Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" муниципального образования "Город Новодвинск" Баган С.Н. по доверенности от 11.01.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" муниципального образования "Город Новодвинск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 октября 2010 года по делу N А05-9791/2010 (судья Панфилова Н.Ю.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Жилкомсервис" муниципального образования "Город Новодвинск" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 28.07.2010 N А-07/388 об устранении нарушений правил пользования жилыми помещениями, содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, при участии третьего лица - открытого акционерного общества "Архангельскоблгаз" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 октября 2010 года в удовлетворении требований предприятию отказано.
Предприятие с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что предприятие не является исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению, такие услуги осуществляются напрямую ресурсоснабжающей организацией по договорам с жильцами, газ поставляется и оплачивается потребителями напрямую ресурсоснабжающей организации.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу не согласна с ней, решение суда считает законным и обоснованным. Полагает, что обязанность по заключению договора со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения спорных многоквартирных домов возложена на управляющую компанию. В подтверждение своей позиции ссылается на постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.03.2010 N А52-1676/2009.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель предприятия поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Инспекция и общество надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя предприятия, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи с поступлением обращения общества об отказе предприятия от заключения договора на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения в обслуживаемых им многоквартирных домах, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и причинения вреда жизни и здоровью граждан, на основании распоряжения от 08.07.2010 N А-07/6-02/679 инспекцией проведена внеплановая выездная проверка предприятия.
Результаты проверки отражены в акте от 27.07.2010.
При проверке инспекцией установлено, что при управлении домами N 49 по улице 50 лет Октября, N 21 по улице 3-й Пятилетки, N 2 по улице Первомайской, N 46 и 45 (корпус 1) по улице Двинской, N 7 по улице Советов, N 4 по улице Уборевича в городе Новодвинске предприятием нарушены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), а именно:
- - не обеспечена нормальная, безаварийная работа внутридомовых систем газоснабжения жилых домов (не представлен договор с протоколом разногласий и приложениями со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутридомовых устройств газоснабжения;
- - не представлен договор со специализированной организацией на проверку и прочистку вентиляционных каналов жилых домов, в которых установлены газовые приборы;
- - не представлены протоколы измерения вентиляции газифицированных жилых домов.
По результатам указанной проверки государственным жилищным инспектором Савиным С.Л. выдано предписание от 28.07.2010 N А-07/388 об устранении нарушений правил пользования жилыми помещениями, содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, которым предприятию предписано в срок до 25.08.2010 устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с указанным предписанием инспекции, предприятие обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая предприятию в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Предприятие является управляющей компанией домов N 49 по улице 50 лет Октября, N 21 по улице 3-й Пятилетки, N 2 по улице Первомайской, N 46, 45 (корпус 1) по улице Двинской, N 7 по улице Советов, N 4 по улице Уборевича в городе Новодвинске, что подтверждается копиями договоров управления многоквартирными домами, имеющимися в материалах дела.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В силу статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны в том числе состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома, а также перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
На основании части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Аналогичные требования содержатся в пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в соответствии с которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Согласно пункту 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Внутридомовое газовое оборудование (ВДГО) включает в себя газопроводы многоквартирного дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа (пункт 2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 (далее - Порядок N 239); пункт 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549).
Согласно пункту 4 Порядка N 239 техническое обслуживание ВДГО включает в себя техническое обслуживание и ремонт наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, а также техническое обслуживание и ремонт бытового газоиспользующего оборудования. Минимальный объем работ по обслуживанию ВДГО для обеспечения его исправного и работоспособного состояния, указанный в приложении N 1 к Порядку N 239, включает в себя и техническое обслуживание газоиспользующего оборудования.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, опубликованы в "Российской газете" от 23.10.2003 N 214 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Следовательно, систематическое толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все обязательные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27.
Податель жалобы не оспаривает тот факт, что является организацией, принявшей на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов N 49 по улице 50 лет Октября, N 21 по улице 3-й Пятилетки, N 2 по улице Первомайской, N 46 и 45 (корпус 1) по улице Двинской, N 7 по улице Советов, N 4 по улице Уборевича в городе Новодвинске.
Однако считает, что договорами управления не предусмотрены работы по содержанию, обслуживанию и ремонту внутридомовых систем газоснабжения; имущество (внутридомовые системы газоснабжения) не передано предприятию, а следовательно, предприятие не обязано обеспечивать нормальную, безаварийную работу внутридомовых систем газоснабжения домов, указанных в оспариваемом предписании.
Пунктом 5.5.6 Правил N 170 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна в том числе содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что управляющая организация, заключая договор управления домом, добровольно принимает на себя обязательства соблюдать положения законодательства Российской Федерации, вытекающие из приобретенного статуса.
Из материалов дела следует, что внутренние устройства газоснабжения входят в состав общего имущества многоквартирного дома. Исключений в отношении этих устройств договоры управления многоквартирными домами не содержат.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что предприятие должно содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
На основании пункта 5.5.12 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов, по договорам со специализированными организациями должны обеспечивать периодические проверки вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы, - не реже двух раз в год (зимой и летом), а в соответствии с пунктом 1.5.3 указанных Правил в состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят протоколы измерения вентиляции.
В приложении N 3 к договорам в состав общего имущества дома, в отношении которого будет осуществляться управление, включена вентиляция, а, поскольку рассматриваемые дома являются газифицированными, что подтверждается копиями технических паспортов, предприятие обязано выполнять пункты 5.5.12 и 1.5.3 Правил N 170.
Кроме того, доказательством принятия заявителем обязанностей по содержанию и ремонту многоквартирного дома в полном объеме является и то обстоятельство, что предприятие выставляет счета, на основании которых собирается плата с собственников и пользователей жилых помещений за содержание и ремонт жилья (в том числе за ремонт инженерных коммуникаций и техустройств).
Таким образом, в данном случае именно на предприятие, а не на нанимателей или собственников помещений и не на общество (являющееся поставщиком газа) возложена обязанность по обеспечению нормальной, безаварийной работы внутридомовых систем газоснабжения жилых домов (по заключению договора со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутридомовых устройств газоснабжения, по заключению договора со специализированной организацией на проверку и прочистку вентиляционных каналов жилых домов, в которых установлены газовые приборы, а также по измерению вентиляции газифицированных жилых домов).
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному и правомерному выводу о том, что, поскольку из акта проверки от 27.07.2010 следует неисполнение предприятием пунктов 5.5.6, 5.5.12 и 1.5.3 Правил N 170, оспариваемым предписанием инспекция правомерно предложила предприятию устранить такие нарушения.
Апелляционной инстанцией не принимается довод предприятия о том, что плата за содержание внутридомового газового оборудования включена в стоимость платы абонента за поставляемый газ, поскольку не нашел своего документального подтверждения в материалах дела.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы предприятия не имеется.
При принятии апелляционной жалобы к производству определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2010 года предприятию была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины.
Поскольку жалоба оставлена без удовлетворения, то с предприятия подлежит взысканию в федеральный бюджет госпошлина в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 октября 2010 года по делу N А05-9791/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" муниципального образования "Город Новодвинск" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" муниципального образования "Город Новодвинск" в федеральный бюджет госпошлину в размере 1000 рублей за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.01.2011 ПО ДЕЛУ N А05-9791/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2011 г. по делу N А05-9791/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" муниципального образования "Город Новодвинск" Баган С.Н. по доверенности от 11.01.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" муниципального образования "Город Новодвинск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 октября 2010 года по делу N А05-9791/2010 (судья Панфилова Н.Ю.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Жилкомсервис" муниципального образования "Город Новодвинск" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 28.07.2010 N А-07/388 об устранении нарушений правил пользования жилыми помещениями, содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, при участии третьего лица - открытого акционерного общества "Архангельскоблгаз" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 октября 2010 года в удовлетворении требований предприятию отказано.
Предприятие с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что предприятие не является исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению, такие услуги осуществляются напрямую ресурсоснабжающей организацией по договорам с жильцами, газ поставляется и оплачивается потребителями напрямую ресурсоснабжающей организации.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу не согласна с ней, решение суда считает законным и обоснованным. Полагает, что обязанность по заключению договора со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения спорных многоквартирных домов возложена на управляющую компанию. В подтверждение своей позиции ссылается на постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.03.2010 N А52-1676/2009.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель предприятия поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Инспекция и общество надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя предприятия, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи с поступлением обращения общества об отказе предприятия от заключения договора на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения в обслуживаемых им многоквартирных домах, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и причинения вреда жизни и здоровью граждан, на основании распоряжения от 08.07.2010 N А-07/6-02/679 инспекцией проведена внеплановая выездная проверка предприятия.
Результаты проверки отражены в акте от 27.07.2010.
При проверке инспекцией установлено, что при управлении домами N 49 по улице 50 лет Октября, N 21 по улице 3-й Пятилетки, N 2 по улице Первомайской, N 46 и 45 (корпус 1) по улице Двинской, N 7 по улице Советов, N 4 по улице Уборевича в городе Новодвинске предприятием нарушены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), а именно:
- - не обеспечена нормальная, безаварийная работа внутридомовых систем газоснабжения жилых домов (не представлен договор с протоколом разногласий и приложениями со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутридомовых устройств газоснабжения;
- - не представлен договор со специализированной организацией на проверку и прочистку вентиляционных каналов жилых домов, в которых установлены газовые приборы;
- - не представлены протоколы измерения вентиляции газифицированных жилых домов.
По результатам указанной проверки государственным жилищным инспектором Савиным С.Л. выдано предписание от 28.07.2010 N А-07/388 об устранении нарушений правил пользования жилыми помещениями, содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, которым предприятию предписано в срок до 25.08.2010 устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с указанным предписанием инспекции, предприятие обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая предприятию в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Предприятие является управляющей компанией домов N 49 по улице 50 лет Октября, N 21 по улице 3-й Пятилетки, N 2 по улице Первомайской, N 46, 45 (корпус 1) по улице Двинской, N 7 по улице Советов, N 4 по улице Уборевича в городе Новодвинске, что подтверждается копиями договоров управления многоквартирными домами, имеющимися в материалах дела.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В силу статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны в том числе состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома, а также перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
На основании части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Аналогичные требования содержатся в пункте 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), в соответствии с которым общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Согласно пункту 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Внутридомовое газовое оборудование (ВДГО) включает в себя газопроводы многоквартирного дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующее оборудование и приборы учета газа (пункт 2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 (далее - Порядок N 239); пункт 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549).
Согласно пункту 4 Порядка N 239 техническое обслуживание ВДГО включает в себя техническое обслуживание и ремонт наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, а также техническое обслуживание и ремонт бытового газоиспользующего оборудования. Минимальный объем работ по обслуживанию ВДГО для обеспечения его исправного и работоспособного состояния, указанный в приложении N 1 к Порядку N 239, включает в себя и техническое обслуживание газоиспользующего оборудования.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, опубликованы в "Российской газете" от 23.10.2003 N 214 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Следовательно, систематическое толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все обязательные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27.
Податель жалобы не оспаривает тот факт, что является организацией, принявшей на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов N 49 по улице 50 лет Октября, N 21 по улице 3-й Пятилетки, N 2 по улице Первомайской, N 46 и 45 (корпус 1) по улице Двинской, N 7 по улице Советов, N 4 по улице Уборевича в городе Новодвинске.
Однако считает, что договорами управления не предусмотрены работы по содержанию, обслуживанию и ремонту внутридомовых систем газоснабжения; имущество (внутридомовые системы газоснабжения) не передано предприятию, а следовательно, предприятие не обязано обеспечивать нормальную, безаварийную работу внутридомовых систем газоснабжения домов, указанных в оспариваемом предписании.
Пунктом 5.5.6 Правил N 170 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна в том числе содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что управляющая организация, заключая договор управления домом, добровольно принимает на себя обязательства соблюдать положения законодательства Российской Федерации, вытекающие из приобретенного статуса.
Из материалов дела следует, что внутренние устройства газоснабжения входят в состав общего имущества многоквартирного дома. Исключений в отношении этих устройств договоры управления многоквартирными домами не содержат.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что предприятие должно содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
На основании пункта 5.5.12 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов, по договорам со специализированными организациями должны обеспечивать периодические проверки вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы, - не реже двух раз в год (зимой и летом), а в соответствии с пунктом 1.5.3 указанных Правил в состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят протоколы измерения вентиляции.
В приложении N 3 к договорам в состав общего имущества дома, в отношении которого будет осуществляться управление, включена вентиляция, а, поскольку рассматриваемые дома являются газифицированными, что подтверждается копиями технических паспортов, предприятие обязано выполнять пункты 5.5.12 и 1.5.3 Правил N 170.
Кроме того, доказательством принятия заявителем обязанностей по содержанию и ремонту многоквартирного дома в полном объеме является и то обстоятельство, что предприятие выставляет счета, на основании которых собирается плата с собственников и пользователей жилых помещений за содержание и ремонт жилья (в том числе за ремонт инженерных коммуникаций и техустройств).
Таким образом, в данном случае именно на предприятие, а не на нанимателей или собственников помещений и не на общество (являющееся поставщиком газа) возложена обязанность по обеспечению нормальной, безаварийной работы внутридомовых систем газоснабжения жилых домов (по заключению договора со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутридомовых устройств газоснабжения, по заключению договора со специализированной организацией на проверку и прочистку вентиляционных каналов жилых домов, в которых установлены газовые приборы, а также по измерению вентиляции газифицированных жилых домов).
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному и правомерному выводу о том, что, поскольку из акта проверки от 27.07.2010 следует неисполнение предприятием пунктов 5.5.6, 5.5.12 и 1.5.3 Правил N 170, оспариваемым предписанием инспекция правомерно предложила предприятию устранить такие нарушения.
Апелляционной инстанцией не принимается довод предприятия о том, что плата за содержание внутридомового газового оборудования включена в стоимость платы абонента за поставляемый газ, поскольку не нашел своего документального подтверждения в материалах дела.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы предприятия не имеется.
При принятии апелляционной жалобы к производству определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2010 года предприятию была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины.
Поскольку жалоба оставлена без удовлетворения, то с предприятия подлежит взысканию в федеральный бюджет госпошлина в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 октября 2010 года по делу N А05-9791/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" муниципального образования "Город Новодвинск" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" муниципального образования "Город Новодвинск" в федеральный бюджет госпошлину в размере 1000 рублей за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО
О.Б.РАЛЬКО
Судьи
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
О.А.ТАРАСОВА
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
О.А.ТАРАСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)