Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.10.2012 N 17АП-11382/2012-АК ПО ДЕЛУ N А50-10224/2012

Разделы:
Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2012 г. N 17АП-11382/2012-АК

Дело N А50-10224/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.
судей Голубцова В.Г., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лапшиной Е.И.
при участии:
от заявителя ТСЖ "Капитанская, 12" (ОГРН 1025901609821, ИНН 5908023989) Кабарухина Н.С., паспорт <...>, доверенность от 01.06.2011, Санников Д.В., паспорт от <...>, доверенность от 01.06.2011.
от заинтересованного лица Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе г. Перми (ОГРН 1025901609910, ИНН 5908024492) Туманова Г.Н., удостоверение <...>, доверенность от 10.01.2012.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Товарищества собственников жилья "Капитанская, 12"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 28 августа 2012 года
по делу N А50-10224/2012
принятое судьей Алексеевым А.Е.
по заявлению Товарищества собственников жилья "Капитанская, 12"
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе г. Перми
об оспаривании ненормативных правовых актов,

установил:

Товарищество собственников жилья "Капитанская, 12" (далее - заявитель, ТСЖ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кировском районе г. Перми (далее - заинтересованное лицо, Управление) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 20.04.2012 N 069 006 12 РК 0022359, N 069 006 12 РК 0022358, N 069 006 12 РК 0022357, N 069 006 12 РК 0022355.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 28.08.2012 в удовлетворении требований было отказано.
Не согласившись с принятым решением, ТСЖ обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В качестве основания для отмены судебного акта заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что им соблюдены все требования ст. 58 ФЗ N 212-ФЗ в целях применения пониженных тарифов страховых взносов. По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции неправильно истолковал ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Управления просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральных проверок представленных заявителем расчетов по форме РСВ-1 ПФР за 2011 год (представлен 15.02.2012), а также уточненных расчетов за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев 2011 года (представлены 15.12.2011), Управлением составлены акты N 06900630022365 от 11.03.2012 (2011 год), N 06900630022364 от 11.03.2012 (9 месяцев 2011), N 06900630022363 от 11.03.2012 (полугодие 2011) и N 06900630022362 от 11.03.2012 (1 квартал 2011).
По итогам проверки Управлением приняты решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах:
- за 2011 год (период с 01.10.2011 по 31.12.2011) - N 069 006 12 РК 0022359 от 20.04.2012, в соответствии с которым ТСЖ привлечено к ответственности по п. 1 ст. 47 Закона 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 2 664,80 руб., а также начислены недоимка по страховым взносам в сумме 13271,43 руб. и пени в сумме 314,46 руб.;
- за 9 месяцев 2011 года (период с 01.07.2011 по 30.09.2011) - N 069 006 12 РК 0022358 от 20.04.2012, в соответствии с которым ТСЖ привлечено к ответственности по п. 1 ст. 47 Закона 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 3 258,80 руб., а также начислены недоимка по страховым взносам в сумме 16 294 руб. и пени в сумме 938,77 руб.;
- за полугодие 2011 года (период с 01.04.2011 по 30.06.2011) - N 069 006 12 РК 0022357 от 20.04.2012, в соответствии с которым ТСЖ привлечено к ответственности по п. 1 ст. 47 Закона 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 3 353,80 руб., а также начислены недоимка по страховым взносам в сумме 16770 руб. и пени в сумме 1371,80 руб.;
- за 1 квартал 2011 года (период с 01.01.2011 по 31.03.2011) - N 069 006 12 РК 0022355 от 20.04.2012, в соответствии с которым ТСЖ привлечено к ответственности по п. 1 ст. 47 Закона 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 2 846,80 руб., а также начислены недоимка по страховым взносам в сумме 14 234 руб. и пени в сумме 1 395,44 руб.
Основанием для вынесения решений послужил вывод Управления о неправомерности применения ТСЖ пониженного тарифа страховых взносов, предусмотренного подпунктом "я.2" п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
По мнению Управления, страхователь необоснованно включил в строку 436 расчетов по форме РСВ-1 ПФР доходы от сдачи в аренду помещения, нежилого помещения, рекламного места, места на охраняемой территории, участка крыши, поскольку данные доходы не относятся к виду деятельности по коду ОКВЭД 70.32.1. "Управление эксплуатацией жилого фонда".
Считая указанное решение незаконным, ТСЖ обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у заявителя оснований для применения пониженных (льготных) тарифов страховых взносов.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав мнения сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Пермского края подлежит отмене по следующим основаниям.
ТСЖ "Капитанская, 12" на основании п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (далее - РСВ).
На основании ст. 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют ПФ РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФ РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно ст. 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Частью 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2019 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов.
Статьей 58 Закона 212-ФЗ установлен пониженный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих свою основную деятельность в производственной и социальной сфере. Перечень основных видов экономической деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности - ОКВЭД) упомянутых плательщиков определен п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ.
Согласно пп. 2 п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ право на исчисление страховых взносов по пониженным тарифам имеют, в частности, организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения и основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст (далее - ОКВЭД)), которых является управление недвижимым имуществом.
В соответствии с ОКВЭД к группе "Управление недвижимым имуществом" (код 70.32) относятся, в том числе, "Управление эксплуатацией жилого фонда" (код 70.32.1) и "Управление эксплуатацией нежилого фонда (код 70.32.2).
На основании ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный п. 8 ч. 1 названной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и(или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации письмом от 30.11.2011 N 5071-19 разъяснило, что основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения, путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР (утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н), в котором плательщики страховых взносов должны отражать долю доходов от реализации продукции и(или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов.
Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 54н (действующим в проверяемый период) данная форма была дополнена подразделом 4.4 "Расчет соответствия условия на право применения плательщиками страховых взносов пониженного тарифа для уплаты страховых взносов, установленного частью 3.2 статьи 58 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ", в котором указывается: общая сумма доходов плательщика взносов, применяющего упрощенную систему налогообложения; сумма доходов от льготируемого вида деятельности; доля доходов от льготируемого вида деятельности в общей сумме доходов.
Согласно информационному сообщению Пенсионного фонда Российской Федерации от 24.03.2011, основной вид экономической деятельности подтверждается плательщиком страховых взносов путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.
Из вышеизложенного следует, что для подтверждения права на применение пониженного тарифа страховых взносов организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, необходимо представить расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме РСВ-1 ПФР.
Форма отчетности РСВ-1 ПФР содержит подраздел, в котором организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, должны отражать долю доходов от реализации продукции и(или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объеме доходов. Согласно подразделу 4.4 формы РСВ-1 ПФР доля доходов в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ определяется следующим образом: сумму доходов, определяемую в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ (руб.), надо разделить на сумму доходов, определяемую в соответствии со ст. 346.15 НК РФ, всего (руб.) и умножить на 100 процентов (строка 436 расчета РСВ-1 ПФР / строка 435 расчета РСФ-1 ПФР) x 100 (%)).
Факт применения ТСЖ упрощенной системы налогообложения подтверждается материалами дела и Управлением не оспаривается.
Из материалов дела следует, что в разделах 4 расчетов по форме РСВ-1 ПФР за отчетные периоды 2011 года заявителем в подразделе 4.4. "Основания применения пониженного тарифа" (код строки 437) "доля доходов, определяемая в целях применения ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ" доля доходов указана 100%.
Из представленной книги учета доходов и расходов усматривается, что все поступившие от собственников жилья, а также от арендаторов денежные средства учтены Товариществом в качестве выручки и не отнесены к целевым поступлениям, исключаемым из состава доходов на основании ст. 251 НК РФ.
По составу сгруппированных доходов усматривается, что они связаны с управлением имуществом.
Вывод суда о том, что вид деятельности, предусмотренный п. 5.2.1 Устава "Сдача в аренду нежилых помещений, недвижимого имущества, земли, находящихся в общей долевой собственности" является дополнительным видом хозяйственной деятельности, оспаривается заявителем жалобы и признается судом апелляционной инстанции неверным.
Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2011 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" утвержден Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1). Данный классификатор содержит подкласс 70.32 "Управление недвижимым имуществом", который включает группировку видов деятельности с кодом 70.32.1 "Управление эксплуатацией жилого фонда"
Из письма Министерства Финансов РФ от 01.06ю2012 N 03-11-06/3/39 следует, что правом на применение пониженного налогового коэффициента обладает организация при наличии двух условий: применение УСНО и наличие ОКВЭД группы - 70.32.
В соответствии с ОКВЭД к группе "Управление недвижимым имуществом" (код 70.32) относится, в том числе и вид деятельности "Управление эксплуатацией жилого фонда" (код 70.32.1). В свою очередь, в указанный вид деятельности входит подвид "Деятельность учреждений по сбору арендной платы за эксплуатацию жилого фонда".
Следовательно, деятельность ТСЖ по сдаче в аренду общего имущества собственников жилья входит в группу 70.32 и самостоятельной классификации по иным группам ОКВЭД не требует. Таким образом, указание ТСЖ ОКВЭДа 70.32.1 является обоснованным и соответствует п.п. 2 "я" п. 8 ч. 1 ст. 58 ФЗ N 212-ФЗ.
Однако, суд апелляционной инстанции считает, что доходы по разделу "пени по коммунальным услугам" не относятся к деятельности по управлению недвижимостью.
С исключением поименованного выше дохода (пени, оплаченные жильцами), доля доходов Товарищества от реализации продукции и(или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет более 70 процентов в общем объеме доходов, с учетом перерасчета доля доходов от основного вида деятельности в 1 квартале составляет 88,39%, во 2 квартале - 73,83%, в 3 квартале - 93,41%, в 4 квартале - 88,13%.
Таким образом, ТСЖ имеет облагаемый по ст. 346.15 НК РФ доход от управления эксплуатацией жилого фонда, им соблюдены требования положений ст. 58 Закона N 212-ФЗ, что свидетельствует о наличии у него основания для применения пониженных тарифов страховых взносов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции установил, что ТСЖ "Капитанская, 12" применяет упрощенную систему налогообложения, основным видом его деятельности является управление недвижимым имуществом, получает доход более 70% от этого вида деятельности.
Выводы суда первой инстанции о том, что ТСЖ отражает доход в отчетности только от дополнительных непрофильных видов деятельности, не подтвержден документально, поскольку не установлен факт получения ТСЖ иного дохода, подлежащего отражению в соответствующей отчетности в соответствии с требованиями со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом применения кассового метода учета полученных доходов).
Указанные выводы суда основаны только лишь на анализе положений Устава ТСЖ, однако, требования ст. 58 ФЗ РФ N 212-ФЗ основаны на фактических результатах ведения деятельности.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу вышеизложенного органы Пенсионного Фонда РФ не являются контролирующими в сфере налогообложения, доказательств неверного формирования доходной части облагаемой единым налогом налоговой базы в материалы дела не представлено. В ходе проведенной проверки Пенсионным Фондом не было установлено ведение ТСЖ деятельности, классифицируемой по иным кодам ОКВЭД.
Также противоречит требованиям вышеприведенного законодательства и вывод суда первой инстанции о том, что деятельность по сдаче имущества в аренду не поименована в п. 8 ч. 1 ст. 58 ФЗ РФ N 212-ФЗ, поскольку указанная деятельность в соответствии с требованиями законодательства прямо отнесена к коду ОКВЭД 70.32, что установлено, в том числе и судом первой инстанции.
Кроме того, в случае отражения ТСЖ всех поступающих, по мнению суда, в его адрес платежей от собственников помещений, его право на льготу не утрачивается, поскольку данные поступления (будучи полученными и отраженными в налоговой отчетности) также будут отнесены к коду ОКВЭД 70.32.
Таким образом, решение суда первой инстанции основано на неверном толковании норм материального права и подлежит отмене.
Судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины подлежат отнесению на Управление Пенсионного фонда в силу требований ст. 110 АПК РФ. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч. 2 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 28 августа 2012 года по делу N А50-10224/2012 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительными решения Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Перми от 20.04.2012 N 069 006 12 РК 0022359, 069 006 12 РК 0022358, 069 006 12 РК 0022357, 069 006 12 РК 0022355 как несоответствующие требованиям ФЗ РФ N 212-ФЗ и обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Перми устранить допущенные нарушения прав и интересов ТСЖ "Капитанская, 12".
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском районе г. Перми (ОГРН 1025901609910, ИНН 5908024492) в пользу ТСЖ "Капитанская, 12" (ОГРН 1025901609821, ИНН 5908023989) судебные расходы в сумме 3 000 (три тысячи) рублей.
Возвратить ТСЖ "Капитанская, 12" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную по платежному поручению от 27.08.2012 N 666 в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Г.Н.ГУЛЯКОВА

Судьи
В.Г.ГОЛУБЦОВ
С.Н.ПОЛЕВЩИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)