Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ВОЛЬСКОГО РАЙОННОГО СУДА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.11.2008

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОЛЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 ноября 2008 года


Вольский районный суд Саратовской области, в составе судьи Козловой С.В., с участием прокурора Бесараб С.А., при секретаре П.С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по заявлению З.В.А. об оспаривании нормативного правового акта,
установил:

Администрацией Вольского муниципального района 04.12.2007 года принято постановление N 3812 "Об утверждении размера платы за жилое помещение на 2008 год", в пункте 8 Примечания к Приложению N 1 (таблица N 1, 2 и 3) которого изложено, что из оплаты жилья (содержания и ремонт жилого помещения) исключены затраты на уборку лестничных клеток многоэтажного дома, граждане самостоятельно осуществляют уборку лестничных клеток.
Текст постановления опубликован в газете "Вольский деловой вестник" от 10.12.2007 года N 26 (40).
З.В.А. обратился в Вольский районный суд Саратовской области с заявлением о признании вышеуказанной нормы недействующей. Заявленные требования мотивировал тем, что является нанимателем квартиры 24 в вышеуказанном жилом доме на основании договора найма жилого помещения муниципального жилого фонда N 130, заключенного 19.08.2008 года между ним и Управлением муниципального хозяйства администрации Вольского муниципального района. По утверждению заявителя, в июле 2008 года ему стало известно о прекращении уборки лестничных клеток в его жилом доме. Основанием прекращения такой уборки явилось оспариваемое постановление администрации ВМР. По мнению заявителя, данное положение изменяет структуру платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленную п. 2 ст. 154 ЖК РФ. Определение структуры платы за жилое помещение, порядка расчета и внесения такой платы согласно п. 16 ст. 12 ЖК РФ предоставлено органам государственной власти РФ. В состав общего имущества в соответствии с пп. "а" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, включаются межквартирные лестничные площадки и лестницы. Согласно пп. "г" п. 11 вышеуказанных Правил содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку общего имущества жилого дома. Таким образом, как считает заявитель, принятое администрацией ВМР постановление не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В судебном заседании З.В.А. заявленные требования поддержал и пояснил, что оспариваемое постановление администрации ВМР нарушает его право на пользование помещениями общего пользования в многоквартирном жилом доме <...>, находящимися в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. Кроме того, по мнению заявителя, установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений относиться к исключительной компетенции Вольского муниципального Собрания.
Представитель администрации Вольского муниципального района считает требования З.В.А. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с решением Вольского муниципального Собрания от 05.09.2006 года N 3/11-107 "О разграничений полномочий органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок" (в редакции решения ВМС от 25.12.2006 года N 3/15-197) к полномочиям администрации Вольского муниципального района относится утверждение цен (тарифов) для потребления жилищно-коммунальных услуг, проживающих на территории ВМР, в том числе размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Оспариваемый нормативный правовой акт содержит перечень и виды работ, включенных в тариф и необходимых для поддержания в исправном и работоспособном состоянии конструктивных элементов, а также инженерного оборудования домовладения. Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества и привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом. Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Управляющей организацией данного дома является ООО "Эксплуатационно-ремонтная группа, с которой по результатам общего собрания собственников был заключен договор управления общим имуществом многоквартирного жилого дома. В соответствии с требованиями жилищного законодательства собственники жилых помещений в данном доме должны были принять решение о перечне услуг и работ, условиях их оказания, а также размере их финансирования.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего требования З.В.А. удовлетворить, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с п. 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток.
Следовательно, оспариваемая норма нарушает право заявителя на пользование помещениями общего пользования в многоквартирном доме <...>, находящимися в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии.
В силу п. 7 ст. 5 ЖК РФ, органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
Согласно п. 3 ст. 156 ЖК РФ, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Таким образом, утверждение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найме и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда относится к компетенции органов местного самоуправления.
Исходя из положения пп. 6 п. 2 ст. 19 Устава Вольского муниципального района, к исключительной компетенции Вольского муниципального Собрания относится определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
Пользуясь вышеуказанными полномочиями, Вольское муниципальное Собрание 05.09.2006 года приняло решение за N 3/11-107 "О разграничений полномочий органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок" (в редакции решения ВМС от 25.12.2006 года N 3/15-197), в соответствии с которым к полномочиям администрации Вольского муниципального района относится утверждение цен (тарифов) для потребления жилищно-коммунальных услуг, проживающих на территории ВМР, в том числе размера платы за пользование жилым помещением (платы за нем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договором социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способе управления многоквартирным домом.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 в соответствии со статьями 39 и 156 Жилищного кодекса РФ, наделяющими Правительство Российской Федерации полномочиями на установление таких Правил, а также регламентирующими основные вопросы содержания общего имущества в многоквартирном доме и определения размера платы за жилое помещение.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пп. "г" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, содержание общего имущества включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования.
Подпунктом "а" пункта 2 вышеуказанных Правил к помещениям общего пользования отнесены межквартирные лестничные площадки и лестницы.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что уборка и санитарно-гигиеническая очистка лестниц и лестничных площадок является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, а плата за нее должна входить в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями ст. 156 ЖК РФ.
При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемая норма не соответствует нормативному правовому акту РФ, который имеет большую юридическую силу.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Принимая во внимание то, что оспариваемая норма до рассмотрения дела судом в течение определенною времени применялась, следовательно, действовала, оснований признавать ее недействующей со дня принятия не имеется, она подлежит признанию таковой с момента вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,
решил:

Признать пункт 8 Примечания к Приложению N 1 (таблица N 1, 2 и 3) Постановления администрации Вольского муниципального района Саратовской области N 3812 от 04.12.2007 года "Об утверждении размера платы за жилое помещение на 2008 год" недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Решение после вступления в законную силу в соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 года N 2124-1 подлежит опубликованию администрацией Вольского муниципального района в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован вышеуказанный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Вольский районный суд.
Судья
КОЗЛОВА С.В.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)