Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.04.2012 ПО ДЕЛУ N А25-1803/2011

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 апреля 2012 г. по делу N А25-1803/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20.01.2012 по делу N А25-1803/2011
по заявлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1020900511818, ИНН 0901006128) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1030900721830, ИНН 0901024631), третье лицо - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства по КЧР
об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа (судья Калмыкова М.Ю.),
при участии в судебном заседании:
- - от Правительства Карачаево-Черкесской Республики: Биджиев Д.Х.-А. (доверенность N 4977-02 от 07.12.2011);
- - от Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике: Матакаев И.И. (доверенность N 2700-1/3 от 14.10.2011),

установил:

Правительство Карачаево-Черкесской Республики (далее - заявитель, Правительство КЧР) обратилось в Арбитражный суд КЧР с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - заинтересованное лицо, УФАС по КЧР) о признании недействительными решения от 15.09.2011 о признании Правительства КЧР нарушившим антимонопольное законодательство и предписания от 23.09.2011 N 47 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Заявленные требования мотивированы тем, что при проверке на предмет соответствия антимонопольному законодательству постановления Правительства КЧР от 04.07.2011 N 202 "Об утверждении порядка отбора и условиях включения многоквартирных домов в республиканскую адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов" Управление ФАС по КЧР пришло к выводу о том, что утвержденный постановлением Правительства КЧР порядок нарушает требования антимонопольного законодательства, так как устанавливает дифференциацию по организационным критериям в зависимости от способа управления многоквартирным домом. Выводы заинтересованного лица отражены в решении от 15.09.2011, на основании которого в адрес Правительства КЧР вынесено предписание от той же даты об исключении из постановления Правительства N 202 дифференциации по организационным критериям в зависимости от способа управления многоквартирным домом в срок до 24.10.2011. Присвоение максимального количества баллов домам со способом управления в форме ТСЖ, предусмотренное в утвержденном Правительством КЧР порядке отбора и условиях включения многоквартирных домов в республиканскую адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, отвечает изложенным в Федеральном законе от 21.07.2007 N 185-ФЗ условиям предоставления Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства финансовой поддержки по капитальному ремонту многоквартирных домов. При этом непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений препятствует получению такой финансовой поддержки в силу изложенных в Методических рекомендациях Фонда от 10.02.2011 N 222 ограничений (п. 2.5.1). Кроме того, конкуренцией является соперничество между хозяйствующими субъектами, в связи с чем непосредственное управление домами собственниками помещений указывает на отсутствие у собственников помещений статуса хозяйствующего субъекта. Проект постановления Правительства КЧР от 04.07.2011 N 202 "Об утверждении порядка отбора и условиях включения многоквартирных домов в республиканскую адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов" был подвергнут правовой экспертизе Управлением Министерства юстиции РФ по КЧР, в соответствии с заключением которой проект соответствует требованиям Конституции РФ и федерального законодательства. В настоящее время постановление Правительства КЧР N 202 исполнено, постановлением Правительства КЧР от 09.12.2011 N 465 республиканская адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждена, заявка Карачаево-Черкесской Республики на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Фондом удовлетворена.
Решением суда от 20.01.2012 заявление Правительства Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1020900511818, ИНН 0901006128) удовлетворено и признаны недействительными как несоответствующие законодательству о защите конкуренции решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 23.09.2011 о признании Правительства Карачаево-Черкесской Республики нарушившим антимонопольное законодательство, а также предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 23.09.2011 N 47 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые заявителем решение и предписание УФАС по КЧР не соответствуют требованиям антимонопольного законодательства и нарушают права заявителя на установление условий включения многоквартирных домов в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Не согласившись с таким решением суда, УФАС по КЧР обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению УФАС по КЧР, судом первой инстанции не дана надлежащая оценка представленным в дело доказательствам, неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам и материалам дела.
Правительство представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что суд первой инстанции правильно оценил все юридически значимые факты и вынес законное и обоснованное решение.
В судебном заседании представитель УФАС по КЧР поддержал апелляционную жалобу, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить по доводам, изложенным в жалобе.
Представитель Правительства в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на жалобу.
Третье лицо - Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, о чем в деле имеется соответствующее уведомление, в суд полномочных представителей не направило. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие третьего лица в соответствии со ст. 156 АПК РФ.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, установил следующее.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства от 04.07.2011 N 202 утвержден порядок отбора и условия включения многоквартирных домов в республиканскую адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Согласно разделу 2 указанного постановления очередность предоставления средств финансовой поддержки на капитальный ремонт многоквартирных домов определяется исходя из рейтинга многоквартирных домов, составленного по общей сумме баллов с учетом организационных критериев. При этом к организационным критериям с присвоением 10 баллов отнесен выбор собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления в форме товарищества собственников жилья, с присвоением 5 баллов - профессиональное управление многоквартирным домом.
На основании поручения прокуратуры КЧР от 12.07.2011 N 7-4-2011 Управлением ФАС по КЧР проведена проверка соответствия постановления Правительства КЧР от 04.07.2011 N 202 "Об утверждении порядка отбора и условиях включения многоквартирных домов в республиканскую адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов" требованиям антимонопольного законодательства.
По результатам проверки УФАС по КЧР вынесло решение от 23.09.2011 о признании Правительства КЧР нарушившим ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" действиями по принятию акта, который может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В целях устранения установленных нарушений УФАС по КЧР вынесло в адрес Правительства КЧР предписание от 23.09.2011 N 47 с требованием об исключении из Порядка отбора и условий включения многоквартирных домов в адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов дифференциации по организационным критериям в зависимости от способа управления многоквартирным домом в срок до 24.10.2011.
Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа нарушают его права и законные интересы, Правительство КЧР обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов антимонопольного органа.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя пришел к обоснованному выводу, что доводы УФАС по КЧР о том, что спорные положения утвержденного постановлением Правительства КЧР порядка отбора домов для участия в республиканской адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, являются несостоятельными.
В качестве субъектов конкурентных отношений, угрозу которым влекут спорные положения постановления Правительства КЧР N 202, УФАС по КЧР называет профессиональные управляющие компании, конкуренция которых может быть ограничена относительно товариществ собственников жилья. К субъектам таких отношений антимонопольный орган также относит собственников МКД, осуществляющих непосредственное управление многоквартирным домом.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу п. п. 1 п. 1 ст. 137 Жилищного кодекса РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с п. п. 4 п. 1 ст. 137 Жилищного кодекса РФ ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
Из толкования во взаимосвязи названных норм Жилищного кодекса РФ следует, что товарищество собственников жилья не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ.
Не отвечают также статусу субъектов конкурентных отношений собственники помещений в многоквартирных домах, осуществляющие непосредственное управление МКД.
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод суд, что, антимонопольным органом не доказано наличие каких-либо иных хозяйствующих субъектов, действиями которых могла бы быть ограничена конкуренция профессиональных управляющих организаций на рынке предоставления услуг по управлению МКД.
Формирование республиканской адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов осуществляется в Карачаево-Черкесской Республике в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ).
Законом N 185-ФЗ определены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий (ст. 1 Закона).
В целях реализации Закона N 185-ФЗ Российской Федерацией создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, деятельность которого осуществляется путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда посредством осуществления функций по рассмотрению представленных субъектами Российской Федерации заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, принятию решения о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов требованиям, установленным Законом N 185-ФЗ, принятию решения о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок, иных функций (ст. 4 Закона N 185-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, предусматривающих формирование благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья, и наличия товариществ собственников жилья в многоквартирных домах, расположенных на территории каждого муниципального образования (территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Одним из условий предоставления финансовой поддержки является наличие региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной в соответствии со ст. 15 настоящего Федерального закона.
В силу п. 4.1 ст. 15 Закона N 185-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать условия включения многоквартирных домов в региональные адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов исходя из лимита предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, установленного для субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с разделом 2 Постановления Правительства КЧР от 09.12.2011 N 465 "Об утверждении республиканской адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов и создание условий для управления многоквартирными домами на территории Карачаево-Черкесской Республики на 2011-2012 годы" основными задачами настоящей Программы являются, в том числе, стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства и формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом.
В условиях ограниченного объема средств финансовой поддержки, направляемых на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, отбор перечня многоквартирных домов для включения в муниципальные адресные программы должен проходить на конкурентной основе согласно постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 04.07.2011 N 202 (раздел 3 постановления N 465).
Согласно Методическим рекомендациям по разработке региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденным правлением государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства 10.02.2011 (протокол N 222), целью региональной адресной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов является финансовая поддержка муниципальных образований, органы местного самоуправления которых обеспечили реформирование жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований, для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, собственники помещений в которых самостоятельно выбрали способ управления многоквартирными домами (товариществом собственников жилья или управляющей организацией, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме) и приняли решение о проведении капитального ремонта.
Поскольку собственники помещений в домах, где избран способ управления в форме товарищества собственников жилья, имеют более высокий уровень самоорганизации, а также учитывая изложенные в Методических рекомендациях Фонда предложения, Правительство КЧР правомерно установило наибольшее количество баллов многоквартирным домам, управление в которых осуществляется посредством ТСЖ.
Кроме того, согласно паспорту Программы, изложенной в постановлении Правительства КЧР от 09.12.2011 N 465 "Об утверждении республиканской адресной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов и создание условий для управления многоквартирными домами на территории Карачаево-Черкесской Республики на 2011-2012 годы", ожидаемыми результатами реализации программы является передача многоквартирных домов в управление собственникам помещений.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод УФАС по КЧР о наличии нарушения антимонопольного законодательства в положениях постановления Правительства КЧР, исключающих возможность участия в программе по капитальному ремонту тех домов, собственники помещений в которых избрали непосредственный способ управления.
Так, статьей 20 Закона N 185-ФЗ установлен порядок расходования средств Фонда, в соответствии с которым товарищества собственников жилья и управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, в отношении которых принято решение о предоставлении финансовой поддержки на проведение капитального ремонта, должны открыть отдельные банковские счета и направить в органы местного самоуправления уведомления об открытии таких счетов с указанием их реквизитов, решение общего собрания членов ТСЖ либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств ТСЖ либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, а также утвержденную общим собранием членов ТСЖ либо собственников помещений в многоквартирном доме смету расходов на капитальный ремонт такого многоквартирного дома с учетом требований, установленных настоящим законом.
Перечисленные условия предоставления финансовой поддержки исключают возможность предоставления такой поддержки домам, управление в которых осуществляют непосредственно собственники помещений.
Таким образом, самим органом, осуществляющим финансирование адресной программы, определены получатели финансирования за счет средств Фонда.
Кроме того, запрет на предоставление финансовой поддержки на капитальный ремонт многоквартирных домов, управление которыми осуществляют непосредственно собственники помещений, установлен пунктом 2.5.1 Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденных Правлением Фонда от 19.07.2011 года (протокол N 241).
При вышеуказанных обстоятельствах, суд первой инстанции принял правильное решение о том, что оспариваемые заявителем решение и предписание УФАС по КЧР не соответствуют требованиям антимонопольного законодательства и нарушают права заявителя на установление условий включения многоквартирных домов в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также влекут меры ответственности за неисполнение предписанных требований.
Проверив правильность принятого по делу решения суда, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам и материалам дела, судом дана надлежащая оценка представленным доказательствам, в связи с чем решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20.01.2012 по делу N А25-1803/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
Д.А.БЕЛОВ

Судьи
М.У.СЕМЕНОВ
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)