Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.08.2011 ПО ДЕЛУ N А75-1855/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Договор управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2011 г. по делу N А75-1855/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотова Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Миковой Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4733/2011) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилого района" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.05.2011 по делу N А75-1855/2011 (судья Федоров А.Е.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилого района" (ОГРН 1068602157678, ИНН 8602021147)
к Службе жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
о признании недействительным предписания от 26.01.2011 N СГ-155
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: представитель не явился;
- от заинтересованного лица: представитель не явился;

- установил:

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.05.2011 по делу N А75-1855/2011 было отказано в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилого района" (далее по тексту ООО "УК ДЕЗ Восточного жилого района", заявитель, общество, управляющая компания) к Службе жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Служба жилищного контроля и строительного надзора ХМАО, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 26.01.2011 N СГ-155.
В обоснование решения суд указал, что заинтересованное лицо является полномочным органом за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг гражданам исполнителями коммунальных услуг, имеет право выносить предписания об устранении выявленных нарушений; при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном индивидуальными приборами учета определяется в соответствии с пп. 1 п. 3 Приложения N 2 (то есть по формуле N 9) с применением коэффициента (п. 23 Правил N 307), что не было применено управляющей компанией; корректировка размера платы за холодное водоснабжение и водоотведение для жилых помещений в таком доме не предусмотрена.
В апелляционной жалобе ООО "УК ДЕЗ Восточного жилого района" указывает на то, что в функции жилищной инспекции не входит осуществление контроля за начислением платы за надлежащее оказание коммунальных услуг, а лишь контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества; порядок предоставления коммунальных услуг управляющей компанией не нарушен, коммунальные услуги оказаны надлежащие, без нарушения их объема и качества; право на корректировку стоимости услуг водоснабжения предусмотрено в п. 19 Правил N 307; возможность перерасчета размера платы за холодное водоснабжение и водоотведение Правилами N 307 не предусмотрена.
Представитель УФАС по Омской области в заседании суда поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Надлежащим образом уведомленные заявитель и заинтересованное лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил, что ООО "УК ДЕЗ Восточного жилого района" является управляющей организацией дома N 28 по проспекту Пролетарский в г. Сургуте. В силу договора управления многоквартирным домом N 333741 от 10.01.2008 (т. 1 л.д. 87 - 90) общество обязано выполнять работы по содержанию и текущему ремонту обслуживаемого дома.
Целью данного договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества, решение вопросов пользования имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме (п. 1.8 договора).
В силу п. 1.9. договора для достижения его целей собственник передает, а управляющая компания принимает полномочия по выбору ресурсоснабжающих и иных специализированных организаций, приемке результатов работ (услуг) по заключенным хозяйственным договорам, представление интересов собственников во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями по вопросам, связанным с исполнением данных договоров.
На основании обращения жильца дома N 28 по проспекту Пролетарский в г. Сургуте Гребенщиковой О.А. службой жилищного контроля и строительного надзора ХМАО была проведена внеплановая проверка общества, по результатам которой составлен акт проверки N СГ-155 от 26.01.2011.
В ходе проверки выявлено, что обществом нарушен п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (Правила N 307):
1) ежемесячный размер платы за холодное водоснабжение для жилых помещений дома N 28 по пр.Пролетарский г. Сургута, оборудованных индивидуальными приборами учета в 2009 - 2010 годы определяется не в соответствии с пп. 1 п. 3 Приложения N 2 к Правилам N 307, а исходя из показаний индивидуальных приборов учета;
2) в декабре 2009 года проведена корректировка размера платы за холодное водоснабжение, водоотведение для всех жилых помещений многоквартирного дома N 28 по пр.Пролетарский г. Сургута за сентябрь - ноябрь 2009 года, в т.ч. не оборудованных индивидуальными проборами учета, исходя из объема потребленного ресурса.
По итогам проверки обществу выдано предписание N СГ-155 от 26.01.2011, обязавшее в срок до 04.04.2011 устранить выявленные нарушения, а именно:
1)отменить корректировки размера платы за холодное водоснабжение, водоотведение для жилых помещений многоквартирного дома N 28 по пр.Пролетарский г. Сургута за сентябрь - ноябрь 2009 года, произведенные в декабре 2009 года.
2)произвести перерасчет размера платы за холодное водоснабжение, водоотведение за январь 2009 - декабрь 2010 года для жилых помещений дома N 28 по пр. Пролетарский г. Сургута, оборудованных индивидуальными приборами учета в соответствии с Правилами N 307.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд 1 инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований. Означенное решение обжалуется заявителем в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение по делу подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
Согласно п. 1 постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.10.2010 N 186 "О службе жилищного контроля и строительного надзора" (Постановление N 186) служба жилищного контроля и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по государственному региональному контролю (надзору) в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства, градостроительной деятельности, энергосбережения.
В соответствии с п. 6.4.3 Постановления N 186 служба жилищного контроля и строительного надзора ХМАО осуществляет региональный государственный контроль за соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям.
Порядок предоставления коммунальных услуг утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", которым приняты Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. В силу п. 1 Правил N 307 они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
При этом исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Таким образом, взаимоотношения собственником жилых помещений и управляющей компании как исполнителя коммунальных услуг, в частности, по вопросам порядка определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии и порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг охватывается понятием "порядок предоставления коммунальных услуг", в силу чего, относятся к компетенции службы жилищного контроля и строительного надзора ХМАО.
В силу названного выше Постановления N 186 служба жилищного контроля и строительного надзора ХМАО в пределах ее полномочий вправе осуществлять плановые и внеплановые проверки в порядке, установленном законодательством и административными регламентами проведения проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в соответствии с требованиями законодательства, контроль за исполнением выданных предписаний, выдавать предписания на устранение выявленных нарушений в установленной сфере деятельности, требовать от лиц, допустивших нарушения в установленной сфере деятельности, устранения выявленных нарушений (п. 6.14.2, 6.14.5, 6.15.4, 7.5 Постановления N 168).
Таким образом, внеплановая проверка, осуществлена заинтересованным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, в силу чего является обоснованным законодательством право на выдачу в данной сфере предписания и требование об устранении допущенных норм законодательства.
Соответствующим требованиям закона является и содержание выданного предписания. Как было выше сказано, суть предписания сводилась к обязанию произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение, водоотведение за 2009 - 2010 годы и отмены корректировки платы за сентябрь - ноябрь 2009 года.
Указанные требования были основаны на том, что ежемесячный размер платы для жилых помещений, оборудованных приборами учета, за холодное водоснабжение определялся не в соответствии с пп. 1 п. 3 Приложения к Правилам N 307 (формула 9), корректировка произведена для всех жилых помещений исходя из объема потребления ресурса.
По мнению суда апелляционной инстанции, доводы предписания соответствуют действующим нормам права. Так, в соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в отношении электроснабжения органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанное положение конкретизируется в Разделе III "Порядок расчета и внесение платы за коммунальные услуги" Правил N 307, предусматривающем порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (пункты 16 - 23).
Порядок определения размера платы за коммунальные ресурсы при наличии общедомовых приборов учета регулируется п. 22 и 23 Правил N 307. Так, в соответствии с п. 22 собственники помещений в многоквартирном жилом доме несут обязательства по оплате потребленных коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
При этом в соответствии с п. 23 "а" при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с пп. 1 п. 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно названному пункту Приложения N 2 размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, определяется по формуле:

V
D
P = ---------- x V x T , (9) где:
ky3.i i ky
V + V
n.p n.n

V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей
D
воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный
период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора
- учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт.ч);
- V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной
n.p
воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за
расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами
учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных
- квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт.ч);
- V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной
n.n
воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за
расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных
приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов
потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в
- соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт.ч);
- V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей
i
воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в
i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный
индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим
(квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не
оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из
нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого
- помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт.ч);
- V - тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с
ky
законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения,
горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб. /куб. м; для
электроснабжения - руб. /кВт.ч).

Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, в многоквартирном жилом доме N 28 по пр. Пролетарский в г. Сургуте установлен общедомовой счетчик учета холодного водопотребления и водоотведения, часть квартир оборудованы индивидуальными приборами учета, другая часть квартир счетчика учета не имеет.
Таким образом, в данной ситуации размер платы за водопотребление должен был определяться по вышеназванной формуле 9 в виду наличия общедомового счетчика и оборудовании дома частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета.
Между тем обществом расчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение по указанной формуле жильцам не выставлялся, за период с января 2009 года по декабрь 2010 года оплата стоимости услуг за холодное водоснабжение и водоотведение производилось жильцами, имеющими приборы учета на основании показаний индивидуальных приборов учета.
Довод заявителя о том, что действующее законодательство не предусматривает перерасчет размера коммунальной платы за предшествующие периоды судом апелляционной инстанции отклоняется. Согласно ст. 162 ЖК РФ, п. 1.9 договора управляющая организация в течение согласованного срока обязана оказывать за плату услуги, в том числе по заключенным хозяйственным договорам, представление интересов собственников во взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями по вопросам, связанным с исполнением данных договоров, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность
Из материалов дела следует, что управляющей компанией размер платы за водопотребление и водоотведение по формуле 9 для квартир, в которых установлены индивидуальные приборы учета, не осуществлялся, что привело к тому, что не был определен и внесен жильцами коэффициент технически неизбежных внутридомовых потерь воды и затрат воды на содержание общего имущества в многоквартирном доме, на который увеличивается объем воды, потребленной в отдельном жилом помещении, оборудованном индивидуальными приборами учета. В связи с чем, указание на необходимость соответствующего пересчета, соответствует действующему законодательству.
Что касается проведенной управляющей компанией корректировки с целью покрыть возникшие у нее убытки, то в такой форме корректировка не соответствует действующему законодательству. По мнению заинтересованного лица, правовым основанием для такой корректировки является п. 19 и п. 22 Правил N 307.
Однако, в соответствии с п. 22 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные только в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с п. 19 настоящих Правил.
Из содержания п. 19 следует, в частности, что исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с пп. 4 п. 1 приложения N 2 к настоящим Правилам (формула N 4).
С учетом изложенного, следует, что осуществление корректировки в порядке п. 19 Правил N 307 возможно только для квартир, не оборудованных приборами учета, для квартир, снабженных приборами учета, такая корректировка не установлена, поскольку пункты 22 и 23 Правил N 307, пп. 3 п. 1 Приложения N 2 к Правилам N 307 уже обеспечивают распределение объема потребленной многоквартирным домом воды, определенной по показаниям общедомового (коллективного) прибора учета, между собственниками жилых помещений, имеющих приборы учета.
Аналогичная позиция изложена в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.08.2009 N 7048/09.
Из материалов дела следует, что ООО "УК ДЕЗ Восточного жилого района" произведена корректировка размера платы за холодное водоснабжение, водоотведение для всех жилых помещений многоквартирного дома N 28 по пр.Пролетарский в г. Сургуте, в связи с чем, заинтересованным лицом обоснованно выдано предписание об устранении нарушения действующего законодательства.
Таким образом, оспариваемое предписание Службы жилищного контроля и строительного надзора ХМАО является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не подлежащими удовлетворению.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилого района" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.05.2011 по делу N А75-1855/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)