Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Членство в товариществе собственников жилья
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 20 октября 2003 года Дело N Ф04/5412-1784/А45-2003
Товарищество собственников жилья "Ленинградская, 10" (далее - ТСЖ "Ленинградская, 10") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району города Новосибирска (далее - Инспекция МНС) от 18.07.2002 N 830 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 04.08.2003 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенный по делу судебный акт и принять новый - об отказе ТСЖ "Ленинградская, 10" в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ТСЖ "Ленинградская, 10" считает, что доводы кассационной жалобы несостоятельны, поскольку они не основаны на законе, а решение от 04.08.2003 законным и обоснованным. Просит оставить вынесенный по делу судебный акт без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС проведена выездная налоговая проверка ТСЖ "Ленинградская, 10" по вопросам соблюдения налогового законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.99 по 31.12.2001. По результатам проверки составлен акт N 830 от 24.06.2002 и вынесено решение N 830 от 18.07.2002, которым ответчику доначислены 21955,83 руб. единого социального налога (далее - ЕСН) по выплатам, осуществляемым заявителем с членских взносов, лицам, выполняющим работу по обслуживанию общего имущества товарищества - жилого дома, и пени за его несвоевременную уплату в сумме 5564,07 руб.
Полагая, что данные действия Инспекции МНС являются незаконными, затрагивают его права и законные интересы как налогоплательщика, ТСЖ "Ленинградская, 10" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования ТСЖ "Ленинградская, 10" о признании недействительным решения Инспекции МНС от 18.07.2002 N 830, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция не принимает доводы кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 236 Налогового кодекса РФ (далее - НК) объектом налогообложения ЕСН являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым или гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Подпунктом 8 части 1 статьи 238 Налогового кодекса установлено, что суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций, не подлежат налогообложению.
Исходя из буквального толкования подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса критериями применения данной льготы являются не наименование организации, а ее организационно-правовая форма, вид фактически осуществляемой деятельности, которая должна быть связана с удовлетворением потребностей членов некоммерческих объединений, а также факт оплаты выполненных для них работ за счет членских взносов.
В соответствии со статьей 51 Закона "О кооперации в СССР" граждане могут на добровольных началах создавать жилищно-строительные, жилищные, гаражно-строительные, дачно-строительные кооперативы, товарищества индивидуальных застройщиков, иные потребительские кооперативы для удовлетворения своих жилищно-бытовых потребностей. Согласно пункту 1 статьи 116 Гражданского кодекса РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Согласно статье 1 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" ТСЖ - некоммерческая организация, созданная домовладельцами в целях совместного управления единым комплексом недвижимого имущества кондоминиума и обеспечения его эксплуатации, а также в целях владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом кондоминиума. Аналогичные по содержанию нормы содержатся в статье 1 Федерального закона от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (далее - Закон от 15.06.96 N 72-ФЗ), статье 291 Гражданского кодекса РФ.
Как видно из приведенных норм законодательства, цели жилищно-строительного кооператива и товарищества собственников жилья схожи, кроме того, они имеют ряд общих признаков: добровольность объединения членов таких организаций без цели получения прибыли, участие в них своими личными взносами. Кроме того, в силу статьи 4 Закона от 15.06.96 N 72-ФЗ действие данного Закона распространяется на все товарищества: товарищества домовладельцев, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы с полностью выплаченным паевым взносом хотя бы одним членом, иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере, создаваемые для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома.
На основании изложенного суд обоснованно пришел к выводу о том, что перечень организаций, приведенный в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса, не является исчерпывающим, в нем указаны лишь основные сферы деятельности кооперативов (товариществ), имеющих право не облагать налогом указанные в приведенной норме суммы. Данные выводы согласуются с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, который в Постановлении от 15.04.2003 N 19/03 разъяснил, что в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса к организациям, освобожденным от уплаты ЕСН с сумм, выплачиваемых за счет членских взносов, относятся и ТСЖ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ТСЖ "Ленинградская, 10" является некоммерческой организацией, созданной и действующей для совместного управления и эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, источником финансирования которой являются членские взносы ее участников. Выплата сумм за выполненные работы (услуги) произведена за счет взносов членов товарищества, что налоговым органом не оспаривается.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции, признав недействительным решение Инспекции МНС от 18.07.2002 N 830, всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в решении от 04.08.2003, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04.08.2003 по делу N А45-24808/02-СА2/752 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 20 октября 2003 года Дело N Ф04/5412-1784/А45-2003
Товарищество собственников жилья "Ленинградская, 10" (далее - ТСЖ "Ленинградская, 10") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району города Новосибирска (далее - Инспекция МНС) от 18.07.2002 N 830 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 04.08.2003 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенный по делу судебный акт и принять новый - об отказе ТСЖ "Ленинградская, 10" в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ТСЖ "Ленинградская, 10" считает, что доводы кассационной жалобы несостоятельны, поскольку они не основаны на законе, а решение от 04.08.2003 законным и обоснованным. Просит оставить вынесенный по делу судебный акт без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС проведена выездная налоговая проверка ТСЖ "Ленинградская, 10" по вопросам соблюдения налогового законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.99 по 31.12.2001. По результатам проверки составлен акт N 830 от 24.06.2002 и вынесено решение N 830 от 18.07.2002, которым ответчику доначислены 21955,83 руб. единого социального налога (далее - ЕСН) по выплатам, осуществляемым заявителем с членских взносов, лицам, выполняющим работу по обслуживанию общего имущества товарищества - жилого дома, и пени за его несвоевременную уплату в сумме 5564,07 руб.
Полагая, что данные действия Инспекции МНС являются незаконными, затрагивают его права и законные интересы как налогоплательщика, ТСЖ "Ленинградская, 10" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования ТСЖ "Ленинградская, 10" о признании недействительным решения Инспекции МНС от 18.07.2002 N 830, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция не принимает доводы кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 236 Налогового кодекса РФ (далее - НК) объектом налогообложения ЕСН являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым или гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Подпунктом 8 части 1 статьи 238 Налогового кодекса установлено, что суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций, не подлежат налогообложению.
Исходя из буквального толкования подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса критериями применения данной льготы являются не наименование организации, а ее организационно-правовая форма, вид фактически осуществляемой деятельности, которая должна быть связана с удовлетворением потребностей членов некоммерческих объединений, а также факт оплаты выполненных для них работ за счет членских взносов.
В соответствии со статьей 51 Закона "О кооперации в СССР" граждане могут на добровольных началах создавать жилищно-строительные, жилищные, гаражно-строительные, дачно-строительные кооперативы, товарищества индивидуальных застройщиков, иные потребительские кооперативы для удовлетворения своих жилищно-бытовых потребностей. Согласно пункту 1 статьи 116 Гражданского кодекса РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Согласно статье 1 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" ТСЖ - некоммерческая организация, созданная домовладельцами в целях совместного управления единым комплексом недвижимого имущества кондоминиума и обеспечения его эксплуатации, а также в целях владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом кондоминиума. Аналогичные по содержанию нормы содержатся в статье 1 Федерального закона от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (далее - Закон от 15.06.96 N 72-ФЗ), статье 291 Гражданского кодекса РФ.
Как видно из приведенных норм законодательства, цели жилищно-строительного кооператива и товарищества собственников жилья схожи, кроме того, они имеют ряд общих признаков: добровольность объединения членов таких организаций без цели получения прибыли, участие в них своими личными взносами. Кроме того, в силу статьи 4 Закона от 15.06.96 N 72-ФЗ действие данного Закона распространяется на все товарищества: товарищества домовладельцев, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы с полностью выплаченным паевым взносом хотя бы одним членом, иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере, создаваемые для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома.
На основании изложенного суд обоснованно пришел к выводу о том, что перечень организаций, приведенный в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса, не является исчерпывающим, в нем указаны лишь основные сферы деятельности кооперативов (товариществ), имеющих право не облагать налогом указанные в приведенной норме суммы. Данные выводы согласуются с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, который в Постановлении от 15.04.2003 N 19/03 разъяснил, что в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса к организациям, освобожденным от уплаты ЕСН с сумм, выплачиваемых за счет членских взносов, относятся и ТСЖ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ТСЖ "Ленинградская, 10" является некоммерческой организацией, созданной и действующей для совместного управления и эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, источником финансирования которой являются членские взносы ее участников. Выплата сумм за выполненные работы (услуги) произведена за счет взносов членов товарищества, что налоговым органом не оспаривается.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции, признав недействительным решение Инспекции МНС от 18.07.2002 N 830, всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в решении от 04.08.2003, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04.08.2003 по делу N А45-24808/02-СА2/752 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 20.10.2003 N Ф04/5412-1784/А45-2003
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья); Членство в товариществе собственников жилья
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 20 октября 2003 года Дело N Ф04/5412-1784/А45-2003
Товарищество собственников жилья "Ленинградская, 10" (далее - ТСЖ "Ленинградская, 10") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району города Новосибирска (далее - Инспекция МНС) от 18.07.2002 N 830 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 04.08.2003 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенный по делу судебный акт и принять новый - об отказе ТСЖ "Ленинградская, 10" в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ТСЖ "Ленинградская, 10" считает, что доводы кассационной жалобы несостоятельны, поскольку они не основаны на законе, а решение от 04.08.2003 законным и обоснованным. Просит оставить вынесенный по делу судебный акт без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС проведена выездная налоговая проверка ТСЖ "Ленинградская, 10" по вопросам соблюдения налогового законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.99 по 31.12.2001. По результатам проверки составлен акт N 830 от 24.06.2002 и вынесено решение N 830 от 18.07.2002, которым ответчику доначислены 21955,83 руб. единого социального налога (далее - ЕСН) по выплатам, осуществляемым заявителем с членских взносов, лицам, выполняющим работу по обслуживанию общего имущества товарищества - жилого дома, и пени за его несвоевременную уплату в сумме 5564,07 руб.
Полагая, что данные действия Инспекции МНС являются незаконными, затрагивают его права и законные интересы как налогоплательщика, ТСЖ "Ленинградская, 10" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования ТСЖ "Ленинградская, 10" о признании недействительным решения Инспекции МНС от 18.07.2002 N 830, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция не принимает доводы кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 236 Налогового кодекса РФ (далее - НК) объектом налогообложения ЕСН являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым или гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Подпунктом 8 части 1 статьи 238 Налогового кодекса установлено, что суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций, не подлежат налогообложению.
Исходя из буквального толкования подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса критериями применения данной льготы являются не наименование организации, а ее организационно-правовая форма, вид фактически осуществляемой деятельности, которая должна быть связана с удовлетворением потребностей членов некоммерческих объединений, а также факт оплаты выполненных для них работ за счет членских взносов.
В соответствии со статьей 51 Закона "О кооперации в СССР" граждане могут на добровольных началах создавать жилищно-строительные, жилищные, гаражно-строительные, дачно-строительные кооперативы, товарищества индивидуальных застройщиков, иные потребительские кооперативы для удовлетворения своих жилищно-бытовых потребностей. Согласно пункту 1 статьи 116 Гражданского кодекса РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Согласно статье 1 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" ТСЖ - некоммерческая организация, созданная домовладельцами в целях совместного управления единым комплексом недвижимого имущества кондоминиума и обеспечения его эксплуатации, а также в целях владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом кондоминиума. Аналогичные по содержанию нормы содержатся в статье 1 Федерального закона от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (далее - Закон от 15.06.96 N 72-ФЗ), статье 291 Гражданского кодекса РФ.
Как видно из приведенных норм законодательства, цели жилищно-строительного кооператива и товарищества собственников жилья схожи, кроме того, они имеют ряд общих признаков: добровольность объединения членов таких организаций без цели получения прибыли, участие в них своими личными взносами. Кроме того, в силу статьи 4 Закона от 15.06.96 N 72-ФЗ действие данного Закона распространяется на все товарищества: товарищества домовладельцев, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы с полностью выплаченным паевым взносом хотя бы одним членом, иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере, создаваемые для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома.
На основании изложенного суд обоснованно пришел к выводу о том, что перечень организаций, приведенный в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса, не является исчерпывающим, в нем указаны лишь основные сферы деятельности кооперативов (товариществ), имеющих право не облагать налогом указанные в приведенной норме суммы. Данные выводы согласуются с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, который в Постановлении от 15.04.2003 N 19/03 разъяснил, что в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса к организациям, освобожденным от уплаты ЕСН с сумм, выплачиваемых за счет членских взносов, относятся и ТСЖ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ТСЖ "Ленинградская, 10" является некоммерческой организацией, созданной и действующей для совместного управления и эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, источником финансирования которой являются членские взносы ее участников. Выплата сумм за выполненные работы (услуги) произведена за счет взносов членов товарищества, что налоговым органом не оспаривается.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции, признав недействительным решение Инспекции МНС от 18.07.2002 N 830, всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в решении от 04.08.2003, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04.08.2003 по делу N А45-24808/02-СА2/752 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 20 октября 2003 года Дело N Ф04/5412-1784/А45-2003
Товарищество собственников жилья "Ленинградская, 10" (далее - ТСЖ "Ленинградская, 10") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району города Новосибирска (далее - Инспекция МНС) от 18.07.2002 N 830 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 04.08.2003 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенный по делу судебный акт и принять новый - об отказе ТСЖ "Ленинградская, 10" в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ТСЖ "Ленинградская, 10" считает, что доводы кассационной жалобы несостоятельны, поскольку они не основаны на законе, а решение от 04.08.2003 законным и обоснованным. Просит оставить вынесенный по делу судебный акт без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС проведена выездная налоговая проверка ТСЖ "Ленинградская, 10" по вопросам соблюдения налогового законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.99 по 31.12.2001. По результатам проверки составлен акт N 830 от 24.06.2002 и вынесено решение N 830 от 18.07.2002, которым ответчику доначислены 21955,83 руб. единого социального налога (далее - ЕСН) по выплатам, осуществляемым заявителем с членских взносов, лицам, выполняющим работу по обслуживанию общего имущества товарищества - жилого дома, и пени за его несвоевременную уплату в сумме 5564,07 руб.
Полагая, что данные действия Инспекции МНС являются незаконными, затрагивают его права и законные интересы как налогоплательщика, ТСЖ "Ленинградская, 10" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования ТСЖ "Ленинградская, 10" о признании недействительным решения Инспекции МНС от 18.07.2002 N 830, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция не принимает доводы кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 236 Налогового кодекса РФ (далее - НК) объектом налогообложения ЕСН являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым или гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
Подпунктом 8 части 1 статьи 238 Налогового кодекса установлено, что суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций, не подлежат налогообложению.
Исходя из буквального толкования подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса критериями применения данной льготы являются не наименование организации, а ее организационно-правовая форма, вид фактически осуществляемой деятельности, которая должна быть связана с удовлетворением потребностей членов некоммерческих объединений, а также факт оплаты выполненных для них работ за счет членских взносов.
В соответствии со статьей 51 Закона "О кооперации в СССР" граждане могут на добровольных началах создавать жилищно-строительные, жилищные, гаражно-строительные, дачно-строительные кооперативы, товарищества индивидуальных застройщиков, иные потребительские кооперативы для удовлетворения своих жилищно-бытовых потребностей. Согласно пункту 1 статьи 116 Гражданского кодекса РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Согласно статье 1 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" ТСЖ - некоммерческая организация, созданная домовладельцами в целях совместного управления единым комплексом недвижимого имущества кондоминиума и обеспечения его эксплуатации, а также в целях владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом кондоминиума. Аналогичные по содержанию нормы содержатся в статье 1 Федерального закона от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (далее - Закон от 15.06.96 N 72-ФЗ), статье 291 Гражданского кодекса РФ.
Как видно из приведенных норм законодательства, цели жилищно-строительного кооператива и товарищества собственников жилья схожи, кроме того, они имеют ряд общих признаков: добровольность объединения членов таких организаций без цели получения прибыли, участие в них своими личными взносами. Кроме того, в силу статьи 4 Закона от 15.06.96 N 72-ФЗ действие данного Закона распространяется на все товарищества: товарищества домовладельцев, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы с полностью выплаченным паевым взносом хотя бы одним членом, иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере, создаваемые для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома.
На основании изложенного суд обоснованно пришел к выводу о том, что перечень организаций, приведенный в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса, не является исчерпывающим, в нем указаны лишь основные сферы деятельности кооперативов (товариществ), имеющих право не облагать налогом указанные в приведенной норме суммы. Данные выводы согласуются с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, который в Постановлении от 15.04.2003 N 19/03 разъяснил, что в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса к организациям, освобожденным от уплаты ЕСН с сумм, выплачиваемых за счет членских взносов, относятся и ТСЖ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ТСЖ "Ленинградская, 10" является некоммерческой организацией, созданной и действующей для совместного управления и эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, источником финансирования которой являются членские взносы ее участников. Выплата сумм за выполненные работы (услуги) произведена за счет взносов членов товарищества, что налоговым органом не оспаривается.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции, признав недействительным решение Инспекции МНС от 18.07.2002 N 830, всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в решении от 04.08.2003, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 04.08.2003 по делу N А45-24808/02-СА2/752 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Октябрьскому району города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)