Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2010 г., полный текст постановления изготовлен 16 июля 2010 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фриева А.Л.,
судей Джамбулатова С.И., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карапетовым С.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Севкавказэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.02.2010 по делу N А61-1832/09 по иску открытого акционерного общества "Севкавказэнерго" к ВМУП "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам", третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация местного самоуправления г. Владикавказа, Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Владикавказа, ВМУП "Владкавказэнерго" о взыскании 125 000 рублей,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Севкавказэнерго" - Бесаева С.В. по доверенности,
от ВМУП "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" - не явились, извещены (уведомление N 535002, 535019),
от администрации местного самоуправления г. Владикавказа - не явились, извещены (уведомление N 535040),
от ВМУП "Владкавказэнерго" - не явились, извещены (уведомление N 535064, 535071),
от Комитета жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Владикавказа - не явились, извещены (уведомление N 535057),
установил:
Открытое акционерное общество "Севкавказэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания исковым заявлением к ВМУП "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" (далее - предприятие) о взыскании 125000 руб. за отпущенную электроэнергию за период с января по август 2009 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация местного самоуправления г. Владикавказа, Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Владикавказа и ВМУП "Владкавказэнерго".
В порядке статьи 49 АПК РФ общество увеличило размер исковых требований и просило взыскать с предприятия 231 927 645,18 руб. задолженности за период с января по август 2009 г.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.02.2010 по делу N А61-1832/09 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что иск предъявлен к организации, ответственной за содержание и ремонт общего имущества, но не исполняющей обязанности по предоставлению коммунальных услуг.
Не согласившись с данным решением суда, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что в заявленный период задолженности предприятие являлось исполнителем коммунальных услуг по договору энергоснабжения и абонентом по смыслу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем, обязано оплачивать электроэнергию по договору электроснабжения.
Представитель общества - Бесаев С.В. апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Другие лица, участвующие по данному делу, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя общества, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.02.2010 по делу N А61-1832/09 подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что между обществом и предприятием заключен договор энергоснабжения N 6760 от 01.01.2009, в соответствии с которым гарантирующий поставщик (общество) обязался осуществлять в точках поставки продажу электроэнергии на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также обеспечивать передачу электрической энергии покупателю (предприятию) путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии и предоставления иных неразрывно связанных с процессом снабжения электроэнергией услуг, а покупатель обязался принимать и оплачивать электрическую энергию и оказанные услуги.
Отсутствие оплаты предприятием за отпущенную электроэнергию в период с января по август 2009 г. в управляемые им многоквартирные дома явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предприятие не является управляющей организацией по договору управления многоквартирным домом, избранной собственниками помещений в таком доме, и не исполняет соответствующие функции, а осуществляет содержание и ремонт муниципального жилищного фонда.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Постановлением Правительства РСО - Алания N 145б от 28.03.2000 в г. Владикавказе для выполнения функций единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам создано Владикавказское муниципальное унитарное предприятие "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" - ВМУП "СЕЗ" (далее - предприятие), которому предписано заключить договора на содержание, текущее техобслуживание и ремонт объектов муниципальной собственности, передаваемых предприятию на правах хозяйственного ведения. Содержание предприятие установлено на правах управляющей компании за счет отчислений жилищно-коммунальных предприятий г. Владикавказ.
Как следует из устава, предприятие осуществляет следующие виды деятельности: обеспечивает население, предприятий и организаций города жилищно-коммунальными услугами; сбор и инкассирование денежных средств за предоставленные населению жилищно-коммунальные услуги.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг" (далее - Правила N 307), энергоснабжение населения отнесено к коммунальным услугам. Указанным пунктом предусмотрено, что исполнитель коммунальных услуг - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителями коммунальных услуг для населения являются, в том числе, учреждения, в оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление потребителю коммунальных услуг, или учреждения, уполномоченные выполнять функции исполнителя - для потребителей, проживающих в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде.
Статья 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предписывает органу местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации провести до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
С 31.12.2006 введен в действие пункт 2 названной статьи, согласно которой ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии уставом в функции предприятия, в частности, входит организация технического обслуживания, ремонта, а также сохранности и надлежащего использования объектов жилищной сферы, организация предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в муниципальном жилищном фонде, сбор и инкассация платежей через расчетно-кассовые центры за жилищно-коммунальные услуги (далее - ЖКУ) с абонентов. Предприятие оказывает услуги населению по тарифам и ставкам оплаты, установленных Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Владикавказа, производит расчеты с поставщиками ЖКУ в пределах поставленных услуг и собранных денежных средств.
Как видно из материалов дела, многоквартирные дома, обслуживаемые предприятием, присоединены к электрическим сетям ВМУП "Владкавказэнерго" с которыми у общества заключен договор о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии по территориальной распределительной сети от 27.06.2006.
Подача электрической энергии в жилые помещения, находящиеся в многоквартирных домах, технологически возможна лишь по внутридомовым сетям, находящихся в ведении предприятия, как исполнителя коммунальных услуг.
Таким образом, на момент заключения договора энергоснабжения предприятие выполняло функции исполнителя коммунальных услуг для граждан, проживающих в спорных домах. Доказательств расторжения договора от N 6760 от 01.01.2009, создания собственниками помещений в спорных жилых домах товариществ собственников жилья, передачи управления управляющей компании либо выбора собственниками помещений непосредственного способа управления в материалы дела не представлено.
Согласно подпункту "а" пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.
В силу пункта 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, исполнитель коммунальных услуг является покупателем электрической энергии.
В пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, далее - Правила) предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. В соответствии с абз. 1 данного пункта Правил под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; согласно абз. 4 п. 3 указанных Правил потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу пункта 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правил функционирования розничных рынков), исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с названными Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Таким образом, в отношениях с ресурсоснабжающей организацией, продающей энергоресурсы, предприятие является абонентом (потребителем), непосредственно приобретающим права и обязанности по договору.
С учетом изложенного апелляционный суд считает, что предприятие является исполнителем коммунальных услуг и лицом, обязанным производить оплату электроэнергии в местах общего пользования.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обществом и предприятием при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции составлен акт сверки расчетов, согласно которому задолженность предприятия перед обществом составила 12 927 645,18 руб. Доказательств, подтверждающих оплату образовавшейся за предприятием задолженности в сумме 12 927 645,18 руб. материалы дела не содержат.
Общество не доказало и материалами дела не подтверждается, что жильцами самостоятельно не производилась оплата за электроэнергию.
При изложенных обстоятельствах, исковые требования общества о взыскании с предприятия 12 927 645,18 руб. задолженности являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований общества о взыскании с предприятия 12 927 645,18 руб. задолженности подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам и материалам дела. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению пропорционально удовлетворенной части иска в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На общество относятся расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 90 600 руб. и по апелляционной жалобе в размере 1900 руб., на предприятие - по иску 5 400 руб., по апелляционной жалобе - 100 руб.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.02.2010 по делу N А61-1832/09 в части отказа в удовлетворении исковых требований ОАО "Севкавказэнерго" о взыскании с ВМУП "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" задолженности за отпущенную электроэнергию в сумме 12 927 645 рублей 18 копеек и взыскания с ОАО "Севкавказэнерго" в доход Федерального бюджета государственной пошлины в сумме 5 400 руб. отменить.
Взыскать с ВМУП "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" в пользу ОАО "Севкавказэнерго" задолженность за отпущенную электроэнергию в сумме 12 927 645 рублей 18 копеек.
Взыскать с ВМУП "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" в пользу ОАО "Севкавказэнерго" 100 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Взыскать с ВМУП "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" в доход Федерального бюджета государственную пошлину по иску 5 400 рублей.
Взыскать с ОАО "Севкавказэнерго" в доход Федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 90 600 руб.
Выдать исполнительные листы.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Л.ФРИЕВ
Судьи
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.07.2010 ПО ДЕЛУ N А61-1832/09
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2010 г. по делу N А61-1832/09
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2010 г., полный текст постановления изготовлен 16 июля 2010 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фриева А.Л.,
судей Джамбулатова С.И., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карапетовым С.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Севкавказэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.02.2010 по делу N А61-1832/09 по иску открытого акционерного общества "Севкавказэнерго" к ВМУП "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам", третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация местного самоуправления г. Владикавказа, Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Владикавказа, ВМУП "Владкавказэнерго" о взыскании 125 000 рублей,
при участии в судебном заседании:
от открытого акционерного общества "Севкавказэнерго" - Бесаева С.В. по доверенности,
от ВМУП "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" - не явились, извещены (уведомление N 535002, 535019),
от администрации местного самоуправления г. Владикавказа - не явились, извещены (уведомление N 535040),
от ВМУП "Владкавказэнерго" - не явились, извещены (уведомление N 535064, 535071),
от Комитета жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Владикавказа - не явились, извещены (уведомление N 535057),
установил:
Открытое акционерное общество "Севкавказэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания исковым заявлением к ВМУП "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" (далее - предприятие) о взыскании 125000 руб. за отпущенную электроэнергию за период с января по август 2009 г.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация местного самоуправления г. Владикавказа, Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Владикавказа и ВМУП "Владкавказэнерго".
В порядке статьи 49 АПК РФ общество увеличило размер исковых требований и просило взыскать с предприятия 231 927 645,18 руб. задолженности за период с января по август 2009 г.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.02.2010 по делу N А61-1832/09 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что иск предъявлен к организации, ответственной за содержание и ремонт общего имущества, но не исполняющей обязанности по предоставлению коммунальных услуг.
Не согласившись с данным решением суда, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что в заявленный период задолженности предприятие являлось исполнителем коммунальных услуг по договору энергоснабжения и абонентом по смыслу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем, обязано оплачивать электроэнергию по договору электроснабжения.
Представитель общества - Бесаев С.В. апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Другие лица, участвующие по данному делу, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя общества, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.02.2010 по делу N А61-1832/09 подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что между обществом и предприятием заключен договор энергоснабжения N 6760 от 01.01.2009, в соответствии с которым гарантирующий поставщик (общество) обязался осуществлять в точках поставки продажу электроэнергии на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также обеспечивать передачу электрической энергии покупателю (предприятию) путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии и предоставления иных неразрывно связанных с процессом снабжения электроэнергией услуг, а покупатель обязался принимать и оплачивать электрическую энергию и оказанные услуги.
Отсутствие оплаты предприятием за отпущенную электроэнергию в период с января по август 2009 г. в управляемые им многоквартирные дома явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предприятие не является управляющей организацией по договору управления многоквартирным домом, избранной собственниками помещений в таком доме, и не исполняет соответствующие функции, а осуществляет содержание и ремонт муниципального жилищного фонда.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Постановлением Правительства РСО - Алания N 145б от 28.03.2000 в г. Владикавказе для выполнения функций единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам создано Владикавказское муниципальное унитарное предприятие "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" - ВМУП "СЕЗ" (далее - предприятие), которому предписано заключить договора на содержание, текущее техобслуживание и ремонт объектов муниципальной собственности, передаваемых предприятию на правах хозяйственного ведения. Содержание предприятие установлено на правах управляющей компании за счет отчислений жилищно-коммунальных предприятий г. Владикавказ.
Как следует из устава, предприятие осуществляет следующие виды деятельности: обеспечивает население, предприятий и организаций города жилищно-коммунальными услугами; сбор и инкассирование денежных средств за предоставленные населению жилищно-коммунальные услуги.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг" (далее - Правила N 307), энергоснабжение населения отнесено к коммунальным услугам. Указанным пунктом предусмотрено, что исполнитель коммунальных услуг - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителями коммунальных услуг для населения являются, в том числе, учреждения, в оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры и в обязанности которых входит предоставление потребителю коммунальных услуг, или учреждения, уполномоченные выполнять функции исполнителя - для потребителей, проживающих в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде.
Статья 18 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предписывает органу местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации провести до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
С 31.12.2006 введен в действие пункт 2 названной статьи, согласно которой ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии уставом в функции предприятия, в частности, входит организация технического обслуживания, ремонта, а также сохранности и надлежащего использования объектов жилищной сферы, организация предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в муниципальном жилищном фонде, сбор и инкассация платежей через расчетно-кассовые центры за жилищно-коммунальные услуги (далее - ЖКУ) с абонентов. Предприятие оказывает услуги населению по тарифам и ставкам оплаты, установленных Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Владикавказа, производит расчеты с поставщиками ЖКУ в пределах поставленных услуг и собранных денежных средств.
Как видно из материалов дела, многоквартирные дома, обслуживаемые предприятием, присоединены к электрическим сетям ВМУП "Владкавказэнерго" с которыми у общества заключен договор о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии по территориальной распределительной сети от 27.06.2006.
Подача электрической энергии в жилые помещения, находящиеся в многоквартирных домах, технологически возможна лишь по внутридомовым сетям, находящихся в ведении предприятия, как исполнителя коммунальных услуг.
Таким образом, на момент заключения договора энергоснабжения предприятие выполняло функции исполнителя коммунальных услуг для граждан, проживающих в спорных домах. Доказательств расторжения договора от N 6760 от 01.01.2009, создания собственниками помещений в спорных жилых домах товариществ собственников жилья, передачи управления управляющей компании либо выбора собственниками помещений непосредственного способа управления в материалы дела не представлено.
Согласно подпункту "а" пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в жилищном секторе потребителями услуг тепло-, водоснабжения в многоквартирных домах являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, управляющие организации, которые приобретают товары, услуги для предоставления их лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или собственники помещений в случае непосредственного управления таким домом последними.
В силу пункта 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, исполнитель коммунальных услуг является покупателем электрической энергии.
В пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, далее - Правила) предусмотрено, что исполнителем коммунальных услуг может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. В соответствии с абз. 1 данного пункта Правил под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; согласно абз. 4 п. 3 указанных Правил потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу пункта 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правил функционирования розничных рынков), исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с названными Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Таким образом, в отношениях с ресурсоснабжающей организацией, продающей энергоресурсы, предприятие является абонентом (потребителем), непосредственно приобретающим права и обязанности по договору.
С учетом изложенного апелляционный суд считает, что предприятие является исполнителем коммунальных услуг и лицом, обязанным производить оплату электроэнергии в местах общего пользования.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обществом и предприятием при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции составлен акт сверки расчетов, согласно которому задолженность предприятия перед обществом составила 12 927 645,18 руб. Доказательств, подтверждающих оплату образовавшейся за предприятием задолженности в сумме 12 927 645,18 руб. материалы дела не содержат.
Общество не доказало и материалами дела не подтверждается, что жильцами самостоятельно не производилась оплата за электроэнергию.
При изложенных обстоятельствах, исковые требования общества о взыскании с предприятия 12 927 645,18 руб. задолженности являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований общества о взыскании с предприятия 12 927 645,18 руб. задолженности подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам и материалам дела. В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению пропорционально удовлетворенной части иска в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На общество относятся расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 90 600 руб. и по апелляционной жалобе в размере 1900 руб., на предприятие - по иску 5 400 руб., по апелляционной жалобе - 100 руб.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.02.2010 по делу N А61-1832/09 в части отказа в удовлетворении исковых требований ОАО "Севкавказэнерго" о взыскании с ВМУП "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" задолженности за отпущенную электроэнергию в сумме 12 927 645 рублей 18 копеек и взыскания с ОАО "Севкавказэнерго" в доход Федерального бюджета государственной пошлины в сумме 5 400 руб. отменить.
Взыскать с ВМУП "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" в пользу ОАО "Севкавказэнерго" задолженность за отпущенную электроэнергию в сумме 12 927 645 рублей 18 копеек.
Взыскать с ВМУП "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" в пользу ОАО "Севкавказэнерго" 100 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Взыскать с ВМУП "Служба единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам" в доход Федерального бюджета государственную пошлину по иску 5 400 рублей.
Взыскать с ОАО "Севкавказэнерго" в доход Федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 90 600 руб.
Выдать исполнительные листы.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Л.ФРИЕВ
Судьи
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)