Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Маняшиной В.П., Цыгановой Е.М.
рассмотрел в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение от 27.04.2010 (судья Д.П. Лисянский) Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 06.10.2010 (судьи Н.Е. Иванова, Ю.Н. Киричек, О.Ю. Рыжиков) Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-999/2010 по заявлению администрации муниципального образования город Салехард к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании решения и предписания от 24.11.2009 N 03-01/94-2009.
Другие лица, участвующие в деле: муниципальное предприятие "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард и общество с ограниченной ответственностью "Изумрудный город".
Суд
установил:
Администрация муниципального образования город Салехард (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление ФАС России по ЯНАО) о признании недействительными решения и предписания от 24.11.2009 N 03-01/94-2009.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом привлечены: муниципальное предприятие "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард (далее - МП "Салехардэнерго"), общество с ограниченной ответственностью "Изумрудный город" (далее - ООО "Изумрудный город").
Решением от 27.04.2010 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа заявленные Администрацией требования удовлетворены, решение и предписание от 24.11.2009 N 03-01/94-2009 признаны недействительными.
Постановлением от 06.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление ФАС России по ЯНАО просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение.
По мнению антимонопольного органа, бездействие Администрации по разграничению эксплуатационной ответственности между МП "Салехардэнерго" и ООО "Изумрудный город" нарушает запрет, установленный пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), и препятствует осуществлению деятельности этих хозяйствующих субъектов.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация, соглашаясь с выводами названных судебных инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Изумрудный город" в своем отзыве на кассационную жалобу поддерживает доводы Управления ФАС России по ЯНАО.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, комиссия Управления ФАС России по ЯНАО, рассмотрев дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, вынесла решение от 24.11.2009 N 03-01/94-2009, которым признала Администрацию нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в форме необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами: МП "Салехардэнерго" и ООО "Изумрудный город", выразившегося в непринятии мер по оформлению: технических паспортов с указанием границы эксплуатационной ответственности сетей тепло - водоснабжения, балансовой принадлежности и диаметром всех переданных сетей тепло - водоснабжения (паспорт тепло-водосети); свидетельств о государственной регистрации права на сети тепло-водоснабжения; кадастровых паспортов на земельные участки по объектам недвижимости коммунальной инфраструктуры для собственников многоквартирных домов, обслуживаемых ООО "Изумрудный город"; а также в непринятии мер по межеванию земельных участков по многоквартирным жилым домам, обслуживаемым ООО "Изумрудный город".
На основании данного решения антимонопольный орган выдал Администрации предписание от 24.11.2009 N 03-01/94-2009 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, имеющего своим результатом необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами - МП "Салехардэнерго" и ООО "Изумрудный город".
В целях устранения нарушений антимонопольного законодательства Администрации предписано в срок до 01.03.2010 надлежаще оформить переданные в хозяйственное ведение МП "Салехардэнерго" объекты инженерно-коммунального комплекса, предназначенные для тепло- и водоснабжения граждан, проживающих в жилых многоквартирных домах, обслуживаемых ООО "Изумрудный город", в части:
- -надлежащего оформления технических паспортов с указанием границы эксплуатационной ответственности сетей тепло-водоснабжения, балансовой принадлежности и диаметром всех переданных сетей тепло- водоснабжения (паспорт тепло- водоснабжения);
- -надлежащего оформления свидетельств о государственной регистрации права на сети тепло- водоснабжения;
- -надлежащего оформления кадастровых паспортов на земельные участки по объектам недвижимости коммунальной инфраструктуры для собственников многоквартирных домов, обслуживаемых ООО "Изумрудный город";
- -принятия мер по межеванию земельных участков по многоквартирным жилым домам, обслуживаемым ООО "Изумрудный город".
О выполнении предписания Администрации предложено сообщить в срок до 15.03.2010, представив в Управление ФАС России по ЯНАО документы (заверенные копии), подтверждающие его исполнение.
Администрация, полагая, что указанные решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании их недействительными.
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Принимая решение о признании недействительными решения и предписания от 24.11.2009 N 03-01/94-2009, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о нарушении Администрацией пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что согласно договору от 29.04.2005 N 08 о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения (далее - договор от 29.04.2005 N 08) Комитетом по управлению муниципальным имуществом за МП "Салехардэнерго" закреплено движимое и недвижимое имущество, являющееся муниципальной собственностью.
Перечень недвижимого имущества приведен в приложении N 1 к договору от 29.04.2005 N 08. В данном перечне указаны объекты недвижимого имущества, в том числе инженерные сети и сети тепло-водоснабжения, находящиеся в различных частях города Салехарда, без разделения на центральные магистрали и отводы.
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и вынесении оспариваемого решения Управление ФАС России по ЯНАО не установило, какие именно сети тепло-водоснабжения из перечисленных в приложении N 1 к договору от 29.04.2005 N 08 стали предметом спора о разграничении эксплуатационной ответственности между МП "Салехардэнерго" и ООО "Изумрудный город".
Руководствуясь статьями 294 и 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебные инстанции сделали правильный вывод, что МП "Салехардэнерго" должно самостоятельно осуществлять действия, направленные на надлежащее оформление закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества, принимать меры, направленные на оформление технических паспортов на сети тепло- водоснабжения, а также кадастровых паспортов на земельные участки под объектами недвижимости переданной ему в хозяйственное ведение коммунальной инфраструктуры.
Исходя из смысла и содержания пунктов 1 и 7 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" судебные инстанции также правильно указали, что оформление кадастровых паспортов на земельные участки носит заявительный характер. Межевание земельных участков по многоквартирным жилым домам, обслуживаемым ООО "Изумрудный город", может быть проведено только на основании соответствующего обращения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме либо уполномоченного указанным собранием лица.
Между тем Управлением ФАС России по ЯНАО не представлены суду каких-либо доказательства, из которых можно было бы установить факт обращения ООО "Изумрудный город" с подобными заявлениями,.
Кроме того, доводы антимонопольного органа о бездействии Администрации по разграничению эксплуатационной ответственности между МП "Салехардэнерго" и ООО "Изумрудный город", препятствующей осуществлению деятельности этих хозяйствующих субъектов, опровергаются постановлением Администрации от 31.08.2009 N 279, которым утверждена ведомственная целевая программа "Проведение комплекса работ по регистрации права муниципальной собственности, межеванию земельных участков и технической паспортизации объектов коммунальной инфраструктуры".
В этой программе предусмотрены мероприятиями по формированию и утверждение в соответствии с требованиями действующего законодательства землеустроительных дел, межеванию участков по объектам недвижимости коммунальной инфраструктуры; постановке земельных участков на кадастровый учет; проведению обследований и инвентаризации объектов недвижимости, камеральные работы по подготовке технических паспортов на объекты, изготовление технических паспортов; регистрация права муниципальной собственности на объекты.
Исполнителем мероприятий по данной программе определено МП "Салехардэнерго".
При таких обстоятельствах обе судебные инстанции обоснованно признаны недействительными оспариваемые Администрацией решение от 24.11.2009 N 03-01/94-2009 и предписание от 24.11.2009 N 03-01/94-2009.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 27.04.2010 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 06.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-999/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 21.12.2010 ПО ДЕЛУ N А81-999/2010
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2010 г. по делу N А81-999/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Маняшиной В.П., Цыгановой Е.М.
рассмотрел в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение от 27.04.2010 (судья Д.П. Лисянский) Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 06.10.2010 (судьи Н.Е. Иванова, Ю.Н. Киричек, О.Ю. Рыжиков) Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-999/2010 по заявлению администрации муниципального образования город Салехард к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании решения и предписания от 24.11.2009 N 03-01/94-2009.
Другие лица, участвующие в деле: муниципальное предприятие "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард и общество с ограниченной ответственностью "Изумрудный город".
Суд
установил:
Администрация муниципального образования город Салехард (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление ФАС России по ЯНАО) о признании недействительными решения и предписания от 24.11.2009 N 03-01/94-2009.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, арбитражным судом привлечены: муниципальное предприятие "Салехардэнерго" муниципального образования город Салехард (далее - МП "Салехардэнерго"), общество с ограниченной ответственностью "Изумрудный город" (далее - ООО "Изумрудный город").
Решением от 27.04.2010 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа заявленные Администрацией требования удовлетворены, решение и предписание от 24.11.2009 N 03-01/94-2009 признаны недействительными.
Постановлением от 06.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление ФАС России по ЯНАО просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение.
По мнению антимонопольного органа, бездействие Администрации по разграничению эксплуатационной ответственности между МП "Салехардэнерго" и ООО "Изумрудный город" нарушает запрет, установленный пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), и препятствует осуществлению деятельности этих хозяйствующих субъектов.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация, соглашаясь с выводами названных судебных инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Изумрудный город" в своем отзыве на кассационную жалобу поддерживает доводы Управления ФАС России по ЯНАО.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, комиссия Управления ФАС России по ЯНАО, рассмотрев дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, вынесла решение от 24.11.2009 N 03-01/94-2009, которым признала Администрацию нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в форме необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами: МП "Салехардэнерго" и ООО "Изумрудный город", выразившегося в непринятии мер по оформлению: технических паспортов с указанием границы эксплуатационной ответственности сетей тепло - водоснабжения, балансовой принадлежности и диаметром всех переданных сетей тепло - водоснабжения (паспорт тепло-водосети); свидетельств о государственной регистрации права на сети тепло-водоснабжения; кадастровых паспортов на земельные участки по объектам недвижимости коммунальной инфраструктуры для собственников многоквартирных домов, обслуживаемых ООО "Изумрудный город"; а также в непринятии мер по межеванию земельных участков по многоквартирным жилым домам, обслуживаемым ООО "Изумрудный город".
На основании данного решения антимонопольный орган выдал Администрации предписание от 24.11.2009 N 03-01/94-2009 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, имеющего своим результатом необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами - МП "Салехардэнерго" и ООО "Изумрудный город".
В целях устранения нарушений антимонопольного законодательства Администрации предписано в срок до 01.03.2010 надлежаще оформить переданные в хозяйственное ведение МП "Салехардэнерго" объекты инженерно-коммунального комплекса, предназначенные для тепло- и водоснабжения граждан, проживающих в жилых многоквартирных домах, обслуживаемых ООО "Изумрудный город", в части:
- -надлежащего оформления технических паспортов с указанием границы эксплуатационной ответственности сетей тепло-водоснабжения, балансовой принадлежности и диаметром всех переданных сетей тепло- водоснабжения (паспорт тепло- водоснабжения);
- -надлежащего оформления свидетельств о государственной регистрации права на сети тепло- водоснабжения;
- -надлежащего оформления кадастровых паспортов на земельные участки по объектам недвижимости коммунальной инфраструктуры для собственников многоквартирных домов, обслуживаемых ООО "Изумрудный город";
- -принятия мер по межеванию земельных участков по многоквартирным жилым домам, обслуживаемым ООО "Изумрудный город".
О выполнении предписания Администрации предложено сообщить в срок до 15.03.2010, представив в Управление ФАС России по ЯНАО документы (заверенные копии), подтверждающие его исполнение.
Администрация, полагая, что указанные решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании их недействительными.
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации на необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Принимая решение о признании недействительными решения и предписания от 24.11.2009 N 03-01/94-2009, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о нарушении Администрацией пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что согласно договору от 29.04.2005 N 08 о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения (далее - договор от 29.04.2005 N 08) Комитетом по управлению муниципальным имуществом за МП "Салехардэнерго" закреплено движимое и недвижимое имущество, являющееся муниципальной собственностью.
Перечень недвижимого имущества приведен в приложении N 1 к договору от 29.04.2005 N 08. В данном перечне указаны объекты недвижимого имущества, в том числе инженерные сети и сети тепло-водоснабжения, находящиеся в различных частях города Салехарда, без разделения на центральные магистрали и отводы.
При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и вынесении оспариваемого решения Управление ФАС России по ЯНАО не установило, какие именно сети тепло-водоснабжения из перечисленных в приложении N 1 к договору от 29.04.2005 N 08 стали предметом спора о разграничении эксплуатационной ответственности между МП "Салехардэнерго" и ООО "Изумрудный город".
Руководствуясь статьями 294 и 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебные инстанции сделали правильный вывод, что МП "Салехардэнерго" должно самостоятельно осуществлять действия, направленные на надлежащее оформление закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества, принимать меры, направленные на оформление технических паспортов на сети тепло- водоснабжения, а также кадастровых паспортов на земельные участки под объектами недвижимости переданной ему в хозяйственное ведение коммунальной инфраструктуры.
Исходя из смысла и содержания пунктов 1 и 7 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" судебные инстанции также правильно указали, что оформление кадастровых паспортов на земельные участки носит заявительный характер. Межевание земельных участков по многоквартирным жилым домам, обслуживаемым ООО "Изумрудный город", может быть проведено только на основании соответствующего обращения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме либо уполномоченного указанным собранием лица.
Между тем Управлением ФАС России по ЯНАО не представлены суду каких-либо доказательства, из которых можно было бы установить факт обращения ООО "Изумрудный город" с подобными заявлениями,.
Кроме того, доводы антимонопольного органа о бездействии Администрации по разграничению эксплуатационной ответственности между МП "Салехардэнерго" и ООО "Изумрудный город", препятствующей осуществлению деятельности этих хозяйствующих субъектов, опровергаются постановлением Администрации от 31.08.2009 N 279, которым утверждена ведомственная целевая программа "Проведение комплекса работ по регистрации права муниципальной собственности, межеванию земельных участков и технической паспортизации объектов коммунальной инфраструктуры".
В этой программе предусмотрены мероприятиями по формированию и утверждение в соответствии с требованиями действующего законодательства землеустроительных дел, межеванию участков по объектам недвижимости коммунальной инфраструктуры; постановке земельных участков на кадастровый учет; проведению обследований и инвентаризации объектов недвижимости, камеральные работы по подготовке технических паспортов на объекты, изготовление технических паспортов; регистрация права муниципальной собственности на объекты.
Исполнителем мероприятий по данной программе определено МП "Салехардэнерго".
При таких обстоятельствах обе судебные инстанции обоснованно признаны недействительными оспариваемые Администрацией решение от 24.11.2009 N 03-01/94-2009 и предписание от 24.11.2009 N 03-01/94-2009.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 27.04.2010 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 06.10.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-999/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.ИЛЬИН
В.И.ИЛЬИН
Судьи
В.П.МАНЯШИНА
Е.М.ЦЫГАНОВА
В.П.МАНЯШИНА
Е.М.ЦЫГАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)