Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.11.2010 N 17АП-10448/2010-ГК ПО ДЕЛУ N А50-42271/2009

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2010 г. N 17АП-10448/2010-ГК

Дело N А50-42271/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 ноября 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дружининой Л.В.
судей Рубцовой Л.В., Назаровой В.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Минкович И.А.
при участии:
- от истца, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми - Каракулова В.С., удостоверение, доверенность от 09.08.2010 г. N И-04-19-624;
- от ответчика, ООО УК "ТВАЛС" - Суслов А.А., паспорт, доверенность от 28.12.2009 г. N 28/12/09; Баландин Д.Ю., паспорт, доверенность от 28.01.2010 г. N 28/01/10;
- от третьих лиц, ООО МУ "Технический надзор за капитальным ремонтом"; ООО "Теплострой"; ООО "ПК "Всеволод"; ООО "Уральские строительные технологии" - не явились;
- лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТВАЛС"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 26 августа 2010 года
по делу N А50-42271/2009,
принятое судьей Н.Я.Гараевой
по иску Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТВАЛС"
третьи лица: муниципальное учреждение "Технический надзор за капитальным ремонтом", общество с ограниченной ответственностью "Теплострой", общество с ограниченной ответственностью "ПК "Всеволод", общество с ограниченной ответственностью "Уральские строительные технологии"
о взыскании убытков,

установил:

Управление жилищно-коммунальным хозяйством администрации г. Перми (далее - УЖКХ администрации г. Перми, истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ТВАЛС" (далее - ООО УК "ТВАЛС", ответчик) о взыскании 574 423 руб. 51 коп. убытков, вызванных нецелевым использование перечисленных истцом ответчику по договору долевого финансировании капитального ремонта имущества N 335/2008 от 08.09.2008 г. денежных средств, выразившимся в несоответствии финансировании и объемов выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 203 по ул. Ш. Космонавтов, город Пермь на основании статей 15, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона РФ от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Постановления Правительства Пермского края от 08.02.2008 г. N 14-п "Об утверждении Порядка реализации приоритетного регионального проекта "Достойное жилье", решения Пермской городской Думы от 25.03.2008 г. N 74 "Об утверждении Порядка предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах" (т. 1, л.д. 4-6).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 29.12.2009 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено муниципальное учреждение "Технический надзор за капитальным ремонтом" (т. 1, л.д. 1-3).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 12.02.2010 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на основании ст. 51 АПК РФ привлечены ООО "Теплострой", ООО "ПК "Всеволод", ООО "Уральские строительные технологии" (т. 1, л.д. 103-104).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 24.03.2010 г. по ходатайству истца (т. 1, л.д. 105) назначена судебно-техническая экспертиза, производство по делу приостановлено т. 1, л.д. 147-149).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 26.07.2010 г. производство по делу возобновлено (т. 2, л.д. 42).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.08.2010 г. (резолютивная часть от 20.08.2010 г., судья Н.Я.Гараева) исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 567 740 руб. 54 коп. убытков, 33 407 руб. 75 коп. судебных расходов на оплату экспертизы. В удовлетворении остальной части иска отказано. Также с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 12 101 руб. 78 коп. госпошлины по иску (т. 2, л.д. 89-94).
Ответчик, ООО УК "ТВАЛС", с решением суда первой инстанции не согласился, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
Считает, что судом первой инстанции не применена ст. 393 ГК РФ, согласно которой основанием возникновения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков является неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. Поскольку договор долевого финансирования капитального ремонта имущества N 335/2008 от 08.09.2008 г., а также действующее законодательство не дает понятия "нецелевое использование денежных средств", суд необоснованно квалифицировал факт неисполнения подрядчиками определенных объемов работ в качестве убытков истца. Поступившие из бюджета на расчетный счет ответчика денежные средства использованы им для расчетов с подрядными организациями - ООО "Теплострой", ООО "ПК "Всеволод", ООО "Уральские строительные технологии". Доказательств того, что истец понес или должен будет понести затраты, необходимые для восстановления нарушенного права, не представлено, в связи с чем, ответчик полагает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права. Кроме того, ответчик указывает, что УЖКХ администрации г. Перми не доказано, что оно является потерпевшей стороной, имеющей право требовать возмещения убытков. Поскольку финансирование производилось за счет бюджетных средств, к отношениям сторон подлежат применению нормы бюджетного законодательства, в том числе о виде ответственности, установленной ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Истец, УЖКХ администрации г. Перми, представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что по итогам проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, было установлено завышение расценок и объемов работ. Проведенная в рамках дела судом первой инстанции экспертиза подтвердила, что фактически выполненные работы по капитальному ремонту крыши в многоквартирном доме по N 203 по ул. Ш. Космонавтов не соответствует объемам работ, указанных в актах приемки. Считает, что суд первой инстанции при таких обстоятельствах обоснованно взыскал с ответчика убытки, вызванные использованием ООО "УК "ТВАЛС" денежных средств не по назначению. Опроверг доводы апелляционной жалобы об отсутствии прав у истца на обращение с настоящим иском. Считает, что истец, являясь главным распорядителем бюджетных средств, выделенных для реализации адресной программы капитального ремонта общего имущества собственников многоквартирных домов, принял на себя бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов. Соответственно, как главный распорядитель бюджетных средств в данной отрасли и как сторона по договору долевого финансирования вправе предъявлять требования о взыскании убытков. Просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица, отзывов на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание явку представителей не обеспечили.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании заявки ООО УК "ТВАЛС" от 08.09.2008 г. (т. 1, л.д. 83) между ООО УК "ТВАЛС" (Исполнитель) и УЖКХ администрации г. Перми (Плательщик) заключен договор долевого финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме N 335/2008 от 08.09.2008 г., в соответствии с условиями которого Плательщик принимает на себя обязательства предоставить на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета города (в том числе за счет средств софинансирования, передаваемых в бюджет города из регионального бюджета и фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства) средства финансовой поддержки Исполнителю на проведение капитального ремонта крыши в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, дом N 203 на условиях долевого финансирования расходов собственников помещений в многоквартирных домах в размере, предусмотренном настоящим договором (т. 1, л.д. 12-15).
Согласно п. 1.2 договора предоставление финансовой поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме производится в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ, Закона Пермского края от 17.06.2008 г. N 250-ПК, решения Пермской городской Думы от 25.03.2008 г. N 74 в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 30.06.2008 г. N 199-п и Постановлением администрации города от 30.05.2008 г. N 465 "Об утверждении муниципальной адресной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах города Перми на 2008 год".
Пунктами 2.1, 2.2. договора от 08.09.2008 г. предусмотрено, что Плательщик предоставляет Исполнителю средства финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием средств финансовой поддержки, выделенных из бюджета города на капитальный ремонт.
Пунктами 3.1 договора предусмотрена обязанность Исполнителя по обеспечению целевого и эффективного использования средств финансовой поддержки выделенных из бюджета города на капитальный ремонт, предоставлению отчетов об использовании средств финансовой поддержки.
Общая стоимость капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме составляет 2 479 200 руб. 00 коп. (п. 4.1 договора N 335/2008 от 08.09.2008 г.).
Размер финансовой поддержки бюджета составляет 2 355 240 руб. 00 коп. (п. 4.2 договора N 335/2008 от 08.09.2008 г.).
Порядок перечисления денежных средств установлен разделом 4 договора.
Денежные средств в размере 2 355 240 руб. 00 коп. перечислены истцом ответчику, что подтверждается заявками на оплату расходов (т. 2, л.д. 73-81), ответчик не оспаривается.
Во исполнение принятых по договору N 335/2008 от 08.09.2008 г. обязательств ООО УК "ТВАЛС" заключило с ООО "Теплострой" договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома N 12-2 (т. 1, л.д. 16-21), с ООО "Теплострой" договор на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем водоснабжения, водоотведения и крыши многоквартирных домов в Индустриальном районе г. Перми (т. 1, л.д. 22-24), с ООО "Теплострой" договор на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, Шоссе Космонавтов, дом N 203 (т. 1, л.д. 25-27), с ООО "Уральские Строительные Технологии" договор от 22.08.2008 г. на выполнение функций по осуществлению технического надзора на объекте: г. Пермь, Шоссе Космонавтов, дом N 203 (т. 1, л.д. 29-32).
Предусмотренные указанными договорами работы выполнены и сданы ответчику, что подтверждается справками о стоимости выполненных работах и затратах (т. 1, л.д. 34-46), отчетами об использовании бюджетных средств (т. 1, л.д. 48-49), актами о приемке выполненных работ (т. 1, л.д. 52-70).
По акту о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией от 17.12.2008 г. предъявленные к приемке и законченные капитальным ремонтом крыши по ул. Шоссе Космонавтов, 203, приняты в эксплуатацию (т. 1, л.д. 50-51).
Как указывает истец в исковом заявлении в целях осуществления контроля целевого и эффективного использования бюджетных средств, предоставленных на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, МУ "Технический надзор за капитальным ремонтом" поручено организовать инспекционную проверки многоквартирного дома N 203 по ул. Шоссе Космонавтов г. Перми.
По результатам проведенной МУ "Технический надзор за капитальным ремонтом" проверки, оформленным актами контрольной проверки проектной документации от 26.02.2009 г., от 16.03.2009 г. выявлено превышение сумм на проектно-сметные работы в размере 196 450 руб., а также превышение суммы на проведение работ (необоснованное применение расценок, завышение объемов) в размере 408 206 руб. 33 коп.
С учетом доли собственников помещений - 30 232 руб. 82 коп. (5%), размер финансовой поддержки, использованной ответчиком не по целевому назначению составил 574 423 руб. 51 коп., что послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции по итогам проведенной по делу судебно-технической экспертизы исходил из отсутствия доказательств возврата денежных средств, перечисленных ответчику за объем оплаченных и фактически не выполненных работ по ремонту крыши многоквартирного дома N 203 по ул. Ш. Космонавтов, не достижения результата в виде предусмотренного им ремонта крыши, наличия в связи с этим у истца убытков, наличия правомочий у истца на обращение в арбитражный суд с настоящим иском, неправомерности доводов о завышении расценок подрядными организациями.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей сторон в судебном заседании, арбитражный апелляционный суд оснований для удовлетворения жалобы не установил.
В целях финансовой поддержки собственников помещений при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, повышения эффективности использования средств бюджета города, направляемых на капитальный ремонт многоквартирных домов решением Пермской городской Думой 25.03.2008 г. N 74 утвержден Порядок предоставления из бюджета города финансовой поддержки на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка финансовая поддержка на капитальный ремонт - безвозмездное и безвозвратное предоставление средств бюджета города Перми (в том числе за счет средств софинансирования, передаваемых в бюджет города из регионального и федерального бюджетов) на условиях долевого финансирования расходов собственников помещений в многоквартирных домах при осуществлении капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Порядок проведения и финансирования за счет бюджета города капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, установлен решением Пермской городской Думы от 29.06.2006 г. N 139 в соответствующем Положении (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5.1 Положения расходование бюджетных средств на выполнение работ по капитальному объектов, включенных в титульный список, совершает департамент финансов администрации города от имени и по поручению муниципального заказчика в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете города на эти цели.
Оплата выполненных работ производится муниципальным заказчиком при наличии акта о приемке выполненных работ формы КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 и отметки уполномоченного представителя МУ "Технический надзор за капитальным ремонтом" о проверке объема фактически выполненных работ (пункт 5.2 Положения).
Согласно пункту 2.6 Положения муниципальным заказчиком является управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города.
Как следует из материалов дела, принятые на себя в соответствии с договором N 335/2008 от 08.09.2008 г. УЖКХ администрации г. Перми исполнило в полном объеме, перечислив соразмерно своей доле 2355240 руб. на капитальный ремонт крыши дома N 203 по ул. Шоссе Космонавтов г. Перми.
Согласно пункту 3.1 указанного договора ООО "УК "ТВАЛС" приняло на себя обязательства обеспечивать целевое и эффективное использование средств финансовой поддержки, выделенных из бюджета города на капитальный ремонт.
В нарушение этого, часть указанных в акте о приемке выполненных работ от 30.09.2008 г. и профинансированных истцом работ стоимостью 597621 руб. 62 коп. выполнена не была, что подтверждено заключением эксперта от 02.07.2010 г. в рамках назначенной определением суда от 24.03.2010 г. по ходатайству истца строительно-технической экспертизы.
Так, в заключении экспертом отражено, что стоимость невыполненных работ по ремонту крыши в многоквартирном доме N 203 по шоссе Космонавтов г. Перми приведена в таблице N 2 заключения и составляет 597621 руб. 62 коп. Обратного в соответствии со ст. 65 АПК РФ ответчик не доказал.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было бы нарушено (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Поскольку часть профинансированных истцом работ по ремонту крыши многоквартирного дома N 203 по ул. Шоссе Космонавтов, выполнена не была, ответчиком не были в полной мере выполнены принятые на себя в соответствии с пунктом 3.1 договора от 08.09.2008 г. обязательства по целевому и эффективному использованию средств, судом первой инстанции правомерно взысканы с ответчика убытки в соответствующей доле невыполненных, но оплаченных работ.
Подлежат отклонению доводы ответчика об отсутствии у УЖКХ администрации г. Перми права на обращение в суд с настоящим иском в силу следующего:
В соответствии с пунктом 1.3 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. N 215, Управление является юридическим лицом, имеет в своем оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевой счет в Департаменте финансов администрации города Перми.
Основной целью деятельности Управления является формирование и реализация в пределах его компетенции единой отраслевой политики, направленной на создание для населения города Перми безопасных и комфортных условий проживания в жилищном фонде, создание условий для предоставления коммунальных услуг установленных стандартов качества (пункт 2.1 Положения).
В силу пункта 3.6 Положения истец осуществляет функции администратора поступлений в бюджет города и главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с решением Пермской городской Думы о бюджете на текущий финансовый год и плановый период, а также осуществляет обеспечение контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислением, учетом, взысканием платежей в бюджет, выполнением утвержденного плана по администрируемым доходным источникам в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством, правовыми актами города Перми и заключенными договорами.
Как следует из платежных поручений N 490346 от 31.12.2008 г., N 440199 от 16.12.2008 г., N 440217 от 16.12.2008 г., N 443479 от 17.12.2008 г., N 342726 от 10.10.2008 г., N 342736 от 10.10.2008 г., N 342743 от 10.10.2008 г. денежные средства по договору N 335/2008 от 08.09.2008 г. перечислялись с лицевого счета УЖКХ администрации г. Перми.
По условиям пункта 2.2 договора N 335/2008 от 08.09.2008 г. УЖКХ администрации г. Перми вправе осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием средств финансовой поддержки, выделенных из бюджета города на капитальный ремонт.
На основании изложенного, в рамках осуществления контроля за использованием перечисленных ответчику денежных средств и функций администратора поступлений в бюджет в подотчетной отрасли, УЖКХ администрации г. Перми имеет право на обращение в арбитражный суд за защитой нарушенных прав, в том числе с исками о взыскании убытков.
С учетом изложенного, решение суда от 26.08.2010 г. является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит. Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 26.08.2010 г. по делу N А50-42271/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
Л.В.ДРУЖИНИНА

Судьи
Л.В.РУБЦОВА
В.Ю.НАЗАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)