Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 21.12.2009 ПО ДЕЛУ N А05-7432/2009

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья); Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 декабря 2009 г. по делу N А05-7432/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Выучейского, 16" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.08.2009 по делу N А05-7432/2009 (судья Бабичев О.П.),
установил:

товарищество собственников жилья "Выучейского, 16" (далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- - признать незаконными действия мэрии города Архангельска (далее - Мэрия) по утверждению схемы расположения земельного участка площадью 5 135 кв.м в кадастровом квартале 29:22:050514 в Ломоносовском территориальном округе города Архангельска по ул. Выучейского для эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: город Архангельск, ул. Выучейского, д. 16;
- - обязать Мэрию утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 7 528,82 кв.м в кадастровом квартале 29:22:050514 по указанному адресу для эксплуатации названного многоквартирного жилого дома.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области (далее - Департамент).
Решением от 31.08.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке решение суда не пересматривалось.
В кассационной жалобе ТСЖ просит отменить решение от 31.08.2009, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Податель жалобы указывает следующее. Мэрия утвердила схему расположения земельного участка площадью 5135 кв.м без учета естественных границ землепользования, без определения фактического землепользования и с нарушением строительных норм и правил; правового обоснования использования при расчете площади земельного участка "рекомендуемого показателя уплотнения застройки в кондоминиумах" Мэрия не представила; суд необоснованно не принял во внимание довод ТСЖ о необходимости использования при расчете площади земельного участка "удельного показателя земельной доли", предусмотренного пунктом 3.4 Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 26.08.1998 N 59 (далее - Методические указания); оспариваемыми действиями Мэрии нарушаются права граждан, проживающих в многоквартирном доме N 16 по указанному адресу, на благоприятные условия жизнедеятельности, создаются препятствия ТСЖ в осуществлении им свободной экономической деятельности.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, ТСЖ в интересах собственников многоквартирного жилого дома N 16, расположенного по ул. Выучейского в городе Архангельске, 03.02.2009 обратилось в Департамент с заявлением о формировании земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома. Департамент письмом от 12.02.2009 N 07-13/1049 направил заявление ТСЖ в Мэрию для составления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно выполненной Департаментом и утвержденной Мэрией 08.04.2009 схеме расположения земельного участка площадь земельного участка в кадастровом квартале 29:22:050514, предназначенного для эксплуатации указанного жилого дома, составляет 5135 кв.м.
Департамент издал 22.04.2009 распоряжение N 409-р о формировании земельного участка указанной площади согласно утвержденной Мэрией схеме его расположения.
Полагая, что площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома N 16 по ул. Выучейского, составляет 7528,82 кв.м и что Мэрия неправомерно утвердила схему расположения земельного участка площадью 5135 кв.м, ТСЖ обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, не установив противоречия оспариваемых действий Мэрии земельному и градостроительному законодательствам, а также нарушения прав и законных интересов заявителя, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) предусмотрено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно пунктам 3, 4 и 5 статьи 16 Вводного закона в случае, если земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Пунктом 4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных норм и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что многоквартирный жилой дом N 16 введен в эксплуатацию по акту приемки законченного строительством объекта 25.07.2002. Порядок расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах на момент застройки указанной территории и принятия законченного строительством объекта установлен Методическими указаниями.
По смыслу пунктов 3.1 - 3.5 Методических указаний нормативный размер земельного участка в кондоминиуме, в основу определения которого положен принцип выявления удельного показателя земельной доли для зданий разной этажности, рассчитывается путем умножения общей площади жилых помещений в данном кондоминиуме на удельный показатель земельной доли.
Удельные показатели земельной доли представляют собой площадь жилой территории в границах планировочной единицы, приходящейся на 1 кв.м общей площади жилых помещений, входящих в состав кондоминиума, и приведены в таблице приложения А к Методическим указаниям.
Пунктом 3.6 Методических указаний предусмотрено, что при определении размеров земельного участка в кондоминиуме на базе отдельного здания в составе квартала (особенно в центральных районах поселений, где сверхнормативные территории фактически отсутствуют) может также применяться расчетная формула, в основу которой положен принцип выявления территорий, не подлежащих передаче в кондоминиумы, в том числе территорий реконструируемой и проектируемой застройки.
Согласно городской целевой программе "Развитие жилищного строительства и инженерной инфраструктуры на территории города Архангельска на 2007 - 2010 годы", утвержденной решением Архангельского городского совета депутатов от 12.09.2007 N 482, участок N 4 в Ломоносовском округе города Архангельска, входящий в состав кадастрового квартала 29:22:050514, включен в перечень участков застроенных территорий, предназначенных под жилищное строительство со сносом ветхого и аварийного жилья, и подлежит застройке в первую очередь.
При таком положении суд правильно признал расчет нормативного размера земельного участка, произведенный Мэрией исходя из того, что общая площадь жилых помещений в многоквартирном доме N 16, указанная в техническом паспорте, равна 8183,5 кв.м с учетом показателя уплотнения застройки в кондоминиумах 0,62, исчисленного методом интерполяции показателей для 9 - 16-этажных зданий, приведенных в таблице приложения А, соответствующим градостроительным нормам и правилам.
Ссылку ТСЖ на неправомерность применения показателя уплотнения застройки, являющегося рекомендуемым, а не обязательным, и на необходимость применения удельного показателя земельной доли, установленного СНиП 2.07.01-89 в размере 0,92, кассационная инстанция отклоняет как необоснованную.
Суд, исследовав представленные доказательства и доводы сторон, пришел к правильному выводу о том, что Мэрия при подготовке схемы расположения земельного участка, занятого названным многоквартирным жилым домом, не допустила нарушения Земельного кодекса Российской Федерации, Вводного закона, Градостроительного кодекса Российской Федерации и учла как фактическое землепользование ТСЖ, так и нормативы градостроительных регламентов (Методические рекомендации). Надлежащих доказательств того, что жильцы указанного дома и ТСЖ фактически использовали земельный участок площадью 7528,82 кв.м, а также нарушения оспариваемыми действиями Мэрии прав и законных интересов подателя, жалобы в материалах дела не имеется.
В силу статей 286, 287 АПК РФ в полномочия кассационной инстанции не входит переоценка фактических обстоятельств, установленных по делу судом первой инстанции.
Поскольку суд, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно отказал в удовлетворении требований ТСЖ, принятый по делу судебный акт следует оставить в силе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.08.2009 по делу N А05-7432/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Выучейского, 16" - без удовлетворения.
Председательствующий
И.Л.ГРАЧЕВА

Судьи
А.В.КАДУЛИН
И.В.СЕРГЕЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)