Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 11.05.2004 N КА-А40/3059-04 ПО ДЕЛУ N А40-32434/03-84-379

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 11 мая 2004 г. Дело N КА-А40/3059-04

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Туболец И.В., судей Агапова М.Р., Латыповой Р.Р., при участии в заседании от истца: А. - дов. от 26.12 03; от ответчика: Г. - дов. от 03.06.03 N 4-14-10255/3; от третьего лица: Г. - дов. от 29.12.03 N 33-И-1/3-(194), рассмотрев в судебном заседании 29.04.04 кассационную жалобу ТСЖ "Согласие" - заявителя - на постановление от 20 января 2004 г. по делу N А40-32434/03-84-379 Арбитражного суда г. Москвы, принятое Перцевым П.В., Барабанщиковой Л.М., Захаровой Г.И., по заявлению ТСЖ "Согласие" о признании незаконным бездействия Правительства Москвы и Москомзема,
УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья "Согласие" (далее - ТСЖ "Согласие") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Правительству Москвы и Московскому земельному комитету (далее - Москомзем) о признании незаконным бездействия указанных органов, выразившегося в нерассмотрении и непринятии решения по заявлению товарищества о приобретении прав на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Толобухина, д. 3, корп. 2. Также просило обязать Правительство Москвы в 10-дневный срок со дня принятия судебного акта принять решение о передаче товариществу земельного участка по указанному адресу в нормативных размерах площадью 0,63 га в общую долевую собственность домовладельцев кондоминиума бесплатно и обязать его принять решение о заключении договора купли-продажи участка сверхнормативного размера площадью 1 га на условиях проекта договора купли-продажи, предложенного товариществом, и заключить договор на условиях представленного проекта.
До рассмотрения спора по существу ТСЖ "Согласие" в порядке ст. 49 АПК РФ частично отказалось от требования о признании незаконным бездействия Правительства Москвы и Москомзема и обязании Правительства Москвы принять решение о заключении договора купли-продажи 1 га земли на условиях представленного проекта договора купли-продажи.
Решением суда первой инстанции от 30.10.03 заявленное требование (с учетом произведенного уточнения) удовлетворено: признано незаконным бездействие органов исполнительной власти, выразившееся в нерассмотрении и непринятии решения по заявлению ТСЖ "Согласие" о приобретении прав на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Толобухина, д. 3, корп. 2. Суд обязал Правительство Москвы в 10-дневный срок после вступления решения в законную силу принять решение о передаче товариществу земельного участка в нормативных размерах площадью 0,63 га в общую долевую собственность домовладельцев кондоминиума бесплатно. В остальной части заявленных требований производство по делу прекратил.
Апелляционная инстанция Арбитражного суда города Москвы постановлением от 20.01.04 решение суда первой инстанции изменила. В удовлетворенной части требований решение отменила и отклонила их. В остальной части решение суда оставила без изменения.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ТСЖ "Согласие" подало кассационную жалобу и дополнения к ней, в которой просило его отменить, как незаконное, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель товарищества поддержал жалобу по изложенным в ней и дополнительно приведенным доводам. Представитель Правительства Москвы и Москомзема настаивал на ее отклонении, считая обжалованное постановление суда апелляционной инстанции соответствующим законодательству и имеющимся в деле доказательствам.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.
Обращаясь в суд, ТСЖ "Согласие" ссылалось на то, что оно обращалось в Правительство Москвы, Москомзем по вопросу приобретения прав на земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Толобухина, д. 3, корп. 2 в нормативных (0,63 га) и сверхнормативных (1 га) размерах (заявления от 26.08.02, от 06.06.02 N 01, 02, 6/06) и 03.02.03 направило заявление с приложением проекта договора купли-продажи. Однако названные органы не приняли решения об оформлении земельно-правовых отношений с товариществом на условиях и в порядке, установленных п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Считая незаконным бездействие Правительства Москвы и Москомзема, нарушающим права и законные интересы товарищества, создающим препятствия в использовании земли, ТСЖ "Согласие" оспорило его в судебном порядке.
Согласно п. 2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав кондоминиума, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "О товариществах собственников жилья".
В соответствии с п. п. 1, 4 ст. 11 Федерального закона от 15.06.96 N 72-ФЗ (с изменениями) "О товариществах собственников жилья" в существующей застройке земельные участки, на которых расположены жилые здания и объекты недвижимости, входящие в состав кондоминиума, передаются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в нормативных размерах бесплатно. Передача в собственность бесплатно нормативной части земельных участков осуществляется государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.
Порядок определения нормативных размеров и установления границ земельных участков в кондоминиумах, передаваемых в собственность или аренду домовладельцам или товариществам собственников жилья, определен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.97 N 1223.
Согласно п. 3 этого Положения нормативный размер земельного участка, передаваемого в общую долевую собственность домовладельцев бесплатно, определяется в зависимости от площади участка, занятого непосредственно жилыми зданиями и иными объектами недвижимости, входящими в состав кондоминиума, а также прилегающими к ним территориями, необходимыми для обеспечения их функционирования (обслуживания), с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания и пребывания граждан в кондоминиуме, обслуживания жилых зданий и другого имущества, входящего в состав кондоминиума, а также доступ ко всем объектам кондоминиума. При этом должны обеспечиваться нормальные условия проживания граждан на смежных земельных участках и права собственников, владельцев, пользователей и арендаторов этих участков, а также владельцев расположенных на них зданий, строений, сооружений.
В п. 7 данного Положения предусмотрено, что для определения размеров и установления границ земельных участков на первом этапе проводится подготовка материалов по установлению границ земельных участков в кондоминиумах с указанием предлагаемых ограничений по их использованию и сервитутов, при необходимости организации разработки проекта межевания территории, определение нормативных размеров и установление границ земельных участков, передаваемых домовладельцам бесплатно.
В соответствии с п. п. 7, 10 Положения о порядке установления границ землепользователей в застройке городов и других поселений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.96 N 105, работы по межеванию проводятся на основании постановлений органов местного самоуправления или по заявкам владельцев недвижимости. Проект межевания территории утверждается решением органа местного самоуправления и является основанием для установления границ земельных участков на местности, закрепления их межевыми знаками и регистрации недвижимости в установленном порядке.
Рассматривая спор, апелляционная инстанция Арбитражного суда города Москвы установила, что товарищество не обращалось с заявлением домовладельцев по установлению границ и размеров земельного участка. На период обращения в суд отсутствовал земельный участок площадью 0,63 га, сформированный в установленном порядке. Представленный план земельного участка названная судебная инстанция признала не соответствующим требованиям п. п. 5, 6, 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. В связи с чем посчитала недоказанным бездействие Правительства Москвы и Москомзема по непринятию решения по заявлению ТСЖ "Согласие" о приобретении прав собственности на спорный земельный участок.
Вывод суда апелляционной инстанции является правильным.
Согласно п. 8 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка при наличии проекта его границ.
До проведения межевания территории и установления границ земельного участка на местности не мог быть решен вопрос о приобретении земельного участка в собственность согласно процедуре, установленной ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованного по делу постановления суда апелляционной инстанции.
Ссылка в жалобе на то, что товарищество в своих обращениях от 26.08.02, 06.06.02 просило определить размер и границы земельного участка, неосновательна. Факт признания в установленном порядке бездействия органа местного самоуправления в проведении межевания земельного участка документально не подтвержден. Межевание, служащее предпосылкой принятия решения о предоставлении земельного участка до обращения в суд, не было произведено.
Утверждение в жалобе о том, что межевание проводится после принятия решения о передаче земельного участка, неосновательно. Согласно п. 7 Положения об определении размеров и установления границ земельных участков в кондоминиумах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.97 N 1223 (с изменениями), для определения размеров и установления границ земельных участков сначала осуществляется подготовка материалов по установлению границ земельных участков в кондоминиумах и необходимости организуется разработка проекта межевания территории существующей застройки (квартала, микрорайона или другого элемента планировочной структуры их частей) для создания кондоминиума.
Межевание территории производится в соответствии с Положением об установлении границ землепользования в застройке городов и других поселений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.96 N 105 (с изменениями). Согласно п. 7 названного Положения межевание включает в себя подготовительные работы (сбор заявок владельцев недвижимости на установление границ земельного участка, данных бюро технической инвентаризации и территориальных органов по земельным ресурсам и землеустройству по всем объектам, расположенным на территории квартала, микрорайона или другого объекта планировочной структуры, подлежащей межеванию, градостроительной документации, опорных планов, планов инженерно-транспортной инфраструктуры, документов по землеотводу, правоустанавливающих документов на пользование земельным участком; обследование на местности подлежащей размежеванию территории и выявление фактического использования земельного участка; разработка проекта межевания территории квартала, микрорайона или другого элемента планировочной структуры, согласование его с физическими и юридическими лицами - владельцами недвижимости и утверждение в установленном порядке; установление границ на местности). В п. 10 Положения определено, что проект межевания территории утверждается решением органа местного самоуправления и является основанием для установления границ земельных участков на местности, закрепления их межевыми знаками и регистрации недвижимости в установленном порядке.
Таким образом, межевание территории предшествует принятию решения о передаче в собственность земельного участка.
Другие доводы жалобы также не свидетельствуют о допущенной по делу судебной ошибке.
Предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы ТСЖ "Согласие" не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Москвы от 20.01.04 по делу N А40-32434/03-84-379 оставить без изменения, кассационную жалобу ТСЖ "Согласие" - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)