Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2012 года
Полный текст решения изготовлен 22 октября 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Г. Лихачевой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.С. Каленюк рассмотрел в судебном заседании дело N А60-32409/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" (далее - заявитель, общество, ИНН 6673135980, ОГРН 1056604948685)
к Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, ИНН 6686000010, ОГРН 1126673000013)
о признании недействительными Решения N 20 и N 20124 от 25.05.2012 г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: А.А. Кошкин, представитель по доверенности N 18 от 10.01.2012, предъявлен паспорт; И.В. Сорокина, представитель по доверенности N 84 от 17.09.2012, предъявлен паспорт; С.Я. Третьякова, представитель по доверенности N 85 от 17.09.2012 г., предъявлен паспорт.
от заинтересованного лица: Е.Н. Самарина, зам. начальника отдела налогообложения юр. лиц УФНС по Свердловской области, по доверенности N 08-15/00219 от 12.01.2012, предъявлено удостоверение; Е.В. Зараменских, ведущий специалист-эксперт, по доверенности N 08-15/00090 от 11.01.2012 г., предъявлено удостоверение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов не заявлено. Заявитель направил суду письменное ходатайство от 18.10.2012 об уточнении наименования заявителя и об уточнении (уменьшении) размера исковых требований. Данные ходатайства судом удовлетворены. Иных заявлений и ходатайств не поступало.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
Общество с учетом ходатайства от 18.10.2012 просит признать недействительным пункты 2, 3 решения налогового органа N 20124 от 25.05.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное инспекцией по результатам камеральной проверки уточненной (9) налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2009, которым обществу отказано в возмещении НДС в размере 1069094 руб.
Заинтересованное лицо 05.09.2012 года представило отзыв, требования не признало, считает оспариваемые решения законными.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка 9 уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2009, представленной ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш". Результаты проверки оформлены актом N 37976 от 16.04.2012.
По итогам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки инспекцией вынесено решение N 20124 от 25.05.2012 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности. Данным решением установлено занижение налогоплательщиком налоговой базы по НДС за 4 квартал 2009 на 5939410 руб., что привело к неуплате НДС в размере 1069094 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с данным решением, обжаловал его в апелляционном порядке в Управление ФНС России по Свердловской области, которое своим решением от 06.07.2012 N 616/12 решение инспекции от 25.05.2012 оставило без изменения.
ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, считая необоснованными выводы налогового органа о занижении налоговой базы по НДС.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Как следует из материалов дела основанием для доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 1069094 руб. послужили выводы налогового органа о том, что денежные средства, полученные обществом из бюджета в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства", представлялись ему на условиях долевого финансирования, а не в качестве субсидий (субвенций), представляемых бюджетом в связи с применением регулируемых цен или в связи с представлением отдельным потребителям льгот в соответствии с законодательством и поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит оснований для освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость денежных средств, выделенных на условиях долевого финансирования на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, то есть пункт 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае не применим, следовательно, в проверенный период общество обязано было включить в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость денежные средства, полученные за услуги по капитальному ремонту многоквартирных домов, находящихся в его управлении.
В проверяемом периоде ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" в качестве управляющей компании в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" осуществляло капитальный ремонт многоквартирных жилых домов за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов, а также средств собственников помещений.
На банковский счет общества в 2008 - 2009 годах поступили целевые денежные средства в сумме 109906222,71 руб. Указанные денежные средства общество в составе налогооблагаемой базы по НДС не учитывало.
Проверкой установлено, что общая стоимость выполненного капитального ремонта за 4 квартал 2009 составила 7377373 руб. с учетом НДС, из данной суммы бюджетное финансирование составило 95% сметной стоимости ремонтных работ - 7008869 руб., в том числе НДС - 1069094 руб., а оставшаяся сумма - 368869 руб. - 5% внесена собственниками жилья.
Налоговый орган не отрицает факт выполнения ремонтных работ заявителем в 4 квартале 2009 года в заявленных суммах, объем выполненных работ также подтверждается актами выполненных работ.
По мнению налоговой инспекции, операции по выполнению работ по капитальному ремонту жилых домов облагаются НДС в общеустановленном порядке, налоговая база по НДС должна определяться в соответствии с положениями ст. 153 - 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров, работ, услуг, исчисленная исходя из фактических цен реализации.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен статьями 153 - 162 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, налогоплательщики вправе определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации только в том случае, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам и им соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки, связанные с применением указанных цен, выделяя соответствующие субвенции (субсидии), также налогоплательщики должны являться получателями указанных средств (бюджетополучателями).
В этом случае вышеуказанные средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
Исходя из положений статей 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий и субвенций из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если расходы граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, то им предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Право на субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 159 ЖК РФ имеют, в частности, собственники жилых помещений.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4 закона).
При этом в силу пункта 6 статьи 20 Закона N 185-ФЗ участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Во исполнение указанного Закона постановлением главы г. Екатеринбурга от 27.03.2008 N 1110 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий организациям, управляющим многоквартирными домами г. Екатеринбурга на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в которых размещаются муниципальные жилые помещения. На основании данного Положения Управление ЖКХ Администрации г. Екатеринбурга заключило с ООО "УК "РЭМП-Эльмаш" соглашения о предоставлении субсидий на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Материалами дела подтверждается получение обществом субсидий по капитальному ремонту многоквартирных домов, которые были направлены им в полном объеме на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, выполненных подрядчиками (субподрядчиками) на основании заключенных с ними договоров.
Документами также подтверждается, что перечисленные обществу денежные средства являются субсидиями (так указано в платежных документах в разделе целевое назначение) и были израсходованы заявителем по целевому назначению, т.е. обществом выполнены все условия заключенных с распорядителем субсидий договоров.
Доводы инспекции о том, что спорные денежные средства, поступившие из бюджетов, не могут быть признаны в качестве компенсации расходов, а связаны с оплатой товаров (работ, услуг), реализуемых отдельным категориям граждан, и поэтому должны быть включены в налоговую базу по НДС, отклоняются, поскольку из изложенных выше правовых норм следует, что денежные средства, выделяемые из бюджетов различных уровней в установленном Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" порядке для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являются субсидиями, получателями которых являются собственники жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, через созданные ими товарищества собственников жилья (кооперативы) или выбранные (управляющая организация) организации для управления многоквартирным домом.
Следовательно, спорные бюджетные средства, поступившие на расчетный счет общества, подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией налогоплательщиком товаров (работ, услуг, в данном случае - услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов) с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Исходя из изложенного, в данном случае налоговая база по НДС должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, т.е. без учета денежных средств, поступивших из бюджета в качестве субсидий.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
В порядке распределения судебных расходов согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует взыскать с Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области в пользу ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" 2000 рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, перечисленных обществом в доход федерального бюджета платежным поручением N 1993 от 24.07.2012.
ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" возвратить из федерального бюджета 6000 руб. как излишне уплаченная госпошлина (платежные поручения от 24.07.2012 N 1993,1992).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным пункты 2, 3 решения Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области от 25.05.2012 N 20124 в части отказа в возмещении ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" НДС за 4 квартал 2009 в размере 1069094 руб. как не соответствующее главе 21 НК РФ. Обязать Межрайонную ИФНС России N 32 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
В остальной части иска производство по делу прекратить.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области в пользу ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" 2000 рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" возвратить из федерального бюджета 6000 руб. как излишне уплаченная госпошлина.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Г.Г.ЛИХАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 22.10.2012 ПО ДЕЛУ N А60-32409/2012
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 октября 2012 г. по делу N А60-32409/2012
Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2012 года
Полный текст решения изготовлен 22 октября 2012 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Г. Лихачевой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.С. Каленюк рассмотрел в судебном заседании дело N А60-32409/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" (далее - заявитель, общество, ИНН 6673135980, ОГРН 1056604948685)
к Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, ИНН 6686000010, ОГРН 1126673000013)
о признании недействительными Решения N 20 и N 20124 от 25.05.2012 г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: А.А. Кошкин, представитель по доверенности N 18 от 10.01.2012, предъявлен паспорт; И.В. Сорокина, представитель по доверенности N 84 от 17.09.2012, предъявлен паспорт; С.Я. Третьякова, представитель по доверенности N 85 от 17.09.2012 г., предъявлен паспорт.
от заинтересованного лица: Е.Н. Самарина, зам. начальника отдела налогообложения юр. лиц УФНС по Свердловской области, по доверенности N 08-15/00219 от 12.01.2012, предъявлено удостоверение; Е.В. Зараменских, ведущий специалист-эксперт, по доверенности N 08-15/00090 от 11.01.2012 г., предъявлено удостоверение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов не заявлено. Заявитель направил суду письменное ходатайство от 18.10.2012 об уточнении наименования заявителя и об уточнении (уменьшении) размера исковых требований. Данные ходатайства судом удовлетворены. Иных заявлений и ходатайств не поступало.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
Общество с учетом ходатайства от 18.10.2012 просит признать недействительным пункты 2, 3 решения налогового органа N 20124 от 25.05.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное инспекцией по результатам камеральной проверки уточненной (9) налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2009, которым обществу отказано в возмещении НДС в размере 1069094 руб.
Заинтересованное лицо 05.09.2012 года представило отзыв, требования не признало, считает оспариваемые решения законными.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:
Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка 9 уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2009, представленной ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш". Результаты проверки оформлены актом N 37976 от 16.04.2012.
По итогам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки инспекцией вынесено решение N 20124 от 25.05.2012 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности. Данным решением установлено занижение налогоплательщиком налоговой базы по НДС за 4 квартал 2009 на 5939410 руб., что привело к неуплате НДС в размере 1069094 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с данным решением, обжаловал его в апелляционном порядке в Управление ФНС России по Свердловской области, которое своим решением от 06.07.2012 N 616/12 решение инспекции от 25.05.2012 оставило без изменения.
ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, считая необоснованными выводы налогового органа о занижении налоговой базы по НДС.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Как следует из материалов дела основанием для доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 1069094 руб. послужили выводы налогового органа о том, что денежные средства, полученные обществом из бюджета в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства", представлялись ему на условиях долевого финансирования, а не в качестве субсидий (субвенций), представляемых бюджетом в связи с применением регулируемых цен или в связи с представлением отдельным потребителям льгот в соответствии с законодательством и поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит оснований для освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость денежных средств, выделенных на условиях долевого финансирования на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, то есть пункт 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае не применим, следовательно, в проверенный период общество обязано было включить в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость денежные средства, полученные за услуги по капитальному ремонту многоквартирных домов, находящихся в его управлении.
В проверяемом периоде ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" в качестве управляющей компании в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" осуществляло капитальный ремонт многоквартирных жилых домов за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов, а также средств собственников помещений.
На банковский счет общества в 2008 - 2009 годах поступили целевые денежные средства в сумме 109906222,71 руб. Указанные денежные средства общество в составе налогооблагаемой базы по НДС не учитывало.
Проверкой установлено, что общая стоимость выполненного капитального ремонта за 4 квартал 2009 составила 7377373 руб. с учетом НДС, из данной суммы бюджетное финансирование составило 95% сметной стоимости ремонтных работ - 7008869 руб., в том числе НДС - 1069094 руб., а оставшаяся сумма - 368869 руб. - 5% внесена собственниками жилья.
Налоговый орган не отрицает факт выполнения ремонтных работ заявителем в 4 квартале 2009 года в заявленных суммах, объем выполненных работ также подтверждается актами выполненных работ.
По мнению налоговой инспекции, операции по выполнению работ по капитальному ремонту жилых домов облагаются НДС в общеустановленном порядке, налоговая база по НДС должна определяться в соответствии с положениями ст. 153 - 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров, работ, услуг, исчисленная исходя из фактических цен реализации.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость установлен статьями 153 - 162 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, налогоплательщики вправе определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации только в том случае, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам и им соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки, связанные с применением указанных цен, выделяя соответствующие субвенции (субсидии), также налогоплательщики должны являться получателями указанных средств (бюджетополучателями).
В этом случае вышеуказанные средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
Исходя из положений статей 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий и субвенций из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если расходы граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, то им предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Право на субсидии в соответствии с пунктом 2 статьи 159 ЖК РФ имеют, в частности, собственники жилых помещений.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" создана государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4 закона).
При этом в силу пункта 6 статьи 20 Закона N 185-ФЗ участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Во исполнение указанного Закона постановлением главы г. Екатеринбурга от 27.03.2008 N 1110 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий организациям, управляющим многоквартирными домами г. Екатеринбурга на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в которых размещаются муниципальные жилые помещения. На основании данного Положения Управление ЖКХ Администрации г. Екатеринбурга заключило с ООО "УК "РЭМП-Эльмаш" соглашения о предоставлении субсидий на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Материалами дела подтверждается получение обществом субсидий по капитальному ремонту многоквартирных домов, которые были направлены им в полном объеме на оплату работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, выполненных подрядчиками (субподрядчиками) на основании заключенных с ними договоров.
Документами также подтверждается, что перечисленные обществу денежные средства являются субсидиями (так указано в платежных документах в разделе целевое назначение) и были израсходованы заявителем по целевому назначению, т.е. обществом выполнены все условия заключенных с распорядителем субсидий договоров.
Доводы инспекции о том, что спорные денежные средства, поступившие из бюджетов, не могут быть признаны в качестве компенсации расходов, а связаны с оплатой товаров (работ, услуг), реализуемых отдельным категориям граждан, и поэтому должны быть включены в налоговую базу по НДС, отклоняются, поскольку из изложенных выше правовых норм следует, что денежные средства, выделяемые из бюджетов различных уровней в установленном Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" порядке для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являются субсидиями, получателями которых являются собственники жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, через созданные ими товарищества собственников жилья (кооперативы) или выбранные (управляющая организация) организации для управления многоквартирным домом.
Следовательно, спорные бюджетные средства, поступившие на расчетный счет общества, подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией налогоплательщиком товаров (работ, услуг, в данном случае - услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов) с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Исходя из изложенного, в данном случае налоговая база по НДС должна определяться в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации, т.е. без учета денежных средств, поступивших из бюджета в качестве субсидий.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
В порядке распределения судебных расходов согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует взыскать с Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области в пользу ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" 2000 рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, перечисленных обществом в доход федерального бюджета платежным поручением N 1993 от 24.07.2012.
ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" возвратить из федерального бюджета 6000 руб. как излишне уплаченная госпошлина (платежные поручения от 24.07.2012 N 1993,1992).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать недействительным пункты 2, 3 решения Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области от 25.05.2012 N 20124 в части отказа в возмещении ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" НДС за 4 квартал 2009 в размере 1069094 руб. как не соответствующее главе 21 НК РФ. Обязать Межрайонную ИФНС России N 32 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
В остальной части иска производство по делу прекратить.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Межрайонной ИФНС России N 32 по Свердловской области в пользу ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" 2000 рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
ООО "Управляющая компания "РЭМП-Эльмаш" возвратить из федерального бюджета 6000 руб. как излишне уплаченная госпошлина.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Г.Г.ЛИХАЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)