к водомерному узлу системам холодного и горячего водоснабжения и водоотведения) в отношении граждан рассчитывается в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167".
Пункт 5.2.4 договора изложен в следующей редакции: "В случае обнаружения утечки на внутренней разводящей сети или самовольного водопользования на данных сетях и отсутствия установленных общедомовых приборов учета воды, объем израсходованной воды в отношении граждан будет рассчитан на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании Методики "Определения неучтенных расходов и потерь воды в системах коммунального водоснабжения", утвержденной Приказом Минпромэнерго России от 20.12.2004 N 172 в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167".
Раздел 6 пункт 6.4.3 договора изложен в редакции истца: "Производит полный расчет за потребление коммунальных ресурсов и услуг водоотведения по день прекращения потребления.
Пункт 6.6 договора изложен в редакции ответчика: "Все споры сторон по заключению и исполнению условий настоящего договора разрешаются путем переговоров. При недостижении согласия рассматриваются а Арбитражном суде Республики Татарстан в соответствии с действующим законодательством".
Кроме того, с ООО "Комплект+Сервис" в пользу ОАО "Альметьевск-Водоканал" взыскано 2000 руб. расходов по государственной пошлине по иску, с ОАО "Альметьевск-Водоканал" в пользу ООО "Комплект+Сервис" - 1000 руб. расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, истец обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, изменив ошибочно указанный номер и дату договора.
Ответчик представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Согласно части 3 статьи 284 АПК РФ суд рассматривает кассационную жалобу без участия представителей третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 20.02.2012 до 14 часов 40 минут.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание представителей истца и ответчика, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, сопроводительным письмом от 30.11.2010 N 2920 на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) истцом в адрес ответчика был направлен проект договора на продажу коммунальных ресурсов горячей воды и оказание услуг водоотведения на 2011 год за номером 1036.
В ответ на указанное предложение ООО "Комплект+Сервис" в адрес ОАО "Альметьевск-Водоканал" направил подписанный и скрепленный печатью договор от 01.01.2011 N 1036 с протоколом разногласий.
В связи с несогласием с условиями протокола разногласий, сторона, для которой заключение договора обязательно - ОАО "Альметьевск-Водоканал", передала разногласия по договору на рассмотрение суда.
Учитывая обстоятельства настоящего дела, а также, принимая во внимание положения пункта 1 абзаца 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", суд апелляционной инстанции правомерно счел, что спор передан на рассмотрение суда по соглашению сторон.
Указанные обстоятельства участниками процесса не оспариваются.
Отменяя решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.07.2011 по настоящему делу, и, принимая новый судебный акт, суд апелляционной инстанции обоснованно принял во внимание, положения статьи 173 АПК РФ.
Кроме того, судом апелляционной инстанции правомерно указано, что согласно пункту 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (статья 432 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как следует из материалов дела, договор на продажу коммунальных ресурсов, горячей воды и оказание услуг водоотведения от 01.01.2011 N 1036 на 2011 год, согласно условиям которого истец, как ресурсоснабжающая организация обязался оказывать ответчику, как исполнителю в сфере предоставления коммунальных услуг, услуги по водоснабжению и водоотведению, в силу статьи 426 ГК РФ относится к публичным, поэтому на него распространяются требования пункта 3 статьи 539 ГК РФ, предусматривающего применение к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, законов и иных правовых актов об энергоснабжении, а также обязательных правил, принятых в соответствии с ними.
Таким образом, при заключении спорного договора стороны обязаны были руководствоваться Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), согласно пункту 5 которых они действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
В силу пункту 2 Правил N 167 настоящие правила регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.
Абзацем 2 пункта 1 Правил N 167 установлено, что к числу абонентов могут относиться организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищном фондом.
В соответствии со статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует, в том числе отношения по поводу предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В упомянутом договоре абонентом является управляющая организация, которая, в силу пункта 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), данные Правила регулируют отношения между исполнителями (ответчиком) и потребителями коммунальных услуг (гражданами), устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Исполнитель в сфере предоставления коммунальных услуг - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (пункт 3 Правил N 307).
Применительно к спорному договору для исполнителя коммунальных услуг (ответчика) истец является ресурсоснабжающей организацией, поскольку осуществляет продажу коммунальных ресурсов.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, при заключении спорного договора помимо норм параграфа 6 главы 30 ГК РФ следует руководствоваться нормами как Правил N 167, так и Правил N 307.
Указанная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.04.2009 N 15791/08.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции правомерно включил ссылку на указанные Правила в пункты 3.1, 3.3.2 и 3.4.19 раздела 3 договора от 01.01.2011 N 1036.
Также, руководствуясь вышеизложенным, пункт 5.1 договора суд дополнил следующим: "В случае несоответствия качества воды требованиям СанПиН или недопоставки воды ориентировочные объемы для граждан корректируются в соответствии с Правилами N 307".
В связи с включением в пункт 3.1 договора ссылки на Правила N 307, пункт 5.2.2 договора изложен в следующей редакции:
"По домам:
а) присоединения, которых не оформлены;
б) в которых представителем Ресурсоснабжающей организации обнаружено нарушение целостности пломб на водомерных узлах и других опломбированных представителем Ресурсоснабжающей организации водопроводных устройства;
в) к которым отказано в доступе представителя Ресурсоснабжающей организации (к водомерному узлу системам холодного и горячего водоснабжения и водоотведения) в отношении граждан рассчитывается в соответствии с Правилами N 307, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Правилами N 167".
Также правомерно на основании вышеназванных Правил N 167 и 307 изложен пункт 5.2.4 договора в следующей редакции: "В случае обнаружения утечки на внутренней разводящей сети или самовольного водопользования на данных сетях и отсутствия установленных общедомовых приборов учета воды, объем израсходованной воды в отношении граждан будет рассчитан на основании N 307, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании Методики определения неучтенных расходов и потерь воды в системах коммунального водоснабжения, утвержденной Приказом Минпромэнерго России от 20.12.2004 N 172 в соответствии с Правилами N 167".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции с учетом разъяснений, изложенных в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменение и расторжением договоров", а также, принимая во внимание, что истец передал разногласия по договору на рассмотрение суда, а ответчик представил в суд свои предложения по условиям договора, исходил из того, что спор передан на его рассмотрение по соглашению сторон и пришел к правомерному выводу о том, что при заключении спорного договора помимо норм параграфа 6 главы 30 ГК РФ следует руководствоваться нормами как Правил N 167, так и Правил N 307.
Довод заявителя жалобы о том, что пункт 3.2.4 и пункт 3.2.5., которыми ООО "Комплект+Сервис" предложил дополнить условия договора от 01.01.2011 N 1036 судом апелляционной инстанции не урегулирован, не нашел своего подтверждения, поскольку, как следует из оспариваемого судебного акта, судом апелляционной инстанции указанные пункты не приняты, как противоречащие нормам материального права.
Кроме того, в кассационной жалобе ОАО "Альметьевск-Водоканал" указало, что суд апелляционной инстанции необоснованно оставил без внимания требование сторон об изменении в решении суда первой инстанции номера и даты договора, поскольку, как следует из постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.07.2011 по настоящему делу отменено в полном объеме. По делу принят новый судебный акт.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таким образом, поскольку иных оснований для отмены оспариваемого судебного акта кассационная жалоба не содержит, а нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены постановления арбитражного суда апелляционной инстанции судом кассационной не обнаружено, оспариваемое постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011 подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба истца без удовлетворения.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемого судебного акта и не подтверждены надлежащими доказательствами.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011 по делу N А65-5642/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 28.02.2012 ПО ДЕЛУ N А65-5642/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2012 г. по делу N А65-5642/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Альметьевск-Водоканал"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011
по делу N А65-5642/2011
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Альметьевск-Водоканал" (ИНН 1644034674, ОГРН 1051605034260) к обществу с ограниченной ответственностью "Комплект+Сервис" (ИНН 1644041199, ОГРН 1061644065405) о признании договора на продажу коммунальных ресурсов, горячей воды и оказание услуг водоотведения от 30.11.2010 N 2920 заключенным и об обязании ответчика направить в адрес истца один экземпляр надлежащим образом оформленного договора, при участии третьего лица - Государственного комитета по тарифам Республики Татарстан,
установил:
открытое акционерное общество "Альметьевск-Водоканал" (далее - истец, ОАО "Альметьевск-Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Комплект+Сервис" (далее - ответчик, ООО "Комплект+Сервис") о признании договора на продажу коммунальных ресурсов, горячей воды и оказание услуг водоотведения от 30.11.2010 N 2920 заключенным и об обязании ответчика направить в адрес истца один экземпляр надлежащим образом оформленного договора.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец обратился в суд с ходатайством об уточнении исковых требований, просил урегулировать разногласия по условиям договора на продажу коммунальных ресурсов, физический объем горячей воды и оказания услуг водоотведения от 01.01.2011 N 1036.
Определением суда от 26.05.2011 к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет по тарифам Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.07.2011 исковые требования удовлетворены. Договор на продажу коммунальных ресурсов, горячей воды и оказание услуг водоотведения от 30.11.2010 N 2920 признан заключенным. Суд обязал ООО "Комплект+Сервис" направить в адрес ОАО "Альметьевск-Водоканал" один экземпляр надлежащим образом оформленного договора. Также с ООО "Комплект+Сервис" в пользу ОАО "Альметьевск-Водоканал" взыскано 4000 руб. расходов по госпошлине.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.07.2011 отменено. По делу принят новый судебный акт.
Раздел 2 пункт 2.5 договора изложен в редакции истца: "Исполнитель обязуется до 25 числа следующего за расчетным, производить оплату ресурсоснабжающей организации за холодную воду и горячую воду, поступившую от населения и водоотведение".
Раздел 3 пункт 3.1 договора изложен в следующей редакции: "Ресурсоснабжающая организация и Исполнитель по всем вопросам своих взаимоотношений обязуются руководствоваться Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 и действующим законодательством".
Пункт 3.3.2 договора изложен в следующей редакции: "В случае обнаружения самовольного водопользования на внутренней разводящей сети и отсутствия установленных общедомовых приборов учета воды Ресурсоснабжающая организация в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должна руководствоваться Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, а в отношении граждан - Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307".
Пункт 3.4.6 договора изложен в редакции истца: "Оформить все присоединения своих сетей до начала пользования в порядке, предусмотренном правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 и настоящим договором".
Пункт 3.4.7 договора изложен в редакции ответчика: "Устанавливать общедомовые приборы учета воды под контролем представителя Ресурсоснабжающей организации, сдавать на коммерческий учет Ресурсоснабжающей организации, своевременно производить проверку приборов и содержать их в своем хозяйственном ведении и обслуживании".
Пункт 3.4.11 договора изложен в редакции ответчика: "Не допускать сброса ливневых стоков в систему хозбытовой канализации, находящуюся на территории Исполнителя и в его хозяйственном ведении. В случае обнаружения данного нарушения представитель Ресурсоснабжающей организации составляет акт совместно с представителем Исполнителя. Исполнителю предъявляется счет на оплату сброса дождевых и талых вод, где количество вод определяется по пропускной способности устройств и сооружений, присоединенных к системе канализации. В случае неподписания акта представителем Исполнителя, акт считается подписанным".
Пункт 3.4.19 договора изложен в следующей редакции: "В случае непредоставления услуг или предоставления их ненадлежащего качества Исполнитель в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей руководствуется Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, в отношении граждан - Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307".
Раздел 5 пункт 5.1 договора дополнен следующим: "В случае несоответствия качества воды требованиям СанПиН или недопоставки воды ориентировочные объемы для граждан корректируются в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307".
Пункт 5.2.2 договора изложен в следующей редакции: "По домам:
а) присоединения, которых не оформлены;
б) в которых представителем Ресурсоснабжающей организации обнаружено нарушение целостности пломб на водомерных узлах и других опломбированных представителем Ресурсоснабжающей организации водопроводных устройства;
в) к которым отказано в доступе представителя Ресурсоснабжающей организации (к водомерному узлу системам холодного и горячего водоснабжения и водоотведения) в отношении граждан рассчитывается в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167".
Пункт 5.2.4 договора изложен в следующей редакции: "В случае обнаружения утечки на внутренней разводящей сети или самовольного водопользования на данных сетях и отсутствия установленных общедомовых приборов учета воды, объем израсходованной воды в отношении граждан будет рассчитан на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании Методики "Определения неучтенных расходов и потерь воды в системах коммунального водоснабжения", утвержденной Приказом Минпромэнерго России от 20.12.2004 N 172 в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167".
Раздел 6 пункт 6.4.3 договора изложен в редакции истца: "Производит полный расчет за потребление коммунальных ресурсов и услуг водоотведения по день прекращения потребления.
Пункт 6.6 договора изложен в редакции ответчика: "Все споры сторон по заключению и исполнению условий настоящего договора разрешаются путем переговоров. При недостижении согласия рассматриваются а Арбитражном суде Республики Татарстан в соответствии с действующим законодательством".
Кроме того, с ООО "Комплект+Сервис" в пользу ОАО "Альметьевск-Водоканал" взыскано 2000 руб. расходов по государственной пошлине по иску, с ОАО "Альметьевск-Водоканал" в пользу ООО "Комплект+Сервис" - 1000 руб. расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, истец обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, изменив ошибочно указанный номер и дату договора.
Ответчик представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Согласно части 3 статьи 284 АПК РФ суд рассматривает кассационную жалобу без участия представителей третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 20.02.2012 до 14 часов 40 минут.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание представителей истца и ответчика, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, сопроводительным письмом от 30.11.2010 N 2920 на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) истцом в адрес ответчика был направлен проект договора на продажу коммунальных ресурсов горячей воды и оказание услуг водоотведения на 2011 год за номером 1036.
В ответ на указанное предложение ООО "Комплект+Сервис" в адрес ОАО "Альметьевск-Водоканал" направил подписанный и скрепленный печатью договор от 01.01.2011 N 1036 с протоколом разногласий.
В связи с несогласием с условиями протокола разногласий, сторона, для которой заключение договора обязательно - ОАО "Альметьевск-Водоканал", передала разногласия по договору на рассмотрение суда.
Учитывая обстоятельства настоящего дела, а также, принимая во внимание положения пункта 1 абзаца 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", суд апелляционной инстанции правомерно счел, что спор передан на рассмотрение суда по соглашению сторон.
Указанные обстоятельства участниками процесса не оспариваются.
Отменяя решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.07.2011 по настоящему делу, и, принимая новый судебный акт, суд апелляционной инстанции обоснованно принял во внимание, положения статьи 173 АПК РФ.
Кроме того, судом апелляционной инстанции правомерно указано, что согласно пункту 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (статья 432 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Как следует из материалов дела, договор на продажу коммунальных ресурсов, горячей воды и оказание услуг водоотведения от 01.01.2011 N 1036 на 2011 год, согласно условиям которого истец, как ресурсоснабжающая организация обязался оказывать ответчику, как исполнителю в сфере предоставления коммунальных услуг, услуги по водоснабжению и водоотведению, в силу статьи 426 ГК РФ относится к публичным, поэтому на него распространяются требования пункта 3 статьи 539 ГК РФ, предусматривающего применение к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, законов и иных правовых актов об энергоснабжении, а также обязательных правил, принятых в соответствии с ними.
Таким образом, при заключении спорного договора стороны обязаны были руководствоваться Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), согласно пункту 5 которых они действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для организаций водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих населенные пункты, а также для всех абонентов независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
В силу пункту 2 Правил N 167 настоящие правила регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.
Абзацем 2 пункта 1 Правил N 167 установлено, что к числу абонентов могут относиться организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищном фондом.
В соответствии со статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует, в том числе отношения по поводу предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В упомянутом договоре абонентом является управляющая организация, которая, в силу пункта 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), данные Правила регулируют отношения между исполнителями (ответчиком) и потребителями коммунальных услуг (гражданами), устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Исполнитель в сфере предоставления коммунальных услуг - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (пункт 3 Правил N 307).
Применительно к спорному договору для исполнителя коммунальных услуг (ответчика) истец является ресурсоснабжающей организацией, поскольку осуществляет продажу коммунальных ресурсов.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, при заключении спорного договора помимо норм параграфа 6 главы 30 ГК РФ следует руководствоваться нормами как Правил N 167, так и Правил N 307.
Указанная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.04.2009 N 15791/08.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции правомерно включил ссылку на указанные Правила в пункты 3.1, 3.3.2 и 3.4.19 раздела 3 договора от 01.01.2011 N 1036.
Также, руководствуясь вышеизложенным, пункт 5.1 договора суд дополнил следующим: "В случае несоответствия качества воды требованиям СанПиН или недопоставки воды ориентировочные объемы для граждан корректируются в соответствии с Правилами N 307".
В связи с включением в пункт 3.1 договора ссылки на Правила N 307, пункт 5.2.2 договора изложен в следующей редакции:
"По домам:
а) присоединения, которых не оформлены;
б) в которых представителем Ресурсоснабжающей организации обнаружено нарушение целостности пломб на водомерных узлах и других опломбированных представителем Ресурсоснабжающей организации водопроводных устройства;
в) к которым отказано в доступе представителя Ресурсоснабжающей организации (к водомерному узлу системам холодного и горячего водоснабжения и водоотведения) в отношении граждан рассчитывается в соответствии с Правилами N 307, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Правилами N 167".
Также правомерно на основании вышеназванных Правил N 167 и 307 изложен пункт 5.2.4 договора в следующей редакции: "В случае обнаружения утечки на внутренней разводящей сети или самовольного водопользования на данных сетях и отсутствия установленных общедомовых приборов учета воды, объем израсходованной воды в отношении граждан будет рассчитан на основании N 307, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании Методики определения неучтенных расходов и потерь воды в системах коммунального водоснабжения, утвержденной Приказом Минпромэнерго России от 20.12.2004 N 172 в соответствии с Правилами N 167".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции с учетом разъяснений, изложенных в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменение и расторжением договоров", а также, принимая во внимание, что истец передал разногласия по договору на рассмотрение суда, а ответчик представил в суд свои предложения по условиям договора, исходил из того, что спор передан на его рассмотрение по соглашению сторон и пришел к правомерному выводу о том, что при заключении спорного договора помимо норм параграфа 6 главы 30 ГК РФ следует руководствоваться нормами как Правил N 167, так и Правил N 307.
Довод заявителя жалобы о том, что пункт 3.2.4 и пункт 3.2.5., которыми ООО "Комплект+Сервис" предложил дополнить условия договора от 01.01.2011 N 1036 судом апелляционной инстанции не урегулирован, не нашел своего подтверждения, поскольку, как следует из оспариваемого судебного акта, судом апелляционной инстанции указанные пункты не приняты, как противоречащие нормам материального права.
Кроме того, в кассационной жалобе ОАО "Альметьевск-Водоканал" указало, что суд апелляционной инстанции необоснованно оставил без внимания требование сторон об изменении в решении суда первой инстанции номера и даты договора, поскольку, как следует из постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.07.2011 по настоящему делу отменено в полном объеме. По делу принят новый судебный акт.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таким образом, поскольку иных оснований для отмены оспариваемого судебного акта кассационная жалоба не содержит, а нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены постановления арбитражного суда апелляционной инстанции судом кассационной не обнаружено, оспариваемое постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011 подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба истца без удовлетворения.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, но в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемого судебного акта и не подтверждены надлежащими доказательствами.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011 по делу N А65-5642/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)