Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "15" сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" сентября 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кирилловой Н.А.,
судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Абаканэнергосбыт" - директора Петрука А.А.. действующего на основании протокола общего собрания учредителей от 28.09.2004 N 1, Ненашкина А.А., представителя по доверенности от 11.01.2010, Кильдеровой Н.А., представителя по доверенности от 11.01.2010
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительные, жилищно-эксплуатационные услуги"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "25" мая 2010 года по делу N А74-506/2010, принятое судьей Шумским А.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Абаканэнергосбыт" (далее - ООО "Абаканэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Строительные, жилищно-эксплуатационные услуги" (далее - ООО "СтройЖЭУ") о взыскании компенсации за потери во внутридомовых сетях за период с 1.10.2009 по 28.02.2010 и процентов за пользование чужими денежными средствами.
В суде первой инстанции истец неоднократно изменял сумму иска. В окончательном виде просил взыскать с ответчика 47 630 рублей 25 копеек компенсации за потери и 1196 рублей 30 копеек процентов.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 мая 2010 года иск удовлетворен в полной сумме. На указанный судебный акт ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям:
- - пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, предусмотрена формула определения потерь во внутридомовых сетях;
- - истцом произведен расчет компенсации потерь не в соответствии с приведенной формулой, взысканная судом сумма является, по сути, стоимостью потребленной электрической энергии мест общего пользования при отсутствии в домах приборов учета (по нормативу).
ООО "Абаканэнергосбыт" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласилось с доводами, изложенными в ней, на основании следующего:
- - ответчик является исполнителем коммунальных услуг и на нем лежит обязанность по приобретению электрической энергии для оказания коммунальных услуг по электроснабжению, использованию на общедомовые нужды и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых сетях;
- - ответчик в суде первой инстанции не оспаривал факт отсутствия на границе балансовой принадлежности общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах, обслуживаемых ответчиком, в связи с чем расчет стоимости за потребленную электрическую энергию исходя из установленных нормативов не противоречит действующему законодательству;
- - приборы учета, установленные в жилых домах, находящихся на обслуживании ответчика, не являются общедомовыми, поскольку находятся не на границе балансовой принадлежности, данные приборы учета фиксируют только потребление электрической энергии на общедомовые нужды и не учитывают общий объем электрической энергии, отпущенной в конкретный жилой дом.
ООО "СтройЖЭУ", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие.
В судебном заседании представители ООО "Абаканэнергосбыт" поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, а также пояснили, что невозможно произвести расчет потерь в соответствии с пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, поскольку неизвестно общее количество электрической энергии, потребленной всем домом.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
В мае, июне 2009 года собственники помещений в жилых домах N 6 по ул. Вокзальная, NN 12, 13, 17, 19, 23, 27, 33 по ул. Дружбы Народов, NN 19, 22, 24 по ул. Островского, N 123 по ул. Пушкина, NN 120, 144, 146 по ул. Чертыгашева, NN 14, 16, 19, 21 по ул. Герцена, NN 55, 59 по ул. Минусинская в г. Абакане на основании пункта 4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации выбрали следующий способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией, которой назначено ООО "СтройЖЭУ", что подтверждается протоколами собрания собственников жилых домов (т. 2, л.д. 66-149; т. 3, л.д. 1-9).
В период с октября 2009 года по февраль 2010 года истец поставлял электрическую энергию на объекты жилого фонда, находящиеся в управлении ответчика.
ООО "Абаканэнергосбыт" выставило ООО "СтройЖЭУ" счета-фактуры для оплаты поставленной в спорный период электроэнергии в количестве 260 824 кВт.ч., из них 62 660 кВт.ч. для компенсации потерь электрической энергии во внутридомовых сетях, на общую сумму 228 853 рубля 01 копейка, в том числе:
- от 31.10.2009 N 1952/20317 - на сумму 42 010 рублей 21 копейка,
- от 30.11.2009 N 1952/22427 - на сумму 41 490 рублей 71 копейка,
от 30.12.2009 N 1952/23094 - на сумму 45 616 рублей 16 копеек,
от 31.01.2010 N 1952/1717 - на сумму 48 841 рубль 79 копеек,
- от 28.02.2010 N 1952/3855 - на сумму 50 894 рубля 24 копейки.
Согласно скорректированному расчету истца (в связи с исключением потерь электрической энергии в линиях и трансформаторах в домах по адресу: ул. Вокзальная, 6 и ул. Пушкина, 123) общее количество электроэнергии, поставленной в период с октября 2009 года по февраль 2010 года на объекты жилого фонда, находящиеся в управлении ответчика, составило 259 792 кВт.ч., из них 59 248 кВт.ч. для компенсации потерь электрической энергии во внутридомовых сетях, в том числе:
- - в октябре 2009 года - 50 844 кВт.ч., в том числе для компенсации потерь 12 748 кВт.ч.;
- - в ноябре 2009 года - 52 863 кВт.ч., в том числе для компенсации потерь 10 867 кВт.ч.;
- - в декабре 2009 года - 55 668 кВт.ч., в том числе для компенсации потерь 10 535 кВт.ч.;
- - в январе 2010 года - 51 326 кВт.ч., в том числе для компенсации потерь 11 593 кВт.ч.;
- - в феврале 2010 года - 49 091 кВт.ч., в том числе для компенсации потерь 13 505 кВт.ч.
При этом количество электроэнергии, поставленной в жилые дома для компенсации потерь во внутридомовых сетях, определено истцом исходя из установленного норматива расхода электроэнергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома за вычетом электрической энергии на общедомовые нужды по показаниям приборов учета.
Согласно расчету истца стоимость электроэнергии, поставленной в спорный период, составила 227 715 рублей 07 копеек с учетом НДС, из них 47 630 рублей 25 копеек с учетом НДС стоимость электроэнергии для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых сетях, в том числе:
- - в октябре 2009 года - 42 010 рублей 21 копейка, из них 9 688 рублей 27 копеек стоимость электроэнергии для компенсации потерь;
- - в ноябре 2009 года - 43 349 рублей 14 копеек, из них 8 221 рубль 38 копеек стоимость электроэнергии для компенсации потерь;
- - в декабре 2009 года - 45 587 рублей 69 копеек, из них 8 053 рублей 06 копеек стоимость электроэнергии для компенсации потерь;
- - в январе 2010 года - 48 841 рубль 79 копеек, из них 10 159 рублей 94 копейки стоимость электроэнергии для компенсации потерь;
- - в феврале 2010 года - 47 926 рублей 24 копейки, из них 11 507 рублей 60 копеек стоимость электроэнергии для компенсации потерь.
Стоимость электрической энергии, поставленной в 2009 году, рассчитана истцом исходя из тарифов в размере 0,6169 руб. /кВт.ч. (без НДС) и 0,8814 руб. /кВт.ч. (без НДС), установленных постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 09.12.2008 N 123.
Стоимость электрической энергии, поставленной в 2010 году, рассчитана истцом исходя из тарифов в размере 0,70932 руб. /кВт.ч. (без НДС) и 1,001356 руб. /кВт.ч. (без НДС), установленных постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 21.12.2009 N 129.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязанности по оплате электрической энергии, отпущенной для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых сетях, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Как усматривается из материалов дела, в мае, июне 2009 года собственники помещений в жилых домах N 6 по ул. Вокзальная, NN 12, 13, 17, 19, 23, 27, 33 по ул. Дружбы Народов, NN 19, 22, 24 по ул. Островского, N 123 по ул. Пушкина, NN 120, 144, 146 по ул. Чертыгашева, NN 14, 16, 19, 21 по ул. Герцена, NN 55, 59 по ул. Минусинская в г. Абакане на основании пункта 4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации выбрали следующий способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией, которой назначено ООО "СтройЖЭУ",
Согласно пункту 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (пункт 2 указанной статьи).
С учетом указанной нормы суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что собственники помещений в многоквартирных домах, выбрав способ управления домом, в силу закона обязаны передать весь комплекс полномочий по управлению домом, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, управляющей организации.
Письменный договор на электроснабжение между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией не заключен.
В пунктах 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Поскольку собственниками помещений в многоквартирных домах выбран способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией (в данном случае ответчиком), с учетом положений пункта 4 статьи 155, пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг и лицом, обязанным производить электроэнергии, отпущенной на объекты жилого фонда, в том числе на общедомовые нужды, а также необходимой для компенсации потерь во внутридомовых сетях.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением от 31.08.2006 N 530 утвердило Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила N 530). Указанные Правила вступили в законную силу с 01.09.2006
Согласно пункту 89 Правил N 530 исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
В соответствии с пунктом 136 Правил N 530 оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
Положения настоящего раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу абзаца 2 пункта 147 указанных Правил в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется, в том числе для электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, то есть с использованием нормативов потребления коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела, общедомовые приборы учета на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей спорных многоквартирных домов не установлены. Приборы учета потребления электрической энергии в местах общего пользования не являются общедомовыми, поскольку расположены не на границе балансовой принадлежности.
Из представленных в материалы дела счетов и счетов-фактур, выставленных истцом ответчику в июле 2009 года - апреле 2010 года, платежных поручений об оплате полученной электроэнергии, произведенных истцом расчетов размера исковых требований, а также переписки сторон, следует, что ответчик производит оплату поданной истцом электрической энергии в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета и приборов учета потребления электрической энергии на общедомовые нужды. Оплата электрической энергии, отпущенной истцом для компенсации потерь во внутридомовых сетях ответчиком не производилась.
Поскольку дома, находящиеся в управлении ответчика не оборудованы общедомовыми приборами учета, общее количество электрической энергии, отпущенной в многоквартирные дома неизвестно, то порядок исчисления количества электроэнергии, необходимой для компенсации потерь во внутридомовых сетях, предусмотренный пунктом 89 Правил N 530 не может быть применен.
Количество электроэнергии, отпущенной в спорные многоквартирные дома для компенсации потерь во внутридомовых сетях, определено истцом как разность между объемом электроэнергии, подлежащей оплате по нормативу (поскольку отсутствуют общедомовые приборы учета) и объемом электроэнергии, оплаченной ответчиком по показаниям приборов учета потребления электрической энергии на общедомовые нужды.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о возможности применения в данном случае такого порядка исчисления электроэнергии, необходимой для компенсации потерь во внутридомовых сетях,
Так, отсутствие общедомовых приборов учета не освобождает ответчика от оплаты электрической энергии, отпущенной истцом для компенсации потерь во внутридомовых сетях (от границы балансовой принадлежности до индивидуальных приборов учета и от границы балансовой принадлежности до прибора учета потребления электрической энергии на общедомовые нужды). Иной подход означал бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на истца ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении ответчика. Возможность применения нормативов при отсутствии общедомовых приборов учета при определении объемов потребленного коммунального ресурса соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 N 5290/09.
Стоимость электроэнергии, отпущенной для компенсации потерь во внутридомовых сетях, определена истцом в соответствии с тарифами, установленными для истца постановлениями Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 09.12.2008 N 123, от 21.12.2009 N 129 на 2009 и 2010 год соответственно.
Согласно расчету истца стоимость электрической энергии, отпущенной для компенсации потерь во внутридомовых сетях, составила 47 630 рублей 25 копеек.
Арифметическая правильность расчета ответчиком не оспаривается.
Поскольку ответчиком не представлены доказательства погашения указанной задолженности, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании основного долга в полном объеме.
Истцом также заявлено требование о взыскании 1 196 рублей 30 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 10.08.2009 по 18.02.2010 исходя из учетной ставки банковского процента 8,75% годовых, действовавшей на день подачи иска.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Установив факт оплаты потребленной электроэнергии с нарушением сроков, наличие задолженности за электроэнергию, отпущенную для компенсации потерь во внутридомовых сетях, период просрочки, суд первой инстанции правомерно признал обоснованными исковые требования о взыскании 1 196 процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 10.08.2009 по 18.02.2010 исходя из учетной ставки банковского процента 8,75% годовых, действовавшей на день подачи иска и являющейся наиболее близкой по значению к ставкам, действовавшим в период просрочки платежа.
Изложенное свидетельствует о том, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства и материалы дела, им дана надлежащая правовая оценка. Основания для отмены решения, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "25" мая 2010 года по делу N А74-506/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.09.2010 ПО ДЕЛУ N А74-506/2010
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2010 г. по делу N А74-506/2010
Резолютивная часть постановления объявлена "15" сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" сентября 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кирилловой Н.А.,
судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Абаканэнергосбыт" - директора Петрука А.А.. действующего на основании протокола общего собрания учредителей от 28.09.2004 N 1, Ненашкина А.А., представителя по доверенности от 11.01.2010, Кильдеровой Н.А., представителя по доверенности от 11.01.2010
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительные, жилищно-эксплуатационные услуги"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "25" мая 2010 года по делу N А74-506/2010, принятое судьей Шумским А.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Абаканэнергосбыт" (далее - ООО "Абаканэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Строительные, жилищно-эксплуатационные услуги" (далее - ООО "СтройЖЭУ") о взыскании компенсации за потери во внутридомовых сетях за период с 1.10.2009 по 28.02.2010 и процентов за пользование чужими денежными средствами.
В суде первой инстанции истец неоднократно изменял сумму иска. В окончательном виде просил взыскать с ответчика 47 630 рублей 25 копеек компенсации за потери и 1196 рублей 30 копеек процентов.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 мая 2010 года иск удовлетворен в полной сумме. На указанный судебный акт ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям:
- - пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, предусмотрена формула определения потерь во внутридомовых сетях;
- - истцом произведен расчет компенсации потерь не в соответствии с приведенной формулой, взысканная судом сумма является, по сути, стоимостью потребленной электрической энергии мест общего пользования при отсутствии в домах приборов учета (по нормативу).
ООО "Абаканэнергосбыт" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласилось с доводами, изложенными в ней, на основании следующего:
- - ответчик является исполнителем коммунальных услуг и на нем лежит обязанность по приобретению электрической энергии для оказания коммунальных услуг по электроснабжению, использованию на общедомовые нужды и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых сетях;
- - ответчик в суде первой инстанции не оспаривал факт отсутствия на границе балансовой принадлежности общедомовых приборов учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах, обслуживаемых ответчиком, в связи с чем расчет стоимости за потребленную электрическую энергию исходя из установленных нормативов не противоречит действующему законодательству;
- - приборы учета, установленные в жилых домах, находящихся на обслуживании ответчика, не являются общедомовыми, поскольку находятся не на границе балансовой принадлежности, данные приборы учета фиксируют только потребление электрической энергии на общедомовые нужды и не учитывают общий объем электрической энергии, отпущенной в конкретный жилой дом.
ООО "СтройЖЭУ", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие.
В судебном заседании представители ООО "Абаканэнергосбыт" поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, а также пояснили, что невозможно произвести расчет потерь в соответствии с пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, поскольку неизвестно общее количество электрической энергии, потребленной всем домом.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:
В мае, июне 2009 года собственники помещений в жилых домах N 6 по ул. Вокзальная, NN 12, 13, 17, 19, 23, 27, 33 по ул. Дружбы Народов, NN 19, 22, 24 по ул. Островского, N 123 по ул. Пушкина, NN 120, 144, 146 по ул. Чертыгашева, NN 14, 16, 19, 21 по ул. Герцена, NN 55, 59 по ул. Минусинская в г. Абакане на основании пункта 4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации выбрали следующий способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией, которой назначено ООО "СтройЖЭУ", что подтверждается протоколами собрания собственников жилых домов (т. 2, л.д. 66-149; т. 3, л.д. 1-9).
В период с октября 2009 года по февраль 2010 года истец поставлял электрическую энергию на объекты жилого фонда, находящиеся в управлении ответчика.
ООО "Абаканэнергосбыт" выставило ООО "СтройЖЭУ" счета-фактуры для оплаты поставленной в спорный период электроэнергии в количестве 260 824 кВт.ч., из них 62 660 кВт.ч. для компенсации потерь электрической энергии во внутридомовых сетях, на общую сумму 228 853 рубля 01 копейка, в том числе:
- от 31.10.2009 N 1952/20317 - на сумму 42 010 рублей 21 копейка,
- от 30.11.2009 N 1952/22427 - на сумму 41 490 рублей 71 копейка,
от 30.12.2009 N 1952/23094 - на сумму 45 616 рублей 16 копеек,
от 31.01.2010 N 1952/1717 - на сумму 48 841 рубль 79 копеек,
- от 28.02.2010 N 1952/3855 - на сумму 50 894 рубля 24 копейки.
Согласно скорректированному расчету истца (в связи с исключением потерь электрической энергии в линиях и трансформаторах в домах по адресу: ул. Вокзальная, 6 и ул. Пушкина, 123) общее количество электроэнергии, поставленной в период с октября 2009 года по февраль 2010 года на объекты жилого фонда, находящиеся в управлении ответчика, составило 259 792 кВт.ч., из них 59 248 кВт.ч. для компенсации потерь электрической энергии во внутридомовых сетях, в том числе:
- - в октябре 2009 года - 50 844 кВт.ч., в том числе для компенсации потерь 12 748 кВт.ч.;
- - в ноябре 2009 года - 52 863 кВт.ч., в том числе для компенсации потерь 10 867 кВт.ч.;
- - в декабре 2009 года - 55 668 кВт.ч., в том числе для компенсации потерь 10 535 кВт.ч.;
- - в январе 2010 года - 51 326 кВт.ч., в том числе для компенсации потерь 11 593 кВт.ч.;
- - в феврале 2010 года - 49 091 кВт.ч., в том числе для компенсации потерь 13 505 кВт.ч.
При этом количество электроэнергии, поставленной в жилые дома для компенсации потерь во внутридомовых сетях, определено истцом исходя из установленного норматива расхода электроэнергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома за вычетом электрической энергии на общедомовые нужды по показаниям приборов учета.
Согласно расчету истца стоимость электроэнергии, поставленной в спорный период, составила 227 715 рублей 07 копеек с учетом НДС, из них 47 630 рублей 25 копеек с учетом НДС стоимость электроэнергии для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых сетях, в том числе:
- - в октябре 2009 года - 42 010 рублей 21 копейка, из них 9 688 рублей 27 копеек стоимость электроэнергии для компенсации потерь;
- - в ноябре 2009 года - 43 349 рублей 14 копеек, из них 8 221 рубль 38 копеек стоимость электроэнергии для компенсации потерь;
- - в декабре 2009 года - 45 587 рублей 69 копеек, из них 8 053 рублей 06 копеек стоимость электроэнергии для компенсации потерь;
- - в январе 2010 года - 48 841 рубль 79 копеек, из них 10 159 рублей 94 копейки стоимость электроэнергии для компенсации потерь;
- - в феврале 2010 года - 47 926 рублей 24 копейки, из них 11 507 рублей 60 копеек стоимость электроэнергии для компенсации потерь.
Стоимость электрической энергии, поставленной в 2009 году, рассчитана истцом исходя из тарифов в размере 0,6169 руб. /кВт.ч. (без НДС) и 0,8814 руб. /кВт.ч. (без НДС), установленных постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 09.12.2008 N 123.
Стоимость электрической энергии, поставленной в 2010 году, рассчитана истцом исходя из тарифов в размере 0,70932 руб. /кВт.ч. (без НДС) и 1,001356 руб. /кВт.ч. (без НДС), установленных постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 21.12.2009 N 129.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязанности по оплате электрической энергии, отпущенной для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых сетях, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Как усматривается из материалов дела, в мае, июне 2009 года собственники помещений в жилых домах N 6 по ул. Вокзальная, NN 12, 13, 17, 19, 23, 27, 33 по ул. Дружбы Народов, NN 19, 22, 24 по ул. Островского, N 123 по ул. Пушкина, NN 120, 144, 146 по ул. Чертыгашева, NN 14, 16, 19, 21 по ул. Герцена, NN 55, 59 по ул. Минусинская в г. Абакане на основании пункта 4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации выбрали следующий способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией, которой назначено ООО "СтройЖЭУ",
Согласно пункту 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (пункт 2 указанной статьи).
С учетом указанной нормы суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что собственники помещений в многоквартирных домах, выбрав способ управления домом, в силу закона обязаны передать весь комплекс полномочий по управлению домом, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, управляющей организации.
Письменный договор на электроснабжение между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией не заключен.
В пунктах 4 и 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наниматели и собственники жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят управляющей организации плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Поскольку собственниками помещений в многоквартирных домах выбран способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией (в данном случае ответчиком), с учетом положений пункта 4 статьи 155, пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг и лицом, обязанным производить электроэнергии, отпущенной на объекты жилого фонда, в том числе на общедомовые нужды, а также необходимой для компенсации потерь во внутридомовых сетях.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением от 31.08.2006 N 530 утвердило Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила N 530). Указанные Правила вступили в законную силу с 01.09.2006
Согласно пункту 89 Правил N 530 исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
В соответствии с пунктом 136 Правил N 530 оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
Положения настоящего раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу абзаца 2 пункта 147 указанных Правил в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется, в том числе для электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам, то есть с использованием нормативов потребления коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела, общедомовые приборы учета на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей спорных многоквартирных домов не установлены. Приборы учета потребления электрической энергии в местах общего пользования не являются общедомовыми, поскольку расположены не на границе балансовой принадлежности.
Из представленных в материалы дела счетов и счетов-фактур, выставленных истцом ответчику в июле 2009 года - апреле 2010 года, платежных поручений об оплате полученной электроэнергии, произведенных истцом расчетов размера исковых требований, а также переписки сторон, следует, что ответчик производит оплату поданной истцом электрической энергии в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета и приборов учета потребления электрической энергии на общедомовые нужды. Оплата электрической энергии, отпущенной истцом для компенсации потерь во внутридомовых сетях ответчиком не производилась.
Поскольку дома, находящиеся в управлении ответчика не оборудованы общедомовыми приборами учета, общее количество электрической энергии, отпущенной в многоквартирные дома неизвестно, то порядок исчисления количества электроэнергии, необходимой для компенсации потерь во внутридомовых сетях, предусмотренный пунктом 89 Правил N 530 не может быть применен.
Количество электроэнергии, отпущенной в спорные многоквартирные дома для компенсации потерь во внутридомовых сетях, определено истцом как разность между объемом электроэнергии, подлежащей оплате по нормативу (поскольку отсутствуют общедомовые приборы учета) и объемом электроэнергии, оплаченной ответчиком по показаниям приборов учета потребления электрической энергии на общедомовые нужды.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о возможности применения в данном случае такого порядка исчисления электроэнергии, необходимой для компенсации потерь во внутридомовых сетях,
Так, отсутствие общедомовых приборов учета не освобождает ответчика от оплаты электрической энергии, отпущенной истцом для компенсации потерь во внутридомовых сетях (от границы балансовой принадлежности до индивидуальных приборов учета и от границы балансовой принадлежности до прибора учета потребления электрической энергии на общедомовые нужды). Иной подход означал бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на истца ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении ответчика. Возможность применения нормативов при отсутствии общедомовых приборов учета при определении объемов потребленного коммунального ресурса соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.09.2009 N 5290/09.
Стоимость электроэнергии, отпущенной для компенсации потерь во внутридомовых сетях, определена истцом в соответствии с тарифами, установленными для истца постановлениями Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 09.12.2008 N 123, от 21.12.2009 N 129 на 2009 и 2010 год соответственно.
Согласно расчету истца стоимость электрической энергии, отпущенной для компенсации потерь во внутридомовых сетях, составила 47 630 рублей 25 копеек.
Арифметическая правильность расчета ответчиком не оспаривается.
Поскольку ответчиком не представлены доказательства погашения указанной задолженности, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании основного долга в полном объеме.
Истцом также заявлено требование о взыскании 1 196 рублей 30 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 10.08.2009 по 18.02.2010 исходя из учетной ставки банковского процента 8,75% годовых, действовавшей на день подачи иска.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Установив факт оплаты потребленной электроэнергии с нарушением сроков, наличие задолженности за электроэнергию, отпущенную для компенсации потерь во внутридомовых сетях, период просрочки, суд первой инстанции правомерно признал обоснованными исковые требования о взыскании 1 196 процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 10.08.2009 по 18.02.2010 исходя из учетной ставки банковского процента 8,75% годовых, действовавшей на день подачи иска и являющейся наиболее близкой по значению к ставкам, действовавшим в период просрочки платежа.
Изложенное свидетельствует о том, что судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства и материалы дела, им дана надлежащая правовая оценка. Основания для отмены решения, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "25" мая 2010 года по делу N А74-506/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.КИРИЛЛОВА
Н.А.КИРИЛЛОВА
Судьи:
Н.Н.БЕЛАН
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
Н.Н.БЕЛАН
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)