Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24.05.2010
Постановление изготовлено в полном объеме 28.05.2010
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Беговая" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.12.2009 N А14-8007/2009/267/31,
Муниципальное унитарное предприятие города Воронежа "Водоканал Воронежа" (далее - МУП "Водоканал Воронежа") обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Беговая" (далее - ООО "Беговая") об урегулировании разногласий по договору N 6645 от 01.04.2009 г. на водоснабжение и водоотведение (с приборами и без приборов учета) в редакции истца по пунктам (с учетом уточнения) 3.1.1, 3.1.3, 5.14, 5.19, 8.2, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3, приложениям N 1 (столбец 12), N 2 (не указан объем воды для промывки систем отопления).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.12.2009 исковые требования удовлетворены. Суд обязал ООО "Беговая" заключить договор с МУП "Водоканал Воронежа" N 6645 от 01.04.2009 г. на водоснабжение и водоотведение (с приборами и без приборов учета) в следующей редакции:
Пункт 3.1.1. "Обеспечить подачу холодной питьевой воды исполнителю коммунальной услуги по объектам согласно приложению N 1 до границы эксплуатационной (балансовой) принадлежности водопроводных сетей Поставщика в соответствии с режимом не менее чем с 6.00 до 12.00 и с 17.00 до 23.00, давлением не менее 1.0 атм.; в остальные часы не менее 0,5 атм. в необходимом объеме, рассчитанном и установленном по соответствующим нормативам потребления коммунальных услуг для граждан (для многоквартирных домов)".
Пункт 3.1.3: "Поддерживать давление в системе холодного водоснабжения до границы эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) водопроводных сетей Поставщика с 6.00 до 12.00 и с 17.00 до 23.00 не менее 1.0 атм., в остальные часы не менее 0,5 атм".
Пункт 5.14: "Для проведения промывки Абонент предоставляет Поставщику данные о количестве стояков отопления в жилом фонде. Промывка внутридомовых трубопроводов теплоснабжения осуществляется Абонентом в соответствии с действующими нормами и правилами гидропневматическим способом с использованием холодной (питьевой) воды один раз в год после окончания отопительного периода по графику, согласованному с теплоснабжающей организацией. Для промывки используется вода из системы водоснабжения.
Ежегодно в течение 10 дней после проведения промывки систем теплоснабжения Абонент предоставляет Поставщику копии актов о промывке и опрессовке в объектах Абонента с указанием объема произведенной промывки. В случае непредставления указанных актов, считается, что промывка произведена во всем жилом фонде, находящемся в управлении Абонента".
Пункт 8.2: "Поставщик несет ответственность в соответствии с действующим законодательством".
Пункты 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3 исключить.
В приложении N 1 Объекты Абонента. Баланс водопотребления и водоотведения) к договору столбец 12: "давление в системе холодного водоснабжения до границы эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) водопроводных сетей Поставщика с 6.00 до 12.00 с 17.00 до 23.00 не менее 1.0 атм., в остальное часы не менее 0,5 атм".
Дополнить приложение N 2 к договору указанием на количество стояков отопления в домах, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Шишкова, 61, ул. Шишкова, 67.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не соглашаясь с принятым по делу судебным актом, ООО "Беговая" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что судом неправильно истолкованы и применены нормы права, не применены подлежащие применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", Постановления Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 г., утвердившего Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), Постановления Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.2006 г., утвердившего Правила установления нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306).
В судебном заседании представитель истца отклонила доводы кассационной жалобы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом. В порядке ст. 284 АПК РФ арбитражный кассационный суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить обжалуемое решение суда первой инстанции исходя из следующего.
Как установлено арбитражным судом, 13.04.2009 г. ответчик направил в адрес истца оферту договора на водоснабжение и водоотведение (с приборами и без приборов учета) от 01.04.2009. N 6645.
Письмом N 4522/01 от 20.05.2009 г. истец направил в адрес ответчика протокол разногласий к вышеуказанному договору по пунктам: 1.1, 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.5, 1.2.6, 1.2.7, 2.1.1, 2.1.2, 3.1.1, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.8, 3.2.1, 4.2.2, 4.2.13, 4.3.2, 4.3.9, 5.2, 5.4, 5.14, 5.19, 6.1, 6.2, 6.4, 6.6, 6.8, 6.13, 7.5, 7.6, 7.7, 7.8, 7.9, 7.13, 8.2, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3, 8.3, а также по приложениям N 1, 2, 3.
Ответчик письмом от 30.05.2009 г. N 59, полученным истцом 01.06.2009 г., отклонил протокол разногласий, за исключением пунктов договора: 1.2.2, 3.1.8, 4.2.13, 4.3.2, 5.4, 6.2 исключен), 6.4, 6.6, 6.13, 7.6.
Ссылаясь на то, что стороны не достигли соглашения по возникшим разногласиям, истец обратился в суд с настоящим иском.
В процессе судебного разбирательства протоколом урегулирования разногласий к договору N 6645 от 01.04.2009 г. на водоснабжение и водоотведение (с приборами и без приборов учета) стороны согласовали условия договора, предусмотренные пунктами 1.1, 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.5, 1.2.6, 1.2.7, 2.1.1, 2.1.2, 3.1.4, 4.2.2, 4.3.9, 5.2, 6.1, 6.8, 7.5, 7.6, 7.7, 7.8, 7.9, 7.13, 8.3, а также приложения N 2, 3.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в полном объеме, принял спорные пункты договора в редакции истца.
Суд кассационной инстанции полагает, что указанные выводы суда первой инстанции сделаны без учета ряда обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Согласно ч. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В соответствии со ст. 548 ГК РФ правила энергоснабжения, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям ресурсоснабжения, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К иным правовым актам относятся, в частности, Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила N 167).
В соответствии с ч. 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
Таким образом, согласно положениям вышеприведенных норм законодательства Российской Федерации, в жилищно-коммунальной сфере установлен приоритет Жилищного кодекса над нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ и иными правовыми актами, в частности, Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации N 167.
Данное обстоятельство нашло свое отражение в Правилах N 307.
Согласно пунктам 1 - 3 Правил N 307 настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Пунктом 8 Правил N 307 установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведения, заключаемого управляющей компанией с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным актам Российской Федерации.
Таким образом, условия договора N 6645 от 01.04.2009 г., устанавливающие порядок учета объемов поставленной воды и водоотведения, не должны противоречить Правилам N 307.
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 предусмотрено, что разъяснения по применению Правил, утвержденных этим постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Министерство регионального развития РФ в письме от 13.02.2007 N 2479-РМ/07 дало разъяснения по применению пункта 8 указанных правил N 307, в том числе, его требование распространяется на необходимость соответствия Правилам условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении.
Письмом от 29.11.2007 N 21492-СК/07 Министерство регионального развития РФ также подтвердило, что пунктом 8 Правил N 307 для сторон договора ресурсоснабжения установлены обязательные правила, в соответствии с которыми условия такого договора не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Положения нормы пункта 8 Правил направлены на обеспечение соответствия условий договоров ресурсоснабжения и основанных на Правилах обязательств исполнителей.
На основании пункта 8 Правил исполнитель коммунальных услуг - управляющая организация, согласно указанным разъяснениям, вправе требовать установления соответствующих Правилам условий договоров ресурсоснабжения.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Как следует из материалов дела, ответчик, являясь исполнителем коммунальных услуг, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах собственников помещений в многоквартирном доме, и при этом не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников. Следовательно, соответствующие обязательства исполнителя перед организациями, непосредственно продающими (поставляющими) коммунальный ресурс, не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-собственниками.
Как следует из материалов дела, ответчик, представляя возражения на иск, ссылался на то обстоятельство, что представленная истцом редакция пунктов договору N 6645 от 01.04.2009 г., не соответствует требованиям Жилищного законодательства и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам и нарушает права конечных потребителей коммунальной услуги - граждан, проживающих в многоквартирных домах, обслуживаемых ответчиком, по следующим основаниям.
Принимая п. 3.1.1. и 3.1.3, 8.2 договора в редакции истца и исключив п. п. 8.2.1, 8.2.2., 8.2.3 суд при этом не учел положения указанных правовых норм и не дал оценки следующему.
В силу Правил N 307 коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В силу п. 9 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно п. 60 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
Одним из обязательных требований к качеству коммунальных услуг, установленных приложением N 1, является бесперебойное, круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. При этом, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет - 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно и 24 часа при аварии на тупиковой магистрали. За каждый час, превышающий (суммарно за расчетный период) допустимый период перерыва подачи воды, размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, - с учетом положений п. 61 Правил N 307.
Кроме того, применяя к правоотношениям сторон постановление администрации г. Воронежа от 11.06.2002 г. N 952 "О режиме подачи питьевой воды" (прилагается) суд не проверил и не дал надлежащей правовой оценки доводу ответчика о том, что данный нормативный акт является недействующим в силу следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.
Федеральным законодательством определен порядок вступления в силу законов, иных нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина. В остальных случаях определение порядка вступления в силу региональных нормативных правовых актов отнесено к компетенции субъекта РФ, муниципальных правовых актов - соответственно к ведению муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1.1. постановления Воронежского городского муниципального Совета от 16 марта 1995 г. N 23 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления города Воронежа" правовые нормативные акты, принимаемые Воронежским городским муниципальным Советом, главой администрации города Воронежа и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы (обнародованы) официально.
Правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальные источники опубликования: с 19.07.2002 по настоящее время - газета "Берег"; с 21.03.1995 по 18.07.2002 - газета "Воронежский курьер".
Однако по утверждению ответчика Постановление администрации г. Воронежа от 11.06.2002 г. N 952 "О режиме подачи питьевой воды" опубликовано не было, а суд оценку этому не дал.
Приняв п. 5.14 в редакции истца, суд первой инстанции не принял во внимание следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно Постановлению администрации города Воронежа от 01.03.2002. N 328 на территории г. Воронежа действует порядок потребления и оплаты коммунальной услуги по водоснабжению, по которому расчеты производятся по приборам учета, а при их отсутствии - по нормативам потребления.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", (далее - Правила - 306) - норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета.
В соответствии с Правилами N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются: нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) (п. 25); коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 26).
Исходя из п. 27 приведенных правил в норматив холодного водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
Указанные нормативы установлены соответствующими постановлениями органа местного самоуправления г. Воронежа.
Таким образом, при отсутствии приборов учета при расчете размера платы за водоснабжение и водоотведение учитывается норматив потребления не только объема воды, но и потери во внутридомовых коммуникациях, а также объемы воды, необходимые для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Однако в нарушение вышеназванной нормы в резолютивной части обжалуемого решения отсутствуют выводы суда в отношении принятой судом редакции п. 5.19.
Исходя из чего при новом рассмотрении дела суду, в силу требований ст. 173 АПК РФ, указать все условия, на которых стороны обязаны заключить спорный договор и с учетом доводов, изложенных в кассационной жалобе, разрешить спор по существу заявленных требований.
При новом рассмотрении суду следует учесть вышеизложенное и дать надлежащую правовую оценку Постановление администрации г. Воронежа от 11.06.2002 г. N 952 "О режиме подачи питьевой воды" на предмет его соответствия положениям действующего законодательства.
В силу изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение, при котором арбитражному суду надлежит рассмотреть преддоговорный спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.12.2009 по делу N А14-8007/2009/267/31 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 28.05.2010 N Ф10-1738/10 ПО ДЕЛУ N А14-8007/2009/267/31
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2010 г. N Ф10-1738/10
Дело N А14-8007/2009/267/31
Резолютивная часть постановления объявлена 24.05.2010
Постановление изготовлено в полном объеме 28.05.2010
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Беговая" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.12.2009 N А14-8007/2009/267/31,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие города Воронежа "Водоканал Воронежа" (далее - МУП "Водоканал Воронежа") обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Беговая" (далее - ООО "Беговая") об урегулировании разногласий по договору N 6645 от 01.04.2009 г. на водоснабжение и водоотведение (с приборами и без приборов учета) в редакции истца по пунктам (с учетом уточнения) 3.1.1, 3.1.3, 5.14, 5.19, 8.2, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3, приложениям N 1 (столбец 12), N 2 (не указан объем воды для промывки систем отопления).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.12.2009 исковые требования удовлетворены. Суд обязал ООО "Беговая" заключить договор с МУП "Водоканал Воронежа" N 6645 от 01.04.2009 г. на водоснабжение и водоотведение (с приборами и без приборов учета) в следующей редакции:
Пункт 3.1.1. "Обеспечить подачу холодной питьевой воды исполнителю коммунальной услуги по объектам согласно приложению N 1 до границы эксплуатационной (балансовой) принадлежности водопроводных сетей Поставщика в соответствии с режимом не менее чем с 6.00 до 12.00 и с 17.00 до 23.00, давлением не менее 1.0 атм.; в остальные часы не менее 0,5 атм. в необходимом объеме, рассчитанном и установленном по соответствующим нормативам потребления коммунальных услуг для граждан (для многоквартирных домов)".
Пункт 3.1.3: "Поддерживать давление в системе холодного водоснабжения до границы эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) водопроводных сетей Поставщика с 6.00 до 12.00 и с 17.00 до 23.00 не менее 1.0 атм., в остальные часы не менее 0,5 атм".
Пункт 5.14: "Для проведения промывки Абонент предоставляет Поставщику данные о количестве стояков отопления в жилом фонде. Промывка внутридомовых трубопроводов теплоснабжения осуществляется Абонентом в соответствии с действующими нормами и правилами гидропневматическим способом с использованием холодной (питьевой) воды один раз в год после окончания отопительного периода по графику, согласованному с теплоснабжающей организацией. Для промывки используется вода из системы водоснабжения.
Ежегодно в течение 10 дней после проведения промывки систем теплоснабжения Абонент предоставляет Поставщику копии актов о промывке и опрессовке в объектах Абонента с указанием объема произведенной промывки. В случае непредставления указанных актов, считается, что промывка произведена во всем жилом фонде, находящемся в управлении Абонента".
Пункт 8.2: "Поставщик несет ответственность в соответствии с действующим законодательством".
Пункты 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3 исключить.
В приложении N 1 Объекты Абонента. Баланс водопотребления и водоотведения) к договору столбец 12: "давление в системе холодного водоснабжения до границы эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности) водопроводных сетей Поставщика с 6.00 до 12.00 с 17.00 до 23.00 не менее 1.0 атм., в остальное часы не менее 0,5 атм".
Дополнить приложение N 2 к договору указанием на количество стояков отопления в домах, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Шишкова, 61, ул. Шишкова, 67.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не соглашаясь с принятым по делу судебным актом, ООО "Беговая" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что судом неправильно истолкованы и применены нормы права, не применены подлежащие применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", Постановления Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 г., утвердившего Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307) "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила N 307), Постановления Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.2006 г., утвердившего Правила установления нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306).
В судебном заседании представитель истца отклонила доводы кассационной жалобы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом. В порядке ст. 284 АПК РФ арбитражный кассационный суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции считает необходимым отменить обжалуемое решение суда первой инстанции исходя из следующего.
Как установлено арбитражным судом, 13.04.2009 г. ответчик направил в адрес истца оферту договора на водоснабжение и водоотведение (с приборами и без приборов учета) от 01.04.2009. N 6645.
Письмом N 4522/01 от 20.05.2009 г. истец направил в адрес ответчика протокол разногласий к вышеуказанному договору по пунктам: 1.1, 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.5, 1.2.6, 1.2.7, 2.1.1, 2.1.2, 3.1.1, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.8, 3.2.1, 4.2.2, 4.2.13, 4.3.2, 4.3.9, 5.2, 5.4, 5.14, 5.19, 6.1, 6.2, 6.4, 6.6, 6.8, 6.13, 7.5, 7.6, 7.7, 7.8, 7.9, 7.13, 8.2, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3, 8.3, а также по приложениям N 1, 2, 3.
Ответчик письмом от 30.05.2009 г. N 59, полученным истцом 01.06.2009 г., отклонил протокол разногласий, за исключением пунктов договора: 1.2.2, 3.1.8, 4.2.13, 4.3.2, 5.4, 6.2 исключен), 6.4, 6.6, 6.13, 7.6.
Ссылаясь на то, что стороны не достигли соглашения по возникшим разногласиям, истец обратился в суд с настоящим иском.
В процессе судебного разбирательства протоколом урегулирования разногласий к договору N 6645 от 01.04.2009 г. на водоснабжение и водоотведение (с приборами и без приборов учета) стороны согласовали условия договора, предусмотренные пунктами 1.1, 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, 1.2.5, 1.2.6, 1.2.7, 2.1.1, 2.1.2, 3.1.4, 4.2.2, 4.3.9, 5.2, 6.1, 6.8, 7.5, 7.6, 7.7, 7.8, 7.9, 7.13, 8.3, а также приложения N 2, 3.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в полном объеме, принял спорные пункты договора в редакции истца.
Суд кассационной инстанции полагает, что указанные выводы суда первой инстанции сделаны без учета ряда обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Согласно ч. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В соответствии со ст. 548 ГК РФ правила энергоснабжения, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям ресурсоснабжения, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К иным правовым актам относятся, в частности, Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила N 167).
В соответствии с ч. 1 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 29.12.2004 N 189-ФЗ.
Таким образом, согласно положениям вышеприведенных норм законодательства Российской Федерации, в жилищно-коммунальной сфере установлен приоритет Жилищного кодекса над нормами параграфа 6 главы 30 ГК РФ и иными правовыми актами, в частности, Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации N 167.
Данное обстоятельство нашло свое отражение в Правилах N 307.
Согласно пунктам 1 - 3 Правил N 307 настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Пунктом 8 Правил N 307 установлено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведения, заключаемого управляющей компанией с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным актам Российской Федерации.
Таким образом, условия договора N 6645 от 01.04.2009 г., устанавливающие порядок учета объемов поставленной воды и водоотведения, не должны противоречить Правилам N 307.
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 предусмотрено, что разъяснения по применению Правил, утвержденных этим постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Министерство регионального развития РФ в письме от 13.02.2007 N 2479-РМ/07 дало разъяснения по применению пункта 8 указанных правил N 307, в том числе, его требование распространяется на необходимость соответствия Правилам условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении.
Письмом от 29.11.2007 N 21492-СК/07 Министерство регионального развития РФ также подтвердило, что пунктом 8 Правил N 307 для сторон договора ресурсоснабжения установлены обязательные правила, в соответствии с которыми условия такого договора не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Положения нормы пункта 8 Правил направлены на обеспечение соответствия условий договоров ресурсоснабжения и основанных на Правилах обязательств исполнителей.
На основании пункта 8 Правил исполнитель коммунальных услуг - управляющая организация, согласно указанным разъяснениям, вправе требовать установления соответствующих Правилам условий договоров ресурсоснабжения.
В силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Как следует из материалов дела, ответчик, являясь исполнителем коммунальных услуг, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах собственников помещений в многоквартирном доме, и при этом не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников. Следовательно, соответствующие обязательства исполнителя перед организациями, непосредственно продающими (поставляющими) коммунальный ресурс, не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами-собственниками.
Как следует из материалов дела, ответчик, представляя возражения на иск, ссылался на то обстоятельство, что представленная истцом редакция пунктов договору N 6645 от 01.04.2009 г., не соответствует требованиям Жилищного законодательства и Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам и нарушает права конечных потребителей коммунальной услуги - граждан, проживающих в многоквартирных домах, обслуживаемых ответчиком, по следующим основаниям.
Принимая п. 3.1.1. и 3.1.3, 8.2 договора в редакции истца и исключив п. п. 8.2.1, 8.2.2., 8.2.3 суд при этом не учел положения указанных правовых норм и не дал оценки следующему.
В силу Правил N 307 коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В силу п. 9 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно п. 60 Правил N 307 при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную приложением N 1 к настоящим Правилам продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с указанным приложением.
Одним из обязательных требований к качеству коммунальных услуг, установленных приложением N 1, является бесперебойное, круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. При этом, допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет - 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно и 24 часа при аварии на тупиковой магистрали. За каждый час, превышающий (суммарно за расчетный период) допустимый период перерыва подачи воды, размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, - с учетом положений п. 61 Правил N 307.
Кроме того, применяя к правоотношениям сторон постановление администрации г. Воронежа от 11.06.2002 г. N 952 "О режиме подачи питьевой воды" (прилагается) суд не проверил и не дал надлежащей правовой оценки доводу ответчика о том, что данный нормативный акт является недействующим в силу следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.
Федеральным законодательством определен порядок вступления в силу законов, иных нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина. В остальных случаях определение порядка вступления в силу региональных нормативных правовых актов отнесено к компетенции субъекта РФ, муниципальных правовых актов - соответственно к ведению муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1.1. постановления Воронежского городского муниципального Совета от 16 марта 1995 г. N 23 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления города Воронежа" правовые нормативные акты, принимаемые Воронежским городским муниципальным Советом, главой администрации города Воронежа и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы (обнародованы) официально.
Правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальные источники опубликования: с 19.07.2002 по настоящее время - газета "Берег"; с 21.03.1995 по 18.07.2002 - газета "Воронежский курьер".
Однако по утверждению ответчика Постановление администрации г. Воронежа от 11.06.2002 г. N 952 "О режиме подачи питьевой воды" опубликовано не было, а суд оценку этому не дал.
Приняв п. 5.14 в редакции истца, суд первой инстанции не принял во внимание следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно Постановлению администрации города Воронежа от 01.03.2002. N 328 на территории г. Воронежа действует порядок потребления и оплаты коммунальной услуги по водоснабжению, по которому расчеты производятся по приборам учета, а при их отсутствии - по нормативам потребления.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", (далее - Правила - 306) - норматив потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме при отсутствии приборов учета.
В соответствии с Правилами N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются: нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) (п. 25); коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 26).
Исходя из п. 27 приведенных правил в норматив холодного водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
Указанные нормативы установлены соответствующими постановлениями органа местного самоуправления г. Воронежа.
Таким образом, при отсутствии приборов учета при расчете размера платы за водоснабжение и водоотведение учитывается норматив потребления не только объема воды, но и потери во внутридомовых коммуникациях, а также объемы воды, необходимые для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Однако в нарушение вышеназванной нормы в резолютивной части обжалуемого решения отсутствуют выводы суда в отношении принятой судом редакции п. 5.19.
Исходя из чего при новом рассмотрении дела суду, в силу требований ст. 173 АПК РФ, указать все условия, на которых стороны обязаны заключить спорный договор и с учетом доводов, изложенных в кассационной жалобе, разрешить спор по существу заявленных требований.
При новом рассмотрении суду следует учесть вышеизложенное и дать надлежащую правовую оценку Постановление администрации г. Воронежа от 11.06.2002 г. N 952 "О режиме подачи питьевой воды" на предмет его соответствия положениям действующего законодательства.
В силу изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение, при котором арбитражному суду надлежит рассмотреть преддоговорный спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.12.2009 по делу N А14-8007/2009/267/31 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)