Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.11.2012 N 06АП-4907/2012 ПО ДЕЛУ N А73-7437/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2012 г. N 06АП-4907/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2012 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": Баглай Н.В., представитель по доверенности от 01.01.2012 N ДЭК-20-15/125Д;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю: Мосунова М.И., представитель по доверенности от 27.02.2012 N 01.0-1889;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
на решение от 12.09.2012
по делу N А73-7437/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю
о признании незаконными и отмене постановлений от 28.05.2012 N 485 и N 445, а также представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 28.05.2012 N 445
установил:

открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ОАО "ДЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управления Роспотребнадзора, административный орган) от 28.05.2012 N 485, N 445 и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 28.05.2012 N 445.
На основании поступивших заявлений судом возбуждены дела N А73-7437/2012, N А73-7438/2012.
Определением суда от 13.08.2012 вышеуказанные дела в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А73-7437/2012.
Решением от 12.09.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду не соответствия выводов суда материалам дела.
В судебном заседании представитель общества настаивал на доводах заявленной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель административного органа в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, в период с 15.02.2012 по 13.03.2012 административным органом, проведена внеплановая документарная проверка по обращению гражданки Чин Л.В., проживающей по адресу: <...>.
При проведении проверки выявлены нарушения обществом требований статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", подпункта "г" пункта 38, пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, что выразилось в следующем:
- - при расчетах с использованием показаний индивидуального прибора учета потребитель лишен возможности указывать самостоятельно в специальных графах платежного документа показания индивидуального прибора учета электрической энергии, установленного на опоре;
- - исполнитель не уведомил потребителя, проживающего по адресу: <...>, об изменении размера платы за коммунальную услугу "электроэнергия" с 01.09.2011, с обязательным направлением исполнителем коммунальной услуги "электроснабжение" - ОАО "ДЭК" уведомления потребителю, не позднее, чем за тридцать дней до даты выставления платежных документов, на основании, которых будет вноситься плата за коммунальную услугу в ином размере.
По результатам проверки составлен акт проверки от 13.03.2012 N 249, по факту выявленных нарушений 30.03.2012 составлен протокол N 445.
28.05.2012 г. по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Управлением Роспотребнадзора, в отсутствие законного представителя ОАО "ДЭК", при его надлежащем извещении, вынесено постановление N 445, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Также обществу выдано представление от 28.05.2012 N 445 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Кроме того, 16.03.2012 Управлением в отношении ОАО "ДЭК" по обращению гражданки Финогеевой В.В., проживающей по адресу: <...>, возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
При проведении административного расследования выявлены нарушения требований статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", подпункта "г" пункта 38, пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2009 N 307, а именно: нарушено право потребителя на получение необходимой и достоверной информации о предоставленной коммунальной услуге "электроснабжение" - изменении порядка расчетов при определении объема электрической энергии, фактически потребленной в течение расчетного периода и размера платы в платежных документах, предъявленных для оплаты за коммунальную услугу электроснабжения за октябрь 2011 года - январь 2012 года.
10.04.2012 по окончании административного расследования административным органом в отношении ОАО "ДЭК", составлен протокол N 485 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
28.05.2012 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в отсутствие законного представителя ОАО "ДЭК", при его надлежащем извещении, вынесено постановление N 485, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Несогласие ОАО "ДЭК" с постановлениями от 28.05.2012 N 484, N 445 и Представлением от 28.05.2012 N 445 явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14.8. КоАП РФ, нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы является административным правонарушением и влечет ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Под потребителем в силу Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1) понимается, гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1).
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителями могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 14 Правил N 307 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Согласно подпункту "г" пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг, в платежном документе указывается объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление).
В соответствии с пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг, информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).
Как следует из материалов дела, при проведении проверочных мероприятий по обращениям гражданки Чин Л.В., проживающей по адресу: <...> и гражданки Финогеевой В.В., проживающей по адресу: <...>, о нарушении их прав на получение необходимой и достоверной информации о предоставленной коммунальной услуге "электроснабжение", административным органом установлено, что ОАО "ДЭК" допустило нарушение требований подпункта "г" пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, а именно: при расчетах с использованием показаний индивидуального прибора учета потребители были лишены возможности указывать самостоятельно в специальных графах платежного документа показания индивидуального прибора учета электрической энергии, установленного на опоре высоковольтной линии.
Так, согласно информации ОАО "ДЭК", дистанционный прибор учета электрической энергии N 01670113 установлен сетевой организацией ОАО "Хабаровская горэлектросеть" 01.09.2011 на опоре возле дома N 36 по ул. Безымянная в недоступном для потребителей месте. Кроме того, согласно акту от 01.09.2011 N 159/17, составленному ОАО "Хабаровская горэлектросеть", в строке "Для просмотра информации со счетчика потребителю передан удаленный ЖК-дисплей RUD 512-1 N ___" информация о выдаче счетчика с удаленным ЖК-дисплеем отсутствует, подпись потребителя в акте отсутствует.
Аналогичная ситуация сложилась и по дому N 5 по ул. Минусинская, в частности, согласно представленному ОАО "ДЭК" акту от 01.10.2011 N 361/40, по указанному адресу на опоре высоковольтной линии установлен индивидуальный прибор учета типа NP 523 N 01950310. ЖК-дисплей для возможности учета потребленной электроэнергии потребителю выдан не был, о чем свидетельствует отсутствие его подписи в акте. Таким образом, потребитель был лишен доступа к прибору учета и возможности самостоятельного учета потребленной электроэнергии, а, следовательно, права на получение необходимой и достоверной информации об объеме потребленной электроэнергии.
Также проверкой установлен факт нарушения ОАО "ДЭК" требований пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, выразившегося в том, что общество, являясь исполнителем коммунальной услуги "электроснабжение", не уведомило потребителя, проживающего по адресу: <...>, об изменении размера платы за коммунальную услугу "электроэнергия" с 01.09.2011, с обязательным направлением потребителю уведомления, не позднее, чем за тридцать дней до даты выставления платежных документов, на основании, которых будет вноситься плата за коммунальную услугу в ином размере. При этом, как следует из представленных потребителем платежных документов, предъявленных ОАО "ДЭК" к оплате потребителю за октябрь 2011 года - январь 2012 года: в счетах-квитанциях NN 43-4803186, 43-4844958, 43-4890857, 43-4934400 начисление платы за потребленную электроэнергию произведено с учетом показаний вновь установленного прибора учета N 01670113.
Такое же нарушение имело место быть и по адресу: <...>. Как следует из обращения гражданки Финогеевой В.В., до октября 2011 года потребитель оплачивал потребленную электроэнергию в размере 228 кВтч по тарифу 2,93 руб. /кВтч (668,04 руб.). С октября 2011 года порядок расчета изменился в связи с установкой индивидуального прибора учета. Согласно представленному ОАО "ДЭК" акту от 01.10.2011 N 361/40, по указанному адресу был установлен прибор учета типа NP 523 N 01950310, однако потребитель не был поставлен в известность о выполненной работе, о чем свидетельствует отсутствие его подписи в акте.
При этом, как следует из представленных потребителем платежных документов, предъявленных ОАО "ДЭК" к оплате потребителю за октябрь 2011 года - январь 2012 года: в счетах-квитанциях NN 48-977648, 48-1143633, 48-1230449 начисление платы за потребленную электроэнергию произведено с учетом показаний вновь установленного прибора учета. В соответствии с представленной ОАО "ДЭК" информацией, подрядной сетевой организацией ОАО "Хабаровская горэлектросеть" потребителю - жильцу д. 5 по ул. Минусинской направлено уведомление об установке и принятии к расчету прибора учета с 01.11.2011. Однако, в соответствии с представленными квитанцией об оплате и реестром получателей, письмо потребителю (исх. N 2915) направлено 08.11.2011, опись направленных документов в указанном письме и факт его получения потребителем не представлены. Вместе с тем, изменение порядка расчетов - начисление платы с учетом показаний ИПУ производится ОАО "ДЭК" с 01.10.2011.
Таким образом, информация об изменении размера оплаты за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг не была направлена исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее, чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги.
Учитывая изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ОАО "ДЭК" нарушило право потребителей на получение необходимой и достоверной информации о предоставленной коммунальной услуге "электроснабжение".
В рассматриваемых случаях потребители не могли реализовать предоставленное им подпунктом "г" пункта 38 Правил N 307 право самостоятельно указывать в специальных графах платежного документа показания индивидуального прибора учета электрической энергии, поскольку не имели доступа к индивидуальному прибору учета, установленному на опорах высоковольтных линий; а также в нарушение пункта 42 Правил N 307 потребители не были своевременно извещены об изменении порядка расчетов, в частности, о начислении платы с учетом показаний ИПУ.
В действиях ОАО "ДЭК" налицо признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о предоставленной услуге, что позволяет сделать вывод о виновности действий юридического лица. ОАО "ДЭК" не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований действующего законодательства. Доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, не позволивших ОАО "ДЭК" принять все необходимые меры для предупреждения и недопущения нарушения права потребителя, суду не представлено.
Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности административного правонарушения отсутствуют.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка, срока привлечения юридического лица к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными и отмены оспариваемых постановлений Управления Роспотребнадзора от 28.05.2012 N 485 и N 445.
Из положений части 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания недействительным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 28.05.2012 N 445, пришел к выводу об отсутствии указанных условий, предусмотренных для этого процессуальным законом.
В силу статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Оспариваемое заявителем Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 28.05.2012 N 445, вынесено в соответствие с требованиями статьи 29.13 КоАП РФ, направлено на устранение причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершения, в связи с чем нарушений данным предписанием законных прав и интересов общества, а, следовательно, оснований для признания его незаконным и отмены судом не установлено.
Противоречий требованиям действующего законодательства в указанном предписании судом не установлено.
Не имеется также сведений указывающих на объективную невозможность устранения вышеуказанного нарушения.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела. Нарушений в правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 12.09.2012 по делу N А73-7435/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)