Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Еремичевой Н.В., Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А.,
при участии:
от ООО "Паритет-Авто" (г. Брянск, ОГРН 1073254006000, ИНН 3250501943): Кузнецов С.И. - представитель по доверенности от 14.03.2011 N 2,
от главы города Брянска (г. Брянск, ОГРН 1023202735302, ИНН 3201004674):
от ООО "УСК "Надежда" (г. Брянск, ОГРН 1103256003290, ИНН 3255512554): Ковтун П.В. - представитель по доверенности от 09.05.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы главы города Брянска и ООО "УСК "Надежда" на решение Арбитражного суда Брянской области от 19 октября 2011 года по делу N А09-2649/2011 (судья Мишакин В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Паритет-Авто" (далее - ООО "Паритет-Авто") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к главе города Брянска, с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Универсальная строительная компания "Надежда" (далее - ООО "УСК "Надежда"), о признании недействительным пункта 1.30 постановления от 07.04.2011 N 409-пг "О назначении публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, отклонения от предельных параметров строительства".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.10.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда, глава города Брянска и ООО "УСК "Надежда" обратились в суд апелляционной инстанции с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Оспаривая решение Арбитражного суда Брянской области, заявители жалоб указывают на отсутствие правовых оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным. Кроме того, считают, что указанный ненормативный правовой акт не нарушает прав заявителя, а ООО "Паритет-Авто" выбран ненадлежащий способ защиты своих прав.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Брянской области от 19.10.2011 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его отмены, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 10.09.2007 между ООО "Паритет-Авто" (арендатор) и Управлением имущественных отношений Брянской области (арендодатель) заключен договор N 40741 аренды земельного участка площадью 9 140 кв. м, кадастровый номер 32:28:0030503:10, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Авиационная, д. 11-А. Договор зарегистрирован УФРС Брянской области 10.10.2007. К указанному договору аренды заключено дополнительное соглашение от 25.05.2009, прошедшее государственную регистрацию 18.08.2009.
Согласно вышеуказанному дополнительному соглашению от 25.05.2009 и кадастровой выписке от 23.11.2010 N 32/201/10-53704 земельный участок предоставлен ООО "Паритет-Авто" для использования территории автостоянки (платной) личного автотранспорта на 350 машин, автосалона с сервисной мастерской и административным зданием.
Арендатором смежного земельного участка с кадастровым номером 32:28:030501:45, площадью 9131 кв. м, является ООО "УСК "Надежда", что подтверждается планом кадастрового квартала 32:28:0030501 от 01.04.2011, планом кадастрового квартала 32:28:0030503 от 01.04.2011, выпиской из ЕГРП от 07.04.2011 N 01/019/2011-730.
На вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером 32:28:030501:45 ООО "УСК "Надежда" осуществляется строительство многоэтажного жилого дома, поз. 3 (2 очередь строительства), находящегося в зоне многоквартирных многоэтажных жилых домов (от 4-х этажей и выше) (Ж1).
Постановлением главы города Брянска от 07.04.2011 N 409-пг, опубликованным в муниципальной газете "Брянск" от 08.04.2011 N 13 (587), были назначены публичные слушания по вопросам представления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, отклонения от предельных параметров разрешенного строительства.
Пунктом 1.30 вышеуказанного постановления на публичные слушания вынесен вопрос о предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров (минимальная площадь земельного участка проектируемого жилого дома должна составлять 34% от общей площади жилого дома, максимальная - 98% от общей площади жилого дома; максимальный процент застройки земельного участка многоквартирного жилого дома - 35%; отступ от границ смежных земельных участков - отсутствует) на земельном участке с кадастровым номером 32:28:030501:45, площадью 9 131 кв. м, расположенном по адресу: город Брянск, Советский район, микрорайон 4, поз. 3 (II очередь строительства), находящемся в зоне многоквартирных домов (от 4 этажей и выше) (Ж1).
Полагая, что ООО "УСК "Надежда" в процессе возведения многоквартирного жилого дома нарушаются требования технических регламентов, а кроме того, вынесение на публичные слушания вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров строительства не соответствует законодательству и нарушает права ООО "Паритет-Авто" в сфере обеспечения пожарной безопасности при осуществлении экономической деятельности на арендуемом земельном участке, ООО "Паритет-Авто" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что пункт 1.30 постановления от 07.04.2011 N 409-пг "О назначении публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, отклонения от предельных параметров строительства" не соответствует законодательству, регламентирующему порядок принятия муниципальных правовых актов, а также нарушает права и законные интересы ООО "Паритет-Авто". При этом суд пришел к выводу о доказанности факта нарушения со стороны ООО "УСК "Надежда" требований технических регламентов при строительстве жилого дома, в связи с чем испрашиваемое им разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части несоблюдения отступа от границ смежного земельного участка, увеличения процента застройки земельного участка многоквартирного жилого дома, отклонения от установленного соотношения площади застройки земельного участка к площади многоквартирного дома не может быть выдано застройщику. Кроме того, ООО "УСК "Надежда" при возведении многоэтажного жилого дома на вышеуказанном земельном участке допущены существенные нарушения градостроительного, пожарного и санитарного законодательства, а следовательно, создается угроза жизни и здоровью неограниченного круга граждан, в том числе находящихся на земельном участке, арендуемом ООО "Паритет-Авто", а также потенциальных жильцов возводимого жилого дома.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с доводами заявителей жалоб и отменяя решение Арбитражного суда Брянской области, исходит из следующего.
Разрешая спор, предметом которого являлось признание недействительным ненормативного правового акта главы города Брянска в части вопроса о назначении публичных слушаний о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, суд первой инстанции дал оценку невозможности выдачи ООО "УСК "Надежда" разрешения на отклонение от предельных параметров, тем самым вышел за пределы заявленных требований, поскольку в рамках рассматриваемого спора должно было проверяться на соответствие закону постановление от 07.04.2011 N 409-пг в оспариваемой заявителем части и выяснение вопроса о том, нарушаются ли указанным актом права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Согласно части 3 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ лицо, заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
В силу части 4 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
Порядок проведения публичных слушаний в городе Брянске определен Положением о публичных слушаниях в городе Брянске, утвержденным постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 06.10.2005 N 170-п.
В соответствии с пунктом 5.1 вышеназванного Положения публичные слушания, проводимые по инициативе населения или городского Совета народных депутатов, назначаются городским Советом народных депутатов, а по инициативе главы города Брянска - главой города Брянска.
Таким образом, вопрос отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, внесенный ООО "УСК "Надежда" в комиссию Брянской городской администрации, в соответствии с требованиями вышеназванных правовых актов должен быть рассмотрен на публичных слушаниях. Возможность оспаривания решения органа местного самоуправления о назначении публичных слушаний Градостроительным кодексом РФ не предусмотрена.
Кроме того, действующее законодательство на стадии назначения публичных слушаний по вопросу отклонения от предельных параметров разрешенного строительства не предоставляет главе муниципального образования либо иному органу местного самоуправления права отказывать заинтересованным лицам в назначении публичных слушаний по различным основаниям, в том числе и при несоответствии внесенного вопроса техническим регламентам.
Градостроительным кодексом РФ в данном случае предусмотрен иной порядок принятия решения об отказе в выдаче соответствующего разрешения.
В соответствии с частью 5 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Согласно части 6 указанной статьи глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Таким образом, именно глава городской администрации, а не глава города Брянска наделен полномочиями по принятию решения об отказе в выдаче разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства в случае несоответствия соответствующего вопроса действующему законодательству.
Глава города Брянска в соответствии с требованиями части 4 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ обязан лишь назначить публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства с целью изучения мнения населения по указанному вопросу.
В случае если вопрос отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, поставленный на разрешение обществом "УСК "Надежда", не соответствует действующему законодательству, соответствующая комиссия Брянской городской администрации после проведения публичных слушаний должна внести главе городской администрации рекомендации по отказу в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, а глава городской администрации принять соответственно решение об отказе в выдаче такого разрешения.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный правовой акт о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не может не соответствовать закону и нарушать права и законные интересы заявителя, поскольку направлен на изучение общественного мнения по вопросу получения соответствующего разрешения. Оспариваемый акт не может порождать для заявителя никаких правовых последствий, кроме права подачи своего предложения на опубликованные для обсуждения вопросы публичных слушаний и права на принятие участия в проводимых публичных слушаниях и выражение своего мнения по рассматриваемым вопросам.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что пункт 1.30 постановления от 07.04.2011 N 409-пг "О назначении публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, отклонения от предельных параметров строительства" не соответствует законодательству, регламентирующему порядок принятия муниципальных правовых актов, а также нарушает права и законные интересы ООО "Паритет-Авто", является ошибочным.
Выводы суда первой инстанции о том, что ООО "УСК "Надежда" при возведении многоэтажного жилого дома на вышеуказанном земельном участке допущены существенные нарушения градостроительного, пожарного и санитарного законодательства, а следовательно, создается угроза жизни и здоровью неограниченного круга граждан, в том числе находящихся на земельном участке, арендуемом ООО "Паритет-Авто", а также потенциальных жильцов возводимого жилого дома, выходят за рамки рассматриваемого спора.
Кроме того, необходимо отметить, что постановление от 07.04.2011 N 409-пг "О назначении публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, отклонения от предельных параметров строительства" не устанавливает и не подтверждает нарушений, допущенных при строительстве многоэтажного жилого дома.
При вышеуказанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные ООО "Паритет-Авто" требования оставлению без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при обжаловании судебных актов по делам рассматриваемой категории юридическими лицами государственная пошлина уплачивается в размере 1 000 рублей.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ООО "УСК "Надежда" была уплачена государственная пошлина в большем размере, в соответствии со ст. 104 АПК РФ и пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
При таких обстоятельствах с ООО "Паритет-Авто" в пользу ООО "УСК "Надежда" подлежит взысканию 1000 рублей судебных расходов по уплате госпошлины.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 269 п. 2, 270 п. 4 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 19 октября 2011 года по делу N А09-2649/2011 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Паритет-Авто" о признании недействительным пункта 1.30 постановления от 07.04.2011 N 409-пг "О назначении публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, отклонения от предельных параметров строительства" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Паритет-Авто" (241037, г. Брянск, ул. Авиационная, д. 11а, ОГРН 1073254006000, ИНН 3250501943) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Универсальная строительная компания "Надежда" (241035, г. Брянск, ул. Ульянова, д. 14, ОГРН 1103256003290, ИНН 3255512554) 1 000 рублей в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Универсальная строительная компания "Надежда" из федерального бюджета 1 000 рублей госпошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 90 от 25.10.2011.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В порядке ч. 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.А.ПОЛЫНКИНА
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Е.Н.ТИМАШКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.01.2012 ПО ДЕЛУ N А09-2649/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2012 г. по делу N А09-2649/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Еремичевой Н.В., Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А.,
при участии:
от ООО "Паритет-Авто" (г. Брянск, ОГРН 1073254006000, ИНН 3250501943): Кузнецов С.И. - представитель по доверенности от 14.03.2011 N 2,
от главы города Брянска (г. Брянск, ОГРН 1023202735302, ИНН 3201004674):
от ООО "УСК "Надежда" (г. Брянск, ОГРН 1103256003290, ИНН 3255512554): Ковтун П.В. - представитель по доверенности от 09.05.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы главы города Брянска и ООО "УСК "Надежда" на решение Арбитражного суда Брянской области от 19 октября 2011 года по делу N А09-2649/2011 (судья Мишакин В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Паритет-Авто" (далее - ООО "Паритет-Авто") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к главе города Брянска, с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Универсальная строительная компания "Надежда" (далее - ООО "УСК "Надежда"), о признании недействительным пункта 1.30 постановления от 07.04.2011 N 409-пг "О назначении публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, отклонения от предельных параметров строительства".
Решением Арбитражного суда Брянской области от 19.10.2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда, глава города Брянска и ООО "УСК "Надежда" обратились в суд апелляционной инстанции с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Оспаривая решение Арбитражного суда Брянской области, заявители жалоб указывают на отсутствие правовых оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным. Кроме того, считают, что указанный ненормативный правовой акт не нарушает прав заявителя, а ООО "Паритет-Авто" выбран ненадлежащий способ защиты своих прав.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Брянской области от 19.10.2011 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом судом апелляционной инстанции установлены основания для его отмены, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 10.09.2007 между ООО "Паритет-Авто" (арендатор) и Управлением имущественных отношений Брянской области (арендодатель) заключен договор N 40741 аренды земельного участка площадью 9 140 кв. м, кадастровый номер 32:28:0030503:10, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Авиационная, д. 11-А. Договор зарегистрирован УФРС Брянской области 10.10.2007. К указанному договору аренды заключено дополнительное соглашение от 25.05.2009, прошедшее государственную регистрацию 18.08.2009.
Согласно вышеуказанному дополнительному соглашению от 25.05.2009 и кадастровой выписке от 23.11.2010 N 32/201/10-53704 земельный участок предоставлен ООО "Паритет-Авто" для использования территории автостоянки (платной) личного автотранспорта на 350 машин, автосалона с сервисной мастерской и административным зданием.
Арендатором смежного земельного участка с кадастровым номером 32:28:030501:45, площадью 9131 кв. м, является ООО "УСК "Надежда", что подтверждается планом кадастрового квартала 32:28:0030501 от 01.04.2011, планом кадастрового квартала 32:28:0030503 от 01.04.2011, выпиской из ЕГРП от 07.04.2011 N 01/019/2011-730.
На вышеуказанном земельном участке с кадастровым номером 32:28:030501:45 ООО "УСК "Надежда" осуществляется строительство многоэтажного жилого дома, поз. 3 (2 очередь строительства), находящегося в зоне многоквартирных многоэтажных жилых домов (от 4-х этажей и выше) (Ж1).
Постановлением главы города Брянска от 07.04.2011 N 409-пг, опубликованным в муниципальной газете "Брянск" от 08.04.2011 N 13 (587), были назначены публичные слушания по вопросам представления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, отклонения от предельных параметров разрешенного строительства.
Пунктом 1.30 вышеуказанного постановления на публичные слушания вынесен вопрос о предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров (минимальная площадь земельного участка проектируемого жилого дома должна составлять 34% от общей площади жилого дома, максимальная - 98% от общей площади жилого дома; максимальный процент застройки земельного участка многоквартирного жилого дома - 35%; отступ от границ смежных земельных участков - отсутствует) на земельном участке с кадастровым номером 32:28:030501:45, площадью 9 131 кв. м, расположенном по адресу: город Брянск, Советский район, микрорайон 4, поз. 3 (II очередь строительства), находящемся в зоне многоквартирных домов (от 4 этажей и выше) (Ж1).
Полагая, что ООО "УСК "Надежда" в процессе возведения многоквартирного жилого дома нарушаются требования технических регламентов, а кроме того, вынесение на публичные слушания вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров строительства не соответствует законодательству и нарушает права ООО "Паритет-Авто" в сфере обеспечения пожарной безопасности при осуществлении экономической деятельности на арендуемом земельном участке, ООО "Паритет-Авто" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что пункт 1.30 постановления от 07.04.2011 N 409-пг "О назначении публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, отклонения от предельных параметров строительства" не соответствует законодательству, регламентирующему порядок принятия муниципальных правовых актов, а также нарушает права и законные интересы ООО "Паритет-Авто". При этом суд пришел к выводу о доказанности факта нарушения со стороны ООО "УСК "Надежда" требований технических регламентов при строительстве жилого дома, в связи с чем испрашиваемое им разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части несоблюдения отступа от границ смежного земельного участка, увеличения процента застройки земельного участка многоквартирного жилого дома, отклонения от установленного соотношения площади застройки земельного участка к площади многоквартирного дома не может быть выдано застройщику. Кроме того, ООО "УСК "Надежда" при возведении многоэтажного жилого дома на вышеуказанном земельном участке допущены существенные нарушения градостроительного, пожарного и санитарного законодательства, а следовательно, создается угроза жизни и здоровью неограниченного круга граждан, в том числе находящихся на земельном участке, арендуемом ООО "Паритет-Авто", а также потенциальных жильцов возводимого жилого дома.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с доводами заявителей жалоб и отменяя решение Арбитражного суда Брянской области, исходит из следующего.
Разрешая спор, предметом которого являлось признание недействительным ненормативного правового акта главы города Брянска в части вопроса о назначении публичных слушаний о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, суд первой инстанции дал оценку невозможности выдачи ООО "УСК "Надежда" разрешения на отклонение от предельных параметров, тем самым вышел за пределы заявленных требований, поскольку в рамках рассматриваемого спора должно было проверяться на соответствие закону постановление от 07.04.2011 N 409-пг в оспариваемой заявителем части и выяснение вопроса о том, нарушаются ли указанным актом права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
Согласно части 3 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ лицо, заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
В силу части 4 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
Порядок проведения публичных слушаний в городе Брянске определен Положением о публичных слушаниях в городе Брянске, утвержденным постановлением Брянского городского Совета народных депутатов от 06.10.2005 N 170-п.
В соответствии с пунктом 5.1 вышеназванного Положения публичные слушания, проводимые по инициативе населения или городского Совета народных депутатов, назначаются городским Советом народных депутатов, а по инициативе главы города Брянска - главой города Брянска.
Таким образом, вопрос отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, внесенный ООО "УСК "Надежда" в комиссию Брянской городской администрации, в соответствии с требованиями вышеназванных правовых актов должен быть рассмотрен на публичных слушаниях. Возможность оспаривания решения органа местного самоуправления о назначении публичных слушаний Градостроительным кодексом РФ не предусмотрена.
Кроме того, действующее законодательство на стадии назначения публичных слушаний по вопросу отклонения от предельных параметров разрешенного строительства не предоставляет главе муниципального образования либо иному органу местного самоуправления права отказывать заинтересованным лицам в назначении публичных слушаний по различным основаниям, в том числе и при несоответствии внесенного вопроса техническим регламентам.
Градостроительным кодексом РФ в данном случае предусмотрен иной порядок принятия решения об отказе в выдаче соответствующего разрешения.
В соответствии с частью 5 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Согласно части 6 указанной статьи глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Таким образом, именно глава городской администрации, а не глава города Брянска наделен полномочиями по принятию решения об отказе в выдаче разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства в случае несоответствия соответствующего вопроса действующему законодательству.
Глава города Брянска в соответствии с требованиями части 4 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ обязан лишь назначить публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства с целью изучения мнения населения по указанному вопросу.
В случае если вопрос отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, поставленный на разрешение обществом "УСК "Надежда", не соответствует действующему законодательству, соответствующая комиссия Брянской городской администрации после проведения публичных слушаний должна внести главе городской администрации рекомендации по отказу в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, а глава городской администрации принять соответственно решение об отказе в выдаче такого разрешения.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный правовой акт о назначении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не может не соответствовать закону и нарушать права и законные интересы заявителя, поскольку направлен на изучение общественного мнения по вопросу получения соответствующего разрешения. Оспариваемый акт не может порождать для заявителя никаких правовых последствий, кроме права подачи своего предложения на опубликованные для обсуждения вопросы публичных слушаний и права на принятие участия в проводимых публичных слушаниях и выражение своего мнения по рассматриваемым вопросам.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что пункт 1.30 постановления от 07.04.2011 N 409-пг "О назначении публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, отклонения от предельных параметров строительства" не соответствует законодательству, регламентирующему порядок принятия муниципальных правовых актов, а также нарушает права и законные интересы ООО "Паритет-Авто", является ошибочным.
Выводы суда первой инстанции о том, что ООО "УСК "Надежда" при возведении многоэтажного жилого дома на вышеуказанном земельном участке допущены существенные нарушения градостроительного, пожарного и санитарного законодательства, а следовательно, создается угроза жизни и здоровью неограниченного круга граждан, в том числе находящихся на земельном участке, арендуемом ООО "Паритет-Авто", а также потенциальных жильцов возводимого жилого дома, выходят за рамки рассматриваемого спора.
Кроме того, необходимо отметить, что постановление от 07.04.2011 N 409-пг "О назначении публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, отклонения от предельных параметров строительства" не устанавливает и не подтверждает нарушений, допущенных при строительстве многоэтажного жилого дома.
При вышеуказанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные ООО "Паритет-Авто" требования оставлению без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при обжаловании судебных актов по делам рассматриваемой категории юридическими лицами государственная пошлина уплачивается в размере 1 000 рублей.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ООО "УСК "Надежда" была уплачена государственная пошлина в большем размере, в соответствии со ст. 104 АПК РФ и пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
При таких обстоятельствах с ООО "Паритет-Авто" в пользу ООО "УСК "Надежда" подлежит взысканию 1000 рублей судебных расходов по уплате госпошлины.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 269 п. 2, 270 п. 4 ч. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 19 октября 2011 года по делу N А09-2649/2011 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Паритет-Авто" о признании недействительным пункта 1.30 постановления от 07.04.2011 N 409-пг "О назначении публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, отклонения от предельных параметров строительства" отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Паритет-Авто" (241037, г. Брянск, ул. Авиационная, д. 11а, ОГРН 1073254006000, ИНН 3250501943) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Универсальная строительная компания "Надежда" (241035, г. Брянск, ул. Ульянова, д. 14, ОГРН 1103256003290, ИНН 3255512554) 1 000 рублей в возмещение расходов по уплате госпошлины.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Универсальная строительная компания "Надежда" из федерального бюджета 1 000 рублей госпошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 90 от 25.10.2011.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В порядке ч. 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.А.ПОЛЫНКИНА
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
Е.Н.ТИМАШКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)