Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 26.05.2008 ПО ДЕЛУ N А40-13113/08-153-141

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 мая 2008 г. по делу N А40-13113/08-153-141


Резолютивная часть решения объявлена 19 мая 2008 г.
В полном объеме решение изготовлено 26 мая 2008 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи: М.
членов суда: единолично
при ведении протокола судьей М.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Мосэнергосбыт" к:
Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве и Московской области
третьи лица: Ассоциация товариществ собственников жилья "ИНИЦИАТИВА"
о признании незаконными решения от 04.02.2008 г. по делу N 7-43/2007 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 04.02.2008 г. N 7-43/2007 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
при участии:
заявителя: ОАО "Мосэнергосбыт" - Г.Н. (по довер. от 21.08.07 г. N 91-09-177)
ответчика: Управление ФАС по г. Москве и Московской области - Г.И. (по довер. от 01.04.08 г. N 7-48)
третье лицо АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" - Г.В. (по довер. от 13.01.08 г. N 4)
Суд
установил:

ОАО "Мосэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве и Московской области (далее - Управление ФАС по г. Москве и Московской области) с заявлением о признании незаконными решения от 04.02.2008 г. по делу N 7-43/2007 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 04.02.2008 г. N 7-43/2007 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
К участию в деле, в качестве заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Ассоциация товариществ собственников жилья "ИНИЦИАТИВА" (далее - АТСЖ "ИНИЦИАТИВА")
Требования заявления ОАО "Мосэнергосбыт" мотивированы тем, что 04.02.2008 г. Управлением ФАС по г. Москве и Московской области по делу N 7-43/2007 о нарушении антимонопольного законодательства вынесено решение, в соответствии с которым в действиях ОАО "Мосэнергосбыт" установлено нарушение ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также в адрес ОАО "Мосэнергосбыт" направлено предписания N 7-43/2007 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которые были вынесены антимонопольным органом по результатам рассмотрения заявления АТСЖ "ИНИЦИАТИВА". При этом, решением от 04.02.2008 г. по делу N 7-43/2007 о нарушении антимонопольного законодательства Управлением ФАС по г. Москве и Московской области в действиях ОАО "Мосэнергосбыт" было установлено злоупотребление положением на рынке реализации электрической энергии на территории г. Москвы, выразившегося в ущемлении интересов хозяйствующего субъекта АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" путем взимания авансовых платежей при оплате счетов за электрическую энергию, не предусмотренных Порядком расчетов за электрическую энергию, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 294 от 04.04.2000 г. (в редакции Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307). Предписанием от 04.02.2008 г. N 7-43/2007 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Управлением ФАС по г. Москве и Московской области в тридцатидневный срок ОАО "Мосэнергосбыт" предписано прекратить указанное нарушение и привести договоры энергоснабжения N 92924967 от 30.11.2006 г., N 92994767 от 11.08.2006 г., N 99028368 от 20.12.2006 г., N 98223368 от 20.12.2006 г., N 58357768 от 20.12.2006 г. в соответствии с требованиями действующего законодательства.
ОАО "Мосэнергосбыт" полагает, что решение и предписание Управления ФАС по г. Москве и Московской области от 04.02.2008 г. за N 7-43/2007 не соответствуют законодательству, нарушают права и законные интересы ОАО "Мосэнергосбыт" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на ОАО "Мосэнергосбыт" обязанности, т.к. отношения сторон по энергоснабжению многоквартирных домов, подпадают под регулирование Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам) как отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилых помещениях, независимо от принадлежности жилого фонда, которые определяют пределы действия требований, содержащихся в указанных Правилах. При этом, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам указанным услугам, подпадающим под действие данных Правил, относят деятельность исполнителя коммунальных услуг, в т.ч., по энергоснабжению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях, из чего следует, что потребителем может являться только гражданин, использующий коммунальные услуги, предоставляемые в жилые помещения для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Кроме того, если в круг услуг, потребителями которых являются граждане, попадает энергоснабжение объектов не связанных с проживанием граждан (т.е. нежилых помещений), такие услуги не являются коммунальными, а отношения сторон в целом, выходят за рамки регулирования Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Требование АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" о внесении изменений в договоры, заключенные с ОАО "Мосэнергосбыт", для обеспечения энергоснабжения нежилых объектов, в части исключения из порядка расчетов условия об авансовых платежах, является необоснованным, поскольку данные отношений сторон подпадают под действие Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530, согласно которым, если иное не установлено договором энергоснабжения, покупатели оплачивают гарантирующему поставщику по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта РФ для данной категории потребителей, половину договорного объема потребления электрической энергии и мощности в срок до 15-го числа месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии. Следовательно, авансовый порядок оплаты, установленный соглашением сторон в договорах энергоснабжения, заключенных между ОАО "Мосэнергосбыт", которое является гарантирующим поставщиком электрической энергии и АТСЖ "ИНИЦИАТИВА", являющегося потребителем, приобретающим электрическую энергию на розничном рынке для нужд третьих лиц в целях перепродажи, не подлежит в обязательном порядке исключению, поскольку его наличие в договоре не противоречит требованиям действующего законодательства.
Кроме того, сам факт урегулирования отношений между ОАО "Мосэнергосбыт" и АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" договорами, при заключении которых стороны не выразили своего несогласия с каким-либо из их условий (отсутствуют протоколы разногласий), свидетельствует о том, что в действиях ОАО "Мосэнергосбыт" отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. Согласно ст. 421 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны в заключение договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством. АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" добровольно приняло условия договора о порядке расчетов, в связи с чем, включение в договоры между ОАО "Мосэнергосбыт" и АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" условия об авансовом способе расчета за приобретенную электроэнергию не нарушает антимонопольное законодательство, что свидетельствует о том, что оспариваемые заявителем решение и предписание Управления ФАС по г. Москве и Московской области от 04.02.2008 г. за N 7-43/2007, содержащие указание на нарушение со стороны ОАО "Мосэнергосбыт" антимонопольного законодательства незаконны.
Кроме того, заявитель полагает, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа от 04.02.2008 г. за N 7-43/2007 являются незаконными, т.к. включение в договоры энергоснабжения условий об авансовом порядке расчетов не может нарушить права и экономические интересы АТСЖ "ИНИЦИАТИВА", поскольку ОАО "Мосэнергосбыт" лишено права бесспорного (безакцептного) снятия денежных средств со счета обязанного лица, в связи с чем, вывод Управления ФАС по г. Москве и Московской области о том, что ОАО "Мосэнергосбыт", в нарушение действующего законодательства, взимало с АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" авансовые платежи при оплате счетов за электроэнергию, не соответствует фактическим обстоятельствам. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что действия ОАО "Мосэнергосбыт" способны причинить заявителю убытки либо нанести ему иной ущерб. Кроме того, несоответствие условий договора положениям закона, влечет ничтожность таких условий с момента включения в договор, что позволяет сторонам не руководствоваться ими при исполнении обязательств по договору.
Кроме того, заявитель полагает, что Управление ФАС по г. Москве и Московской области, принимая решение по делу N 7-43/2007 о нарушении антимонопольного законодательства и выдавая на его основании предписание N 7-43/2007 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, вышло за пределы своих полномочий, установленных ст. ст. 23, 41, 44 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", т.к. оспариваемые решение и предписание были вынесены в отношении обстоятельств, выходящих за рамками требований заявителя, изложенных как в первоначальном заявлении, так и дополнительно скорректированных ходатайством от 13.10.2007 г. Два договора, о необходимости внесения изменений, в условия которых было принято решение, не были предметом рассмотрения в деле N 7-43/2007.
В связи с тем, что требования АТСЖ "ИНИЦИАТИВА", ставшие предметом разбирательства по делу N 7-43/2007 не распространялись на отношения сторон, урегулированные договорами N 99028368 от 20.12.2006 г. и N 58357768 от 20.12.2006 г., у антимонопольного органа не было оснований запрашивать документы, сведения и пояснения в отношении обстоятельств, не связанных с изложенными в заявлении АТСЖ "ИНИЦИАТИВА".
Управлением ФАС по г. Москве и Московской области представлен письменный отзыв на заявленные требования ОАО "Мосэнергосбыт", в котором антимонопольный орган просит отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, Управлением ФАС по г. Москве и Московской области представлены копии договора энергоснабжения одноставочного абонента N 98392562; дополнительного соглашения к договору энергоснабжения одноставочного абонента N 98392562; договора энергоснабжения N 99028368 от 20.12.2006 г.; договора энергоснабжения N 58357768 от 20.12.2006 г.; Положение о территориальном органе ФАС России утвержденного Приказом ФАС РФ от 15.12.2006 г. N 324 на 17-и листах.
АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" также представлен письменный отзыв на заявленные требования ОАО "Мосэнергосбыт", в котором третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет, спора также просит отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований, полагая их необоснованными. Кроме того, АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" представлены копии писем в адрес ОАО "Мосэнергосбыт" N 7/и/655 от 15.10.2007 г. и N 7/и/770 от 14.11.2007 г.; претензии N ИП-27-2 117/7-П от 28.09.2007 г.; счета N 49882 от 31.08.2007 г.; акта приема-передачи электрической энергии (мощности) N Э-61-49882 от 31.08.2007 г.
В устных пояснениях представитель ОАО "Мосэнергосбыт" заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в поданном заявлении, просит заявленные требования удовлетворить. При этом, представитель заявителя полагает, что оспариваемые решение и предписание от 04.02.2008 г. за N 7-43/2007, вынесенные Управлением ФАС по г. Москве и Московской области, в соответствии с которыми в действиях ОАО "Мосэнергосбыт" установлено нарушение ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также в тридцатидневный срок предписано прекратить указанное нарушение и привести договоры энергоснабжения N 92924967 от 30.11.2006 г., N 92994767 от 11.08.2006 г., N 99028368 от 20.12.2006 г., N 98223368 от 20.12.2006 г., N 58357768 от 20.12.2006 г. в соответствии с требованиями действующего законодательства, являются незаконными и необоснованными, т.к. ОАО "Мосэнергосбыт" не было допущено нарушений вышеуказанных положений ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Доводы антимонопольного органа, изложенные в оспариваемом решении от 04.02.2008 г. по делу N 7-43/2007, основаны на неверном толковании как положений ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". При этом, Управлением ФАС по г. Москве и Московской области были нарушены положения ст. ст. 23, 41, 44 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", т.к. оспариваемые решение и предписание были вынесены в отношении обстоятельств, выходящих за рамками требований заявителя, изложенных как в первоначальном заявлении, так и дополнительно скорректированных ходатайством от 13.10.2007 г. Кроме того, представитель заявителя указала, что ОАО "Мосэнергосбыт" выполнило требования ч. 4 ст. 198 АПК РФ, т.к. оспаривая решение и предписание от 04.02.2008 г. за N 7-43/2007, вынесенные Управлением ФАС по г. Москве и Московской области, ОАО "Мосэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд 10.03.2008 г.
В устных пояснениях представитель Управления ФАС по г. Москве и Московской области поддержал доводы, изложенные в представленном отзыве на заявленные требования ОАО "Мосэнергосбыт", просит отказать в удовлетворении требований ОАО "Мосэнергосбыт", т.к. антимонопольный орган рассмотрел дело о нарушении заявителем антимонопольного законодательства в пределах своей компетенции. В ходе производства по делу о нарушении требований антимонопольного законодательства было установлено, что ОАО "Мосэнергосбыт" в нарушение ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", занимая доминирующее положение на рынке реализации электрической энергии на территории г. Москвы, допустило ущемление интересов хозяйствующего субъекта АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" путем взимания авансовых платежей при оплате счетов за электрическую энергию, не предусмотренных Порядком расчетов за электрическую энергию, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 294 от 04.04.2000 г. (в редакции Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307). Предписанием от 04.02.2008 г. N 7-43/2007 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Управлением ФАС по г. Москве и Московской области в тридцатидневный срок ОАО "Мосэнергосбыт" предписано прекратить указанное нарушение и привести договоры энергоснабжения N 92924967 от 30.11.2006 г., N 92994767 от 11.08.2006 г., N 99028368 от 20.12.2006 г., N 98223368 от 20.12.2006 г., N 58357768 от 20.12.2006 г. в соответствие с требованиями действующего законодательства.
В устных пояснениях представитель АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" поддержала доводы, изложенные в представленном письменном отзыве на заявленные требования ОАО "Мосэнергосбыт", просит отказать в удовлетворении требований ОАО "Мосэнергосбыт", т.к. полагает их необоснованными. Кроме того, представитель АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" поддержала доводы, изложенные представителем Управления ФАС по г. Москве и Московской области.
Арбитражный суд, рассмотрев заявление ОАО "Мосэнергосбыт", исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает, что заявленные ОАО "Мосэнергосбыт" требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
При этом, арбитражный суд полагает, что ОАО "Мосэнергосбыт" выполнило требования ч. 4 ст. 198 АПК РФ, т.к. решение и предписание от 04.02.2008 г. за N 7-43/2007, вынесенные Управлением ФАС по г. Москве и Московской области, ОАО "Мосэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд 10.03.2008 г.
Как установлено арбитражным судом, в соответствии с п. 3.2 Устава ОАО "Мосэнергосбыт" одним из видов деятельности данного общества является оказание услуг по покупке (продаже) электрической энергии.
В соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии г. Москвы (далее - РЭК г. Москвы) от 20.10.2006 г. N 43 "О получении статуса гарантирующего поставщика электрической энергии и согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории г. Москвы", ОАО "Мосэнергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика и является энергоснабжающей организацией и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по реализации электрической энергии на территории г. Москвы.
Как следует из обстоятельств и материалов настоящего дела, ОАО "Мосэнергосбыт" и АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" в период 2006-2007 г. г. были заключены договоры энергоснабжения жилых домов и нежилых помещений N 99032368 от 11.07.2006 г.; N 92994767 от 11.08.2006 г.; N 99028368 от 20.12.2006 г.; N 92924967 от 30.11.2006 г.; N 98392462 от 09.08.2006 г; N 98223368 от 20.12.2006 г.; N 98224968 от 20.12.2006 г.; N 98225268 от 20.12.2006 г. расположенных по адресам: г. Москва, Волгоградский проспект, 145, корп. 2; г. Москва, ул. Окская, д. 3, корп. 1, 2; г. Москва, ул. Окская, д. 5, корп. 1, 3; г. Москва, Варшавское шоссе, д. 16; ул. Ватутина, д. 18, корп. 2 (ЖД, гараж, ИТП); г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 36, корп. 2; г. Москва, ул. Юных Ленинцев, д. 66, корп. 2; г. Москва, Пролетарский пр-т, д. 3; г. Москва, ул. Маломосковская, д. 21; г. Москва, ул. Енисейская, д. 5; Москва, ул. Крылатские холмы, д. 33; г. Москва, Филипповский пер., д. 13, стр. 2 (ЖД, гараж); Москва, ул. Васильцовский Стан, д. 3, корп. 1.
В соответствии с условиями указанных договоров энергоснабжения АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" в срок до 15 числа месяца оплачивает ОАО "Мосэнергосбыт" 100 процентов стоимости договорной величины электрической энергии за текущий месяц. При этом, ОАО "Мосэнергосбыт" по вышеуказанным договорам энергоснабжения выставляет АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" платежные требования по оплате электрической энергии, которые включают суммы фактически потребленной электрической энергии и суммы авансового платежа.
При этом, АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" обратилось в ОАО "Мосэнергосбыт" с требованием от 01.11.2006 г. за N 7/и/1928 об исключении из условий договоров энергоснабжения, заключенных между АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" и ОАО "Мосэнергосбыт" пункта о выставлении платежных требований по предварительной оплате за электрическую энергию.
Как установлено арбитражным судом, ОАО "Мосэнергосбыт" в своем ответе от 16.01.2007 г. N СК/01(34)-232/7-1 отказало в удовлетворении требований АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" относительно исключения авансовых платежей из заключенных договоров энергоснабжения на основании того, что порядок расчетов за потребленную электрическую энергию с применением авансовых платежей был принят при заключении вышеуказанных договоров.
При этом, как следует из обстоятельств настоящего дела, в Управление ФАС по г. Москве и Московской области поступило поручение Тушинской межрайонной прокуратуры о рассмотрении обращения АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" от 10.05.2007 г. N 4273 с жалобой на вышеуказанные действия ОАО "Мосэнергосбыт" в части взимания авансовых платежей при оплате АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" счетов за электроэнергию, в связи с чем, было возбуждено дело N 7-43/2007 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Как следует из обстоятельств настоящего дела и установлено арбитражным судом, 04.02.2008 г. Комиссией Управления ФАС по г. Москве и Московской области по делу N 7-43/2007 о нарушении антимонопольного законодательства вынесено решение, в соответствии с которым в действиях ОАО "Мосэнергосбыт" установлено нарушение ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с решением от 04.02.2008 г. по делу N 7-43/2007 о нарушении антимонопольного законодательства Управлением ФАС по г. Москве и Московской области выдано предписание от 04.02.2008 г. N 7-43/2007 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которым ОАО "Мосэнергосбыт" предписано в тридцатидневный срок прекратить указанное нарушение ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и привести договоры энергоснабжения N 92924967 от 30.11.2006 г., N 92994767 от 11.08.2006 г., N 99028368 от 20.12.2006 г., N 98223368 от 20.12.2006 г., N 58357768 от 20.12.2006 г. в соответствие с требованиями п. 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 г. N 294 (в редакции Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307).
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 22 и ст. 23 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", п. 4 и п. 5 Положения о территориальном органе ФАС России, утвержденного Приказом ФАС России от 15.12.2006 г. N 324, территориальным органам ФАС России предоставлены полномочия осуществления контроля и надзора, в т.ч. за соблюдением антимонопольного законодательства, рассмотрением дел о нарушении антимонопольного законодательства и выдавать предписания, обязательные для исполнения.
При этом, арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемые решение и предписание Управления ФАС по г. Москве и Московской области от 04.02.2008 г. по делу N 7-43/2007 о нарушении антимонопольного законодательства, является решением государственного органа, которые могут быть оспорены в порядке главы 24 АПК РФ, т.к. указанные решение и предписание Управления ФАС по г. Москве и Московской области от 04.02.2008 г. по делу N 7-43/2007 о нарушении антимонопольного законодательства, принято по результатам рассмотрения антимонопольным органом обращения АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" и материалов по делу о нарушении антимонопольного законодательства, принятие которых предусмотрено ст. 23 и ст. 41 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". При этом, возможность обжалования решения и предписания антимонопольного органа в течение трех месяцев со дня принятия решения и (или) выдаче предписания также предусмотрено ст. 52 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Довод заявителя о том, что в действиях ОАО "Мосэнергосбыт" не содержится нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при осуществлении расчетов с АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" за потребленную электрическую энергию и мощность с применением авансовых платежей, не может быть принят во внимание арбитражным судом по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом, ОАО "Мосэнергосбыт" является энергоснабжающей организацией и занимает доминирующее положение на рынке по реализации (купле-продаже) электрической энергии на территории г. Москвы. В соответствии с постановлением РЭК г. Москвы от 20.10.2006 г. N 43 ОАО "Мосэнергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика. При этом границами зоны деятельности ОАО "Мосэнергосбыт" являются административные границы территории г. Москвы, за исключением территорий, соответствующих зонам деятельности ООО "Русэнергосбыт М".
В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, а также экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара и создание дискриминационных условий.
В соответствии с условиями вышеперечисленных договоров энергоснабжения, заключенных между ОАО "Мосэнергосбыт" и АТСЖ "ИНИЦИАТИВА", на АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" в срок до 15 числа месяца возложена обязанность оплачивать ОАО "Мосэнергосбыт" 100 процентов стоимости договорной величины электрической энергии за текущий месяц. ОАО "Мосэнергосбыт" по вышеуказанным договорам энергоснабжения выставляет АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" платежные требования по оплате электрической энергии, которые включают суммы фактически потребленной электрической энергии и суммы авансового платежа.
Согласно п. 35 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам РФ", плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата. В соответствии с п. 3 вышеуказанного Постановления Правительства РФ, авансовые платежи не применяются в отношении товариществ собственников жилья и управляющих организаций, если иное не предусмотрено договором управления.
При этом, договорами управления многоквартирными домами, заключенными АТСЖ "Инициатива", не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 граждане-потребители и организации, приобретающие электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг, вносят оплату не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
При этом, АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" обратилось в ОАО "Мосэнергосбыт" с требованием от 01.11.2006 г. за N 7/и/1928 об исключении из условий договоров энергоснабжения, заключенных между АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" и ОАО "Мосэнергосбыт" пункта о выставлении платежных требований по предварительной оплате за электрическую энергию.
Как установлено арбитражным судом, ОАО "Мосэнергосбыт" в своем ответе от 16.01.2007 г. N СК/01(34)-232/7-1 отказало в удовлетворении требований АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" относительно исключения авансовых платежей из заключенных договоров энергоснабжения на основании того, что порядок расчетов за потребленную электрическую энергию с применением авансовых платежей был принят при заключении вышеуказанных договоров.
Довод заявителя о том, что у ОАО "Мосэнергосбыт" отсутствует возможность безакцептного списания денежных средств, а также отсутствует возможность понудить сторону к исполнению обязательства, в т.ч., посредством начисления неустойки либо процентов за неисполнение денежного обязательства, что делает невозможным взимание авансовых платежей, является необоснованным и подлежит отклонению арбитражным судом.
Так, в счет от 31.08.2007 г. N 493882 по оплате электрической энергии, выставленный ОАО "Мосэнергосбыт", включены суммы потребленной электрической энергии и суммы авансового платежа, что также было установлено Управлением ФАС по г. Москве и Московской области, и также является нарушением ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Кроме того, в п. 6.13 условиях всех договоров энергоснабжения предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения АТСЖ "ИНИЦИАТИВА" обязательств по оплате электрической энергии, в т.ч. по предварительной оплате, ОАО "Мосэнергосбыт" имеет право начислить пени за каждый день просрочки в размере 1/360 ставки рефинансирования от суммы неоплаты, установленной ЦБ РФ, на момент предъявления счета.
Кроме того, следует отметить, что ОАО "Мосэнергосбыт" направляет претензии по не своевременной оплате услуг, в которые включены как сумма потребленной электрической энергии, так и сумма авансового платежа, что также свидетельствует акт приема-передачи электрической энергии (мощности) N Э-61-49882 от 31.08.2007 г., с учетом авансовых платежей выставленных и безакцептно списанных со счета АТСЖ "ИНИЦИАТИВА", итоговая сумма, на которую выставлен счет составляет 35 024 руб. 89 коп. Указанная сумма с учетом авансовых платежей указана в претензии N ИП-27-2117/7_П от 28.09.2007 г., на эту же сумму ОАО "Мосэнергосбыт", в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса РФ, уведомляет о начислении процентов за пользование чужими денежными средствами.
Более того, ОАО "Мосэнергосбыт" информированное о том, что отношения, вытекающие из договоров энергоснабжения с АТСЖ "ИНИЦИАТИВА", попадают под регулирование Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г., и п. 73 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", в ходе рассмотрения Управлением ФАС по г. Москве и Московской области дела N 7-43/2007 о нарушении антимонопольного законодательства были заключены дополнительные соглашения об отмене авансовых платежей:
1. Ул. Ватутина д. 18, корп. 2 N 92965066 от 01.03.2004 г.
2. Филипповский пер. д. 13, стр. 2 N 98392462 от 09.08.2006 г.
3. Ул. Крылатские холмы д. 33, корп. 3 N 92911666 от 01.10.2007 г.
4. Волгоградский пр-т, д. 145, корп. 2 N 98228468 от 20.12.2006 г.
5. Ул. Окская д. 3, корп. 1 N 98224968 от 20.12.2006 г.
6. Ул. Окская д. 5, корп. 1 N 98225268 от 20.12.2006 г.
7. Ул. Окская д. 5, корп. 3 N 98225668 от 20.12.2006 г.
8. Ул. Окская д. 3, корп. 2 N 98226568 от 20.12.2006 г.
9. Ул. Васильцовский Стан д. 3, корп. 1 N 98227468 от 20.12.2006 г.
Договоры, по которым до настоящего момента не исключены авансовые платежи по оплате электрической энергии:
1. Варшавское ш., д. 16, N 92994767 от 11.08.2006 г.
2. Ул. Зеленодольская д. 36, корп. 2 N 99028368 от 20.12.2006 г.
3. Пролетарский пр-т, д. 3 N 92924967 от 30.11.2006 г.
4. Ул. Маломосковская д. 21 N 49109061 от 25.04.2006 г.
5. Ул. Окская д. 1, корп. 1 N 98223368 от 20.12.2006 г.
В соответствии с вышеизложенным, арбитражный суд приходит к выводу о том, что Управлением ФАС по г. Москве и Московской области вышеуказанные обстоятельства обоснованно квалифицированы в качестве правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке реализации электрической энергии и ущемлении прав и законных интересов АТСЖ "ИНИЦИАТИВА", заключающееся в необходимости финансирования расходов по оплате электрической энергии, предоставляемой гражданам в качестве коммунальных услуг, при последующей оплате указанных услуг гражданами, в противоречии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г., и п. 73 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. N 530 "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики".
Таким образом, Управлением ФАС по г. Москве и Московской области обоснованно принято решение и вынесено предписание от 04.02.2008 г. по делу N 7-43/2007 о нарушении антимонопольного законодательства, об устранении нарушении антимонопольного законодательства, т.е. об исключении из вышеупомянутых договоров энергоснабжения авансовых платежей.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из анализа и совместного толкования положений ст. 198 и ст. 200 АПК РФ следует вывод о том, что заявитель должен доказать, что его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены, на него незаконно возлагаются какие-либо обязанности, создаются иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Однако, как следует из доводов заявления ОАО "Мосэнергосбыт" и материалов настоящего дела, каких-либо доводов или доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов ОАО "Мосэнергосбыт", в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, оспариваемыми решением и предписанием Управления ФАС по г. Москве и Московской области от 04.02.2008 г. по делу N 7-43/2007 о нарушении антимонопольного законодательства, заявителем не представлено.
При этом, доводы ОАО "Мосэнергосбыт" о незаконности оспариваемых решения и предписания от 04.02.2008 г. по делу N 7-43/2007 о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с тем, что Управление ФАС по г. Москве и Московской области вышло за пределы своих полномочий, установленных ст. ст. 23, 41, 44 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", т.к. оспариваемые решение и предписание были вынесены в отношении обстоятельств, выходящих за рамками требований заявителя, изложенных как в первоначальном заявлении, так и дополнительно скорректированных ходатайством от 13.10.2007 г., подлежат отклонению арбитражным судом, в связи со следующими обстоятельствами.
Исходя из функций и полномочий, определенных ст. 22 и ст. 23 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также оснований, установленных для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, места рассмотрения дела, последствий выявления признаков административного правонарушения при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, порядка рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательствами, формирования комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, прав лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, которые определены в главе 9 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", совместного толкования указанных положений главы 9 и иных положений ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", следует вывод о том, что Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, созданная в порядке, установленном ст. 40 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства должна указать выводы о наличии или об отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела; выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) ответчика по делу; выводы о наличии или об отсутствии оснований для выдачи предписания и перечень действий, включаемых в предписание и подлежащих выполнению; выводы о наличии или об отсутствии оснований для принятия антимонопольным органом других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции (в т.ч. оснований для обращения с иском в суд, для передачи материалов в правоохранительные органы, для направления в государственные органы или органы местного самоуправления рекомендаций об осуществлении действий, направленных на обеспечение конкуренции).




Кроме того, в силу положений ч. 5 ст. 34 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях.
При этом, как следует из содержания оспариваемого решения Управления ФАС по г. Москве и Московской области от 04.02.2008 г. по делу N 7-43/2007 о нарушении антимонопольного законодательства, указанное решение содержит выводы в отношении всех обстоятельств, установленных антимонопольным органом, в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Следует также отметить, что положения главы 9 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не препятствуют антимонопольному органу запрашивать сведения и документы, а также принимать иные меры, предусмотренные ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", для выяснения всех фактических обстоятельств нарушения антимонопольного законодательства, которые были неполно изложены в обращении заявителя или содержали неверную, или неполную правовую квалификацию деяния в качестве нарушения антимонопольного законодательства, что опровергает доводы заявителя о нарушении Управлением ФАС по г. Москве и Московской области порядка рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также полномочий, установленных ст. ст. 23, 41, 44 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Правовых оснований для вывода о том, что оспариваемые решение и предписание Управления ФАС по г. Москве и Московской области от 04.02.2008 г. по делу N 7-43/2007 о нарушении антимонопольного законодательства, противоречат закону, в т.ч. ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", не имеется, в связи с чем, не имеется и нарушения прав и охраняемых законом интересов ОАО "Мосэнергосбыт" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, оспариваемыми решением и предписанием от 04.02.2008 г. по делу N 7-43/2007 о нарушении антимонопольного законодательства.
В связи с тем, что у Управления ФАС по г. Москве и Московской области имелись законные основания, предусмотренные, в т.ч. ст. ст. 10, 22, 23 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", для принятия оспариваемых решения и предписания от 04.02.2008 г. по делу N 7-43/2007 о нарушении антимонопольного законодательства и был соблюден порядок их принятия, установленный главой 9 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", указанные решение и предписание Управления ФАС по г. Москве и Московской области от 04.02.2008 г. по делу N 7-43/2007 о нарушении антимонопольного законодательства не могут быть признаны не соответствующим закону или иному правовому акту, а требования ОАО "Мосэнергосбыт" не подлежат удовлетворению.
Судебные расходы по делу, по уплате государственной пошлине в сумме 2 000 руб. подлежат возложению на ОАО "Мосэнергосбыт" в соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 1 - 5, 10, 23, 41, 43, 45, 49, 50, 52 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ст. ст. 64 - 68, 71, 75, 110, 167 - 170, 176, 180, 197 - 201 АПК РФ,
решил:

в удовлетворении требований ОАО "Мосэнергосбыт" о признании незаконными решения от 04 февраля 2008 г. по делу N 7-43/2007 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания от 04 февраля 2008 г. N 7-43/2007 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по г. Москве и Московской области, в отношении ОАО "Мосэнергосбыт", проверенных на соответствие ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)