Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.03.2010 ПО ДЕЛУ N А17-7201/2009

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2010 г. по делу N А17-7201/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2010 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Губиной Л.В.,
судей Поляшовой Т.М., Тетервака А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кобелевой Е.Н.,
в отсутствие сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Городской расчетный центр"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 29.10.2009 по делу N А17-7201/2009, принятое судом в составе судьи Ильичевой О.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Текстильный комбинат "Томна"
к муниципальному унитарному предприятию "Городской расчетный центр"
о взыскании задолженности в сумме 442 606 руб. 55 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 17 275 руб. 01 коп.,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Текстильный комбинат "Томна" (далее - истец, ООО Текстильный комбинат "Томна") обратилось с иском в Арбитражный суд Ивановской области к муниципальному унитарному предприятию "Городской расчетный центр" (далее - ответчик, МУП "ГРЦ", заявитель) о взыскании задолженности в сумме 442 606 руб. 55 коп., возникшей вследствие неисполнения ответчиком в период с октября 2008 года по июнь 2009 года обязательств по договору от 02.10.2006 N 492-у на прием сточных вод и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 18 480 руб. 25 коп. за период с 15.11.2008 по 30.06.2009.
Исковые требования основаны на статьях 309, 310, 395, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что ответчик в нарушение принятых им на себя обязательств по договору N 492-у от 02.10.2006 не оплатил стоимость оказанных ему в период с октября 2008 года по июнь 2009 года услуг по приему сточных вод, в связи с чем за ним образовалась задолженность в размере 442 606 руб. 55 коп.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции истец уточнил размер взыскиваемых процентов за пользование чужими денежными средствами, просил взыскать с ответчика задолженность в сумме 442 606 руб. 55 коп. за период с октября 2008 года по июнь 2009 года и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 17 275 руб. 01 коп. за период с 15.11.2008 по 30.06.2009.
Ответчик в заявлении от 20.10.2009 N 826 сообщил о своем согласии с исковыми требованиями.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 29.10.2009 исковые требования ООО "Текстильный комбинат "Томна" удовлетворены в полном объеме: с МУП "ГРЦ" в пользу ООО "Текстильный комбинат "Томна" взыскано 442 606 руб. 55 коп. задолженности за оказанные услуги по приему сточных вод, 17 275 руб. 01 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.11.2008 по 30.06.2009.
При вынесении данного судебного акта суд первой инстанции руководствовался положениями статей 309, 395, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 88 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 167 от 12.02.1999, и исходил из наличия правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ивановской области от 29.10.2009, МУП "ГРЦ" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит данное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, изложенные в обжалуемом решении выводы суда не соответствуют нормам материального права.
Ответчик считает, что суд первой инстанции при принятии решения по настоящему делу должен был руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
ООО Текстильный комбинат "Томна" отзыв на апелляционную жалобу на момент ее рассмотрения в суде второй инстанции не представило.
При рассмотрении апелляционной жалобы судебное разбирательство неоднократно откладывалось в соответствии с требованиями статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: до 14 час. 30 мин. 18 февраля 2010 года, до 14 час. 50 мин. 18 марта 2010 года.
Стороны явку своих представителей в судебные заседания не обеспечили, о времени, дате и месте судебных заседаний извещены надлежащим образом.
ООО Текстильный комбинат "Томна" направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в судебном заседании 18.03.2010 в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "Текстильный комбинат "Томна" (предприятие, ресурсоснабжающая организация) и МУП "ГРЦ" (абонент, Управляющая организация) заключен договор на прием сточных вод N 492-у от 02.10.2006 (с протоколом согласования разногласий), предметом которого является предоставление абоненту услуг по приему сточных вод.
Согласно пункту 2.1 договора (в редакции протокола согласования разногласий) стороны обязуются руководствоваться действующими Правилами пользования системами канализации, не противоречащими Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006.
В пункте 2.2 договора (в редакции протокола согласования разногласий) предусмотрено, что предприятие обязуется принимать от Управляющей организации сточные воды в объеме, предусмотренном приложением N 1, по расчету Управляющей организации на основании сведений о количестве проживающих в жилых домах (сведения прилагаются), и не позднее 01 числа месяца следующего за расчетным предоставлять ресурсоснабжающей организации сведения о количестве жителей, пользующихся услугами водоотведения, по каждому обслуживаемому объекту, а также данные об объемах водоотведения (объем водоотведения принимается равным объему водопотребления) по общедомовым индивидуальным приборам учета.
Согласно пункту 3.1 договора (в редакции протокола согласования разногласий) объем стоков соответствует объему водопотребления, который определяется нормами приложения N 1 к постановлению администрации города Кинешмы N 1176 от 30.08.1996 (в материалах дела отсутствует).
Пунктом 4.1. договора предусмотрены расчеты за принятые абонентом сточные воды по цене, установленной в протоколе согласования цен (Приложение N 3) согласно калькуляции (Приложение N 4)
Согласно пункту 4.5. договора (в редакции протокола согласования разногласий) тарифы устанавливаются один раз в год органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом N 210 от 30.12.2004.
Истец считает, что свои обязательства по договору на прием сточных вод N 492-у от 02.10.2006 в период с 01.10.2008 по 30.06.2009 он выполнил надлежащим образом, что подтверждается актами N 621 от 31.10.2008, N 855 от 31.12.2008, N 870 от 30.12.2008, N 57 от 31.01.2009, N 123 от 28.02.2009, N 180 от 31.03.2009, N 277 от 30.04.2009, N 329 от 31.05.2009, N 388 от 30.06.2009.
Стоимость оказанных услуг за данный период составила 456 381 руб. 90 коп., что подтверждается соответствующими счетами-фактурами. Ответчик частично погасил имеющуюся задолженность.
В связи с этим сторонами подписан акт сверки расчетов по состоянию на 30.06.2009, согласно которому на стороне ответчика остаток долга составляет 442 606 руб. 55 коп.
В связи с неуплатой данной задолженности ООО "Текстильный комбинат "Томна" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Давая оценку подписанному сторонами договору на прием сточных вод N 492-у от 02.10.2006, суд первой инстанции правомерно определил, что отношения сторон, вытекающие из данного договора, регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (статья 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пункта 3 статьи 539 настоящего Кодекса к отношениям, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Как следует из материала дела, прием сточных вод осуществлялся истцом, в том числе, из жилых домов на основании заключенного между ООО "Текстильный комбинат "Томна" (предприятие) и МУП "ГРЦ" (абонент) договора на N 492-у от 02.10.2006.
МУП "ГРЦ" является управляющей организацией, что сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Однако при рассмотрении настоящего иска судом первой инстанции не было учтено, что коммунальный ресурс приобретался ответчиком у ресурсоснабжающей организации не в целях перепродажи, а для предоставления, в том числе, гражданам - потребителям коммунальной услуги.
В силу статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации правоотношения по осуществлению коммунальных услуг регулируются нормами жилищного законодательства.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Из пункта 8 названных Правил следует, что договор о приобретении коммунальных ресурсов заключается с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами. При этом условия этого договора не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В силу абзаца второго пункта 15 данных Правил в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, в упомянутой норме имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации у ресурсоснабжающей организации коммунальных ресурсов по тарифам, установленным для граждан.




В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирными домами может осуществляться управляющей организацией. Из статьи 162 настоящего Кодекса следует, что в обязанности управляющей организации входит, в том числе предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Услуги предоставляются за плату.
Структура платы, взимаемой с жильцов, установлена в статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой следует, что плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за водоотведение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В силу пункта 2 названной статьи размер платы за коммунальные услуги по водоотведению рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для водоотведения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно подпункту 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы определяется как произведение (умножение) количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме), на норматив потребления данной коммунальной услуги и тариф по водоотведению, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для водоотведения - руб./куб.м.).
Поскольку ответчик приобретал у истца услугу по водоотведению для последующей ее реализации населению в виде коммунальных услуг, то приобретение этой коммунальной услуги должно было осуществляться по нормативам потребления коммунальных услуг для населения, утвержденным органами местного самоуправления. При этом объем обязательств истца перед контрагентом в части стоимости приобретения не может превышать суммарный объем обязательств конечных потребителей услуг (граждан).
Доказательства того, что в спорных объектах имеются коллективные (общедомовые) приборы учета, в материалах дела отсутствуют.
Имеющиеся в материалах дела документы не свидетельствуют о том, что при расчете размера платы за коммунальные услуги для населения истцом использовались установленные в соответствии с действующим законодательством норматив потребления коммунальной услуги, а также тариф по коммунальной услуге на водоотведение для населения.
Документов об установленном в соответствии с действующим законодательством нормативе потребления указанной коммунальной услуги, а также тарифе на водоотведение для населения в материалы дела не представлено.
В имеющихся в материалах дела копиях счетов-фактур значатся разные цены (тариф) за единицу измерения указанной услуги.
Так, в счете-фактуре N 621 от 31.10.2008 указана цена 4,11 руб., в счете-фактуре N 855 от 31.12.2008 - 4,27 руб., в счете-фактуре N 870 от 30.12.2008 - 3,44 руб., в счете-фактуре N 57 от 31.01.2009 - 4,96 руб., в счете-фактуре N 123 от 28.02.2009 - 4,92 руб., в счетах-фактурах N 180 от 31.03.2009, N 277 от 30.04.2009, N 329 от 31.05.2009, N 388 от 30.06.2009 - 4,94 руб. (без учета НДС).

































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)