Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.04.2011 ПО ДЕЛУ N А05-12995/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2011 г. по делу N А05-12995/2010


Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мурахиной Н.В. и Чельцовой Н.С. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Соломбальский округ-1" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 января 2011 года по делу N А05-12995/2010 (судья Звездина Л.В.),

установил:

товарищество собственников жилья "Соломбальский округ-1" (далее - заявитель, товарищество, ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий инспектора государственной жилищной инспекции Архангельской области Власовой Н.А. по выдаче двух предписаний по результатам одной проверки, а также о признании недействительными самих предписаний от 15.10.2010 N А-04/502-1 и N А-04/502-2.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27 января 2011 года в удовлетворении требований отказано.
Товарищество в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования. В обоснование своей позиции ссылается на то, что перечисленные в предписаниях ряд неисправностей относятся к работам капитального характера, в связи с чем они должны выполняться управляющей компанией в том случае, если собственники жилых помещений приняли решение о проведении этих работ и выделении денежных средств для их финансирования. Также указывает, что Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не предусмотрено вынесение государственным органом по результатам одной проверки двух предписаний.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, распоряжением N А-04/6-02/908 руководитель инспекции назначил проведение внеплановой выездной проверки деятельности товарищества по соблюдению обязательных требований по содержанию и ремонту жилого дома, расположенного по адресу: г. Архангельск, улица Советская, дом 63, корпус 2, уполномоченным лицом на ее проведение назначена государственный жилищный инспектор Власова Н.А. Названным распоряжением период проверки определен на срок не более 20 рабочих дней.
Основанием проведения проверки явилась информация, опубликованная в СМИ "Автограф дня" от 08.09.2010 (на сайте www.dvinainform.ru) и поступившая из прокуратуры Соломбальского района (вх. N 4-01/930 от 21.09.2010) о неисправностях фундамента, стен, кровли, трубопроводов, канализации в жилом доме по указанному адресу. Прокуратура Архангельской области согласовала проведение проверки своим решением от 27.09.2010.
Уведомлением от 01.10.2010 N 1075 инспекция сообщила товариществу о проведении в отношении его проверки.
В инспекцию 01.10.2010 поступило также обращение жителей дома N 63, корпус 2, по улице Советской в г. Архангельске с просьбой провести проверку деятельности товарищества.
В ходе проверки дома, расположенного по названному выше адресу, должностное лицо административного органа выявило следующие нарушения: фундамент здания находится в аварийном состоянии (искривление горизонтальной линии цоколя, загнивание деревянных свай, разрушение оголовков свай, утрата несущей способности, продольные трещины балок цокольного перекрытия, разрушение ранее установленных "городков" в районе 2 подъезда - не выполнена своевременная расклинка); не обеспечена безопасность для проживания граждан, а именно: не приняты меры по предупреждению дальнейшего развития деформаций основных строительных конструкций, конструкции дома (деревянные сваи в районе квартир N 7, 8, 12, 13), находящиеся в аварийном состоянии, не обеспечены охранными устройствами, предупреждающими их обрушение; неисправны трубопроводы канализации в техподполье здания; негермитична запорная арматура в тепловом узле (течь задвижки на трубопроводе отопления); не выполнен вывод вытяжных каналов канализации за пределы чердака; неисправно кровельное покрытие отдельными местами (в том числе в районе 1 - 2-го подъездов); деформированы кровельные несущие конструкции в районе 1-го подъезда (расхождение стропильных ног); неисправен карнизный свес с торца здания в районе 3-го подъезда (частично отсутствует покрытие карнизного свеса); отсутствует прибор защиты в электрощитке во 2-ом подъезде); отсутствует плафон на электроустановочном приборе в тамбуре входа в 3-й подъезд; отсутствует внутреннее заполнение оконного проема в лестничной клетке 2-го подъезда; отсутствует внутреннее остекление заполнения оконного проема в лестничной клетке 2-го подъезда; неисправно наружное остекление заполнения оконного проема в лестничной клетке 1-го подъезда; не устранены следы протечек через кровлю в лестничной клетке 1-го подъезда; неисправны двери входа в 1-й - 2-й подъезды (перекос дверных полотен, двери не закрываются); неисправно крыльцо входа в 1-й подъезд (выявлена зыбкость ступеней); неисправны площадки перед крыльцом входа в 1-й подъезд; неисправна цокольная обшивка здания со стороны главного фасада в районе 2-го подъезда); установлено наличие посторонних предметов в чердачном помещении (складируются бытовые вещи, производится сушка белья); захламлено техподполье в районе 3-го подъезда; подтоплены техподполья здания и придомовой территории со стороны главного фасада из-за неисправности внутридомовых сетей канализации.
По результатам проверки в присутствии представителя общества Зыкова А.А., участвовавшего в процессе ее проведения на основании доверенности от 01.01.2010, составлен акт от 04.10.2010 N А-04/7-05/502, которым зафиксированы выявленные нарушения.
Инспекцией 15.10.2010 в отношении заявителя вынесены следующие акты:
- - предписание N А-04/502-2 об устранении товариществом в срок до 19.11.2010 следующих нарушений: неисправности трубопроводов канализации в техподполье здания (пункт 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила); негермитичности запорной арматуры в тепловом узле (течь задвижки на трубопроводе отопления) (пункт 2.6.13 Правил); не выведении вытяжных каналов канализации за пределы чердака (пункт 4.6.3.1 Правил); неисправности кровельного покрытия отдельными местами (в том числе в районе 1 - 2-го подъездов) (пункт 4.6.1.1 Правил); деформации кровельных несущих конструкций в районе 1-го подъезда (расхождение стропильных ног) (пункт 4.6.1.2 Правил); неисправности карнизного свеса с торца здания в районе 3-го подъезда (частично отсутствует покрытие карнизного свеса) (пункт 4.6.1.9 Правил); отсутствия прибора защиты в электрощитке во 2-ом подъезде (пункт 5.6.2 Правил); отсутствия плафона на электроустановочном приборе в тамбуре входа в 3-й подъезд (пункт 5.6.6 Правил); отсутствия внутреннего заполнения оконного проема в лестничной клетке 2-го подъезда (пункт 4.7.7 Правил); отсутствия внутреннего остекления заполнения оконного проема в лестничной клетке 2-го подъезда (пункт 4.8.14 Правил); неисправности наружного остекления заполнения оконного проема в лестничной клетке 1-го подъезда (пункт 4.8.14 Правил); неустранения следов протечек через кровлю в лестничной клетке 1-го подъезда (пункты 4.2.2.2, 4.2.3.1 Правил); неисправности дверей входа в 1-й - 2-й подъезды (перекос дверных полотен, двери не закрываются) (пункт 4.7.7 Правил); неисправности крыльца входа в 1-й подъезд (зыбкость ступеней) (пункты 4.8.7, 4.8.10 Правил); неисправности площадки перед крыльцом входа в 1-й подъезд (пункт 4.1.7 Правил); неисправности цокольной обшивки здания со стороны главного фасада в районе 2-го подъезда) (пункты 4.2.1.4, 4.2.2.4 Правил); наличия посторонних предметов в чердачном помещении (складируются бытовые вещи, производится сушка белья) (пункты 3.3.4, 3.3.7 Правил); захламленности техподполья в районе 3-го подъезда (пункт 3.4.1 Правил); подтопления техподполья здания и придомовой территории со стороны главного фасада из-за неисправности внутридомовых сетей канализации (пункт 4.1.15 Правил);
- - предписание N А-04/502-1 об устранении товариществом в срок до 01.11.2010 нарушений правил пользования жилыми помещениями, содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, выразившихся в аварийном состоянии фундамента здания (искривления горизонтальной линии цоколя, загнивания деревянных свай, разрушения оголовков свай, утраты несущей способности, продольных трещин балок цокольного перекрытия, разрушения ранее установленных "городков" в районе 2 подъезда - не выполнена своевременная расклинка) (пункт 4.1.1 Правил); необеспечении безопасности для проживания граждан, поскольку не приняты меры по предупреждению дальнейшего развития деформаций основных строительных конструкций, конструкции дома (деревянные сваи в районе квартир N 7, 8, 12, 13), находящихся в аварийном состоянии, и не обеспечении охранными устройствами, предупреждающими их обрушение (пункты 2.4.3, 2.5.2 Правил).
Товарищество посчитало незаконными действия по выдаче предписаний, а также недействительными вынесенные инспекцией предписания от 15.10.2010 и обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. При этом пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Как усматривается в материалах дела, согласно выписке из протокола от 01.06.2008 N 1 по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах Соломбальского округа было создано товарищество собственников жилья "Соломбальский округ-1", утвержден его устав и избран председатель Зубаткин С.В.
В пунктах 1.1 и 1.11 устава зафиксированы цели создания ТСЖ, в частности, товарищество является объединением собственников помещений в многоквартирных домах, создано с целью совместного управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
В разделе 4 устава Товарищества закреплены его обязанности по обеспечению выполнения главы 13 ЖК РФ, положений других законов, иных нормативных актов; по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме; по обеспечению выполнения всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество.
Управление общим имуществом многоквартирного дома ТСЖ осуществляет через свои органы. При этом ТСЖ вправе самостоятельно, без привлечения третьих лиц, осуществлять ремонт и содержание общего имущества или, как следует из положений части 2 статьи 162 ЖК РФ, заключить с управляющей организацией договор об управлении многоквартирным домом.
Таким образом, товарищество собственников жилья, управляющее по поручению членов товарищества многоквартирным домом, как эксплуатирующая организация обязано обеспечить содержание общего имущества в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
При этом способ исполнения данных обязанностей либо самостоятельно, либо с привлечением управляющей организации путем заключения соответствующего договора избирается самим ТСЖ или общим собранием собственников жилых помещений.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае договор с управляющей организацией товариществом не заключался. Доказательств, подтверждающих то, что собственники жилых помещений уполномочили ТСЖ заключить договор с управляющей организацией, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах товарищество является лицом, ответственным за содержание жилого дома N 63, корпус 2, по улице Советской в г. Архангельске.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Состав общего имущества в силу пункта 1 Правил N 491 определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по его содержанию, в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме; крыши; ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается факт нарушения Правил.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, были предметом исследования в суде первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что оспариваемые предписания являются законными и не нарушают прав заявителя как субъекта предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Архангельской области правомерно отказал заявителю в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 января 2011 года по делу N А05-12995/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Соломбальский округ-1" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Г.КУДИН
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
Н.С.ЧЕЛЬЦОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)