Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Авиастроительного района", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.05.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2011,
по делу N А65-7276/2011
по заявлению товарищества собственников жилья "Авиастроительного района", г. Казань (ИНН 1661022453, ОГРН 1081690069856) к управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 24.03.2011 N 232/з,
товарищество собственников жилья "Авиастроительного района" (далее - ТСЖ "Авиастроительного района", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 24.03.2011 N 232/з.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.05.2011, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2011, в удовлетворении заявленного требования отказано.
При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в действиях заявителя содержится состав вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Срок привлечения к административной ответственности не пропущен.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, заявитель подал кассационную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный, которым удовлетворить заявленные требования.
Отзыв в суд кассационной инстанции не представлен.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании суда кассационной инстанции 06.08.2011 объявлялся перерыв до 08.09.2011 до 15 часов 00 минут.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и ответчика, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим 21.12.2010 заявлением жильца о содействии в проведении перерасчета за коммунальную услугу "отопление" на основании распоряжения от 11.01.2011 N 21/20-вп/в административным органом в период с 11.01.2011 по 20.01.2011 проведена внеплановая выездная проверка заявителя.
Проведенной проверкой были выявлены нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей, а именно: нарушение установленного порядка ценообразования в части начисления платы за отопление жилых помещений дома N 7 по ул. Айдарова и дома N 7 по ул. Дубинина г. Казани, выразившегося в непредставлении в расчетный отдел сведений о размере платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенную расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для произведения корректировки размера платы за отопление жилых помещений за 2007 - 2008 года, которая должна производиться 1 раз в год в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Указанное обстоятельство явилось основанием для составления в отношении заявителя протокола об административном правонарушении от 20.01.2011 и вынесения постановления от 24.03.2011 N 232/з о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая, что административный орган незаконно привлек его к ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Суды установили, что ТСЖ "Авиастроительного района" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту имущества в многоквартирных домах и оказанию жилищно-коммунальных услуг.
В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), в случае если исполнителем коммунальных услуг является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Подпунктом 2 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам N 307 предусмотрено, что при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по приведенной формуле.
Как правильно указал суд первой инстанции, осуществление корректировки размера платы за отопление является не правом заявителя, а предусмотренной действующим законодательством обязанностью, вне зависимости от того, ведет ли это к увеличению или уменьшению размера платы за отопление.
В то же время проведенной проверкой установлено, что жильцам дома N 7 по ул. Айдарова за 2007 - 2008 года начислено к оплате 1 171 850 рублей 08 копеек, а выставлено Татэнерго к оплате 976 802 рублей 16 копеек, за 2008 - 2009 года начислено к оплате 1 465 476 рублей 28 копеек, а выставлено 1 227 647 рублей 90 копеек. Таким образом, сумма возврата жильцам за 2007-2008 года составила 237 828 рублей 38 копеек.
По дому N 7 по ул. Дубинина жильцам за 2007 - 2008 года начислено 872 475 рублей 36 копеек, а выставлено Казэнерго 870 198 рублей 84 копеек, за 2008 - 2009 года начислено 1 042 734 рублей 69 копеек, а выставлено 1 035 224 рублей 71 копеек, сумма возврата жильцам составила 9 786 рублей 50 копеек.
Доказательств того, что заявителем производился перерасчет, исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии ни в ходе административного производства, ни в ходе судебного разбирательства заявителем представлено не было.
Таким образом, вывод судов о нарушении Обществом законодательно установленного порядка ценообразования является обоснованным.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии объективных причин, препятствующих соблюдению заявителем требований жилищного законодательства, определяющих порядок установления платы по содержанию и ремонту дома, равно как и доказательства того, что Обществом были приняты все зависящие от него меры по недопущению совершения инкриминируемого ему правонарушения.
Довод кассационной жалобы о том, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 были утверждены изменения в Постановление N 307 и новые правила предоставления коммунальных услуг потребителям, которыми исключается обязанность проводить корректировку, при отсутствии общедомового счетчика тепловой энергии, а поэтому у ТСЖ "Авиастроительного района" отсутствует публичная обязанность по проведению корректировки платы за отопление в отсутствии общедомовых (коллективных) приборов учета тепла, суд кассационной инстанции отклоняет, так как Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и пункт 6 данного документа, признающий утрачивающим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, вступят в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые будут внесены в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306. На данный момент такие изменения официально не изданы.
Иным доводам кассационной жалобы дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции.
Таким образом, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 АПК РФ не имеет.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.05.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2011 по делу N А65-7276/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 15.09.2011 ПО ДЕЛУ N А65-7276/2011
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2011 г. по делу N А65-7276/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Авиастроительного района", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.05.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2011,
по делу N А65-7276/2011
по заявлению товарищества собственников жилья "Авиастроительного района", г. Казань (ИНН 1661022453, ОГРН 1081690069856) к управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 24.03.2011 N 232/з,
установил:
товарищество собственников жилья "Авиастроительного района" (далее - ТСЖ "Авиастроительного района", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 24.03.2011 N 232/з.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.05.2011, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2011, в удовлетворении заявленного требования отказано.
При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в действиях заявителя содержится состав вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Срок привлечения к административной ответственности не пропущен.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, заявитель подал кассационную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный, которым удовлетворить заявленные требования.
Отзыв в суд кассационной инстанции не представлен.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании суда кассационной инстанции 06.08.2011 объявлялся перерыв до 08.09.2011 до 15 часов 00 минут.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей заявителя и ответчика, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим 21.12.2010 заявлением жильца о содействии в проведении перерасчета за коммунальную услугу "отопление" на основании распоряжения от 11.01.2011 N 21/20-вп/в административным органом в период с 11.01.2011 по 20.01.2011 проведена внеплановая выездная проверка заявителя.
Проведенной проверкой были выявлены нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей, а именно: нарушение установленного порядка ценообразования в части начисления платы за отопление жилых помещений дома N 7 по ул. Айдарова и дома N 7 по ул. Дубинина г. Казани, выразившегося в непредставлении в расчетный отдел сведений о размере платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенную расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для произведения корректировки размера платы за отопление жилых помещений за 2007 - 2008 года, которая должна производиться 1 раз в год в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Указанное обстоятельство явилось основанием для составления в отношении заявителя протокола об административном правонарушении от 20.01.2011 и вынесения постановления от 24.03.2011 N 232/з о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая, что административный орган незаконно привлек его к ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Суды установили, что ТСЖ "Авиастроительного района" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту имущества в многоквартирных домах и оказанию жилищно-коммунальных услуг.
В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), в случае если исполнителем коммунальных услуг является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Подпунктом 2 пункта 1 Приложения N 2 к Правилам N 307 предусмотрено, что при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по приведенной формуле.
Как правильно указал суд первой инстанции, осуществление корректировки размера платы за отопление является не правом заявителя, а предусмотренной действующим законодательством обязанностью, вне зависимости от того, ведет ли это к увеличению или уменьшению размера платы за отопление.
В то же время проведенной проверкой установлено, что жильцам дома N 7 по ул. Айдарова за 2007 - 2008 года начислено к оплате 1 171 850 рублей 08 копеек, а выставлено Татэнерго к оплате 976 802 рублей 16 копеек, за 2008 - 2009 года начислено к оплате 1 465 476 рублей 28 копеек, а выставлено 1 227 647 рублей 90 копеек. Таким образом, сумма возврата жильцам за 2007-2008 года составила 237 828 рублей 38 копеек.
По дому N 7 по ул. Дубинина жильцам за 2007 - 2008 года начислено 872 475 рублей 36 копеек, а выставлено Казэнерго 870 198 рублей 84 копеек, за 2008 - 2009 года начислено 1 042 734 рублей 69 копеек, а выставлено 1 035 224 рублей 71 копеек, сумма возврата жильцам составила 9 786 рублей 50 копеек.
Доказательств того, что заявителем производился перерасчет, исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии ни в ходе административного производства, ни в ходе судебного разбирательства заявителем представлено не было.
Таким образом, вывод судов о нарушении Обществом законодательно установленного порядка ценообразования является обоснованным.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии объективных причин, препятствующих соблюдению заявителем требований жилищного законодательства, определяющих порядок установления платы по содержанию и ремонту дома, равно как и доказательства того, что Обществом были приняты все зависящие от него меры по недопущению совершения инкриминируемого ему правонарушения.
Довод кассационной жалобы о том, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 были утверждены изменения в Постановление N 307 и новые правила предоставления коммунальных услуг потребителям, которыми исключается обязанность проводить корректировку, при отсутствии общедомового счетчика тепловой энергии, а поэтому у ТСЖ "Авиастроительного района" отсутствует публичная обязанность по проведению корректировки платы за отопление в отсутствии общедомовых (коллективных) приборов учета тепла, суд кассационной инстанции отклоняет, так как Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и пункт 6 данного документа, признающий утрачивающим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, вступят в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые будут внесены в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306. На данный момент такие изменения официально не изданы.
Иным доводам кассационной жалобы дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции.
Таким образом, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 АПК РФ не имеет.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.05.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2011 по делу N А65-7276/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)