Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.05.2012 ПО ДЕЛУ N А56-68846/2011

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 мая 2012 г. по делу N А56-68846/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Ломакина С.А. и Никитушкиной Л.Л., при участии от жилищно-строительного кооператива N 574 Бердоносова А.Г. (доверенность от 29.11.2010), от Губернатора Санкт-Петербурга Герасимова Д.А. (доверенность от 22.12.2011 N 07-125/1052), от Комитета по тарифам правительства Санкт-Петербурга Андреевой П.Б. (доверенность от 24.01.2012 N 01-17-04/12-0-0), Герасимова Д.А. (доверенность от 24.01.2012 N 01-17-03/12-0-0), рассмотрев 11.05.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива N 574 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.03.2012 по делу N А56-68846/2011 (судьи Соколова Н.Г., Трохова М.В., Александрова Е.Н.),

установил:

Жилищно-строительный кооператив N 574, место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Краснопутиловская, д. 109, ОГРН 1037821035493 (далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 28.12.1999 N 1388-р, распоряжений Комитета по тарифам правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 30.07.2008 N 42-р и от 07.12.2009 N 196-р.
Кроме того, Кооператив заявил следующие требования: принять судебный акт, позволяющий определить с 01.07.2006 норматив потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение (ГВС) в соответствии с требованиями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306); принять судебный акт, позволяющий с 01.07.2006 применять норматив на отопление, определенный с учетом в "различиях в конструктивных и технических параметрах" в соответствии с требованиями Правил N 306; принять судебный акт, позволяющий с 01.01.2010 применять для расчетов теплопотребления норматив на отопление, определенный с учетом в "различиях в конструктивных и технических параметрах" в соответствии с требованиями Правил N 306.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Санкт-Петербурга (далее - Администрация), Губернатор Санкт-Петербурга.
Решением суда первой инстанции от 13.03.2012 производство по делу в части оспаривания распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 28.12.1999 N 1388-р прекращено. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Кооператив просит отменить решение от 13.03.2012 и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы полагает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, решение принято при неправильном применении норм материального и процессуального права.
По мнению подателя жалобы, нормативы на отопление и горячее водоснабжение, установленные оспариваемыми нормативными актами, определены неверно, с нарушением Правил N 306.
В обоснование своих доводов податель жалобы ссылается на статьи 8, 64, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Правила N 306.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Кооператива подтвердил доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представители Губернатора Санкт-Петербурга и Комитета возражали против удовлетворения жалобы.
Администрация о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 28.12.1999 N 1388-р утверждены нормативы потребления населением тепловой энергии, используемой на нужды отопления и горячего водоснабжения, которые вступили в силу с 01.01.2000. Согласно приложению к данному распоряжению норма расхода тепловой энергии в месяц на горячее водоснабжение - 0,27 Гкал/чел.; на отопление - 0,0272 Гкал/кв. м жилой площади; на отопление отдельных квартир - 0,0167 Гкал/кв. м общей площади.
Данное распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга прекратило свое действие в целом с 09.03.2010, в том числе в части нормативов потребления тепловой энергии на горячее водоснабжение - на основании постановления Губернатора Санкт-Петербурга от 30.12.2008 N 76-пг, в части нормативов потребления тепловой энергии на отопление - на основании постановления Губернатора Санкт-Петербурга от 15.01.2010 N 3-пг.
Распоряжениями Комитета от 30.07.2008 N 42-р и от 07.12.2009 N 196-р установлены нормативы потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (4,56 и 3,65 куб. м/чел./мес., в зависимости от степени благоустройства) и отоплению (от 0,0152 до 0,0212 Гкал/кв. м, в зависимости от квалификационной группы домов) соответственно.
Ссылаясь на то, что нормативы потребления коммунальных услуг, установленные распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 28.12.1999 N 1388-р и распоряжениями Комитета от 30.07.2008 N 42-р и от 07.12.2009 N 196-р, являются завышенными и не соответствуют Правилам N 306, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение от 13.03.2012, суд руководствовался статьями 65, 192, 194 АПК РФ, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), пунктом 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", а также необоснованностью доводов о несоответствии оспариваемого распоряжения Правилам N 306.
Проверив законность принятого при рассмотрении дела решения и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Как следует из части 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правилами N 306 урегулирован порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 10 Правил N 306).
Пунктом 14 Правил N 306 предусмотрено, что для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению к Правилам N 306.
Согласно пункту 19 Правил N 306 при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные названными Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 306 при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: метод аналогов, экспертный метод и расчетный метод. Решение о применении одного из методов либо их сочетания применяется уполномоченными органами (пункт 24 Правил N 306).
Судом установлено, что в соответствии с пунктом 24 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в распоряжениях Комитета от 30.07.2008 N 42-р и от 07.09.2009 N 196-р установлены с применением метода аналогов.
Согласно пункту 21 Правил N 306 метод аналогов применяется при наличии данных, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по коллективным (общедомовым) приборам учета которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными техническими и строительными характеристиками, степенью благоустройства и климатическими условиями.
Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что нормативы потребления горячей и холодной воды, установленные распоряжением от 30.07.2008 N 42-р, рассчитаны по формулам раздела 1 приложения к Правилам N 306. Применение указанных формул предусмотрено пунктом 43 Правил N 306.
Согласно распоряжению Комитета от 07.12.2009 N 196-р нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению дифференцированы по 14 классификационным группам многоквартирных домов в зависимости от материала стен, крыши, объема жилых помещений, площади ограждающих конструкций и окон, износа внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, что соответствует требованиям пункта 10 Правил N 306.
На момент издания распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 28.12.1999 N 1388-р Правила N 306 еще не были утверждены.
Из материалов дела следует, что заявитель рассчитал норматив потребления коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению в отношении конкретного жилого дома, находящегося в управлении Кооператива. При этом заявитель сослался на то, что установленный распоряжением от 07.12.2009 N 196-р норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в отношении дома Кооператива превышает норматив, определенный заявителем с применением расчетного метода.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, данное обстоятельство не может свидетельствовать о несоответствии оспариваемых распоряжений Комитета положениям Правил N 306. Данный вывод суда следует признать правомерным в силу следующего.
Представленный заявителем расчет не соответствует требованиям пункта 10 Правил N 306. Вместе с тем, при установлении оспариваемых тарифов Комитет применял метод, предусмотренный Правилами N 306, расчет нормативов произведен путем замера расхода горячей воды и тепловой энергии посредством коллективных (общедомовых) приборов учета в соответствии с требованиями раздела 5 названных Правил.
Ссылка подателя жалобы на то, что утвержденные распоряжениями Комитета нормативы не соответствуют фактическому потреблению коммунальных ресурсов, подлежит отклонению, поскольку норматив является расчетной величиной. Фактическое потребление воды и тепла может быть определено только при помощи соответствующих приборов учета.
Довод подателя жалобы о том, что суд необоснованно отклонил возражения заявителя относительно применения при расчете норматива на горячее водоснабжение, является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании пункта 43 Правил N 306.
Таким образом, кассационная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания распоряжений Комитета от 30.07.2008 N 42-р и от 07.12.2009 N 196-р не соответствующими Правилам N 306, а также с выводом о прекращении производства по делу в части требования о признании недействующим распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 28.12.1999 N 1388-р.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, которые были предметом рассмотрения суда и получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.03.2012 по делу N А56-68846/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу жилищно-строительного кооператива N 574 - без удовлетворения.

Председательствующий
В.К.СЕРОВА

Судьи
С.А.ЛОМАКИН
Л.Л.НИКИТУШКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)