Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.07.2011 N 7-457/2011

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 12 июля 2011 г. N 7-457/2011


Судья Ершов А.И.

Судья Ленинградского областного суда Осоцкий А.И.,
при секретаре М.И.,
рассмотрев жалобу старшего дознавателя отдела надзорной деятельности Сланцевского района управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области О. на постановление судьи Сланцевского городского суда Ленинградской области от 7 июня 2011 года, принятое в отношении Х. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

установил:

постановлением судьи Сланцевского городского суда Ленинградской области от 7 июня 2011 г. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, возбужденному в отношении главы администрации муниципального образования "Сланцевское городское поселение" Сланцевского муниципального района Ленинградской области Х.
В жалобе старшего дознавателя отдела надзорной деятельности Сланцевского района управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Ленинградской области О. содержится просьба об отмене постановления судьи и о возврате дела в суд на новое рассмотрение. В жалобе указывается на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие вывода суда фактическим обстоятельствам.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены судебного постановления.
Из протокола об административном правонарушении от 26 мая 2011 г. усматривается, что Х. 25 апреля 2011 года в 20 час. 19 мин. на территории муниципального образования "Сланцевское городское поселение" по адресу: Ленинградская область, г. Сланцы, ул. Ремонтников, дом N 6, допустил нарушение требований ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пп. 3, 21 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России N 313 от 18.06.2003 г. (ППБ 01-03), Постановления Правительства Ленинградской области от 5 июня 2007 г. N 126 "О методических рекомендациях по осуществлению муниципальными образованиями Ленинградской области полномочий по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".
Нарушения выразились в том, что прилегающая к жилым домам территория своевременно не очищена от сухой травы; не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ; не обеспечено социальное и экономическое стимулирование участия граждан в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами; не очищены полосы отвода автомобильных дорог от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.
Как видно из дела, следствием указанных нарушений явилось возгорание 25 апреля 2011 года в 20 час. 19 мин. у дома N 6 по ул. Ремонтников г. Сланцы сухой травы.
Принимая решение о прекращении производства по делу, суд в постановлении указал, что в действиях Х. не установлена объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку в должностные обязанности главы администрации не входит соблюдение правил пожарной безопасности на придомовой территории и на полосах отвода автомобильных дорог. Данная обязанность возлагается на собственников придомовой территории, которыми являются владельцы имущества многоквартирного дома, или на управляющую компанию, если с ней заключен соответствующий договор на обслуживание дома. В той части, в какой нарушение относится к полосе отвода автомобильных дорог, соблюдать правила пожарной безопасности обязано учреждение, в оперативном управлении которого находится указанная дорога.
Вместе с тем, судом не было учтено следующее.
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, является административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции закона, действовавшего на 25 апреля 2011 года).
По смыслу данных положений объективную сторону административного правонарушения составляют действия или бездействие указанных в ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ субъектов административной ответственности, состоящие в невыполнении обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, возложенных на них соответствующими правовыми нормами.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами (ст. 63 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, помимо собственников имущества, в том числе, руководители органов местного самоуправления (ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности").
Из вышеприведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обеспечения
первичных мер пожарной безопасности осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования, в данном случае - городского поселения. При этом, принадлежность территории (земельного участка) не муниципальному образованию, а иному физическому или юридическому лицу, вытекающая из гражданско-правовых отношений, не означает, что вышеуказанные полномочия (или обязанности) органов местного самоуправления и их должностных лиц не распространяются на такие территории, если это прямо не предусмотрено законом, и не снимает с органов местного самоуправления и их должностных лиц ответственности за невыполнение этих обязанностей.
Данные обстоятельства не были учтены судом, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и принять законное решение.
Кроме того, в постановлении судьи имеется указание на то, что Х. не были выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, что следует квалифицировать по ст. 20.6 КоАП РФ. При этом в постановлении указано, что, поскольку допущенная в протоколе об административном правонарушении от 26 мая 2011 г. ошибка в юридической квалификации действий Х. не может быть исправлена судом, дело подлежит прекращению.
Оценивая вывод суда в рассматриваемой части, считаю, что суд не вправе был указывать на наличие в действиях Х. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 КоАП РФ, поскольку совершение данного административного правонарушения Х. не вменялось.
Изложенные обстоятельства, являющиеся существенными для правильного разрешения дела, не были исследованы и не получили должной оценки, что не позволяет рассматривать принятое решение как законное и обоснованное.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Сланцевского городского суда Ленинградской области от 7 июня 2011 года, принятое в отношении Х. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, отменить, дело возвратить в суд на новое рассмотрение.

Судья
ОСОЦКИЙ А.И.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)