Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 3 апреля 2012 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ТСЖ "Ромашина-39" на решение Арбитражного суда Брянской области от 25.10.2011 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2011 г. по делу N А09-5505/2011, суд
установил:
открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы", г. Брянск, (далее - ОАО "Брянские коммунальные системы"), (ОГРН 1063250031987) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к товариществу собственников жилья "Ромашина-39", г. Брянск, (далее - ТСЖ "Ромашина-39"), (ОГРН 1063200005770) о взыскании 345 496 руб. 84 коп., в том числе задолженности за тепловую энергию за период с октября 2010 г. по июль 2011 г. в размере 342 763 руб. 30 коп. и пени за период с 11.08.2011 г. по 11.09.2011 г. в размере 2 733 руб. 54 коп.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.10.2011 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2011 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными актами, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, ТСЖ "Ромашина-39" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Брянской области от 25.10.2011 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2011 г. отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что решение было принято судом первой инстанции в отсутствие представителя ответчика, не уведомленного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Также заявитель считает, что оплата ответчиком тепловой энергии на нужды отопления должна производиться равномерно в течение 12 месяцев в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 и задолженности в оплате тепловой энергии у ТСЖ "Ромашина 39" за спорный период не имеется.
В Федеральный арбитражный суд Центрального округа поступило заявление ТСЖ "Ромашина 39" об уточнении кассационной жалобы и исключении довода о том, что при расчете задолженности истец неправомерно начислил сумму за горячее водоснабжение в размере 9 355 руб. 15 коп. Судом кассационной инстанции данное заявление удовлетворено.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Брянские коммунальные системы", считая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В силу ст. 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене в силу следующего.
Как установлено арбитражным судом, между ОАО "Брянские коммунальные системы" (ресурсоснабжающая организация) и ТСЖ "Ромашина-39" (потребитель) 07.12.2009 г. заключен договор теплоснабжения N 02201012063 (далее - договора N 022-01012063 от 07.12.2009 г.), по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязуется подавать в многоквартирные дома, перечисленные в приложениях N 1.1, N 6, N 7 к договору, согласованное количество тепловой энергии (приложение N 1) в соответствии с температурным графиком (приложение N 4) в течение срока действия договора с целью обеспечения указанных многоквартирных домов тепловой энергией и горячим водоснабжением, а потребитель оплачивает ресурсоснабжающей организации поданную тепловую энергию по ценам и в порядке, определенном договором.
В соответствии с п. 4.2 договора N 022-01012063 от 07.12.2009 расчетный период по договору - один календарный месяц.
Согласно п. 4.3 данного договора количество приобретенной тепловой энергии определяется на основании показаний расчетного прибора учета (приложение N 3), установленного на границе балансовой принадлежности сетей и оборудования ресурсоснабжающей организации и потребителя, контрольных замеров параметров теплоносителя.
При установке прибора не на границе балансовой принадлежности сетей и оборудования ресурсоснабжающей организации и потребителя объем предъявляемой к оплате тепловой энергии увеличивается на величину потерь тепловой энергии в сетях и оборудовании, находящемся от места установки расчетного прибора учета до границы балансовой принадлежности сетей потребителя.
Потребитель ежемесячно представляет ресурсоснабжающей организации показания с приборов учета тепловой энергии не позднее 1 числа месяца, следующего за расчетным.
В соответствии с п. 4.7.1 и 4.7.2 договора размер ежемесячного платежа равен 1/12 годового потребления и соответствующей ориентировочной стоимости, указанной в п. 4.1 договора.
Расчеты по договору производятся путем перечисления денежных средств потребителем за поставленную тепловую энергию (центральное отопление и горячее водоснабжение) на расчетный счет ресурсоснабжающей организации не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным. В срок до 5 числа месяца, следующего за расчетным, потребителю выставляются счет-фактура в объеме месячного потребления.
В п. 5.5 данного договора установлено, что за нарушение сроков оплаты по договору потребитель уплачивает пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы неперечисленных в срок денежных средств за каждый день просрочки платежа.
Согласно п. 7.2 договора он вступает в силу с 01.10.2009 г., действует до 01.10.2010 г. и считается ежегодно продленным, если за 30 дней до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от исполнения договора на следующий год или о заключении договора на иных условиях, или о внесении изменений (дополнений) в договор.
Во исполнение условий договора N 022-01012063 от 07.12.2009 г. истец в период с октября 2010 года по июль 2011 года оказывал ответчику услуги по отпуску тепловой энергии на общую сумму 342 763 руб. 30 коп.
Ссылаясь на то, что принятая ответчиком в спорный период тепловая энергия для отопления не была оплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой и апелляционной инстанции исходил из их обоснованности и правомерности.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражного суда недостаточно обоснованными, сделанными без учета ряда обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора и требованиям действующего законодательства.
Из материалов дела усматривается, что в настоящем споре гражданские права и обязанности сторон возникли из договора N 02201012063 от 07.12.2009 г., который является договором энергоснабжения и регулируется положениями параграфа 6 главы 30 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 1 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ и Федеральному закону от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ.
Таким образом, в жилищно-коммунальной сфере установлен приоритет ЖК РФ над нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ и иными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно п. 3 Правил N 307 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
По смыслу действующего законодательства ТСЖ "Ромашка 39" является исполнителем коммунальных услуг.
Учитывая, что ответчик в рамках договора N 02201012063 от 07.12.2009 г. приобретал тепловую энергию для целей оказания коммунальных услуг гражданам, на спорные правоотношения распространяются положения Правил N 307.
Согласно п. 15, п.п. "а" п. 19 Правил N 307, количество тепловой энергии на нужды теплоснабжения и горячего водоснабжения подлежит определению по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, абзац второй п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг является императивной нормой и не требует согласия сторон публичного договора на ее применение.
Из материалов дела усматривается, что отношения сторон возникли из договора N 02201012063 от 07.12.2009 г., который по своей правовой природе является публичным, следовательно, на него распространяется требование п. 4 ст. 426 ГК РФ о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В силу п. 8 настоящих Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.7.1 и 4.7.2 договора предусмотрено, что размер ежемесячного платежа равен 1/12 годового потребления и соответствующей ориентировочной стоимости, указанной в п. 4.1 договора.
Исходя из приведенных положений о публичном договоре и учитывая требования пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг, данное условие соответствует требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, между сторонами отсутствует спор по объему подлежащей оплате на отопление тепловой энергии, а разногласия возникли по порядку ее оплаты.
Истцом представлен расчет стоимости тепловой энергии подлежащей оплате задолженности за потребленную тепловую энергию за период с октября 2010 г. по июль 2011 г. в размере 342 763 руб. 30 коп. (л.д. 51 т. 1).
Возражая относительно заявленных требований, ответчик представил расчет стоимости тепловой энергии, подлежащей оплате в спорный период исходя из 1/12 фактически потребленного объема, согласно которого у ответчика за спорный период отсутствует задолженность.
Принимая решение по делу, арбитражный суд принял за основу расчет истца, при этом, в нарушение требований ст. ст. 71, 170 АПК РФ, не проверил соответствие данного расчета требованиям действующего законодательства и не дал надлежащей правовой оценки возражениям ответчика о необходимости оплаты тепловой энергии исходя из 1/12 от общего количества тепловой энергии ежемесячно.
При таких обстоятельствах, суду при новом рассмотрении спора следует проверить обоснованность расчета истца на соответствие требованиям Правил N 307.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению в первую инстанцию для нового рассмотрения.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 - 3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 25.10.2011 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2011 г. по делу N А09-5505/2011 в обжалуемой части отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 03.04.2012 ПО ДЕЛУ N А09-5505/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2012 г. по делу N А09-5505/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 3 апреля 2012 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ТСЖ "Ромашина-39" на решение Арбитражного суда Брянской области от 25.10.2011 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2011 г. по делу N А09-5505/2011, суд
установил:
открытое акционерное общество "Брянские коммунальные системы", г. Брянск, (далее - ОАО "Брянские коммунальные системы"), (ОГРН 1063250031987) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к товариществу собственников жилья "Ромашина-39", г. Брянск, (далее - ТСЖ "Ромашина-39"), (ОГРН 1063200005770) о взыскании 345 496 руб. 84 коп., в том числе задолженности за тепловую энергию за период с октября 2010 г. по июль 2011 г. в размере 342 763 руб. 30 коп. и пени за период с 11.08.2011 г. по 11.09.2011 г. в размере 2 733 руб. 54 коп.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 25.10.2011 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2011 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не соглашаясь с вынесенными по делу судебными актами, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, ТСЖ "Ромашина-39" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Брянской области от 25.10.2011 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2011 г. отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что решение было принято судом первой инстанции в отсутствие представителя ответчика, не уведомленного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Также заявитель считает, что оплата ответчиком тепловой энергии на нужды отопления должна производиться равномерно в течение 12 месяцев в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 и задолженности в оплате тепловой энергии у ТСЖ "Ромашина 39" за спорный период не имеется.
В Федеральный арбитражный суд Центрального округа поступило заявление ТСЖ "Ромашина 39" об уточнении кассационной жалобы и исключении довода о том, что при расчете задолженности истец неправомерно начислил сумму за горячее водоснабжение в размере 9 355 руб. 15 коп. Судом кассационной инстанции данное заявление удовлетворено.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Брянские коммунальные системы", считая оспариваемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В силу ст. 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене в силу следующего.
Как установлено арбитражным судом, между ОАО "Брянские коммунальные системы" (ресурсоснабжающая организация) и ТСЖ "Ромашина-39" (потребитель) 07.12.2009 г. заключен договор теплоснабжения N 02201012063 (далее - договора N 022-01012063 от 07.12.2009 г.), по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязуется подавать в многоквартирные дома, перечисленные в приложениях N 1.1, N 6, N 7 к договору, согласованное количество тепловой энергии (приложение N 1) в соответствии с температурным графиком (приложение N 4) в течение срока действия договора с целью обеспечения указанных многоквартирных домов тепловой энергией и горячим водоснабжением, а потребитель оплачивает ресурсоснабжающей организации поданную тепловую энергию по ценам и в порядке, определенном договором.
В соответствии с п. 4.2 договора N 022-01012063 от 07.12.2009 расчетный период по договору - один календарный месяц.
Согласно п. 4.3 данного договора количество приобретенной тепловой энергии определяется на основании показаний расчетного прибора учета (приложение N 3), установленного на границе балансовой принадлежности сетей и оборудования ресурсоснабжающей организации и потребителя, контрольных замеров параметров теплоносителя.
При установке прибора не на границе балансовой принадлежности сетей и оборудования ресурсоснабжающей организации и потребителя объем предъявляемой к оплате тепловой энергии увеличивается на величину потерь тепловой энергии в сетях и оборудовании, находящемся от места установки расчетного прибора учета до границы балансовой принадлежности сетей потребителя.
Потребитель ежемесячно представляет ресурсоснабжающей организации показания с приборов учета тепловой энергии не позднее 1 числа месяца, следующего за расчетным.
В соответствии с п. 4.7.1 и 4.7.2 договора размер ежемесячного платежа равен 1/12 годового потребления и соответствующей ориентировочной стоимости, указанной в п. 4.1 договора.
Расчеты по договору производятся путем перечисления денежных средств потребителем за поставленную тепловую энергию (центральное отопление и горячее водоснабжение) на расчетный счет ресурсоснабжающей организации не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным. В срок до 5 числа месяца, следующего за расчетным, потребителю выставляются счет-фактура в объеме месячного потребления.
В п. 5.5 данного договора установлено, что за нарушение сроков оплаты по договору потребитель уплачивает пеню в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы неперечисленных в срок денежных средств за каждый день просрочки платежа.
Согласно п. 7.2 договора он вступает в силу с 01.10.2009 г., действует до 01.10.2010 г. и считается ежегодно продленным, если за 30 дней до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от исполнения договора на следующий год или о заключении договора на иных условиях, или о внесении изменений (дополнений) в договор.
Во исполнение условий договора N 022-01012063 от 07.12.2009 г. истец в период с октября 2010 года по июль 2011 года оказывал ответчику услуги по отпуску тепловой энергии на общую сумму 342 763 руб. 30 коп.
Ссылаясь на то, что принятая ответчиком в спорный период тепловая энергия для отопления не была оплачена, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой и апелляционной инстанции исходил из их обоснованности и правомерности.
Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражного суда недостаточно обоснованными, сделанными без учета ряда обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора и требованиям действующего законодательства.
Из материалов дела усматривается, что в настоящем споре гражданские права и обязанности сторон возникли из договора N 02201012063 от 07.12.2009 г., который является договором энергоснабжения и регулируется положениями параграфа 6 главы 30 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с ч. 1 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ и Федеральному закону от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ.
Таким образом, в жилищно-коммунальной сфере установлен приоритет ЖК РФ над нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ и иными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307), регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно п. 3 Правил N 307 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
По смыслу действующего законодательства ТСЖ "Ромашка 39" является исполнителем коммунальных услуг.
Учитывая, что ответчик в рамках договора N 02201012063 от 07.12.2009 г. приобретал тепловую энергию для целей оказания коммунальных услуг гражданам, на спорные правоотношения распространяются положения Правил N 307.
Согласно п. 15, п.п. "а" п. 19 Правил N 307, количество тепловой энергии на нужды теплоснабжения и горячего водоснабжения подлежит определению по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, абзац второй п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг является императивной нормой и не требует согласия сторон публичного договора на ее применение.
Из материалов дела усматривается, что отношения сторон возникли из договора N 02201012063 от 07.12.2009 г., который по своей правовой природе является публичным, следовательно, на него распространяется требование п. 4 ст. 426 ГК РФ о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В силу п. 8 настоящих Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.7.1 и 4.7.2 договора предусмотрено, что размер ежемесячного платежа равен 1/12 годового потребления и соответствующей ориентировочной стоимости, указанной в п. 4.1 договора.
Исходя из приведенных положений о публичном договоре и учитывая требования пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг, данное условие соответствует требованиям действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, между сторонами отсутствует спор по объему подлежащей оплате на отопление тепловой энергии, а разногласия возникли по порядку ее оплаты.
Истцом представлен расчет стоимости тепловой энергии подлежащей оплате задолженности за потребленную тепловую энергию за период с октября 2010 г. по июль 2011 г. в размере 342 763 руб. 30 коп. (л.д. 51 т. 1).
Возражая относительно заявленных требований, ответчик представил расчет стоимости тепловой энергии, подлежащей оплате в спорный период исходя из 1/12 фактически потребленного объема, согласно которого у ответчика за спорный период отсутствует задолженность.
Принимая решение по делу, арбитражный суд принял за основу расчет истца, при этом, в нарушение требований ст. ст. 71, 170 АПК РФ, не проверил соответствие данного расчета требованиям действующего законодательства и не дал надлежащей правовой оценки возражениям ответчика о необходимости оплаты тепловой энергии исходя из 1/12 от общего количества тепловой энергии ежемесячно.
При таких обстоятельствах, суду при новом рассмотрении спора следует проверить обоснованность расчета истца на соответствие требованиям Правил N 307.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению в первую инстанцию для нового рассмотрения.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 - 3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 25.10.2011 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2011 г. по делу N А09-5505/2011 в обжалуемой части отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)