Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.07.2012 ПО ДЕЛУ N А05-4603/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2012 г. по делу N А05-4603/2012


Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Смирнова В.И. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Левинской А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аква Норд" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 мая 2012 года по делу N А05-4603/2012 (судья Шадрина Е.Н.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Аква Норд" (ОГРН XXXXXXXXXXXXX; далее - общество, ООО "Аква Норд") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН XXXXXXXXXXXXX; далее - административный орган, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 23.03.2012 N 01-10/90 по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 16.05.2012 по делу N А05-4603/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на отсутствие в его действиях вины.
Административный орган в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании обращений жителей домов N 11 и N 47 по ул. Заводская в пос. Уемский Приморского района Архангельской области на прямую линию Правительства Архангельской области с жалобами на нарушение нормативного уровня обеспечения коммунальной услугой по холодному водоснабжению административным органом в отношении общества было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Инспекцией установлено, что в период с 16.02.2012 по 21.02.2012 в указанных жилых домах отсутствовало холодное водоснабжение (16.02.2012 в течение 8 часов, 17.02.2012 2012 в течение 8 часов, 18.02.2012 в течение 24 часов, 19.02.2012 в течение 8 часов, 21.02.2012 в течение 9 часов), то есть был нарушен режим обеспечения коммунальной услугой жителей домов.
По данному факту государственный жилищный инспектор 24.02.2012 составил в отношении общества протокол об административном правонарушении. По мнению инспекции, общество нарушило пункт 1 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307. Правонарушение квалифицировано по статье 7.23 КоАП РФ.
Заместитель руководителя инспекции 23.03.2012 вынес постановление N 01-10/90, которым признал ООО "Аква Норд" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением инспекции, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно установив в действиях общества состав административного правонарушения и отсутствие нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 7.23 КоАП установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами такого правонарушения являются лица, на которых лежит обязанность обеспечивать население установленным уровнем потребления коммунальных услуг.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/20100 указано, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 23.05.2006 N 307 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).
Указанные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 3 Правил исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил).
Пунктом 6 Правил установлено, что состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединительной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.
При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю (абзац второй пункта 9 Правил).
Пунктом 1 приложения N 1 к Правилам установлены требования к качеству коммунальных услуг, в частности бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа.
Материалами дела подтверждается, что в период с 16.02.2012 по 21.02.2012 в жилых домах N 11, 47 по ул. Заводская в пос. Уемский Приморского района Архангельской области отсутствовало холодное водоснабжение, а именно: 16.02.2012 в течение 8 часов, 17.02.2012 в течение 8 часов, 18.02.2012 в течение 24 часов, 19.02.2012 в течение 8 часов, 21.02.2012 в течение 9 часов. Следовательно, за период с 16.02.2012 по 21.02.2012 холодное водоснабжение отсутствовало в течение 57 часов. Данный факт обществом не оспаривается.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Довод общества о том, что ввиду необходимости капитального ремонта значительной части трубопровода и физического износа сетей, составляющего 90%, возникла чрезвычайная ситуация, не зависящая от исполнителя коммунальной услуги, является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора аренды от 09.12.2011 арендодатель обязан передать арендатору имущество в его фактическом состоянии.
При этом пунктами 2.1.5, 2.1.6, 2.3.21, 2.3.22 договора установлено, что общество обязано разработать Концепцию перспективного развития арендуемого имущества, Программу капитальных ремонтов арендуемого имущества, реализовать в соответствии с действующим законодательством данную Программу.
Согласно пункту 2.3.14 данного договора ООО "Аква Норд" обязуется обеспечить сохранность арендованного имущества.
Обстоятельствами непреодолимой силы в соответствии с пунктом 5.1 договора являются война, бунт, саботаж, эмбарго, пожар, наводнения и иные стихийные бедствия, взрывы, действия или бездействие органов государственной власти, издание актов органов власти и управления, препятствующих исполнению сторонами своих обязательств по договору, забастовки.
Таким образом, перечень чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств исчерпывающим образом определен в договоре аренды от 09.12.2011, доказательств разработки и реализации Программы капитальных ремонтов арендуемого имущества заявителем не представлено.
Отчет N 09/10/2011, в котором отражен износ сетей 90%, составлен до заключения договора аренды от 09.12.2011, обязательства по указанному договору приняты заявителем добровольно.
Кроме того, своевременное осуществление текущего ремонта является в соответствии с пунктом 2.3.7 договора аренды от 09.12.2011 обязанностью общества.
Доказательства наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению обществом установленных законодательством обязанностей, отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
При привлечении предпринимателя к административной ответственности не было допущено нарушений, которые могут послужить основанием для признания оспариваемого постановления незаконным. Вменяемое правонарушение не является малозначительным.
В данном случае штраф применен в минимальном размере санкции статьи 7.23 КоАП РФ. При назначении административного наказания учтены обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Срок давности привлечения к административной ответственности, определенный статьей 4.5 КоАП РФ, не нарушен.
Суд всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, нормы процессуального права соблюдены.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 мая 2012 года по делу N А05-4603/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аква Норд" - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
В.И.СМИРНОВ
Н.С.ЧЕЛЬЦОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)