Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.06.2010 N 06АП-2362/2010 ПО ДЕЛУ N А37-363/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2010 г. N 06АП-2362/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Магадан": представители не явились;
- от Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области: представители не явились;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Магадан"
на решение от 21.04.2010
по делу N А37-363/2010
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Комаровой Л.П.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Магадан"
к Государственной жилищной инспекции администрации Магаданской области
о признании незаконным и отмене постановления от 18.02.2010 N 11 о назначении административного наказания
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис-Магадан" (далее - общество, ООО "Жилсервис-Магадан") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Администрации Магаданской области (далее - Жилищная инспекция, административный орган) 18.02.2010 N 11 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением от 21.04.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано, по мотиву доказанности факта административного правонарушения и вины ООО "Жилсервис-Магадан".
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду неполного выяснения арбитражным судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильного применения норм материального права.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что гражданка Ефремова Л.М., собственник квартиры N 7 дома N 20 по ул. Наровчатова в г. Магадане, 17.12.2009 обратилась в обслуживающую организацию ООО "Жилсервис-Магадан" с заявлением о направлении представителя и установления факта непредставления ООО "Жилсервис-Магадан" услуг капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома N 20 по улице Наровчатова в г. Магадане. Однако в составленном обслуживающей организацией акте содержится лишь разъяснения об основаниях начисления и взимания платы за капитальный ремонт. При этом факт непредставления услуг капитального ремонта не отражен. В нарушение п. 37 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, собственнику не были представлены предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимого перечня объема ремонтных работ, стоимости материалов, о порядке финансирования, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с организацией капитального ремонта.
11 января 2010 года собственник квартиры N 7 дома N 20 по ул. Наровчатова повторно обратилась к заявителю с просьбой направить своего представителя 14 января 2010 года в 10 час. 00 мин. для установления факта непредставления услуг капитального ремонта и составления соответствующего акта. Одновременно заявление направлено и в адрес государственной жилищной инспекции.
14 января 2010 с участием общества, жилищной инспекции и собственника квартиры N 7 произведен повторный осмотр общего имущества многоквартирного дома и составлен соответствующий акт. Согласно осмотру, что отражено в акте, установлено ремонтные работы с момента сдачи жилого дома в эксплуатацию по указанному адресу, управляющей компанией не проводились. Сведений о необходимости проведения капитального ремонта, собственнику квартиры N 7 не представлено. Собственниками жилого дома по ул. Наровчатова, д. 20 решение о проведении капитального ремонта не принималось. Не были представлены собственникам и сведения о неисправностях и повреждениях, устранение которых требует проведение капитального ремонта.
Государственной жилищной инспекцией Администрации Магаданской области на основании обращения гражданки Ефремовой Л.М., от 11.01.2010, проведена проверка, по результатам которой 22.01.2010 составлен протокол N 2 об административном правонарушении и 18.02.2010 вынесено постановление N 11.
Данным постановлением ООО "Жилсервис-Магадан" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб., не согласившись с которым общество обратилось с заявлением об его отмене.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектом административного правонарушения может являться лицо, ответственное за содержание жилых домов (жилых помещений), то есть собственник жилого фонда, либо лицо, владеющее жилищным фондом на ином вещном праве (праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления), либо лицо, которому жилищный фонд передан по договорам о передаче имущества, либо по договорам по управлению жилищным фондом и организации оказания жилищных услуг и работ.
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пунктов 11, 13, 14 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме), содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый, в частности, при непосредственном управлении многоквартирным домом лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (далее - акт осмотра).
Таким образом, из положений вышеуказанных норм, следует, что обязанность по обеспечению надлежащего содержания общего имущества, в том числе и по проведению текущих и капитальных ремонтов и содержанию общего имущества возложена на управляющую организацию.
В силу требований п.п. 2.4.1., 2.4.4., 2.4.5. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170, планирование капитального ремонта жилищного фонда следует осуществлять в соответствии с действующими документами. Плановые сроки начала и окончания капитального ремонта жилых зданий должны устанавливаться по нормам продолжительности капитального ремонта жилых и общественных зданий и объектов городского хозяйства. Порядок разработки, объем и характер проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий, а также сроки выдачи ее подрядной организации должны устанавливаться в соответствии с действующими документами.
Согласно статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Размер платы за проведение капитально ремонта, обязанность по оплате расходов распространяется на всех собственников помещений в многоквартирном доме, принимается решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с учетом конкретных предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Пунктами 28 и 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлено, что в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
При этом указанные в пунктах 31 - 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном дом, размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Апелляционным судом установлено, материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя нарушений пунктов 2.4.1., 2.4.4., 2.4.5. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Из протокола общего собрания собственников спорного дома от 27.07.2009, договора об оказании услуг по управлению многоквартирным домом от 05.04.2008 N Д-1/Н20 и материалов дела об административном правонарушении, следует, что общество приняло на себя обязательства по предоставлению услуг по управлению жилым домом, то есть является управляющей организацией.
В соответствие с данным договором управляющая компания обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в спорном доме; обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в нем, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Исходя из раздела 4 договора Д-1/Н20 общество, как управляющая компания, обязуется управлять многоквартирным домом в соответствии с условиями настоящего договора и действующим законодательством. Самостоятельно или с привлечением иных юридических лиц и специалистов, имеющих необходимые навыки, оборудование, сертификаты, лицензии и иные разрешительные документы, организовать предоставление коммунальных услуг, проведение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством. Систематически проводить технические осмотры многоквартирного дома и корректировать базы данных, отражающих состояние дома, в соответствии с результатами осмотра. Разрабатывать планы работ и услуг по содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома. Обеспечивать предоставление коммунальных услуг установленного уровня, качества, в объеме, соответствующем установленным нормативам потребления. Обеспечивать аварийно-диспетчерское обслуживание общего имущества многоквартирного дома принятого в управление. Осуществлять рассмотрение предложений, заявлений и жалоб собственника многоквартирного дома и принимать соответствующие меры в установленные для этого сроки.
Из материалов дела также следует, заявление собственника квартиры N 7 Ефремовой Л.М. с требованием к ООО "Жилсервис-Магадан" установить факт непредставления услуг капитального ремонта в доме N 20 по улице Наровчатова в г. Магадане, оставлено без должного реагирования. Акт общество не составило, вместе с тем, предъявило требование об оплате капитального ремонта, что подтверждено данными квитанций за ноябрь, декабрь 2009 года по лицевому счету 1500464. Предъявление требований об оплате услуг по капитальному ремонту не соответствует п.п. 21, 22, 34, 35, 37 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, в доме N 20 по улице Наровчатова в г. Магадане решение общего собрания собственников помещений о необходимости проведения капитального ремонта не принималось. Отдельный договор на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме как это установлено договором N Д-1/Н20 от 05 апреля 2008, не заключался.
Вместе с тем, обществом доказательств того, что дом N 20 по улице Наровчатова в г. Магадане нуждается в капитальном ремонте, не представлено. Из данных технического паспорта жилого дома по ул. Наровчатова, N 20 следует, что физический износ составляет 0%, то есть физический износ строения отсутствует. Следовательно, оснований для проведения капитального ремонта нет.
Однако установлено, что ООО "Жилсервис-Магадан" на рассмотрение общего собрания собственников помещений дома N 20 по улице Наровчатова в г. Магадане не вносило предложений о перечне необходимых работ по проведению капитального ремонта, о сроках начала капитального ремонта, стоимости материалов и порядке финансирования ремонта, о сроках возмещения расходов связанных с проведением капитального ремонта.
Общество не представило доказательств соблюдения порядка установления платы за капитальный ремонт.
Таким образом, у ООО "Жилсервис-Магадан" имелась возможность для соблюдения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 и Жилищного кодекса Российской Федерации. Однако им для этого не были приняты все необходимые и своевременные меры, что в силу статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
Доказательства, подтверждающие предоставление заявителем собственнику жилого помещения информации об объемах, о перечне, качестве выполняемых работ, оказываемых услуг по капитальному ремонту, в материалах дела отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд находит вывод административного органа о том, что бездействие ООО "Жилсервис-Магадан" по выполнению взятых на себя обязательств, привело к нарушению прав собственника жилого помещения на получение информации о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ, обоснован.
Следовательно, факт совершенного административного правонарушения нашел подтверждение в судебном заседании и доказан материалами дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В судебном заседании установлено, что у ООО "Жилсервис-Магадан" имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты меры по соблюдению данных условий.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия общества образуют вмененный состав административного правонарушения, поэтому правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая, что решение суда первой инстанции вынесено на основании полного установления обстоятельств совершенного правонарушения, выводы суда соответствуют установленным юридически значимым фактам, основанным на имеющихся в деле доказательствах и на правильном применении статьи 7.22 КоАП РФ, апелляционная инстанция считает жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Магаданской области от 21 апреля 2010 года по делу А37-363/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ

Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
А.И.МИХАЙЛОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)