Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.02.2010 ПО ДЕЛУ N А41-3110/09

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 февраля 2010 г. по делу N А41-3110/09


Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2010 года.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Адарченко С.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Адарченко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по (иску) заявлению Негосударственного некоммерческого учреждения "Центр управления домами ЖК, ЖСК и жилищных товариществ"
к Обществу с ограниченной ответственностью "Тепловые сети Балашихи"
об урегулировании разногласий при заключении договора
при участии в судебном заседании:
от истца - Олейник А.Г. по доверенности б/н от 10.11.2009 г.,
от ответчика - Разведкин А.Е. по доверенности N 13ю от 15.01.2010 г.,
установил:

ННУ Центр управления домами ЖК, ЖСК и жилищных товариществ" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО "Тепловые сети Балашихи" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на отпуск тепловой энергии N 286 от 30.12.2007 г., а именно:
- исключить из договора п. 8.1, п. 3.1.2.г и упоминание п. 3.1.2.г в последней строке п. 3.2.4,
- изложить п. п. 2.1, 4.1, 4.2, 6.2, 7.1, 9.1 договора и п. п. 2, 3, 4 акта 1/5/153 "Разграничение эксплуатационной ответственности за тепловые сети к ж.д. N 9, ул. Фадеева" в редакции протокола разногласий, представленного истцом,
- включить в договор п. 2.5, п. 4.4, п. 3.1.5, в редакции протокола разногласий.
Кроме того, истец просит отразить дату заключения договора, изменив ее с 30.12.2007 г. на фактическую дату заключения договора.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.05.2009 года исковые требования удовлетворены частично:
п. 8.1, п. 3.1.2.г и упоминание п. 3.1.2.г в последней строке п. 3.2.4. исключить из договора на отпуск тепловой энергии N 286 от 30.12.2007 г., представленного ООО "Тепловые сети Балашихи".
Изменить п. 4.2, 6.2, 9.1 договора, на редакцию пунктов, изложенных в протоколе разногласий, а именно:
- п. 4.2 "Все расчеты по настоящему договору производятся по платежным требованиям и счетам-фактурам, выписываемым "Теплоснабжающей организацией". Оплата "Абонентом" платежных требований "Теплоснабжающей организации" производится до 10-го числа каждого месяца, следующего за расчетным. Ежемесячный размер оплаты должен быть равен 1/12 размера оплаты, начисленной за текущий год".
- п. 6.2 дополнить фразой: "В случае прекращения договорных отношений "Центра управления домами ЖСК и ЖК и жилищных товариществ" с собственниками помещений дома N 9 по ул. Фадеева об управлении домом, действие договора прекращается с момента предоставления одной из сторон управления в "Теплоснабжающую организацию" документального подтверждения факта прекращения действия договора управления".
- п. 9.1 "Споры, возникающие между сторонами в процессе исполнения настоящего Договора или в связи с ним, либо вытекающие из него, подлежат окончательному решению в арбитражном суде по месту нахождения ответчика".
Изменить дату договора (стр. 1, правый верхний угол) на фактическую дату заключения договора.
В остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2009 г. решение Арбитражного суда Московской области от 28.05.2009 г. отменено, принят новый судебный акт.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.10.2009 года по делу N А41-3110/09 решение Арбитражного суда Московской области от 28.05.2009 г. и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2009 года в части отказа в удовлетворении иска об изменении и дополнении договора N 286 от 30.12.2007 г. в части пунктов 2.5, 4.1, 4.4 отменено, дело в остальной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области. В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2009 года в неизмененной части и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений исковых требований.
Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела и представленные доказательства, исследовав их, выслушав представителей лиц, участвующих в заседании, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела при заключении договора на отпуск тепловой энергии N 286 от 30.12.2007 г. между истцом и ответчиком возникли разногласия в отношении условий договора.
Истец при ознакомлении с условиями договора направил ответчику протокол разногласий по договору, однако исходя из результатов рассмотрения разногласий от 26.12.2008 г., протокол разногласий не был принят ответчиком.
В соответствии с п. 2 ст. 445 ГК РФ при отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Истец просит изменить п. 4.1 договора, а также включить в договор, представленный ООО "Тепловые сети Балашихи", п. 2.5 и 4.4 в редакции протокола разногласий, представленного "Центром управления домами ЖСК, ЖК и жилищных товариществ".
Тепловая энергия поставляется ответчиком по спорному договору в обслуживаемый истцом дом для использования населением в бытовых нуждах.
Судом установлено, что многоквартирный дом, являющийся объектом спорного договора, не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета горячей воды, а индивидуальные приборы учета горячей воды установлены только в части квартир многоквартирного жилого дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации в пределах предоставленной им компетенции утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг.
Исходя из буквального толкования пунктов 2, 3, 8 указанных Правил их действие распространяется и на отношения, связанные с продажей коммунальных ресурсов.
Утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 Правила предоставления коммунальных услуг гражданам в пункте 8 урегулировали вопрос соответствия договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведения (приеме (сбросе) сточных вод), заключенных с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребления коммунальными услугами.
Согласно пункту 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребления коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Положения указанной нормы направлены на обеспечение соответствия условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключенных исполнителем коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией, и основанных на правилах обязательств исполнителей перед потребителями коммунальных услуг в многоквартирных домах.
Понятие "коммунальные услуги, исполнители коммунальных услуг, коммунальные ресурсы, ресурсоснабжающие организации, потребители коммунальных услуг, управляющая организация" определены в пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Согласно п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 года размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Таким образом, пунктом 15 Правил предусмотрено применение в расчетах с ресурсоснабжающей организацией тарифов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемых для расчета размера платы за коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги согласно ст. 157 ЖК РФ рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Представленным ответчиком протоколом ТЭК МО N 12 от 23.10.2008 г. тарифы для расчета размера платы за коммунальные услуги для граждан не установлены.
Постановлением Главы городского округа Балашиха N 1273/1 от 28.11.2008 г. в разделе 1 (первый абзац) установлены тарифы организаций коммунального комплекса в размерах, установленных в приложении N 1, а в разделе 2 (2 абзац) - цены (тарифы) для потребителей коммунальных услуг, в размерах, установленных в приложении N 7.
Согласно п. 3 указанных выше Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, "потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Кроме того, в примечаниях к приложению N 7 указано, что данные тарифы применяются в квартирах, где не установлены приборы учета, то есть данные тарифы применяются для физических лиц.
Таким образом, в приложении N 7 указанного постановления главы городского округа Балашиха установлены тарифы для населения многоквартирных домов, которые, согласно п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам должны использоваться для расчета между истцом и ответчиком за потребленный энергоресурс, что находится в полном соответствии с третьим абзацем п. 4.1 договора в редакции истца.
Истец просит включить в договор п. 2.5 следующего содержания: "До установки общих на весь дом приборов учета потребления горячей воды, количество потребленной горячей воды жильцами, установившими внутриквартирные измерительные приборы, определяются по показаниям приборов".
Согласно пункту 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 16 Правил при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" установлено, что разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, вправе давать Министерство регионального развития Российской Федерации, в связи с чем Письма данного Министерства могут применяться при разрешении спорных вопросов по применению Правил, как данные в пределах установленной Постановлением Правительства Российской Федерации компетенции Министерства. В частности разъяснения по регулированию порядка расчета платы за коммунальные услуги положениями Правил содержатся в Письме от 13.02.2007 N 2478-РМ/07.
Возможность одновременного применения различных методов учета отпущенной по договору энергии (по прибору учета и по графику (Приложение N 1) в части, не учтенной прибором учета) предусмотрена и пунктом 2.2 спорного договора.
Норматив потребления коммунальных услуг, рассчитываемый в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 применяется при расчете количества потребленной горячей воды потребителями в многоквартирном доме только при отсутствии приборов учета.
Довод ответчика о нарушении данным пунктом договора его экономических интересов в результате возможных утечек в системе теплоснабжения истца не может быть принят судом, поскольку согласно п. 3.1.3, п. 3.1.4 и п. 5.1 договора, согласие по договорам сторонами достигнуто в досудебном порядке, ответчик имеет право направить своего представителя для выявления указанных утечек, выписать обязательное для исполнения предписание об их устранении и потребовать возмещения причиненного ущерба. Таким образом, экономические интересы ответчика могут быть соблюдены в порядке исполнения договора без нарушения права граждан платить по показаниям внутриквартирных приборов учета, установленного п. п. 16, 31 Правил и п. 1 ст. 544 ГК РФ.
Истец просит включить в договор п. 4.4 следующего содержания: "При предоставлении "абонентом документального подтверждения временного отсутствия жильцов, не имеющих внутриквартирных счетчиков потребления горячей воды, теплоснабжающая организация" производит перерасчет потребления горячей воды "абонента" в соответствии с представленными документами о временном отсутствии".
Согласно п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с п. 54 Правил при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд осуществляется перерасчет платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение.
Пункт 4.4 договора в редакции, предложенной истцом, полностью соответствует п. 54 Правил.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 156, 167 - 171, 176 - 177 АПК РФ, арбитражный суд
решил:

Исковые требования Негосударственного некоммерческого учреждения "Центр управления домами ЖК, ЖСК и жилищных товариществ" удовлетворить.
Изменить пункт 4.1 договора, а также включить в договор, представленный ООО "Тепловые сети Балашихи", пункты 2.5 и 4.4 в редакции протокола разногласий, представленного "Центром управления домами ЖСК, ЖК и жилищных товариществ", а именно:
- п. 2.5 "до установки общих на весь дом приборов учета потребления горячей воды, количество потребленной горячей воды жильцами, установившими внутриквартирные измерительные приборы, определяются по показаниям приборов".
- п. 4.1 "Стоимость отпущенной энергии не должна превышать стоимость, определенную по тарифам, утвержденным в установленном порядке для населения".
- п. 4.4 "При предоставлении "абонентом документального подтверждения временного отсутствия жильцов, не имеющих внутриквартирных счетчиков потребления горячей воды, "теплоснабжающая организация" производит перерасчет потребления горячей воды "абонента" в соответствии с представленными документами о временном отсутствии".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.
Судья
С.А.АДАРЧЕНКО
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)