Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Вологодская жилищно-эксплуатационная и управляющая компания" Журкиной Е.В. по доверенности от 04.06.2010, от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области Новинской О.Г. по доверенности от 25.01.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вологодская жилищно-эксплуатационная и управляющая компания" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 октября 2010 года по делу N А13-6110/2010 (судья Парфенюк А.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вологодская жилищно-эксплуатационная и управляющая компания" (далее - ООО "Жилкомхоз", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области (далее - управление) о признании недействительным предписания от 29.04.2010 N 208/403-04-01 (с учетом уточнения требований, принятого судом).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Галинская Елена Николаевна и Галинская Людмила Михайловна.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 27 октября 2010 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
ООО "Жилкомхоз" с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что расчет платы за коммунальные услуги электроснабжения мест общего пользования и отопления обществом произведен верно. По мнению общества, формула расчета платы за отопление, указанная в акте проверки, подлежит применению только в случае отсутствия в доме общедомового и индивидуальных приборов учета. Заявитель считает, что формула, предусмотренная пунктом 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), не подлежит применению для расчета платы за освещение мест общего пользования, поскольку она предназначена для расчета платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласны с ней, решение суда считают законным и обоснованным.
Галинская Е.Н. и Галинская Л.М. отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Галинская Е.Н. и Галинская Л.М. надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества и управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в период с 07.04.2010 по 29.04.2010 на основании распоряжения от 06.04.2010 N 332-з управлением проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом требований законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг.
Поводом для проведения данной проверки послужило заявление потребителя в прокуратуру города Вологды, переданное в управление (л.д. 50).
В ходе вышеуказанной проверки управлением выявлено нарушение обществом порядка определения размера платы за коммунальные услуги электроснабжения мест общего пользования, отопления, предусмотренного Правилами. Выявленные нарушения выразились в неприменении обществом установленных Правилами формул расчета размеров платежей за отопление, электроснабжение мест общего пользования.
По результатам проверки управлением составлен акт от 29.04.2010 N 403/04-01.
Согласно акту проверки (с учетом исправления опечаток) начисление платы за электроэнергию на освещение мест общего пользования производилось обществом потребителю Галинской Е.Н. на основании пункта 4.7 заключенного с ней договора управления многоквартирным домом от 16.12.2009 N 36, в соответствии с которым: заказчик обязан компенсировать управляющей компании расходы на оплату электроэнергии, затраченной на освещение общего имущества в многоквартирном доме; размер компенсации устанавливается как стоимость электроэнергии, потребленной в местах общего пользования, разделенная на количество жилых (нежилых) помещений в многоквартирном доме.
По мнению управления, применение обществом в проверенном периоде в отношении Галинской Е.Н. вышеуказанного порядка определения размера платы за освещение мест общего пользования противоречит части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункту 23 и подпункту 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам. Управление считает, что при определении размера платы за освещение мест общего пользования ООО "Жилкомхоз" следует руководствоваться формулой 9, указанной в подпункте 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам.
Управление также установило, что многоквартирный жилой дом по адресу: город Вологда, Осановский проезд, дом 27, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Расчет платы за отопление и горячее водоснабжение (подогрев воды) в 2009, 2010 годах производился обществом исходя из фактического потребления коммунальных ресурсов (по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии), расчет платы жильцов за подогрев воды - по показаниям индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения. При этом в указанном многоквартирном доме отсутствуют общедомовой прибор учета тепловой энергии, позволяющий раздельно вести учет тепловой энергии, потребляемой для оказания услуг отопления и горячего водоснабжения. Для расчета размера платы за отопление за февраль 2010 года общество производило распределение стоимости всей потребленной тепловой энергии (386 529,32 руб.) на 2 части, одна из которых (353 745,41 руб.) предназначена для предъявления жильцам для оплаты отопления, другая (32 783,91 руб.) - для оплаты горячего водоснабжения. Рассчитав размер платы за отопление на единицу площади (38,09 руб. за 1 кв. м) путем деления первой части указанной суммы на общую площадь дома (9302,40 кв. м), общество производило определение размера платы за отопление. В акте проверки указано, что вышеприведенный порядок расчета размера платы применяется обществом до настоящего времени, в том числе во взаимоотношениях с Галинской Е.Н.
По мнению управления, при расчете платы за услуги отопления и горячего водоснабжения общество неправомерно использует показания общедомового прибора учета тепловой энергии, который не позволяет раздельно вести учет тепловой энергии, потребляемой для оказания услуг отопления и горячего водоснабжения. Управление считает, что указанный порядок противоречит пункту 19 Правил, ООО "Жилкомхоз" при определении размера платы за отопление следует руководствоваться формулой 1, приведенной в подпункте 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 29.04.2010 N 208/403-04-01 о прекращении нарушений прав потребителей (далее - предписание), которым на ООО "Жилкомхоз" возложена обязанность обеспечить с 01.05.2010 начисление платы за коммунальные услуги (отопления, электроснабжения мест общего пользования) Галинской Е.Н. - собственнику жилых помещений дома, расположенного по адресу: город Вологда, Осановский проезд, дом 27, в соответствии с требованиями пунктов 19, 23 Правил. Срок выполнения данного предписания установлен управлением до 10.06.2010. Обществу также предложено сообщить в управление о выполнении предписания в письменной форме.
Считая вышеуказанное предписание управления незаконным, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Из положений части 1 статьи 157 ЖК РФ следует, что потребитель вправе производить оплату коммунальных услуг в размере платы, рассчитываемой исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что названные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Из пункта 3 Правил следует, что исполнителями коммунальных услуг являются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Подпунктом "в" пункта 49 Правил предусмотрено, что исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Абзацем вторым пункта 7 Правил установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказание услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Из материалов дела видно, что ООО "Жилкомхоз" (управляющая компания) и Галинской Еленой Николаевной (собственником квартиры N 36, расположенной в многоквартирном жилом доме N 27 по Осановскому проезду города Вологды) заключен договор управления многоквартирным домом от 16.12.2009 N 36 (далее - договор от 16.12.2009 N 36), согласно которому общество обязалось оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также заключать и сопровождать договоры на оказание коммунальных услуг. Пунктом 2.1.4 названного договора предусмотрено, что общество обязуется начислять заказчику плату за коммунальные услуги в соответствии с заключенными договорами с организациями, оказывающими коммунальные услуги.
С учетом изложенного ООО "Жилкомхоз", являясь исполнителем коммунальных услуг, при начислении платы за отопление и горячее водоснабжение обязано применять пункт 7 Правил.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в указанном многоквартирном жилом доме по адресу: город Вологда, Осановский проезд, дом 27, имеется общедомовой прибор учета всей тепловой энергии (горячего водоснабжения и отопления), однако отсутствуют общедомовые приборы учета отдельно по отоплению и по горячему водоснабжению, которые позволяют в соответствии с пунктом 7 Правил определить объем потребления каждой из указанных коммунальных услуг.
Согласно пункту 7 Правил при расчете платы за коммунальные услуги могут учитываться показания прибора учета, позволяющего определить объем каждой потребленной коммунальной услуги.
Возможность использования при расчетах платы за рассматриваемую коммунальную услугу общедомового прибора учета потребления двух услуг Правилами не предусмотрена.
Следовательно, как правильно указано судом первой инстанции, размер платы за отопление определяется в соответствии с пунктами 7 и 19 Правил.
Пункт 19 Правил предусматривает, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Поскольку общество производит расчеты за коммунальные услуги с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, оно обязано применять приведенные нормы Правил.
Как следует из акта проверки и представленного обществом расчета, приведенного в дополнении к заявлению об оспаривании предписания (л. 113, 116), расчет размера платы за отопление произведен обществом для потребителя Галинской Е.Н. за февраль 2010 года без применения соответствующей формулы, предусмотренной Правилами.
В материалы дела заявителем представлены сведения о показаниях общедомового прибора учета, предназначенного для учета всей тепловой энергии, поступившей за февраль 2010 года в многоквартирный дом по адресу: город Вологда, Осановский проезд, дом 27. Указанные показания составили 376,51406 Гкал (л.д. 119).
Методика расчета размера оплаты отопления Галинской Е.Н. за февраль 2010 года приведена обществом в дополнении к заявлению об оспаривании предписания (л.д. 113, 116). Так, при определении размера платы за отопление ООО "Жилкомхоз" расчетным путем определило стоимость тепловой энергии, использованной на подогрев горячей воды для оказания услуги горячего водоснабжения (графа 7 расчета), и с использованием показаний общедомового прибора учета - общую стоимость тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение (графа 4 расчета), а также общую стоимость тепловой энергии на отопление (графа 8 расчета).
Следовательно, при расчете платы за отопление ООО "Жилкомхоз" использовало величину общей стоимости тепловой энергии (386 529,32 руб.), определенную им за февраль 2010 года по показаниям названного общедомового прибора учета (376,51406 Гкал), который не позволяет отдельно определять объем потребления тепловой энергии на отопление. В частности, именно от указанной величины (графа 4 расчета) с использованием показаний общедомового прибора учета потребления одновременно двух услуг (горячего водоснабжения и отопления) обществом рассчитана общая сумма за отопление (графа 8 расчета), которая в дальнейшем применена в расчете платы за отопление потребителю Галинской Е.Н. за февраль 2010 года.
Согласно акту проверки вышеприведенная методика расчета размера платы за отопление применялась обществом в проверенный период вплоть до момента выдачи управлением предписания от 29.04.2010 N 208/403-04-01, что обществом и его представителем в судебном заседании не оспаривалось.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о доказанности факта нарушения обществом прав потребителя Галинской Е.Н. при произведении обществом расчета размера платы за отопление.
Также основанием выдачи оспариваемого предписания послужил установленный управлением факт нарушения порядка, предусмотренного пунктом 23 Правил, при расчете обществом размера платы Галинской Е.Н. за коммунальную услугу - электроснабжение мест общего пользования за ноябрь, декабрь 2009 года, январь, февраль, март 2010 года.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно подпункту 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле (3), а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле (9).
По мнению общества, пункт 23 Правил не может применяться к спорным правоотношениям, поскольку его положения применяются для определения платы за электроэнергию, затраченную в жилом помещении.
Апелляционной инстанцией не принимается указанный довод общества, поскольку согласно части 5 статьи 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Иными словами, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определенных вспомогательных помещений.
Следовательно, пункт 23 Правил в данном случае подлежит применению.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, многоквартирный дом оборудован как общедомовым прибором учета электрической энергии на освещение мест общего пользования, так и индивидуальными приборами учета электрической энергии. Данное обстоятельство сторонами и их представителями не оспаривается.
При этом порядок определения обществом размера платы за электроснабжение мест общего пользования, примененный ООО "Жилкомхоз" в отношении Галинской Е.Н., не учитывает требования подпункта "а" пункта 23 Правил.
Доводы заявителя о допустимости согласования сторонами договора от 16.12.2009 N 36 иного метода определения размера платы за электроснабжение мест общего пользования, отличного от предусмотренного положениями ЖК РФ и пунктом 23 Правил (то есть без учета показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии), правомерно отклонены судом первой инстанции как основанные на неправильном толковании положений статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 157 ЖК РФ.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности управлением факта несоблюдения обществом в отношении потребителя Галинской Е.Н. установленного пунктом 19 Правил порядка определения размера платы за отопление, а также установленного пунктом 23 Правил порядка определения размера платы за электроснабжение мест общего пользования.
Следовательно, основания для удовлетворения требования общества о признании недействительным предписания управления от 29.04.2010 N 208/403-04-01 отсутствуют.
Таким образом, оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 октября 2010 года по делу N А13-6110/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вологодская жилищно-эксплуатационная и управляющая компания" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.01.2011 ПО ДЕЛУ N А13-6110/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2011 г. по делу N А13-6110/2010
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Вологодская жилищно-эксплуатационная и управляющая компания" Журкиной Е.В. по доверенности от 04.06.2010, от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области Новинской О.Г. по доверенности от 25.01.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вологодская жилищно-эксплуатационная и управляющая компания" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 октября 2010 года по делу N А13-6110/2010 (судья Парфенюк А.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вологодская жилищно-эксплуатационная и управляющая компания" (далее - ООО "Жилкомхоз", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области (далее - управление) о признании недействительным предписания от 29.04.2010 N 208/403-04-01 (с учетом уточнения требований, принятого судом).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Галинская Елена Николаевна и Галинская Людмила Михайловна.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 27 октября 2010 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
ООО "Жилкомхоз" с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что расчет платы за коммунальные услуги электроснабжения мест общего пользования и отопления обществом произведен верно. По мнению общества, формула расчета платы за отопление, указанная в акте проверки, подлежит применению только в случае отсутствия в доме общедомового и индивидуальных приборов учета. Заявитель считает, что формула, предусмотренная пунктом 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), не подлежит применению для расчета платы за освещение мест общего пользования, поскольку она предназначена для расчета платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласны с ней, решение суда считают законным и обоснованным.
Галинская Е.Н. и Галинская Л.М. отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Галинская Е.Н. и Галинская Л.М. надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества и управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в период с 07.04.2010 по 29.04.2010 на основании распоряжения от 06.04.2010 N 332-з управлением проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом требований законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг.
Поводом для проведения данной проверки послужило заявление потребителя в прокуратуру города Вологды, переданное в управление (л.д. 50).
В ходе вышеуказанной проверки управлением выявлено нарушение обществом порядка определения размера платы за коммунальные услуги электроснабжения мест общего пользования, отопления, предусмотренного Правилами. Выявленные нарушения выразились в неприменении обществом установленных Правилами формул расчета размеров платежей за отопление, электроснабжение мест общего пользования.
По результатам проверки управлением составлен акт от 29.04.2010 N 403/04-01.
Согласно акту проверки (с учетом исправления опечаток) начисление платы за электроэнергию на освещение мест общего пользования производилось обществом потребителю Галинской Е.Н. на основании пункта 4.7 заключенного с ней договора управления многоквартирным домом от 16.12.2009 N 36, в соответствии с которым: заказчик обязан компенсировать управляющей компании расходы на оплату электроэнергии, затраченной на освещение общего имущества в многоквартирном доме; размер компенсации устанавливается как стоимость электроэнергии, потребленной в местах общего пользования, разделенная на количество жилых (нежилых) помещений в многоквартирном доме.
По мнению управления, применение обществом в проверенном периоде в отношении Галинской Е.Н. вышеуказанного порядка определения размера платы за освещение мест общего пользования противоречит части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункту 23 и подпункту 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам. Управление считает, что при определении размера платы за освещение мест общего пользования ООО "Жилкомхоз" следует руководствоваться формулой 9, указанной в подпункте 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам.
Управление также установило, что многоквартирный жилой дом по адресу: город Вологда, Осановский проезд, дом 27, оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Расчет платы за отопление и горячее водоснабжение (подогрев воды) в 2009, 2010 годах производился обществом исходя из фактического потребления коммунальных ресурсов (по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии), расчет платы жильцов за подогрев воды - по показаниям индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения. При этом в указанном многоквартирном доме отсутствуют общедомовой прибор учета тепловой энергии, позволяющий раздельно вести учет тепловой энергии, потребляемой для оказания услуг отопления и горячего водоснабжения. Для расчета размера платы за отопление за февраль 2010 года общество производило распределение стоимости всей потребленной тепловой энергии (386 529,32 руб.) на 2 части, одна из которых (353 745,41 руб.) предназначена для предъявления жильцам для оплаты отопления, другая (32 783,91 руб.) - для оплаты горячего водоснабжения. Рассчитав размер платы за отопление на единицу площади (38,09 руб. за 1 кв. м) путем деления первой части указанной суммы на общую площадь дома (9302,40 кв. м), общество производило определение размера платы за отопление. В акте проверки указано, что вышеприведенный порядок расчета размера платы применяется обществом до настоящего времени, в том числе во взаимоотношениях с Галинской Е.Н.
По мнению управления, при расчете платы за услуги отопления и горячего водоснабжения общество неправомерно использует показания общедомового прибора учета тепловой энергии, который не позволяет раздельно вести учет тепловой энергии, потребляемой для оказания услуг отопления и горячего водоснабжения. Управление считает, что указанный порядок противоречит пункту 19 Правил, ООО "Жилкомхоз" при определении размера платы за отопление следует руководствоваться формулой 1, приведенной в подпункте 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 29.04.2010 N 208/403-04-01 о прекращении нарушений прав потребителей (далее - предписание), которым на ООО "Жилкомхоз" возложена обязанность обеспечить с 01.05.2010 начисление платы за коммунальные услуги (отопления, электроснабжения мест общего пользования) Галинской Е.Н. - собственнику жилых помещений дома, расположенного по адресу: город Вологда, Осановский проезд, дом 27, в соответствии с требованиями пунктов 19, 23 Правил. Срок выполнения данного предписания установлен управлением до 10.06.2010. Обществу также предложено сообщить в управление о выполнении предписания в письменной форме.
Считая вышеуказанное предписание управления незаконным, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Из положений части 1 статьи 157 ЖК РФ следует, что потребитель вправе производить оплату коммунальных услуг в размере платы, рассчитываемой исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 ЖК РФ).
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что названные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Из пункта 3 Правил следует, что исполнителями коммунальных услуг являются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Подпунктом "в" пункта 49 Правил предусмотрено, что исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Абзацем вторым пункта 7 Правил установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказание услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Из материалов дела видно, что ООО "Жилкомхоз" (управляющая компания) и Галинской Еленой Николаевной (собственником квартиры N 36, расположенной в многоквартирном жилом доме N 27 по Осановскому проезду города Вологды) заключен договор управления многоквартирным домом от 16.12.2009 N 36 (далее - договор от 16.12.2009 N 36), согласно которому общество обязалось оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также заключать и сопровождать договоры на оказание коммунальных услуг. Пунктом 2.1.4 названного договора предусмотрено, что общество обязуется начислять заказчику плату за коммунальные услуги в соответствии с заключенными договорами с организациями, оказывающими коммунальные услуги.
С учетом изложенного ООО "Жилкомхоз", являясь исполнителем коммунальных услуг, при начислении платы за отопление и горячее водоснабжение обязано применять пункт 7 Правил.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в указанном многоквартирном жилом доме по адресу: город Вологда, Осановский проезд, дом 27, имеется общедомовой прибор учета всей тепловой энергии (горячего водоснабжения и отопления), однако отсутствуют общедомовые приборы учета отдельно по отоплению и по горячему водоснабжению, которые позволяют в соответствии с пунктом 7 Правил определить объем потребления каждой из указанных коммунальных услуг.
Согласно пункту 7 Правил при расчете платы за коммунальные услуги могут учитываться показания прибора учета, позволяющего определить объем каждой потребленной коммунальной услуги.
Возможность использования при расчетах платы за рассматриваемую коммунальную услугу общедомового прибора учета потребления двух услуг Правилами не предусмотрена.
Следовательно, как правильно указано судом первой инстанции, размер платы за отопление определяется в соответствии с пунктами 7 и 19 Правил.
Пункт 19 Правил предусматривает, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Поскольку общество производит расчеты за коммунальные услуги с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, оно обязано применять приведенные нормы Правил.
Как следует из акта проверки и представленного обществом расчета, приведенного в дополнении к заявлению об оспаривании предписания (л. 113, 116), расчет размера платы за отопление произведен обществом для потребителя Галинской Е.Н. за февраль 2010 года без применения соответствующей формулы, предусмотренной Правилами.
В материалы дела заявителем представлены сведения о показаниях общедомового прибора учета, предназначенного для учета всей тепловой энергии, поступившей за февраль 2010 года в многоквартирный дом по адресу: город Вологда, Осановский проезд, дом 27. Указанные показания составили 376,51406 Гкал (л.д. 119).
Методика расчета размера оплаты отопления Галинской Е.Н. за февраль 2010 года приведена обществом в дополнении к заявлению об оспаривании предписания (л.д. 113, 116). Так, при определении размера платы за отопление ООО "Жилкомхоз" расчетным путем определило стоимость тепловой энергии, использованной на подогрев горячей воды для оказания услуги горячего водоснабжения (графа 7 расчета), и с использованием показаний общедомового прибора учета - общую стоимость тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение (графа 4 расчета), а также общую стоимость тепловой энергии на отопление (графа 8 расчета).
Следовательно, при расчете платы за отопление ООО "Жилкомхоз" использовало величину общей стоимости тепловой энергии (386 529,32 руб.), определенную им за февраль 2010 года по показаниям названного общедомового прибора учета (376,51406 Гкал), который не позволяет отдельно определять объем потребления тепловой энергии на отопление. В частности, именно от указанной величины (графа 4 расчета) с использованием показаний общедомового прибора учета потребления одновременно двух услуг (горячего водоснабжения и отопления) обществом рассчитана общая сумма за отопление (графа 8 расчета), которая в дальнейшем применена в расчете платы за отопление потребителю Галинской Е.Н. за февраль 2010 года.
Согласно акту проверки вышеприведенная методика расчета размера платы за отопление применялась обществом в проверенный период вплоть до момента выдачи управлением предписания от 29.04.2010 N 208/403-04-01, что обществом и его представителем в судебном заседании не оспаривалось.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о доказанности факта нарушения обществом прав потребителя Галинской Е.Н. при произведении обществом расчета размера платы за отопление.
Также основанием выдачи оспариваемого предписания послужил установленный управлением факт нарушения порядка, предусмотренного пунктом 23 Правил, при расчете обществом размера платы Галинской Е.Н. за коммунальную услугу - электроснабжение мест общего пользования за ноябрь, декабрь 2009 года, январь, февраль, март 2010 года.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно подпункту 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле (3), а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле (9).
По мнению общества, пункт 23 Правил не может применяться к спорным правоотношениям, поскольку его положения применяются для определения платы за электроэнергию, затраченную в жилом помещении.
Апелляционной инстанцией не принимается указанный довод общества, поскольку согласно части 5 статьи 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Иными словами, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определенных вспомогательных помещений.
Следовательно, пункт 23 Правил в данном случае подлежит применению.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, многоквартирный дом оборудован как общедомовым прибором учета электрической энергии на освещение мест общего пользования, так и индивидуальными приборами учета электрической энергии. Данное обстоятельство сторонами и их представителями не оспаривается.
При этом порядок определения обществом размера платы за электроснабжение мест общего пользования, примененный ООО "Жилкомхоз" в отношении Галинской Е.Н., не учитывает требования подпункта "а" пункта 23 Правил.
Доводы заявителя о допустимости согласования сторонами договора от 16.12.2009 N 36 иного метода определения размера платы за электроснабжение мест общего пользования, отличного от предусмотренного положениями ЖК РФ и пунктом 23 Правил (то есть без учета показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии), правомерно отклонены судом первой инстанции как основанные на неправильном толковании положений статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 157 ЖК РФ.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности управлением факта несоблюдения обществом в отношении потребителя Галинской Е.Н. установленного пунктом 19 Правил порядка определения размера платы за отопление, а также установленного пунктом 23 Правил порядка определения размера платы за электроснабжение мест общего пользования.
Следовательно, основания для удовлетворения требования общества о признании недействительным предписания управления от 29.04.2010 N 208/403-04-01 отсутствуют.
Таким образом, оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 27 октября 2010 года по делу N А13-6110/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вологодская жилищно-эксплуатационная и управляющая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.А.ТАРАСОВА
Т.В.ВИНОГРАДОВА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)