Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Споткай Л.Е.,
судей: Магда О.В., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,
при участии:
от истца ОАО "Красноярскэнергосбыт" - представителя Головач Е.А. по доверенности от 02.08.2010 N 201,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Красжилсервис"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 18 августа 2010 года по делу N А33-5395/2010, принятое судьей Егоровым А.Л.,
установил:
открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Красжилсервис" о взыскании 9 127 126 рублей 65 копеек долга за потребленную электрическую энергию в период с 01.01.2008 по 31.12.2008.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 августа 2010 года иск удовлетворен частично. С общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" в пользу открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" взыскано 9 101 955 рублей долга, 61 550 рублей 27 копеек расходов по уплате государственной пошлины. Открытому акционерному обществу "Красноярскэнергосбыт" из средств федерального бюджета возвращено 11 744 рубля 84 копейки государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 18 августа 2010 года отменить, в удовлетворении иска отказать.
Ответчик в апелляционной жалобе не согласен с выводом суда первой инстанции со ссылкой на Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.06.2006 N 530, об определении количества потребленной электрической энергии исходя из мощности энергоустановок и часов их работы.
Ответчик считает, что отношения между сторонами, в том числе при определении количества электрической энергии, потребленной собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, должны регулироваться нормами жилищного законодательства. Полагает, что условия договора от 01.10.2007 не соответствуют нормам жилищного законодательства, соответственно, не могут применяться для проведения расчетов между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией. Отсутствие приборов учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах, не предоставляет ОАО "Красноярскэнергосбыт" права определять количество потребленной электрической энергии способом, не предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение от 18 августа 2010 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения в связи со следующим:
- - в спорный период норматив потребления электроэнергии местами общего пользования не утвержден уполномоченным на то органом, приборы учета на места общего пользования отсутствуют, в связи с чем, истец произвел расчет в соответствии с положениями 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам;
- - места общего пользования, а именно: лестничные площадки и лифты не могут относиться к жилым помещениям и по своему прямому назначению являются нежилыми помещениями. Следовательно, в отношении мест общего пользования можно применять расчет, используя при этом мощность электроустановок и соответствующее число часов их работы. Следовательно, в отношении мест общего пользования можно применять расчет, используя при этом мощность электроустановок и соответствующее число часов их работ.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение от 18 августа 2010 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что места общего пользования, а именно: лестничные площадки и лифты не могут относится к жилым помещениям и по своему прямому назначению являются нежилыми помещениями. Следовательно, в отношении мест общего пользования можно применять расчет, используя при этом мощность электроустановок и соответствующее число часов их работы.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (уведомление о вручении N 98639), в судебное заседание не явился. На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
1 октября 2007 года между ОАО "Красноярскэнергосбыт" и ООО "Управляющая компания Красжилсервис" заключен договор на электроснабжение N 5963.
Согласно условиям договора, гарантирующий поставщик (ОАО Красноярскэнергосбыт) обязуется осуществлять продажу электроэнергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечивать передачу электроэнергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а абонент (ООО "Управляющая компания "Красжилсервис") обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электроэнергию и оказанные услуги.
Согласно пункту 7.1 договора расчетным периодом по договору является месяц. Оплата электропотребления производится абонентом в следующие сроки: расчет - до 7 числа месяца, следующего за расчетным, за фактическое потребление электроэнергии на основании показаний приборов учета, или согласованным в данном договоре расчетным способом (п. 7.3 - 7.6) производится абонентом самостоятельно платежным поручением или наличными средствами в кассу по тарифам, установленным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей.
В соответствии с пунктом 7.3 договора в случае не предоставления абонентом сведений о расходе электрической энергии, расчет за израсходованную энергию в течение одного расчетного периода будет производиться по среднесуточному расходу электроэнергии за период, предшествующий расчетному, а в следующие периоды - как произведение присоединенной мощности и числа часов работы оборудования без последующего перерасчета.
В соответствии с пунктом 7.4 договора в случае отсутствия расчетных приборов учета расчет будет производится как произведение присоединенной мощности и числа часов работы оборудования без последующего перерасчета.
В приложении N 3 к договору стороны согласовали схему расчета за потребленную электроэнергию, перечень объектов и перечень расчетных приборов учета.
В материалы дела представлен расчет потребленной электроэнергии в местах общего пользования ответчика за период с 01.01.2008 по 31.12.2008, задолженность составила 9 127 126 рублей 65 копеек.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращении истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из материалов дела следует, что ООО "Управляющая компания "Красжилсервис" является управляющей компанией в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Красноярске (за исключением домов N 22б по пр. Ульяновский, ул. Краснодарская, 13, Смоленская, 10), о чем свидетельствуют представленные в материалы дела документы.
Предметом иска ОАО "Красноярскэнергосбыт" является требование о взыскании с ООО Управляющая компания "Красжилсервис" долга за электрическую энергию, отпущенную на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов за период с 01.01.2008 по 31.12.2008, находящихся в управлении ООО Управляющая компания "Красжилсервис".
Согласно пункту 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно пунктам 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно представленным в материалы дела документам, собственники помещений в жилых домах выбрали следующий способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией - ООО УК "Красжилсервис". Факт принятия ООО УК "Красжилсервис" многоквартирных жилых домов в управление ответчиком не оспаривается.
Собственники помещений в многоквартирных домах выбрали способ управления домом и в силу закона передали весь комплекс полномочий по управлению домами, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, управляющей организации.
Таким образом, ответчик является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов по договорам, заключенным с собственниками.
В соответствии с частью 4 статьи 539 Гражданского кодекса РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются правила параграфа 6 "Энергоснабжение", если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, утверждены "Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", (далее - Правила N 530), установившие правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 530 субъектами розничных рынков являются исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 Правил N 530 субъекты розничных рынков - это участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергий. Следовательно, стороной по договору энергоснабжения (статья 539 ГК РФ) является исполнитель коммунальных услуг.
Пунктом 49 Правил N 307 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для привлечения коммунальных услуг потребителям.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить потребителю коммунальные услуги, в том числе электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключен договор на снабжение электрической энергий от 01.10.2007, в соответствии с которым ОАО "Красноярскэнергосбыт" отпускало коммунальный ресурс - электроэнергию, а население жилых домов, управляемых ответчиком, потребляло электрическую энергию, в том числе на общедомовые нужды.
Согласно части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 7.3 договора N 5963 от 01.10.2007 в случае не предоставления абонентом сведений о расходе электрической энергии, расчет за израсходованную энергию в течение одного расчетного периода будет производиться по среднесуточному расходу электроэнергии за период, предшествующий расчетному, а в следующие периоды - как произведение присоединенной мощности и числа часов работы оборудования без последующего перерасчета.
Согласно пункту 7.4 договора в случае отсутствия расчетных приборов учета расчет будет производится как произведение присоединенной мощности и числа часов работы оборудования без последующего перерасчета.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Оплата энергии, поставляемой для освещения мест общего пользования многоквартирного дома, также включается в оплату коммунальных услуг и подлежит внесению жильцами домов управляющей компании. Поскольку именно управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, то и лицом, обязанным производить оплату электроэнергии в местах общего пользования, является также ответчик.
Коммунальный ресурс приобретался у гарантирующего поставщика (ОАО "Красноярскэнергосбыт") обществом с ограниченной ответственностью ООО УК "Красжилсервис" как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
В письме Красноярского городского Совета депутатов N 01-307В от 12.05.2009 указано, что Решением Красноярского городского Совета от 28.12.2005 N В-160 "Об оплате жилья и о нормативах потребления коммунальных услуг в городе Красноярске" утверждены нормативы потребления электроэнергии в месяц в зависимости от количества членов семьи. В соответствии с данным решением установлены нормативы потребления электроэнергии для граждан, проживающих в многоквартирных домах.
Подпунктом 10.2.2 Регламента исполнения Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска муниципальных функций, утвержденного Распоряжением Главы города Красноярска от 14.11.2008 N 295-р, Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска производит анализ нормативов потребления коммунальных услуг и участвует в работе по пересмотру данных нормативов.
В указанном письме также указано, что согласно письму Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска от 12.05.2009 N 04/2576-гх, в норматив потребления электрической энергии включено только потребление электрической энергии внутри квартиры. Расходы на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, а также расход электроэнергии на работу лифтового оборудования в нормативы потребления не включались.
Таким образом, в настоящее время норматив потребления электроэнергии местами общего пользования уполномоченным органом не утвержден, жилищное законодательство не регулирует вопрос о количестве электроэнергии, потребляемой местами общего пользования.
Из пункта 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии следует, что оплата потребленной электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и разделом 12 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии.
Положения 12 раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
Истец правомерно произвел расчет, исходя из показаний приборов учета, а также в соответствии с положениями раздела 12 указанных правил (расчетным путем по домам, где отсутствуют приборы учета).
В соответствии с пунктом 147 указанных правил в целях учета в отсутствии приборов учета потребления электрической энергии потребителями, присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 25 кВ/а объемы потребления электрической энергии определяются на основании характерных для указанных потребителей объемов потребления электрической энергии за определенный период времени, рассчитываемых сетевой организацией, к сетям которых присоединены энергопринимающие устройства таких потребителей, в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии.
Доводы ответчика о невозможности производить расчет, исходя из мощности электроустановок и числа их работы, не соответствуют действующему законодательству.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации 23.05.2006 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Как следует из пункта 20 указанных правил при отсутствии индивидуальных приборов учета в нежилых помещениях многоквартирного дома плата за коммунальных услуги в нежилом помещении рассчитываются исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для электрической энергии - расчетным путем, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Учитывая данные обстоятельства (отсутствие приборов учета в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ответчик, и нормативов потребления электрической энергии на места общего пользования) подлежит применению пункт 20 Правил N 307 при расчете объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для газа и электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Согласно пункту 91 Правил N 530 в случае приобретения исполнителями коммунальных услуг электрической энергии у гарантирующего поставщика в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам-потребителям стоимость электрической энергии определяется в соответствии с положениями раздела VII настоящих Правил, установленными для граждан-потребителей.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При расчете стоимости потребленной электрической энергии истец обоснованно применил тариф, установленный РЭК Красноярского края от 04.12.2007 N 272 для городского населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в пределах социальной нормы электропотребления, равный 70 копеек за 1 кВт.ч.
При расчете стоимости потребленной электроэнергии истец обоснованно применял тарифы, установленные для граждан-потребителей.
Расчеты истца судом апелляционной инстанции проверены, являются верными.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в сумме 9 101 955 рублей.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Судебный акт является законным и обоснованным, и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, уплачены при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
в обжалуемой части решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 августа 2010 года по делу N А33-5395/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.10.2010 ПО ДЕЛУ N А33-5395/2010
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2010 г. по делу N А33-5395/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2010 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Споткай Л.Е.,
судей: Магда О.В., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,
при участии:
от истца ОАО "Красноярскэнергосбыт" - представителя Головач Е.А. по доверенности от 02.08.2010 N 201,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Красжилсервис"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 18 августа 2010 года по делу N А33-5395/2010, принятое судьей Егоровым А.Л.,
установил:
открытое акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Красжилсервис" о взыскании 9 127 126 рублей 65 копеек долга за потребленную электрическую энергию в период с 01.01.2008 по 31.12.2008.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 августа 2010 года иск удовлетворен частично. С общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Красжилсервис" в пользу открытого акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" взыскано 9 101 955 рублей долга, 61 550 рублей 27 копеек расходов по уплате государственной пошлины. Открытому акционерному обществу "Красноярскэнергосбыт" из средств федерального бюджета возвращено 11 744 рубля 84 копейки государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 18 августа 2010 года отменить, в удовлетворении иска отказать.
Ответчик в апелляционной жалобе не согласен с выводом суда первой инстанции со ссылкой на Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.06.2006 N 530, об определении количества потребленной электрической энергии исходя из мощности энергоустановок и часов их работы.
Ответчик считает, что отношения между сторонами, в том числе при определении количества электрической энергии, потребленной собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, должны регулироваться нормами жилищного законодательства. Полагает, что условия договора от 01.10.2007 не соответствуют нормам жилищного законодательства, соответственно, не могут применяться для проведения расчетов между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией. Отсутствие приборов учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах, не предоставляет ОАО "Красноярскэнергосбыт" права определять количество потребленной электрической энергии способом, не предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение от 18 августа 2010 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения в связи со следующим:
- - в спорный период норматив потребления электроэнергии местами общего пользования не утвержден уполномоченным на то органом, приборы учета на места общего пользования отсутствуют, в связи с чем, истец произвел расчет в соответствии с положениями 20 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам;
- - места общего пользования, а именно: лестничные площадки и лифты не могут относиться к жилым помещениям и по своему прямому назначению являются нежилыми помещениями. Следовательно, в отношении мест общего пользования можно применять расчет, используя при этом мощность электроустановок и соответствующее число часов их работы. Следовательно, в отношении мест общего пользования можно применять расчет, используя при этом мощность электроустановок и соответствующее число часов их работ.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение от 18 августа 2010 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что места общего пользования, а именно: лестничные площадки и лифты не могут относится к жилым помещениям и по своему прямому назначению являются нежилыми помещениями. Следовательно, в отношении мест общего пользования можно применять расчет, используя при этом мощность электроустановок и соответствующее число часов их работы.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (уведомление о вручении N 98639), в судебное заседание не явился. На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
1 октября 2007 года между ОАО "Красноярскэнергосбыт" и ООО "Управляющая компания Красжилсервис" заключен договор на электроснабжение N 5963.
Согласно условиям договора, гарантирующий поставщик (ОАО Красноярскэнергосбыт) обязуется осуществлять продажу электроэнергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечивать передачу электроэнергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а абонент (ООО "Управляющая компания "Красжилсервис") обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электроэнергию и оказанные услуги.
Согласно пункту 7.1 договора расчетным периодом по договору является месяц. Оплата электропотребления производится абонентом в следующие сроки: расчет - до 7 числа месяца, следующего за расчетным, за фактическое потребление электроэнергии на основании показаний приборов учета, или согласованным в данном договоре расчетным способом (п. 7.3 - 7.6) производится абонентом самостоятельно платежным поручением или наличными средствами в кассу по тарифам, установленным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей.
В соответствии с пунктом 7.3 договора в случае не предоставления абонентом сведений о расходе электрической энергии, расчет за израсходованную энергию в течение одного расчетного периода будет производиться по среднесуточному расходу электроэнергии за период, предшествующий расчетному, а в следующие периоды - как произведение присоединенной мощности и числа часов работы оборудования без последующего перерасчета.
В соответствии с пунктом 7.4 договора в случае отсутствия расчетных приборов учета расчет будет производится как произведение присоединенной мощности и числа часов работы оборудования без последующего перерасчета.
В приложении N 3 к договору стороны согласовали схему расчета за потребленную электроэнергию, перечень объектов и перечень расчетных приборов учета.
В материалы дела представлен расчет потребленной электроэнергии в местах общего пользования ответчика за период с 01.01.2008 по 31.12.2008, задолженность составила 9 127 126 рублей 65 копеек.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращении истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из материалов дела следует, что ООО "Управляющая компания "Красжилсервис" является управляющей компанией в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Красноярске (за исключением домов N 22б по пр. Ульяновский, ул. Краснодарская, 13, Смоленская, 10), о чем свидетельствуют представленные в материалы дела документы.
Предметом иска ОАО "Красноярскэнергосбыт" является требование о взыскании с ООО Управляющая компания "Красжилсервис" долга за электрическую энергию, отпущенную на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов за период с 01.01.2008 по 31.12.2008, находящихся в управлении ООО Управляющая компания "Красжилсервис".
Согласно пункту 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Согласно пунктам 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Согласно представленным в материалы дела документам, собственники помещений в жилых домах выбрали следующий способ управления многоквартирными домами - управление управляющей организацией - ООО УК "Красжилсервис". Факт принятия ООО УК "Красжилсервис" многоквартирных жилых домов в управление ответчиком не оспаривается.
Собственники помещений в многоквартирных домах выбрали способ управления домом и в силу закона передали весь комплекс полномочий по управлению домами, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, управляющей организации.
Таким образом, ответчик является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов по договорам, заключенным с собственниками.
В соответствии с частью 4 статьи 539 Гражданского кодекса РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются правила параграфа 6 "Энергоснабжение", если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, утверждены "Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", (далее - Правила N 530), установившие правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии в течение переходного периода реформирования электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 530 субъектами розничных рынков являются исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 Правил N 530 субъекты розничных рынков - это участники отношений по производству, передаче, купле-продаже и потреблению электрической энергии на розничных рынках, а также по оказанию услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергий. Следовательно, стороной по договору энергоснабжения (статья 539 ГК РФ) является исполнитель коммунальных услуг.
Пунктом 49 Правил N 307 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для привлечения коммунальных услуг потребителям.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить потребителю коммунальные услуги, в том числе электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключен договор на снабжение электрической энергий от 01.10.2007, в соответствии с которым ОАО "Красноярскэнергосбыт" отпускало коммунальный ресурс - электроэнергию, а население жилых домов, управляемых ответчиком, потребляло электрическую энергию, в том числе на общедомовые нужды.
Согласно части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 7.3 договора N 5963 от 01.10.2007 в случае не предоставления абонентом сведений о расходе электрической энергии, расчет за израсходованную энергию в течение одного расчетного периода будет производиться по среднесуточному расходу электроэнергии за период, предшествующий расчетному, а в следующие периоды - как произведение присоединенной мощности и числа часов работы оборудования без последующего перерасчета.
Согласно пункту 7.4 договора в случае отсутствия расчетных приборов учета расчет будет производится как произведение присоединенной мощности и числа часов работы оборудования без последующего перерасчета.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации
Оплата энергии, поставляемой для освещения мест общего пользования многоквартирного дома, также включается в оплату коммунальных услуг и подлежит внесению жильцами домов управляющей компании. Поскольку именно управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг, то и лицом, обязанным производить оплату электроэнергии в местах общего пользования, является также ответчик.
Коммунальный ресурс приобретался у гарантирующего поставщика (ОАО "Красноярскэнергосбыт") обществом с ограниченной ответственностью ООО УК "Красжилсервис" как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
В письме Красноярского городского Совета депутатов N 01-307В от 12.05.2009 указано, что Решением Красноярского городского Совета от 28.12.2005 N В-160 "Об оплате жилья и о нормативах потребления коммунальных услуг в городе Красноярске" утверждены нормативы потребления электроэнергии в месяц в зависимости от количества членов семьи. В соответствии с данным решением установлены нормативы потребления электроэнергии для граждан, проживающих в многоквартирных домах.
Подпунктом 10.2.2 Регламента исполнения Департаментом городского хозяйства администрации города Красноярска муниципальных функций, утвержденного Распоряжением Главы города Красноярска от 14.11.2008 N 295-р, Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска производит анализ нормативов потребления коммунальных услуг и участвует в работе по пересмотру данных нормативов.
В указанном письме также указано, что согласно письму Департамента городского хозяйства администрации города Красноярска от 12.05.2009 N 04/2576-гх, в норматив потребления электрической энергии включено только потребление электрической энергии внутри квартиры. Расходы на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, а также расход электроэнергии на работу лифтового оборудования в нормативы потребления не включались.
Таким образом, в настоящее время норматив потребления электроэнергии местами общего пользования уполномоченным органом не утвержден, жилищное законодательство не регулирует вопрос о количестве электроэнергии, потребляемой местами общего пользования.
Из пункта 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии следует, что оплата потребленной электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и разделом 12 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии.
Положения 12 раздела применяются в отношении граждан-потребителей, если иное не установлено жилищным законодательством Российской Федерации.
Истец правомерно произвел расчет, исходя из показаний приборов учета, а также в соответствии с положениями раздела 12 указанных правил (расчетным путем по домам, где отсутствуют приборы учета).
В соответствии с пунктом 147 указанных правил в целях учета в отсутствии приборов учета потребления электрической энергии потребителями, присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 25 кВ/а объемы потребления электрической энергии определяются на основании характерных для указанных потребителей объемов потребления электрической энергии за определенный период времени, рассчитываемых сетевой организацией, к сетям которых присоединены энергопринимающие устройства таких потребителей, в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии.
Доводы ответчика о невозможности производить расчет, исходя из мощности электроустановок и числа их работы, не соответствуют действующему законодательству.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации 23.05.2006 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Как следует из пункта 20 указанных правил при отсутствии индивидуальных приборов учета в нежилых помещениях многоквартирного дома плата за коммунальных услуги в нежилом помещении рассчитываются исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для электрической энергии - расчетным путем, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Учитывая данные обстоятельства (отсутствие приборов учета в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ответчик, и нормативов потребления электрической энергии на места общего пользования) подлежит применению пункт 20 Правил N 307 при расчете объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для газа и электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств.
Согласно пункту 91 Правил N 530 в случае приобретения исполнителями коммунальных услуг электрической энергии у гарантирующего поставщика в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам-потребителям стоимость электрической энергии определяется в соответствии с положениями раздела VII настоящих Правил, установленными для граждан-потребителей.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
При расчете стоимости потребленной электрической энергии истец обоснованно применил тариф, установленный РЭК Красноярского края от 04.12.2007 N 272 для городского населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в пределах социальной нормы электропотребления, равный 70 копеек за 1 кВт.ч.
При расчете стоимости потребленной электроэнергии истец обоснованно применял тарифы, установленные для граждан-потребителей.
Расчеты истца судом апелляционной инстанции проверены, являются верными.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в сумме 9 101 955 рублей.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Судебный акт является законным и обоснованным, и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, уплачены при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
в обжалуемой части решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 августа 2010 года по делу N А33-5395/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий судья
Л.Е.СПОТКАЙ
Л.Е.СПОТКАЙ
Судьи:
О.В.МАГДА
И.А.ХАСАНОВА
О.В.МАГДА
И.А.ХАСАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)