Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.01.2011 ПО ДЕЛУ N А13-8251/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2011 г. по делу N А13-8251/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Носач Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Манойловой А.А.,
при участии от истца Серова Д.А. по доверенности от 26.07.2010, от администрации города Вологды Малафеевской М.Г. по доверенности от 13.03.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Город Вологда" в лице администрации города Вологды на решение Арбитражного суда Вологодской области от 3 ноября 2010 года по делу N А13-8251/2010 (судья Чередина Н.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилстройиндустрия-сервис" (далее - ООО "УК "Жилстройиндустрия-сервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к муниципальному образованию "Город Вологда" в лице администрации города Вологды (далее - Администрация) о взыскании 18 430 руб. 21 коп., в том числе задолженности по оплате за содержание жилья и коммунальных услуг в сумме 15 824 руб. 62 коп. и пени в сумме 2605 руб. 59 коп. (с учетом уточнения исковых требований).
Определением суда от 15 сентября 2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент городского хозяйства администрации города Вологды (далее - Департамент).
Решением от 3 ноября 2010 года исковые требования удовлетворены частично. С муниципального образования "Город Вологда" за счет казны муниципального образования взыскана в пользу Общества задолженность по оплате за содержание жилья и коммунальных услуг в сумме 15 824 руб. 62 коп. и 1717 руб. 25 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. Во взыскании пени в сумме 2605 руб. 59 коп. отказано. В иске к Департаменту отказано (с учетом определения об исправлении опечатки от 06.12.2010).
Администрация с судебным актом не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к тому, что надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Департамент, а не Администрация. Денежные средства из бюджета города Вологды на содержание жилых и нежилых муниципальных помещений доведены до Департамента. Расчет по отоплению, представленный истцом, неправомерно принят судом, поскольку в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, Обществом не представлен расчет корректировки размера платы за отопление исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Представитель Общества в судебном заседании просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в отзыве просит решение суда отменить.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, по акту приема-передачи квартиры от 25.12.2008 общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-строительная индустрия" (Застройщик) передало Администрации, действующей от имени муниципального образования "Город Вологда" (Участник долевого строительства), однокомнатную квартиру N 254 общей площадью 39,3 кв. м, расположенную на первом этаже одиннадцатиэтажного жилого дома по адресу: г. Вологда, ул. Дальняя, д. 20г. Право муниципальной собственности на данную квартиру зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.03.2009 серии 35-СК N 501921 (т. 1, л. 74). По договору социального найма жилого помещения от 15.04.2009 указанная квартира передана Департаментом Павлову Алексею Николаевичу.
По акту приема-передачи квартиры от 17.06.2008 общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-строительная индустрия" (Застройщик) передало Администрации, действующей от имени муниципального образования "Город Вологда" (Участник долевого строительства), однокомнатную квартиру N 294 общей площадью 40,2 кв. м, расположенную на одиннадцатом этаже одиннадцатиэтажного жилого дома по адресу: г. Вологда, ул. Дальняя, д. 20г. Право муниципальной собственности на данную квартиру зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.03.2009 серии 35-СК N 501922 (т. 1, л. 75). По договору социального найма жилого помещения от 07.04.2009 указанная квартира передана Департаментом Саакян Гаяне Грачиковне.
По акту приема-передачи квартиры от 25.12.2008 общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-строительная индустрия" (Застройщик) передало Администрации, действующей от имени муниципального образования "Город Вологда" (Участник долевого строительства), однокомнатную квартиру N 128 общей площадью 44,8 кв. м, расположенную на одиннадцатом этаже одиннадцатиэтажного жилого дома по адресу: г. Вологда, ул. Дальняя, д. 18в. Право муниципальной собственности на данную квартиру подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.10.2008 серии 35-СК N 464054 (т. 1, л. 73). По договору социального найма жилого помещения от 18.11.2008 указанная квартира передана Департаментом Спылаевой Ирине Александровне.
ООО "УК "Жилстройиндустрия-сервис" является управляющей организацией домов, расположенных по вышеуказанным адресам, на основании протокола общего собрания собственников помещений от 29.12.2008 (т. 1, л. 94) и протокола общего собрания собственников помещений от 16.10.2007 (т. 1, л. 95). Данный факт Администрацией не оспаривается.
Поскольку в период с момента передачи указанных квартир застройщиком Администрации до их последующей передачи гражданам по договорам социального найма расходы на содержание жилья и коммунальные услуги не оплачивались, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования о взыскании задолженности по оплате расходов на содержание жилья и коммунальных услуг, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и по размеру. Требование о взыскании с ответчика пеней, начисленных в соответствии со статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), суд признал необоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда являются правильными и соответствующими обстоятельствам дела.
Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 ГК РФ). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 настоящего Кодекса).
В статье 210 ГК РФ определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование.
На основании статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Данные нормы ГК РФ корреспондируют статьям 39, 155 (пункт 6), 158 (пункт 1) ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие, несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами и внутри помещений и обслуживающие более одного помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника и пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему имущества.
Согласно статье 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (части 1 и 4 статьи 158 ЖК РФ).
На основании свидетельств о государственной регистрации права собственниками спорных квартир является муниципальное образование "Город Вологда".
Довод апеллянта о том, что Администрация не является надлежащим ответчиком по делу, отклоняется апелляционным судом.
Согласно решению Вологодской городской Думы от 29.09.2007 N 512 "Об учреждении Департамента городского хозяйства администрации города Вологды" последний является органом администрации города Вологды, уполномоченным на решение вопросов в сфере городского хозяйства, в том числе: жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, озеленения, освещения улиц, установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, обустройства мест массового отдыха населения, ритуальных услуг и содержания мест захоронения, транспорта, охраны окружающей среды, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, осуществления полномочий собственника водных объектов.
В силу возложенных на него полномочий Департамент осуществляет функции по организации содержания муниципального жилищного фонда в границах муниципального образования "Город Вологда": обеспечивает в установленном порядке осуществление учета муниципального жилищного фонда; обеспечивает предоставление в уполномоченный орган администрации города Вологды по имущественным отношениям информации об освободившихся муниципальных жилых помещениях для последующего предоставления их по договорам социального или коммерческого найма; разрабатывает и представляет на утверждение в установленном порядке перечень объектов капитального ремонта муниципального жилищного фонда; организует содержание, текущий и капитальный ремонт муниципального жилищного фонда; организует работы по сносу обгоревших и разрушенных муниципальных жилых домов; осуществляет полномочия по представлению собственника муниципальных жилых помещений на общем собрании собственников помещений, по проведению собрания собственников помещений в многоквартирном доме; осуществляет полномочия собственника муниципальных жилых помещений при заключении договоров управления многоквартирными домами, договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, договоров об оказании коммунальных услуг; осуществляет полномочия собственника муниципальных нежилых помещений при заключении договоров управления многоквартирными домами, договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, договоров предоставления коммунальных услуг; организует содержание, текущий и капитальный ремонт муниципальных нежилых помещений в многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае договоров управления многоквартирными домами, договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, договоров об оказании коммунальных услуг между сторонами не подписывалось.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что иск подлежит удовлетворению за счет казны муниципального образования "Город Вологда".
Расчет задолженности по оплате за содержание жилья и коммунальные услуги произведен Обществом в соответствии с тарифами, установленными решениями Вологодской городской Думы и действовавшими в указанный период.
Вывод суда о недопустимости взыскания с ответчика пеней, начисленных на основании статьи 155 ЖК РФ, апелляционная коллегия считает обоснованным.
Согласно пункту 14 статьи 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
При этом из толкования всех частей статьи 155 ЖК РФ следует, что названная статья регулирует отношения между потребителями и исполнителем коммунальных услуг по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Поскольку Администрация не является потребителем коммунальных услуг, к отношениям сторон не применимы положения части 14 статьи 155 ЖК РФ.
Довод ответчика, изложенный в апелляционной жалобе, о необоснованности заявленных ко взысканию расходов на отопление в связи с непредставлением истцом расчета корректировки размера платы за отопление и документов, показывающих фактический объем потребленной тепловой энергии многоквартирным домом, был предметом рассмотрения суда первой инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 3 ноября 2010 года по делу N А13-8251/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Город Вологда" в лице администрации города Вологды - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Н.ШАДРИНА
Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Е.В.НОСАЧ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)