Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.02.2011 N 17АП-13643/2010-ГК ПО ДЕЛУ N А60-31203/2010

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2011 г. N 17АП-13643/2010-ГК

Дело N А60-31203/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Масальской Н.Г.,
судей Лихачевой А.Н., Рубцовой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Минкович И.А.,
при участии:
- от ответчика, Общества с ограниченной ответственностью "Чистый Дом": Чеснокова А.Г., директор, решение N 5 от 19.07.2010 г., паспорт;
- от истца, Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9", третьего лица, Муниципального образования "Артемовский городской округ" в лице Главы Артемовского городского округа - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного, заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 ноября 2010 года
по делу N А60-31203/2010,
принятое судьей Полуяктовым А.С.,
по иску Открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (ОГРН 1045900550024, ИНН 5904119383)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Чистый дом" (ОГРН 1056600056050, ИНН 6602009964)
третье лицо Муниципальное образование "Артемовский городской округ" в лице Главы Артемовского городского округа
о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию,

установил:

Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - ОАО "ТГК-9") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Чистый дом" (далее - ООО "Чистый Дом") о взыскании долга за поставленную в период с 01.03.2008 г. по 31.12.2008 г. тепловую энергию на основании договора энергоснабжения N 91081-С/1Т от 15.09.2006 г. в сумме 4 396 120 руб. 35 коп., расходы по уплате государственной пошлины (л.д. 9-10).
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 31.08.2010 г. на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное образование "Артемовский городской округ" в лице Главы Артемовского городского округа (л.д. 1-2).
В судебном заседании 12.11.2010 г. истец уточнил исковые требования, указав, что просит взыскать с ответчика сумму образовавшейся разницы в стоимости тепловой энергии с учетом применения корректировки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 Приложения N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006 г. "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", в размере 4 396 120 руб. 35 коп. за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. (л.д. 101).
Уточнение исковых требований принято судом первой инстанции на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что отражено в протоколе судебного заседания (л.д. 109).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18 ноября 2010 года (резолютивная часть от 12.11.2010 г., судья А.С.Полуяктов) в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 111-115).
Истец (ОАО "ТГК-9") не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой. Находя решение незаконным и необоснованным в связи с неполным выяснением обстоятельств дела, неправильным применением норм материального и процессуального права, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Указал, что ОАО "ТГК-9" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика суммы образовавшейся разницы в стоимости тепловой энергии с учетом применения корректировки, предусмотренной подпунктами 2, 4 пункта 1 Приложения N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации N 307, в размере 4 396 120 руб. 35 коп. за календарный 2008 г. Правила N 307 обязывают исполнителя коммунальных услуг равномерно в течение года производить расчет размера платы за коммунальные услуги по нормативу, утвержденному органами местного самоуправления, а по окончании квартала (года - для расчета отопления) произвести корректировку платы, исходя из фактического количеств коммунальных ресурсов, определенного ресурсоснабжающей организацией и поставленного в адрес исполнителя, и, исходя из этого либо доначислить гражданам недоплаченную величину либо возместить им переплату. Указанные Правила не определяют порядок определения количества отопления и горячего водоснабжения, поставленного в адрес многоквартирных домов, а лишь говорит о размере платы за коммунальные услуги. Норматив потребления, установленный органом местного самоуправления на несколько лет, не может быть равнозначен количеству фактически потребленного ежемесячно коммунального ресурса, и именно поэтому законодатель предусмотрел по итогам квартала (года) проведение корректировок для осуществления расчетов за фактически потребленное количество коммунального ресурса. Истец пользуется Методикой определения количества потребленной тепловой энергии. Правила N 307 не устанавливают обязанность для ресурсоснабжающей организации руководствоваться данными Правилами, регулирующими отношения между исполнителем и потребителем коммунальных услуг. Судом, по мнению заявителя, неверно оценены доводы истца. Основанием к отказу в удовлетворении иска послужил вывод суда о том, что ресурсоснабжающая организация не вправе производить вышеназванные корректировки. Вместе с тем, истец самостоятельно никаких корректировок не производил. В данном случае речь идет о том, что ООО "Чистый Дом" в соответствии с пунктом 19 Правил N 307 обязано по истечении календарного года произвести корректировку своим жильцам и рассчитаться с ресурсоснабжающей организацией за фактически потребленный ресурс. Истцом лишь определен размер, в соответствии с предложенными Правилами N 307 формулами, корректировок, который подлежит возмещению ресурсоснабжающей организации. Положения пункта 19 Правил N 307 подтверждают факт того, что объем коммунального ресурса, отпущенного ресурсоснабжающей компанией, не зависит от норматива потребления коммунальных услуг, оказанных исполнителем коммунальных услуг за счет данного коммунального ресурса. Наоборот, количество данного ресурса может быть учтено при корректировке размера платы за отопление и горячее водоснабжение.
Истец в заседание суда апелляционной инстанции 09.02.2011 г. представителя не направил.
Представитель ответчика (ООО "Чистый Дом") в судебном заседании 09.02.2011 г. доводы апеллянта отклонил как несостоятельные по мотивам, изложенным в письменном отзыве. Находя решение суда законным и обоснованным, принятым в соответствии с нормами действующего законодательства, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо (Муниципальное образование "Артемовский городской округ" в лице Главы Артемовского городского округа) явку представителя в заседание суда не обеспечил, отзыва на жалобу не представил.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15.09.2006 г. между ОАО "ТГК-9" (АО, Энергоснабжающая организация), ООО "Энергосервис" (ООО, сетевая организация) и ООО "Чистый Дом" (Абонент) подписан договор энергоснабжения N 91081-С/1Т (л.д. 14-25), по условиям которого Энергоснабжающая организация и ООО "Энергосервис" обязались подавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию и химически очищенную воду, а Абонент обязался оплачивать принятую энергию и использованную воду с учетом включенных в тариф услуг по транспортировке тепловой энергии соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации и исправность находящихся на его балансе энергетических сетей, приборов и оборудования (пункт 1.1 договора).
ООО "Чистый Дом" подписало данный договор с протоколом разногласий. Разногласия сторон возникли по поводу порядка определения фактически потребленного ответчиком количества энергоресурсов.
Договор от 15.09.2006 г. N 91081-С/1Т сторонами исполнялся, ОАО "ТГК-9" в январе, феврале, марте, апреле, мае, октябре, ноябре, декабре 2008 года на объекты жилого фонда, находящиеся в управлении ответчика, поставляло тепловую энергию и теплоноситель.
Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается и установлено судом на основании вступивших в законную силу постановлений Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2009 г. по делу N А60-27340/2009, от 31.12.2009 г. по делу N А60-12989/2009 (л.д. 40-54).
Указанными судебными актами иски ОАО "ТГК-9" к ООО "Чистый Дом" о взыскании задолженности по оплате стоимости тепловой энергии, поставленной по договору от 15.09.2006 г. N 91081-С/1Т в период с марта по май и с октября по декабрь 2008 года, удовлетворены частично. При этом размер задолженности определен судом исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных для граждан.
Полагая, что в силу пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307), подпункта 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 ресурсоснабжающая организация вправе производить корректировку размера платы исполнителя коммунальных услуг исходя из фактического объема потребления энергоресурса, ОАО "ТГК-9" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании разницы между стоимостью фактически потребленного количества энергии в 2008 году (16 185 757 руб. 51 коп.) и стоимостью тепловой энергии, определенной в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг (11 100 258 руб. 73 коп.).
Ввиду отсутствия на объектах ответчика коллективных (общедомовых) приборов учета, истец определил количество фактически потребленной тепловой энергии расчетным способом на основании Методики определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105).
Поскольку ответчиком произведена добровольная оплата тепловой энергии в размере 689 378 руб. 43 коп., по расчету истца задолженность ответчика составляет 4 396 120 руб. 35 коп.
Считая, что указанная задолженность подлежит взысканию с ответчика в пользу истца, ОАО "ТГК-9" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из необоснованности применения истцом Методики N 105, отсутствия права у энергоснабжающей организации производить какую-либо корректировку определенного в соответствии с Правилами N 307 количества поставленных коммунальных ресурсов с целью проведения последующего перерасчета размера их оплаты.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав объяснения представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Размер платы за коммунальные услуги (в том числе тепловую энергию и горячую воду) в силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам.
В силу пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление.
Размер платы за отопление (руб.) в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем по определенной формуле исходя из размера платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию, определенную ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м); общей площади всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м); общего размера платы за отопление в жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).
Судом первой инстанции установлено, что истец в спорный период осуществлял поставку тепловой энергии и горячей воды на объекты, находящиеся в управлении ответчика. С учетом требований пунктов 3, 49 Правил N 307 суд правильно определил ответчика как исполнителя коммунальных услуг.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 09.06.2009 N 525/09, от 15.07.2010 N 2380/10, вопрос о методе определения количества потребленной тепловой энергии, поставляемой жилому фонду при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг, которые, в свою очередь, учитываются согласно приложению N 2 к Правилам N 307 при расчете размера платы за коммунальные услуги; применение расчетного способа определения количества поставленной в целях предоставления коммунальных услуг тепловой энергии на основании Методики N 105, не учитывающей нормативы потребления, противоречит указанным нормам.
С учетом изложенного и обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что корректировка количества потребленной тепловой энергии и горячего водоснабжения фактически направлена на перерасчет по истечении календарного года (квартала для ГВС) объема поставленного истцу коммунального ресурса в порядке, предусмотренном Методикой N 105, и предъявление истцу суммы разницы в размере платы за коммунальный ресурс, определенной согласно Правилам N 307, и рассчитанной с применением Методики N 105, что противоречит изложенной ранее правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал произведенный истцом расчет корректировки платы за коммунальную услугу на основании Методики N 105 не соответствующим действующему законодательству и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений или неправильного применения судом первой инстанции при разрешении спора норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 ноября 2010 года является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 ноября 2010 года по делу N А60-31203/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ
Судьи
А.Н.ЛИХАЧЕВА
Л.В.РУБЦОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)