Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Мухин А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Басковой Г.Б.
судей Афанасьевой Т.В., Бачинской Н.Ю.
при секретаре К.
с участием прокурора Сафоновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
24 сентября 2012 года
гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии города Ярославля на решение Кировского районного суда города Ярославля от 18 июля 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования заместителя прокурора удовлетворить.
Обязать мэрию города Ярославля предоставить С.В., С.М., Т.Н., Т.Р. на семью из четырех человек на условиях договора социального найма отвечающее установленным требованиям благоустроенное жилое помещение в г. Ярославле равнозначное по общей площади занимаемому в настоящее время жилому помещению, расположенному по адресу: <...>; общей площадью 19,4 кв. м".
Заслушав доклад судьи областного суда Афанасьевой Т.В., судебная коллегия
установила:
С.М., Т.Н. и Т.Р. зарегистрированы и проживают в <...> по адресу: <...>, где занимают одну комнату общею площадью 19,4 кв. м в трехкомнатной коммунальной квартире. Жилое помещение предоставлено по договору социального найма. Наниматель данного жилого помещения С.В. вынужденно не проживает по указанному адресу ввиду отбывания наказания в местах лишения свободы, при этом сохраняя право на жилое помещение.
Актом областной межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <...>, признан аварийным и непригодным для постоянного проживания с отселением жильцов дома до 2010 года (включительно).
Впоследствии заключением городской межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой <...> по <...> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением мэра г. Ярославля N 3439 от 05.12.2008 г. "О расселении и сносе жилых домов" расселение <...> по <...> предусматривалось в срок до 2010 года.
В соответствие с долгосрочной целевой программой "Переселение граждан, проживающих на территории города Ярославля, из непригодного для проживания жилищного фонда в 2009-2011 годах в рамках подготовки к празднованию 1000-летия г. Ярославля", утвержденной постановлением мэра г. Ярославля N 2865 от 15.10.2008 года, <...> по <...> включен в перечень домов, подлежащих расселению в срок до 2011 года включительно. Расселение указанного дома не произведено.
Заместитель прокурора Красноперекопского района г. Ярославля обратился в суд с иском в защиту интересов С.В., С.М., Т.Н., Т.Р. к мэрии г. Ярославля о предоставлении во внеочередном порядке другого благоустроенного жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому, расположенного в границе г. Ярославля, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 19,4 кв. м.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе мэрии г. Ярославля ставится вопрос об отмене решения суда и постановлении по делу нового решения - об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального права, несоответствию выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав прокурора Прокуратуры Ярославской области Сафонову Е.А., истца С.М., возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене решения суда.
При вынесении решения суд исходил из того, что <...>, расположенная по адресу: <...>, в которой в настоящее время проживают С.М., Т.Н. и Т.Р., не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, ввиду исчерпания несущей способности конструктивных элементов, имеется риск обрушения, что представляет собой опасность для жизни и здоровья граждан.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, считает его правильным, основанным на исследованных в судебном заседании материалах дела. При вынесении решения нормы материального права - ст. ст. 57, 85, 87, 89 ЖК РФ - применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Актом межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <...>, <...>, признан непригодными для постоянного проживания с отселением жителей дома до 2010 года (включительно).
Заключением городской межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ выше указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением мэра г. Ярославля N 3439 от 05.12.2008 года "О расселении и сносе жилых домов" расселение <...> по <...> предусматривалось в срок до 2010 года.
Указанные правовые акты свидетельствуют о том, что <...> по адресу: <...>, в которой проживает семья нанимателя жилого помещения С.В. на условиях договора социального найма, не отвечает предъявляемым к жилым помещениям требованиям и является непригодной для проживания.
Учитывая то обстоятельство, что истцы занимают жилое помещение, качественные характеристики которого не соответствуют предъявляемым жилищным законодательством требованиям к жилому помещению, принимая во внимание положение приведенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, судебная коллегия полагает правильным вывод суда о праве С.В., С.М., Т.Н., Т.Р. на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Довод жалобы о том, что законодательством напрямую предусмотрено установление срока предоставления гражданам жилых помещений, что относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, судебная коллегия не принимает по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 16.11.2006 N 503-О, статья 89 ЖК РФ не исключает возможность ее применения во взаимосвязи со статьями 57, 58 ЖК РФ при наличии к тому оснований. В соответствии со статьей 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, апелляционная жалоба оснований для отмены судебного решения не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу мэрии города Ярославля на решение Кировского районного суда города Ярославля от 18 июля 2012 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-5085/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 сентября 2012 г. по делу N 33-5085/2012
Судья Мухин А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Басковой Г.Б.
судей Афанасьевой Т.В., Бачинской Н.Ю.
при секретаре К.
с участием прокурора Сафоновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
24 сентября 2012 года
гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии города Ярославля на решение Кировского районного суда города Ярославля от 18 июля 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования заместителя прокурора удовлетворить.
Обязать мэрию города Ярославля предоставить С.В., С.М., Т.Н., Т.Р. на семью из четырех человек на условиях договора социального найма отвечающее установленным требованиям благоустроенное жилое помещение в г. Ярославле равнозначное по общей площади занимаемому в настоящее время жилому помещению, расположенному по адресу: <...>; общей площадью 19,4 кв. м".
Заслушав доклад судьи областного суда Афанасьевой Т.В., судебная коллегия
установила:
С.М., Т.Н. и Т.Р. зарегистрированы и проживают в <...> по адресу: <...>, где занимают одну комнату общею площадью 19,4 кв. м в трехкомнатной коммунальной квартире. Жилое помещение предоставлено по договору социального найма. Наниматель данного жилого помещения С.В. вынужденно не проживает по указанному адресу ввиду отбывания наказания в местах лишения свободы, при этом сохраняя право на жилое помещение.
Актом областной межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <...>, признан аварийным и непригодным для постоянного проживания с отселением жильцов дома до 2010 года (включительно).
Впоследствии заключением городской межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой <...> по <...> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением мэра г. Ярославля N 3439 от 05.12.2008 г. "О расселении и сносе жилых домов" расселение <...> по <...> предусматривалось в срок до 2010 года.
В соответствие с долгосрочной целевой программой "Переселение граждан, проживающих на территории города Ярославля, из непригодного для проживания жилищного фонда в 2009-2011 годах в рамках подготовки к празднованию 1000-летия г. Ярославля", утвержденной постановлением мэра г. Ярославля N 2865 от 15.10.2008 года, <...> по <...> включен в перечень домов, подлежащих расселению в срок до 2011 года включительно. Расселение указанного дома не произведено.
Заместитель прокурора Красноперекопского района г. Ярославля обратился в суд с иском в защиту интересов С.В., С.М., Т.Н., Т.Р. к мэрии г. Ярославля о предоставлении во внеочередном порядке другого благоустроенного жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому, расположенного в границе г. Ярославля, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 19,4 кв. м.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе мэрии г. Ярославля ставится вопрос об отмене решения суда и постановлении по делу нового решения - об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к нарушению судом норм материального права, несоответствию выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав прокурора Прокуратуры Ярославской области Сафонову Е.А., истца С.М., возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене решения суда.
При вынесении решения суд исходил из того, что <...>, расположенная по адресу: <...>, в которой в настоящее время проживают С.М., Т.Н. и Т.Р., не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, ввиду исчерпания несущей способности конструктивных элементов, имеется риск обрушения, что представляет собой опасность для жизни и здоровья граждан.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, считает его правильным, основанным на исследованных в судебном заседании материалах дела. При вынесении решения нормы материального права - ст. ст. 57, 85, 87, 89 ЖК РФ - применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Актом межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <...>, <...>, признан непригодными для постоянного проживания с отселением жителей дома до 2010 года (включительно).
Заключением городской межведомственной комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ выше указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением мэра г. Ярославля N 3439 от 05.12.2008 года "О расселении и сносе жилых домов" расселение <...> по <...> предусматривалось в срок до 2010 года.
Указанные правовые акты свидетельствуют о том, что <...> по адресу: <...>, в которой проживает семья нанимателя жилого помещения С.В. на условиях договора социального найма, не отвечает предъявляемым к жилым помещениям требованиям и является непригодной для проживания.
Учитывая то обстоятельство, что истцы занимают жилое помещение, качественные характеристики которого не соответствуют предъявляемым жилищным законодательством требованиям к жилому помещению, принимая во внимание положение приведенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, судебная коллегия полагает правильным вывод суда о праве С.В., С.М., Т.Н., Т.Р. на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Довод жалобы о том, что законодательством напрямую предусмотрено установление срока предоставления гражданам жилых помещений, что относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, судебная коллегия не принимает по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 16.11.2006 N 503-О, статья 89 ЖК РФ не исключает возможность ее применения во взаимосвязи со статьями 57, 58 ЖК РФ при наличии к тому оснований. В соответствии со статьей 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, апелляционная жалоба оснований для отмены судебного решения не содержит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу мэрии города Ярославля на решение Кировского районного суда города Ярославля от 18 июля 2012 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)