Судебные решения, арбитраж
Членство в товариществе собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.07.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011
по делу N А57-2158/2011
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Уют-1" к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании задолженности с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" взносы на капитальный ремонт объектов общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества собственников жилья "Уют-1" за период с 01.01.2010 по 01.02.2011 в сумме 417 708 руб. 12 коп.,
товарищество собственников жилья "Уют-1" (далее - ТСЖ "Уют-1", истец, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация), Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании задолженности с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет по финансам) по взносам на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Уют-1" в размере 370 055,56 руб. (с учетом принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений исковых требований).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.07.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011 решение суда первой инстанции от 29.07.2011 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, комитет по финансам обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, судами неверно применены положения действующего законодательства при определении права истца на взыскание обязательных платежей на капитальный ремонт.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что ТСЖ "Уют-1" является объединением собственников помещений ряда многоквартирных жилых домов в Ленинском районе города Саратова.
С 24 по 28 апреля 2006 года в соответствии с разделом 13 устава товарищества, статьями 145, 146 Жилищного кодекса Российской Федерации проведено очередное общее собрание членов товарищества в форме заочного голосования по вопросу установления с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, входящих в ТСЖ "Уют-1", ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества.
Решения оформлены протоколом подведения итогов общего собрания членов товарищества от 28.04.2006, проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования).
Представитель муниципального образования "Город Саратов", действовавший по доверенности от 03.04.2006, принял участие в голосовании и голосовал за установление с 01.05.2006 указанных ежемесячных взносов.
Решением общего собрания членов товарищества с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, входящих в состав ТСЖ "Уют-1", установлены ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере, равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утвержденному для Саратовской области соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
В связи с тем, что администрация как собственник муниципальных квартир в многоквартирных домах, входящих в состав товарищества, не исполняла обязанности по внесению ежемесячных взносов, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования в полном объеме, суды нижестоящих инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Пунктом 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование - "Город Саратов" в лице администрации как исполнительно-распорядительный орган.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона.
Исследовав и оценив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества и вносить обязательные платежи, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Уют-1", в порядке и размере, установленном общим собранием членов товарищества.
При этом суды предыдущих инстанций правомерно не согласились с доводами ответчиков о возможности перечисления денежных средств на капитальный ремонт лишь в порядке, предусмотренном статьями 78, 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением главы администрации г. Саратова от 24.07.2007 N 599 "Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий на капитальный ремонт доли муниципального образования город Саратов", поскольку возможность выделения бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов установлена пунктом 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановление главы администрации г. Саратова от 24.07.2007 N 599 "Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий на капитальный ремонт доли муниципального образования город Саратов" предусматривает предоставление субсидий на проведение капитального ремонта за счет средств муниципального бюджета города, не исключает обязательств публичного собственника нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, которое включают в себя и плату за капитальный ремонт, носит не обязательный, а рекомендательный характер.
Подпунктами 2, 3 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено право товарищества собственников жилья определять затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома и право устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме и действующее жилищное законодательство не разделяет права и обязанности собственника жилого помещения в зависимости от того, является ли он органом местного самоуправления.
При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правильно признали обоснованными исковые требования и взыскали в пользу товарищества с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" заявленную задолженность по взносам на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Уют-1".
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами не исследованы все обстоятельства дела, дана ненадлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы судов, положенные в основу оспариваемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в кассационной инстанции.
Все возражения, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов предыдущих инстанций и получили надлежащую оценку.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.07.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011 по делу N А57-2158/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.03.2012 ПО ДЕЛУ N А57-2158/2011
Разделы:Членство в товариществе собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2012 г. по делу N А57-2158/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.07.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011
по делу N А57-2158/2011
по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Уют-1" к администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании задолженности с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет муниципальной казны муниципального образования "Город Саратов" взносы на капитальный ремонт объектов общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества собственников жилья "Уют-1" за период с 01.01.2010 по 01.02.2011 в сумме 417 708 руб. 12 коп.,
установил:
товарищество собственников жилья "Уют-1" (далее - ТСЖ "Уют-1", истец, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация), Комитету по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании задолженности с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет по финансам) по взносам на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Уют-1" в размере 370 055,56 руб. (с учетом принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений исковых требований).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.07.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011 решение суда первой инстанции от 29.07.2011 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, комитет по финансам обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судами первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, судами неверно применены положения действующего законодательства при определении права истца на взыскание обязательных платежей на капитальный ремонт.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что ТСЖ "Уют-1" является объединением собственников помещений ряда многоквартирных жилых домов в Ленинском районе города Саратова.
С 24 по 28 апреля 2006 года в соответствии с разделом 13 устава товарищества, статьями 145, 146 Жилищного кодекса Российской Федерации проведено очередное общее собрание членов товарищества в форме заочного голосования по вопросу установления с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, входящих в ТСЖ "Уют-1", ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества.
Решения оформлены протоколом подведения итогов общего собрания членов товарищества от 28.04.2006, проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования).
Представитель муниципального образования "Город Саратов", действовавший по доверенности от 03.04.2006, принял участие в голосовании и голосовал за установление с 01.05.2006 указанных ежемесячных взносов.
Решением общего собрания членов товарищества с 01.05.2006 для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, входящих в состав ТСЖ "Уют-1", установлены ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере, равном размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утвержденному для Саратовской области соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
В связи с тем, что администрация как собственник муниципальных квартир в многоквартирных домах, входящих в состав товарищества, не исполняла обязанности по внесению ежемесячных взносов, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования в полном объеме, суды нижестоящих инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Пунктом 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование - "Город Саратов" в лице администрации как исполнительно-распорядительный орган.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона.
Исследовав и оценив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества и вносить обязательные платежи, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Уют-1", в порядке и размере, установленном общим собранием членов товарищества.
При этом суды предыдущих инстанций правомерно не согласились с доводами ответчиков о возможности перечисления денежных средств на капитальный ремонт лишь в порядке, предусмотренном статьями 78, 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением главы администрации г. Саратова от 24.07.2007 N 599 "Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий на капитальный ремонт доли муниципального образования город Саратов", поскольку возможность выделения бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов установлена пунктом 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановление главы администрации г. Саратова от 24.07.2007 N 599 "Об утверждении положения о порядке предоставления субсидий на капитальный ремонт доли муниципального образования город Саратов" предусматривает предоставление субсидий на проведение капитального ремонта за счет средств муниципального бюджета города, не исключает обязательств публичного собственника нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, которое включают в себя и плату за капитальный ремонт, носит не обязательный, а рекомендательный характер.
Подпунктами 2, 3 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено право товарищества собственников жилья определять затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома и право устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме и действующее жилищное законодательство не разделяет права и обязанности собственника жилого помещения в зависимости от того, является ли он органом местного самоуправления.
При изложенных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правильно признали обоснованными исковые требования и взыскали в пользу товарищества с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" заявленную задолженность по взносам на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Уют-1".
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что судами не исследованы все обстоятельства дела, дана ненадлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы судов, положенные в основу оспариваемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в кассационной инстанции.
Все возражения, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов предыдущих инстанций и получили надлежащую оценку.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.07.2011 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011 по делу N А57-2158/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)