Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Кургузовой Л.К.
Судей: Котиковой Г.В., Филимоновой Е.П.
при участии:
- от Товарищества собственников жилья "Лучки" - Смольский А.А., адвокат по доверенности от 17.05.2010 N 1/юр;
- от Главы Лучкинского сельского поселения администрации Лучкинского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края - представитель не явился;
- от третьего лица: Сельскохозяйственного производственного кооператива "Лучковский" - Смольский А.А., адвокат по доверенности от 03.03.2010 N 19;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "Лучки"
на решение от 02.12.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011
по делу N А51-12926/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Колтунова Н.В., в суде апелляционной инстанции судьи: Бац З.Д., Солохина Т.А., Грачев Г.М.
По заявлению Товарищества собственников жилья "Лучки"
к Главе Лучкинского сельского поселения администрации Лучкинского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края
третье лицо: Сельскохозяйственный производственный кооператив "Лучковский"
о признании незаконным решения
Товарищество собственников жилья "Лучки" (далее - товарищество; ТСЖ "Лучки"; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения главы Лучкинского сельского поселения - главы администрации Лучкинского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края Стефанович Н.Е. (далее - глава сельского поселения) от 09.08.2010 N 294 об отказе в передаче учетных документов по регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания в домах жилищного фонда Сельскохозяйственного производственного кооператива "Лучковский" (далее - СХПК "Лучковский), просит обязать орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение и передать в ТСЖ "Лучки" следующие учетные документы согласно акту приема передачи жилого фонда СХПК "Лучковский" по состоянию на 14.10.2010: заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1; адресные листки прибытия по форме N 2; адресные листки убытия по форме N 7; карточки регистрации по форме N 9; поквартирные карточки по форме N 10; домовые (поквартирные) книги по форме N 11; листки статистического учета прибытия по форме N 12П; листки статистического учета выбытия по форме N 12 В; документы, являющиеся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), на предоставление гражданину жилого помещения, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением) (с учетом уточнения требований).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Сельскохозяйственный производственный кооператив "Лучковский".
Решением суда от 02.12.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, товарищество подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как принятые с неправильным применением норм материального и нарушением процессуальных норм права. Заявитель жалобы указывает на ошибочность выводов суда об отсутствии у должностных лиц ТСЖ обязанности по первичному приему от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, по подготовке и передаче в орган регистрационного учета. ТСЖ ссылается также на то, что удержание сельским поселением документов, на передаче которых настаивает заявитель, фактически препятствует осуществлению уставной деятельности товарищества. Кроме того, ТСЖ полагает, что суд вышел за пределы заявленных требований, предлагая представить документы, свидетельствующие о праве собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в жилищный фонд СХПК "Лучковский". Заявитель жалобы считает также неправомерной ссылку апелляционного суда на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.12.2006 N 14313-РМ/07 "О передаче технической документации на многоквартирные дома".
Производство по делу приостанавливалось в соответствии со статьей 143 АПК РФ до окончания надзорного производства в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации по делу N А60-5559/2010-С3 Арбитражного суда Свердловской области. 04.10.2011 рассмотрение кассационной жалобы ТСЖ "Лучки" возобновлено. Судебное заседание назначено на 09.11.2011 по ходатайству товарищества с использованием в порядке статьи 153.1 АПК РФ систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края.
В соответствии с частью 2 статьи 18 АПК РФ произведена замена в составе суда и рассмотрение дела начато с начала.
Присутствующий в судебном заседании кассационной инстанции представитель ТСЖ "Лучки" адвокат Смольский А.А. доводы жалобы поддержал, уточнив, что настаивает на передаче ТСЖ карточек регистрации по форме N 9 и поквартирных карточек по форме N 10.
Представляющий также интересы СХПК "Лучковский" адвокат Смольский А.А. выразил согласие с доводами кассационной жалобы, считая принятые по делу судебные акты подлежащими отмене.
Глава Лучкинского сельского поселения - глава администрации Лучкинского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края Стефанович Н.Е., извещена надлежаще о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, направила заявление, в котором просит провести судебное заседание в ее отсутствие, оставить судебные акты без изменения. Глава сельского поселения в отзыве ссылается на то, что СХПК "Лучковский" многоквартирных жилых домов, в том числе в собственности, не имеет, не мог создать ТСЖ "Лучки", последнее, с местом нахождения г. Владивосток, ул. Светланская, 17, кв. 5, фактически деятельности на территории Лучкинского сельского поселения не ведет.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ТСЖ "Лучки", созданное по решению собрания правления сельскохозяйственного производственного кооператива "Лучковский" от 03.04.2010 (л.д. 38), избравшего подобный способ управления многоквартирными домами жилищного фонда кооператива, 13.04.2010 зарегистрировано в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока (свидетельство о государственной регистрации от 13.04.2010 серия 25 N 003097877), с местом нахождения согласно Уставу г. Владивосток, ул. Светланская, 17, кв. 5. Как следует из выписки Единого государственного реестра юридических лиц, учредителями (участниками) ТСЖ значатся сельскохозяйственный производственный кооператив "Лучковский" (юридический адрес: г. Владивосток, ул. Светланская, 17, кв. 5) и физические лица Красовский В.И, Смольский А.А. и Курк З.П., избранные членами правления данного ТСЖ.
14.04.2010 в администрацию сельского поселения ТСЖ направлено заявление о передаче по акту документов для регистрации граждан в домах жилищного фонда СХПК "Лучковский", с приложением приказа по ТСЖ от 14.04.2010 N 9 о назначении Курк З.П. ответственной за оформление документов для регистрации по месту жительства и месту пребывания, снятия с регистрационного учета по месту жительства граждан Российской Федерации, а также оформление документов для получения и обмена недействительных паспортов граждан Российской Федерации, проживающих в домах жилищного фонда кооператива, переданных на обслуживание товариществу (л.д. 5). В передаче документов по данному заявлению, а также по заявлению от 11.07.2010 администрацией Лучкинского сельского поселения отказано, в том числе письмом от 09.08.2010 исх. N 294. Решение об отказе в передаче истребуемых товариществом документов было оспорено в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно названной норме граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из пунктам 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила регистрации), регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденном тем же Постановлением Правительства Российской Федерации (в редакции от 28.03.2008), к таким лицам отнесены собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
Таким образом, товарищество собственников жилья наряду с другими лицами, поименованными в указанном Перечне, выполняющими функции управления многоквартирным домом, в соответствии с приведенными нормами права осуществляет полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию граждан.
Для осуществления процедуры регистрации граждане обращаются с предусмотренными Правилами регистрации документами к названным должностным лицам, которые обязаны передать их вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета (пункты 9, 11, 16, 17 Правил регистрации).
Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов (пункт 18 Правил регистрации).
Аналогичные положения предусмотрены Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент), утвержденным приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 N 208, который осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации определяет как государственную услугу.
Согласно пунктом 56, 58 Административного регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в числе прочего, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов карточек регистрации по формам N 9 (карточка регистрации) и N 10 (поквартирная карточка). На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по хранению этих карточек.
В соответствии с правовой позицией, которую содержит Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 1089/11, системное толкование указанных норм дает основание полагать, что лица, поименованные в качестве должностных лиц, ответственных за регистрацию, исполняя функции, связанные с регистрацией граждан по месту жительства либо пребывания, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам Российской Федерации.
Поскольку регистрационный учет устанавливается не только в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, но и исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (пункт 1 Правил регистрации), невозможность выполнения указанных функций товариществом, осуществляющим полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию, в отсутствие истребуемых документов не только нарушает права граждан - собственников помещений многоквартирного дома, которым товарищество не вправе отказывать в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета, но и создает условия для нарушения публичного порядка совершения данных процедур, а, следовательно, и требований закона.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований по настоящему делу, суд руководствовался положениями статей 135, 143 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющих членство в товариществе собственников жилья на основании заявления собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества, и при этом исходил из того, что заявитель не подтвердил право собственности СХПК "Лучковский", единственного члена ТСЖ "Лучки", на объекты недвижимости, входящие в спорный жилищный фонд сельского поселения и, соответственно, право ТСЖ требовать у администрации сельского поселения передачи учетных документов, в том числе карточек регистрации по формам N 9 (карточка регистрации) и N 10 (поквартирная карточка), граждан, проживающих в указанном жилищном фонде, с чем согласился апелляционный суд, оставив решение суда без изменения.
Заявитель жалобы указанные выводы не опроверг, его доводы в данной части по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела, что в соответствии с положениями статьи 286 АПК РФ не отнесено к полномочиям суда кассационной инстанции.
В силу изложенного выше ссылки апелляционного суда на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.12.2006 N 14313-РМ/07 "О передаче технической документации на многоквартирные дома" не влияют на правильность принятого по делу решения.
Таким образом, с учетом установленных по данному делу конкретных обстоятельств, правовые основания для удовлетворения заявленных ТСЖ "Лучки" требований у судов отсутствовали.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не усмотрел, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
При подаче кассационной жалобы по данному делу по чеку-ордеру от 19.03.2011 в доход федерального бюджета было уплачено 2 000 руб., тогда как в силу положений подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 15 Информационного письма от 25.05.2005 (ред. от 11.05.2010) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" следовало уплатить 1 000 руб. Излишне уплаченная сумма в соответствии со статьей 104 АПК РФ подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 02.12.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011 по делу N А51-12926/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб., излишне уплаченную Красовским Виктором Ильичом при подаче кассационной жалобы по чеку-ордеру от 19.03.2011. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 16.11.2011 N Ф03-1464/2011 ПО ДЕЛУ N А51-12926/2010
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2011 г. N Ф03-1464/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 16 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Кургузовой Л.К.
Судей: Котиковой Г.В., Филимоновой Е.П.
при участии:
- от Товарищества собственников жилья "Лучки" - Смольский А.А., адвокат по доверенности от 17.05.2010 N 1/юр;
- от Главы Лучкинского сельского поселения администрации Лучкинского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края - представитель не явился;
- от третьего лица: Сельскохозяйственного производственного кооператива "Лучковский" - Смольский А.А., адвокат по доверенности от 03.03.2010 N 19;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "Лучки"
на решение от 02.12.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011
по делу N А51-12926/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Колтунова Н.В., в суде апелляционной инстанции судьи: Бац З.Д., Солохина Т.А., Грачев Г.М.
По заявлению Товарищества собственников жилья "Лучки"
к Главе Лучкинского сельского поселения администрации Лучкинского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края
третье лицо: Сельскохозяйственный производственный кооператив "Лучковский"
о признании незаконным решения
Товарищество собственников жилья "Лучки" (далее - товарищество; ТСЖ "Лучки"; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения главы Лучкинского сельского поселения - главы администрации Лучкинского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края Стефанович Н.Е. (далее - глава сельского поселения) от 09.08.2010 N 294 об отказе в передаче учетных документов по регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания в домах жилищного фонда Сельскохозяйственного производственного кооператива "Лучковский" (далее - СХПК "Лучковский), просит обязать орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение и передать в ТСЖ "Лучки" следующие учетные документы согласно акту приема передачи жилого фонда СХПК "Лучковский" по состоянию на 14.10.2010: заявление о регистрации по месту пребывания по форме N 1; адресные листки прибытия по форме N 2; адресные листки убытия по форме N 7; карточки регистрации по форме N 9; поквартирные карточки по форме N 10; домовые (поквартирные) книги по форме N 11; листки статистического учета прибытия по форме N 12П; листки статистического учета выбытия по форме N 12 В; документы, являющиеся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), на предоставление гражданину жилого помещения, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением) (с учетом уточнения требований).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Сельскохозяйственный производственный кооператив "Лучковский".
Решением суда от 02.12.2010, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебными актами, товарищество подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как принятые с неправильным применением норм материального и нарушением процессуальных норм права. Заявитель жалобы указывает на ошибочность выводов суда об отсутствии у должностных лиц ТСЖ обязанности по первичному приему от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, по подготовке и передаче в орган регистрационного учета. ТСЖ ссылается также на то, что удержание сельским поселением документов, на передаче которых настаивает заявитель, фактически препятствует осуществлению уставной деятельности товарищества. Кроме того, ТСЖ полагает, что суд вышел за пределы заявленных требований, предлагая представить документы, свидетельствующие о праве собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в жилищный фонд СХПК "Лучковский". Заявитель жалобы считает также неправомерной ссылку апелляционного суда на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.12.2006 N 14313-РМ/07 "О передаче технической документации на многоквартирные дома".
Производство по делу приостанавливалось в соответствии со статьей 143 АПК РФ до окончания надзорного производства в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации по делу N А60-5559/2010-С3 Арбитражного суда Свердловской области. 04.10.2011 рассмотрение кассационной жалобы ТСЖ "Лучки" возобновлено. Судебное заседание назначено на 09.11.2011 по ходатайству товарищества с использованием в порядке статьи 153.1 АПК РФ систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края.
В соответствии с частью 2 статьи 18 АПК РФ произведена замена в составе суда и рассмотрение дела начато с начала.
Присутствующий в судебном заседании кассационной инстанции представитель ТСЖ "Лучки" адвокат Смольский А.А. доводы жалобы поддержал, уточнив, что настаивает на передаче ТСЖ карточек регистрации по форме N 9 и поквартирных карточек по форме N 10.
Представляющий также интересы СХПК "Лучковский" адвокат Смольский А.А. выразил согласие с доводами кассационной жалобы, считая принятые по делу судебные акты подлежащими отмене.
Глава Лучкинского сельского поселения - глава администрации Лучкинского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края Стефанович Н.Е., извещена надлежаще о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, направила заявление, в котором просит провести судебное заседание в ее отсутствие, оставить судебные акты без изменения. Глава сельского поселения в отзыве ссылается на то, что СХПК "Лучковский" многоквартирных жилых домов, в том числе в собственности, не имеет, не мог создать ТСЖ "Лучки", последнее, с местом нахождения г. Владивосток, ул. Светланская, 17, кв. 5, фактически деятельности на территории Лучкинского сельского поселения не ведет.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ТСЖ "Лучки", созданное по решению собрания правления сельскохозяйственного производственного кооператива "Лучковский" от 03.04.2010 (л.д. 38), избравшего подобный способ управления многоквартирными домами жилищного фонда кооператива, 13.04.2010 зарегистрировано в качестве юридического лица инспекцией Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока (свидетельство о государственной регистрации от 13.04.2010 серия 25 N 003097877), с местом нахождения согласно Уставу г. Владивосток, ул. Светланская, 17, кв. 5. Как следует из выписки Единого государственного реестра юридических лиц, учредителями (участниками) ТСЖ значатся сельскохозяйственный производственный кооператив "Лучковский" (юридический адрес: г. Владивосток, ул. Светланская, 17, кв. 5) и физические лица Красовский В.И, Смольский А.А. и Курк З.П., избранные членами правления данного ТСЖ.
14.04.2010 в администрацию сельского поселения ТСЖ направлено заявление о передаче по акту документов для регистрации граждан в домах жилищного фонда СХПК "Лучковский", с приложением приказа по ТСЖ от 14.04.2010 N 9 о назначении Курк З.П. ответственной за оформление документов для регистрации по месту жительства и месту пребывания, снятия с регистрационного учета по месту жительства граждан Российской Федерации, а также оформление документов для получения и обмена недействительных паспортов граждан Российской Федерации, проживающих в домах жилищного фонда кооператива, переданных на обслуживание товариществу (л.д. 5). В передаче документов по данному заявлению, а также по заявлению от 11.07.2010 администрацией Лучкинского сельского поселения отказано, в том числе письмом от 09.08.2010 исх. N 294. Решение об отказе в передаче истребуемых товариществом документов было оспорено в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно названной норме граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из пунктам 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила регистрации), регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
В Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденном тем же Постановлением Правительства Российской Федерации (в редакции от 28.03.2008), к таким лицам отнесены собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда; уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов.
Таким образом, товарищество собственников жилья наряду с другими лицами, поименованными в указанном Перечне, выполняющими функции управления многоквартирным домом, в соответствии с приведенными нормами права осуществляет полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию граждан.
Для осуществления процедуры регистрации граждане обращаются с предусмотренными Правилами регистрации документами к названным должностным лицам, которые обязаны передать их вместе с адресными листками прибытия и формами учета в органы регистрационного учета (пункты 9, 11, 16, 17 Правил регистрации).
Органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту жительства в 3-дневный срок со дня поступления документов (пункт 18 Правил регистрации).
Аналогичные положения предусмотрены Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Административный регламент), утвержденным приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 N 208, который осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации определяет как государственную услугу.
Согласно пунктом 56, 58 Административного регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в числе прочего, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов карточек регистрации по формам N 9 (карточка регистрации) и N 10 (поквартирная карточка). На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по хранению этих карточек.
В соответствии с правовой позицией, которую содержит Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 1089/11, системное толкование указанных норм дает основание полагать, что лица, поименованные в качестве должностных лиц, ответственных за регистрацию, исполняя функции, связанные с регистрацией граждан по месту жительства либо пребывания, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам Российской Федерации.
Поскольку регистрационный учет устанавливается не только в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, но и исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (пункт 1 Правил регистрации), невозможность выполнения указанных функций товариществом, осуществляющим полномочия должностного лица, ответственного за регистрацию, в отсутствие истребуемых документов не только нарушает права граждан - собственников помещений многоквартирного дома, которым товарищество не вправе отказывать в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета, но и создает условия для нарушения публичного порядка совершения данных процедур, а, следовательно, и требований закона.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований по настоящему делу, суд руководствовался положениями статей 135, 143 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющих членство в товариществе собственников жилья на основании заявления собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества, и при этом исходил из того, что заявитель не подтвердил право собственности СХПК "Лучковский", единственного члена ТСЖ "Лучки", на объекты недвижимости, входящие в спорный жилищный фонд сельского поселения и, соответственно, право ТСЖ требовать у администрации сельского поселения передачи учетных документов, в том числе карточек регистрации по формам N 9 (карточка регистрации) и N 10 (поквартирная карточка), граждан, проживающих в указанном жилищном фонде, с чем согласился апелляционный суд, оставив решение суда без изменения.
Заявитель жалобы указанные выводы не опроверг, его доводы в данной части по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных на их основе обстоятельств дела, что в соответствии с положениями статьи 286 АПК РФ не отнесено к полномочиям суда кассационной инстанции.
В силу изложенного выше ссылки апелляционного суда на письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.12.2006 N 14313-РМ/07 "О передаче технической документации на многоквартирные дома" не влияют на правильность принятого по делу решения.
Таким образом, с учетом установленных по данному делу конкретных обстоятельств, правовые основания для удовлетворения заявленных ТСЖ "Лучки" требований у судов отсутствовали.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не усмотрел, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
При подаче кассационной жалобы по данному делу по чеку-ордеру от 19.03.2011 в доход федерального бюджета было уплачено 2 000 руб., тогда как в силу положений подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 15 Информационного письма от 25.05.2005 (ред. от 11.05.2010) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" следовало уплатить 1 000 руб. Излишне уплаченная сумма в соответствии со статьей 104 АПК РФ подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 02.12.2010, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2011 по делу N А51-12926/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 руб., излишне уплаченную Красовским Виктором Ильичом при подаче кассационной жалобы по чеку-ордеру от 19.03.2011. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Кургузова Л.К.
Кургузова Л.К.
Судьи
Котикова Г.В.
Филимонова Е.П.
Котикова Г.В.
Филимонова Е.П.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)