Судебные решения, арбитраж
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего В.И. Новоселова
судей Л.В. Беловой, Т.Я. Шабалковой
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Тюмени на решение от 19.08.2010 Арбитражного суда Тюменской области (судья О.А. Минеев) и постановление от 02.11.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ю.Н. Киричек, Е.П. Кливер, Н.Е. Иванова) по делу N А70-5621/2010 по иску заявлению Гаражного кооператива "Жигули" (ОГРН 1027200868023, ИНН 7203125174) к Администрации города Тюмени (ОГРН 1027200865284, ИНН 7201001092) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченных строительством нежилых строений и обязании Администрацию города Тюмени выдать данное разрешение.
- В заседании приняли участие представители: от Администрации г. Тюмени - М.Ю. Ерохина по доверенности от 08.12.2010 N 99/11;
- от Гаражного кооператива "Жигули" - А.А. Юрков, председатель правления кооператива на основании прав по должности (протокол конференции гаражного кооператива от 24.04.2010).
Суд
Гаражный кооператив "Жигули" (далее - Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации города Тюмени (далее - Администрация) о признании незаконным отказа N 17-5807 от 09.09.2009 в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченных строительством нежилых строений - гаражей (литера А2, А3) по адресу: г. Тюмень, ул. Малиновского, д.4; об обязании Администрации выдать разрешение на ввод в эксплуатацию законченных строительством нежилых строений - гаражей (литера А2, А3) по адресу: г. Тюмень, ул. Малиновского, 4.
Решением от 19.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановление от 02.11.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Кооперативом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на необоснованность восстановление судом пропущенного срока для обжалования постановления об отказе Администрации в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченных строительством нежилых строений; нарушение судами норм материального и процессуального права; несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела; неправильным применением норм материального права; отсутствие оснований считать перечисленные в обжалуемых судебных актах судебные решения об обжаловании постановления главы Администрации г. Тюмени от 05.07.1995 N 13 "Об утверждении проекта красных линий города Тюмени" имеющими преюдициальное значения для рассмотрения данного дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Кооперативом требований.
В отзыве на кассационную жалобу Кооператив просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на жалобу.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что распоряжением и.о. начальника территориального управления Администрации г. Тюмени по Ленинскому административному округу от 05.08.1996 Кооператив был зарегистрирован в качестве юридического лица за N 287 (л.д.6). На земельном участке площадью 4,7532 га, расположенном по ул. Малиновского, 4 в г. Тюмени, было осуществлено строительство 1 120 гаражей индивидуального пользования.
Распоряжением Администрации от 14.03.2001 N 893 указанный выше земельный участок с прилегающей территорией был предоставлен Кооперативу под существующие 1 120 гаражей в бессрочное (постоянное) пользование (л.д.8). Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 72:23:0106003:1.
Право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком зарегистрировано за заявителем в ЕГРП 28.05.2001 за записью регистрации N 72-01/01-17/2001-418.
Администрацией 30.01.2009 выдано Кооперативу разрешение N RU72304000-14-рв на ввод в эксплуатацию нежилых строений - гаражей, литеры А4-А6, А8, А10-А24, А30-А50, расположенных по ул. Малиновского, 4 в г. Тюмени.
Администрацией 12.08.2009 выдано Кооперативу разрешение N RU72304000-130-рв на ввод в эксплуатацию нежилых строений - гаражей, литеры А-А1, А7, А9, А25-А29, А51, расположенных по ул. Малиновского, 4 в г. Тюмени.
Кооператив обратился к Администрации с заявлением с приложением необходимых для выдачи разрешения документов, о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию нежилых строений - оставшихся гаражей, литеры А2, А3, расположенных по ул. Малиновского, 4 в г. Тюмени.
Письмом от 09.09.2009 N 17-5807 Администрация отказала заявителю в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию данных нежилых строений, обосновывая тем, что часть гаражей (литером А2, А3) расположены за пределами красных линий (на территории общего пользования), ссылаясь на топографические съемки от 27.10.2008, выполненные ФГУП "ЗапСибАГП" Тюменский геодезический центр".
Кооператив, полагая, что отказ Администрации выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченных строительством нежилых строений - гаражей (литера А2, А3) по адресу: г. Тюмень, ул. Малиновского, 4, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Арбитражные суды, удовлетворяя заявленные Кооперативом требования, исходили из того, что постановление главы Администрации г. Тюмени от 05.07.1995 N 13 "Об утверждении проекта красных линий города Тюмени" в соответствии со статьей 61 Устава города Тюмени не вступило в законную силу, и не соответствует части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, поэтому не подлежит применению. При таких обстоятельствах у Администрации отсутствовали правовые основания для отказа от 09.09.2009 N 17-5807 в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченных строительством нежилых строений - гаражей (литера А2, А3) по адресу: г. Тюмень, ул. Малиновского, 4.
При этом суд первой инстанции, признавая уважительными причины пропуска заявителем трехмесячного срока на обращение в арбитражный суд, восстановил Кооперативу данный срок и рассмотрел дело по существу.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает, что данные выводы арбитражных судов являются законными, исходя из установленных арбитражными судами фактических обстоятельств дела и действующего законодательства.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1). Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с положениями статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1).
Арбитражный суд восстанавливает пропущенный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления (часть 2).
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок для обращения заявителя в арбитражный суд за защитой нарушенного права был пропущен Кооперативом, поэтому заявитель обратился в арбитражный суд с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи заявления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 18.11.2004 N 367-О " Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Владимир и Ольга" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 52 и частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее права на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Поскольку Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрен перечень уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить указанный срок, оценка уважительности обстоятельств, послуживших основанием для пропуска срока, является прерогативой суда, рассматривающего заявление о восстановлении пропущенного срока.
Удовлетворяя ходатайство о восстановлении пропущенного трехмесячного срока на обращение в арбитражный суд, суд первой инстанции, выводы которого в указанной части поддержал суд апелляционной инстанции, обоснованно принял во внимание тот факт, что Кооператив пытался разрешить вопрос о переносе красных линий (наличие которых явилось основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод спорных объектов в эксплуатацию) в досудебном порядке, а также пытался в судебном порядке признать недействующим постановление Администрации от 03.04.2009 N 35 в части отказа внесения изменений в проект спорных красных линий в районе ул. Малиновского г. Тюмени.
Из материалов дела следует, что Кооператив обратился с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию нежилых строений - гаражей, литеры А2-А3, расположенных по ул. Малиновского, 4 в г. Тюмени, с приложением необходимых для выдачи разрешения документов.
Администрация, отказывая в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию нежилых строений - спорных гаражей за литером А2, А3 сослалась на расположение данных объектов (части) за пределами красных линий (на территории общего пользования), то есть по мнению Администрации возведенных в нарушение положений пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которого красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты). Строительство объектов недвижимости за пределами красных линий запрещено.
Однако, исходя из обстоятельств дела, правомерными являются выводы судов первой и апелляционной инстанций, что данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченных строительством нежилых строений - гаражей (литера А2, А3) по адресу: г. Тюмень, ул. Малиновского, 4.
На территории муниципального образования город Тюмень красные линии утверждены постановлением главы Администрации г. Тюмени от 05.07.1995 N 13.
Между тем, Администрация, располагая сведениями о прохождении красных линий по конкретным земельным участкам с 1995 года своим распоряжением от 14.03.2001 N 893 предоставила Кооперативу земельный участок площадью 4, 7532 га, расположенный по ул. Малиновского, 4 в г. Тюмени, с прилегающей территорией под существующие 1 120 гаражей в бессрочное (постоянное) пользование.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что отказ Администрации в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченных строительством нежилых строений - гаражей (литера А2, А3) по адресу: г. Тюмень, ул. Малиновского, д.4, для строительства которых и был предоставлен в 2001 году земельный участок без каких - либо указаний о прохождении по данному участку красных линий, утвержденных постановлением главы Администрации г. Тюмени от 05.07.1995 N 13, нельзя признать обоснованным.
Более того, поскольку постановление главы Администрации г. Тюмени от 05.07.1995 N 13 "Об утверждении проекта красных линий города Тюмени" затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина оно подлежит опубликованию для всеобщего сведения, исходя из части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
Аналогичные условия опубликования предусмотрены частью 8 статьи 61 Устава муниципального образования городской округ город Тюмень, принятого решением Тюменской городской Думы N 162 от 16.03.2005, согласно которого муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования) в средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления г. Тюмени, если соответствующим муниципальным правовым актом не установлен более поздний срок вступления его в силу (часть 1). Опубликование (обнародование) муниципального правового акта осуществляется не позднее чем в двухнедельный срок с момента принятия правового акта Тюменской городской Думы и не позднее чем в двухнедельный срок с момента подписания правового акта иного органа или должностного лица местного самоуправления города Тюмени (часть 6). Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста муниципального правового акта (часть 8).
Арбитражными судами установлено, что текст постановления Главы Администрации г. Тюмени от 05.07.1995 N 13 был опубликован только 19.01.2006 в издании "Тюменский курьер" N 5, являющемся официальным источником опубликования. Однако в опубликованной части данного постановления указывается только на факт утверждения проекта красных линий города Тюмени.
При этом из текста постановления не следует, по каким именно территориям проходят красные линии в городе Тюмени, картографический материал в данной публикации отсутствовал.
Данный текст постановления Главы Администрации г. Тюмени от 05.07.1995 N 13 был опубликован повторно 01.11.2008 в газете "Тюменский курьер".
Публикация постановления N 13 от 05.07.1995 представляла собой текст самого постановления, список постановлений, вносящих в него изменения (с обозначением улиц), а также картографический материал.
При этом картографический материал опубликован в настолько мелком масштабе, что не позволяет установить фактическое местонахождение красных линий относительно существующих строений и проездов.
Более того, из указанной публикации также невозможно установить к какой из редакций (первоначальной или измененной, на какую дату) постановления N 13 от 05.07.1995 данный картографический материал относится.
Опубликование текста постановления без картографического материала или с картографическим материалом в нечитаемом виде необоснованно ограничивает заинтересованных лиц в возможности свободного ознакомления с местоположением красных линий.
При указанных обстоятельствах и принимая во внимание то, что постановление главы Администрации г. Тюмени от 05.07.1995 N 13 "Об утверждении проекта красных линий города Тюмени" в установленном законе порядке в полном объеме официально опубликовано не было, суды пришли к правильному выводу о том, что данное постановление в соответствии со статьей 61 Устава г. Тюмени не вступило законную в силу и не соответствует части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, поэтому применению не подлежит.
Вступившими в законную силу судебными актами Арбитражного суда Тюменской области от 30.07.2008 по делу N А70-3152/25-2008, от 07.11.2008 по делу N А70-6136/25-2008, от 18.08.2009 по делу N А70-6379/2009, а также постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2438/10 установлено обстоятельство, при котором постановление главы Администрации г. Тюмени от 05.07.1995 N 13 "Об утверждении проекта красных линий города Тюмени" признано недействующим в оспариваемых частях в связи с не опубликованием данного постановления в полном объеме.
Частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах Администрация, для которой эти судебные акты также являются обязательным, необоснованно сослалась на то, что Кооперативом осуществлено строительством нежилых строений - гаражей (литера А2, А3) по адресу: г. Тюмень, ул. Малиновского, 4 за пределами красных линий, утвержденных постановлением главы Администрации г. Тюмени от 05.07.1995 N 13.
В силу изложенного, арбитражные суды правомерно пришли к выводу о доказанности нарушения отказом Администрации в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию вышеуказанных нежилых строений прав и законных интересов Кооператива, подлежащих защите, с возложением на Администрацию обязанности устранить данные нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Доводы заявителя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судебных инстанций, и по существу направлены на переоценку выводов судов о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательствах, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допустимо в суде кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и отмене не подлежат.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 19.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 02.11.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-5621/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 14.02.2011 ПО ДЕЛУ N А70-5621/2010
Разделы:Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 февраля 2011 г. по делу N А70-5621/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего В.И. Новоселова
судей Л.В. Беловой, Т.Я. Шабалковой
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Тюмени на решение от 19.08.2010 Арбитражного суда Тюменской области (судья О.А. Минеев) и постановление от 02.11.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ю.Н. Киричек, Е.П. Кливер, Н.Е. Иванова) по делу N А70-5621/2010 по иску заявлению Гаражного кооператива "Жигули" (ОГРН 1027200868023, ИНН 7203125174) к Администрации города Тюмени (ОГРН 1027200865284, ИНН 7201001092) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченных строительством нежилых строений и обязании Администрацию города Тюмени выдать данное разрешение.
- В заседании приняли участие представители: от Администрации г. Тюмени - М.Ю. Ерохина по доверенности от 08.12.2010 N 99/11;
- от Гаражного кооператива "Жигули" - А.А. Юрков, председатель правления кооператива на основании прав по должности (протокол конференции гаражного кооператива от 24.04.2010).
Суд
установил:
Гаражный кооператив "Жигули" (далее - Кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации города Тюмени (далее - Администрация) о признании незаконным отказа N 17-5807 от 09.09.2009 в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченных строительством нежилых строений - гаражей (литера А2, А3) по адресу: г. Тюмень, ул. Малиновского, д.4; об обязании Администрации выдать разрешение на ввод в эксплуатацию законченных строительством нежилых строений - гаражей (литера А2, А3) по адресу: г. Тюмень, ул. Малиновского, 4.
Решением от 19.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановление от 02.11.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Кооперативом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на необоснованность восстановление судом пропущенного срока для обжалования постановления об отказе Администрации в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченных строительством нежилых строений; нарушение судами норм материального и процессуального права; несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела; неправильным применением норм материального права; отсутствие оснований считать перечисленные в обжалуемых судебных актах судебные решения об обжаловании постановления главы Администрации г. Тюмени от 05.07.1995 N 13 "Об утверждении проекта красных линий города Тюмени" имеющими преюдициальное значения для рассмотрения данного дела, просит отменить принятые по делу судебные акты, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Кооперативом требований.
В отзыве на кассационную жалобу Кооператив просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на жалобу.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что распоряжением и.о. начальника территориального управления Администрации г. Тюмени по Ленинскому административному округу от 05.08.1996 Кооператив был зарегистрирован в качестве юридического лица за N 287 (л.д.6). На земельном участке площадью 4,7532 га, расположенном по ул. Малиновского, 4 в г. Тюмени, было осуществлено строительство 1 120 гаражей индивидуального пользования.
Распоряжением Администрации от 14.03.2001 N 893 указанный выше земельный участок с прилегающей территорией был предоставлен Кооперативу под существующие 1 120 гаражей в бессрочное (постоянное) пользование (л.д.8). Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 72:23:0106003:1.
Право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком зарегистрировано за заявителем в ЕГРП 28.05.2001 за записью регистрации N 72-01/01-17/2001-418.
Администрацией 30.01.2009 выдано Кооперативу разрешение N RU72304000-14-рв на ввод в эксплуатацию нежилых строений - гаражей, литеры А4-А6, А8, А10-А24, А30-А50, расположенных по ул. Малиновского, 4 в г. Тюмени.
Администрацией 12.08.2009 выдано Кооперативу разрешение N RU72304000-130-рв на ввод в эксплуатацию нежилых строений - гаражей, литеры А-А1, А7, А9, А25-А29, А51, расположенных по ул. Малиновского, 4 в г. Тюмени.
Кооператив обратился к Администрации с заявлением с приложением необходимых для выдачи разрешения документов, о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию нежилых строений - оставшихся гаражей, литеры А2, А3, расположенных по ул. Малиновского, 4 в г. Тюмени.
Письмом от 09.09.2009 N 17-5807 Администрация отказала заявителю в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию данных нежилых строений, обосновывая тем, что часть гаражей (литером А2, А3) расположены за пределами красных линий (на территории общего пользования), ссылаясь на топографические съемки от 27.10.2008, выполненные ФГУП "ЗапСибАГП" Тюменский геодезический центр".
Кооператив, полагая, что отказ Администрации выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченных строительством нежилых строений - гаражей (литера А2, А3) по адресу: г. Тюмень, ул. Малиновского, 4, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Арбитражные суды, удовлетворяя заявленные Кооперативом требования, исходили из того, что постановление главы Администрации г. Тюмени от 05.07.1995 N 13 "Об утверждении проекта красных линий города Тюмени" в соответствии со статьей 61 Устава города Тюмени не вступило в законную силу, и не соответствует части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, поэтому не подлежит применению. При таких обстоятельствах у Администрации отсутствовали правовые основания для отказа от 09.09.2009 N 17-5807 в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченных строительством нежилых строений - гаражей (литера А2, А3) по адресу: г. Тюмень, ул. Малиновского, 4.
При этом суд первой инстанции, признавая уважительными причины пропуска заявителем трехмесячного срока на обращение в арбитражный суд, восстановил Кооперативу данный срок и рассмотрел дело по существу.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает, что данные выводы арбитражных судов являются законными, исходя из установленных арбитражными судами фактических обстоятельств дела и действующего законодательства.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1). Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с положениями статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1).
Арбитражный суд восстанавливает пропущенный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления (часть 2).
Арбитражными судами установлено и следует из материалов дела, что установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок для обращения заявителя в арбитражный суд за защитой нарушенного права был пропущен Кооперативом, поэтому заявитель обратился в арбитражный суд с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи заявления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 18.11.2004 N 367-О " Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Владимир и Ольга" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 52 и частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее права на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Поскольку Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрен перечень уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить указанный срок, оценка уважительности обстоятельств, послуживших основанием для пропуска срока, является прерогативой суда, рассматривающего заявление о восстановлении пропущенного срока.
Удовлетворяя ходатайство о восстановлении пропущенного трехмесячного срока на обращение в арбитражный суд, суд первой инстанции, выводы которого в указанной части поддержал суд апелляционной инстанции, обоснованно принял во внимание тот факт, что Кооператив пытался разрешить вопрос о переносе красных линий (наличие которых явилось основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод спорных объектов в эксплуатацию) в досудебном порядке, а также пытался в судебном порядке признать недействующим постановление Администрации от 03.04.2009 N 35 в части отказа внесения изменений в проект спорных красных линий в районе ул. Малиновского г. Тюмени.
Из материалов дела следует, что Кооператив обратился с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию нежилых строений - гаражей, литеры А2-А3, расположенных по ул. Малиновского, 4 в г. Тюмени, с приложением необходимых для выдачи разрешения документов.
Администрация, отказывая в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию нежилых строений - спорных гаражей за литером А2, А3 сослалась на расположение данных объектов (части) за пределами красных линий (на территории общего пользования), то есть по мнению Администрации возведенных в нарушение положений пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которого красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты). Строительство объектов недвижимости за пределами красных линий запрещено.
Однако, исходя из обстоятельств дела, правомерными являются выводы судов первой и апелляционной инстанций, что данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченных строительством нежилых строений - гаражей (литера А2, А3) по адресу: г. Тюмень, ул. Малиновского, 4.
На территории муниципального образования город Тюмень красные линии утверждены постановлением главы Администрации г. Тюмени от 05.07.1995 N 13.
Между тем, Администрация, располагая сведениями о прохождении красных линий по конкретным земельным участкам с 1995 года своим распоряжением от 14.03.2001 N 893 предоставила Кооперативу земельный участок площадью 4, 7532 га, расположенный по ул. Малиновского, 4 в г. Тюмени, с прилегающей территорией под существующие 1 120 гаражей в бессрочное (постоянное) пользование.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что отказ Администрации в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченных строительством нежилых строений - гаражей (литера А2, А3) по адресу: г. Тюмень, ул. Малиновского, д.4, для строительства которых и был предоставлен в 2001 году земельный участок без каких - либо указаний о прохождении по данному участку красных линий, утвержденных постановлением главы Администрации г. Тюмени от 05.07.1995 N 13, нельзя признать обоснованным.
Более того, поскольку постановление главы Администрации г. Тюмени от 05.07.1995 N 13 "Об утверждении проекта красных линий города Тюмени" затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина оно подлежит опубликованию для всеобщего сведения, исходя из части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
Аналогичные условия опубликования предусмотрены частью 8 статьи 61 Устава муниципального образования городской округ город Тюмень, принятого решением Тюменской городской Думы N 162 от 16.03.2005, согласно которого муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования) в средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления г. Тюмени, если соответствующим муниципальным правовым актом не установлен более поздний срок вступления его в силу (часть 1). Опубликование (обнародование) муниципального правового акта осуществляется не позднее чем в двухнедельный срок с момента принятия правового акта Тюменской городской Думы и не позднее чем в двухнедельный срок с момента подписания правового акта иного органа или должностного лица местного самоуправления города Тюмени (часть 6). Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста муниципального правового акта (часть 8).
Арбитражными судами установлено, что текст постановления Главы Администрации г. Тюмени от 05.07.1995 N 13 был опубликован только 19.01.2006 в издании "Тюменский курьер" N 5, являющемся официальным источником опубликования. Однако в опубликованной части данного постановления указывается только на факт утверждения проекта красных линий города Тюмени.
При этом из текста постановления не следует, по каким именно территориям проходят красные линии в городе Тюмени, картографический материал в данной публикации отсутствовал.
Данный текст постановления Главы Администрации г. Тюмени от 05.07.1995 N 13 был опубликован повторно 01.11.2008 в газете "Тюменский курьер".
Публикация постановления N 13 от 05.07.1995 представляла собой текст самого постановления, список постановлений, вносящих в него изменения (с обозначением улиц), а также картографический материал.
При этом картографический материал опубликован в настолько мелком масштабе, что не позволяет установить фактическое местонахождение красных линий относительно существующих строений и проездов.
Более того, из указанной публикации также невозможно установить к какой из редакций (первоначальной или измененной, на какую дату) постановления N 13 от 05.07.1995 данный картографический материал относится.
Опубликование текста постановления без картографического материала или с картографическим материалом в нечитаемом виде необоснованно ограничивает заинтересованных лиц в возможности свободного ознакомления с местоположением красных линий.
При указанных обстоятельствах и принимая во внимание то, что постановление главы Администрации г. Тюмени от 05.07.1995 N 13 "Об утверждении проекта красных линий города Тюмени" в установленном законе порядке в полном объеме официально опубликовано не было, суды пришли к правильному выводу о том, что данное постановление в соответствии со статьей 61 Устава г. Тюмени не вступило законную в силу и не соответствует части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, поэтому применению не подлежит.
Вступившими в законную силу судебными актами Арбитражного суда Тюменской области от 30.07.2008 по делу N А70-3152/25-2008, от 07.11.2008 по делу N А70-6136/25-2008, от 18.08.2009 по делу N А70-6379/2009, а также постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2438/10 установлено обстоятельство, при котором постановление главы Администрации г. Тюмени от 05.07.1995 N 13 "Об утверждении проекта красных линий города Тюмени" признано недействующим в оспариваемых частях в связи с не опубликованием данного постановления в полном объеме.
Частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах Администрация, для которой эти судебные акты также являются обязательным, необоснованно сослалась на то, что Кооперативом осуществлено строительством нежилых строений - гаражей (литера А2, А3) по адресу: г. Тюмень, ул. Малиновского, 4 за пределами красных линий, утвержденных постановлением главы Администрации г. Тюмени от 05.07.1995 N 13.
В силу изложенного, арбитражные суды правомерно пришли к выводу о доказанности нарушения отказом Администрации в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию вышеуказанных нежилых строений прав и законных интересов Кооператива, подлежащих защите, с возложением на Администрацию обязанности устранить данные нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Доводы заявителя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судебных инстанций, и по существу направлены на переоценку выводов судов о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательствах, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допустимо в суде кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и отмене не подлежат.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 19.07.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 02.11.2010 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-5621/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.НОВОСЕЛОВ
В.И.НОВОСЕЛОВ
Судьи
Л.В.БЕЛОВА
Т.Я.ШАБАЛКОВА
Л.В.БЕЛОВА
Т.Я.ШАБАЛКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)