Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2012 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Триля А.В.,
судей Дубининой Т.Н.,
Кисляковой Т.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.04.2012 (судья Куприна Н.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 (судьи: Зорина О.В., Гладышева Е.В., Семенова Т.П.) по делу N А70-391/2012.
- В заседании приняли участие представители: от общества с ограниченной ответственностью "ИнтерСтройГрупп": Велижанина Н.В. доверенность N 2 от 15.01.2012;
- от Департамента финансов и налоговой политики администрации города Тюмени: Межегорова М.И. по доверенности от 11.01.2012.
Суд
установил:
Департамент городского хозяйства администрации города Тюмени (далее - Департамент городского хозяйства) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ИнтерСтройГрупп" (г. Тюмень, ул. Ямская, 41, 3, ИНН 7204127600, ОГРН 1087232036033, далее - ООО "ИнтерСтройГрупп") о взыскании 82 452,81 руб. неосновательного обогащения.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что Департаментом финансов и налоговой политики администрации города Тюмени проведена проверка использования бюджетных средств, выделенных товариществу собственников жилья "Искра" на проведение капитального ремонта жилого фонда, в ходе которой установлено, что в рамках исполнения ООО "ИнтерСтройГрупп" договора подряда N 16/ДП-09 от 29.05.2009 стоимость работ была завышена на 86 010 руб., из которых бюджетная доля составляет 82 452,81 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: товарищество собственников жилья "Искра" (далее - ТСЖ "Искра"), Департамент финансов и налоговой политики администрации города Тюмени.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 05.04.2012, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012, в иске отказано.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что истец согласовал акты выполненных работ и справку о стоимости выполненных работ, чем констатировал факт выполнения ответчиком своих обязательств по договору. Денежные средства получены ответчиком по сделке. Истцом не доказан факт необоснованного получения ответчиком денежных средств за выполненные им и принятые заказчиком по договору работы. Выполненные ответчиком по договору работы не превышают стоимость, определенную сторонами в локальном сметном расчете.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент городского хозяйства обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя жалобы, акт проверки Департамента финансов и налоговой политики администрации города Тюмени от 11.02.2010 является надлежащим доказательством, подтверждающим необоснованное использование ответчиком денежных средств, полученных по договору N 16/ДП-09 от 29.05.2009.
Считает несостоятельной ссылку суда на согласование Департаментом городского хозяйства актов приемки выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ, поскольку истец не является стороной по договору N 16/ДП-09 от 29.05.2009 и не мог заявлять претензии к качеству и объему выполненных работ. Ответчик умышленно выполнял не те виды работ, которые предусмотрены сметой. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 11.02.2010.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, по соглашению о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки N 16 от 20.03.2009, заключенному между акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество), ТСЖ "Искра" и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства города Тюмени (в настоящее время - Департамент городского хозяйства администрации города Тюмени), ТСЖ "Искра", как участнику региональной адресной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" были предоставлены денежные средства для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Тюмень, ул. Коммунаров, 5, ул. Коммунаров, 7, ул. Софьи Ковалевской, 5А, ул. Максима Горького, 28.
Согласно пункту 1.2. соглашения бюджетная доля денежных средств на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, направленная Департаментом жилищно-коммунального хозяйства города Тюмени участнику региональной программы по проведению капитального ремонта, составляет 8 597 919,12 руб.
В соответствии с п. 1.3. соглашения денежные средства, находящиеся на счете N 40703810667100036097, могут быть направлены только безналичным путем на оплату работ по капитальному ремонту, предусмотренных пунктом 1.5. настоящего соглашения и Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Пунктом 3.4 соглашения предусмотрено, что денежные средства подлежат возврату в бюджет города Тюмени в следующих случаях: неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами своих обязательств по соглашению, в том числе некачественного оказания услуг по проведению капитального ремонта многоквартирных домов; нецелевого использования денежных средств, в том числе выявленного по результатам выездных проверок сотрудниками департамента, либо уполномоченными им лицами или иных органов финансового контроля путем составления акта о выявленных недостатках в работах и иными методами, не оговоренными в соглашении, но не запрещенными действующим законодательством; расторжения соглашения о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки; расторжения договора на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту; в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Между ООО "ИнтерСтройГрупп" (подрядчик) и ТСЖ "Искра" (заказчик) заключен договор N 16/ДП-09 от 29.05.2009, по условиям которого подрядчик обязался выполнить по заданию заказчика работы по капитальному ремонту дома N 7 по ул. Коммунаров в г. Тюмени: капитальный ремонт фасада; капитальный ремонт подвального помещения, и сдать результат заказчику, а заказчик обязался принять результат работ и оплатить его.
Стоимость работ определяется в соответствии со сметной документацией, составляет 1 647 299 руб. и является фиксированной на весь период действия договора (пункт 2.1. договора)
Согласно представленным в материалы дела актам о приемке выполненных работ N 1 от 30.06.2009 на сумму 24 689 руб., N 2 от 30.06.2009 на сумму 1 601 315 руб., справке о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 30.06.2009 на сумму 1 626 004 руб. подрядчиком выполнены, а заказчиком приняты работы на сумму 1 626 004 руб. Указанные документы подписаны заказчиком, подрядчиком без замечаний и согласованы с истцом.
30.06.2009 представителями заказчика и подрядчика подписан акт приемки в эксплуатацию рабочей комиссией законченных работ по капитальному ремонту элементов жилого здания, который согласован истцом 20.07.2009.
ТСЖ "Искра" перечислило ООО "ИнтерСтройГрупп" денежные средства в общей сумме 1 647 299 руб. Денежные средства перечислялись на основании разрешений на расходование денежных средств, выданных ответчику Департаментом жилищно-коммунального хозяйства города Тюмени.
Департаментом финансов и налоговой политики администрации города Тюмени 11.02.2010 проведена проверка целевого использования бюджетных средств, выделенных ТСЖ "Искра" на проведение капитального ремонта жилого фонда. Согласно акту проверки стоимость фактически выполненных работ по договору N 16/ДП-09 составила 1 539 994 руб., стоимость работ завышена на 86 010 руб.
Ссылаясь на то, что стоимость работ по договору N 16/ДП-09 была завышена на 86 010 руб., из которых бюджетная доля составляет 82 452,81 руб., и, считая указанную сумму неосновательным обогащением ООО "ИнтерСтройГрупп", истец в соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказ в удовлетворении настоящего иска кассационная инстанция считает правильным исходя из следующего.
Порядок предоставления, а также возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Случаи возврата субсидий при нарушении условий, установленных соглашением между истцом и получателем субсидии, установлены в пункте 3.4 соглашения от 20.03.2009. Вопрос о возврате субсидии (в определенных соглашением случаях) решается между органом, предоставившем субсидию, и получателем субсидии.
Суд правильно отметил, что ответчик не является стороной соглашения N 16 от 20.03.2009, следовательно, правом требовать возврата денежных средств от ответчика на основании указанного соглашения истец не обладает.
Денежные средства, возврата которых требует истец, получены ответчиком на основании договора подряда от заказчика - ТСЖ "Искра". При указанных обстоятельствах наличие на стороне ответчика неосновательного обогащения за счет истца отсутствует.
Вывод судебных инстанций о том, что подрядчик выполнил работы согласно технической документации и локальному сметному расчету, не соответствует акту проверки от 11.02.2010. Однако данное несоответствие не привело к принятию неправильного решения (часть 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.04.2012 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 по делу N А70-391/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 09.11.2012 ПО ДЕЛУ N А70-391/2012
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2012 г. по делу N А70-391/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2012 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Триля А.В.,
судей Дубининой Т.Н.,
Кисляковой Т.С.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского хозяйства администрации города Тюмени на решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.04.2012 (судья Куприна Н.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 (судьи: Зорина О.В., Гладышева Е.В., Семенова Т.П.) по делу N А70-391/2012.
- В заседании приняли участие представители: от общества с ограниченной ответственностью "ИнтерСтройГрупп": Велижанина Н.В. доверенность N 2 от 15.01.2012;
- от Департамента финансов и налоговой политики администрации города Тюмени: Межегорова М.И. по доверенности от 11.01.2012.
Суд
установил:
Департамент городского хозяйства администрации города Тюмени (далее - Департамент городского хозяйства) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ИнтерСтройГрупп" (г. Тюмень, ул. Ямская, 41, 3, ИНН 7204127600, ОГРН 1087232036033, далее - ООО "ИнтерСтройГрупп") о взыскании 82 452,81 руб. неосновательного обогащения.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что Департаментом финансов и налоговой политики администрации города Тюмени проведена проверка использования бюджетных средств, выделенных товариществу собственников жилья "Искра" на проведение капитального ремонта жилого фонда, в ходе которой установлено, что в рамках исполнения ООО "ИнтерСтройГрупп" договора подряда N 16/ДП-09 от 29.05.2009 стоимость работ была завышена на 86 010 руб., из которых бюджетная доля составляет 82 452,81 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: товарищество собственников жилья "Искра" (далее - ТСЖ "Искра"), Департамент финансов и налоговой политики администрации города Тюмени.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 05.04.2012, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012, в иске отказано.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что истец согласовал акты выполненных работ и справку о стоимости выполненных работ, чем констатировал факт выполнения ответчиком своих обязательств по договору. Денежные средства получены ответчиком по сделке. Истцом не доказан факт необоснованного получения ответчиком денежных средств за выполненные им и принятые заказчиком по договору работы. Выполненные ответчиком по договору работы не превышают стоимость, определенную сторонами в локальном сметном расчете.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент городского хозяйства обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя жалобы, акт проверки Департамента финансов и налоговой политики администрации города Тюмени от 11.02.2010 является надлежащим доказательством, подтверждающим необоснованное использование ответчиком денежных средств, полученных по договору N 16/ДП-09 от 29.05.2009.
Считает несостоятельной ссылку суда на согласование Департаментом городского хозяйства актов приемки выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ, поскольку истец не является стороной по договору N 16/ДП-09 от 29.05.2009 и не мог заявлять претензии к качеству и объему выполненных работ. Ответчик умышленно выполнял не те виды работ, которые предусмотрены сметой. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 11.02.2010.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, по соглашению о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки N 16 от 20.03.2009, заключенному между акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество), ТСЖ "Искра" и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства города Тюмени (в настоящее время - Департамент городского хозяйства администрации города Тюмени), ТСЖ "Искра", как участнику региональной адресной программы по капитальному ремонту многоквартирных домов, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" были предоставлены денежные средства для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Тюмень, ул. Коммунаров, 5, ул. Коммунаров, 7, ул. Софьи Ковалевской, 5А, ул. Максима Горького, 28.
Согласно пункту 1.2. соглашения бюджетная доля денежных средств на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, направленная Департаментом жилищно-коммунального хозяйства города Тюмени участнику региональной программы по проведению капитального ремонта, составляет 8 597 919,12 руб.
В соответствии с п. 1.3. соглашения денежные средства, находящиеся на счете N 40703810667100036097, могут быть направлены только безналичным путем на оплату работ по капитальному ремонту, предусмотренных пунктом 1.5. настоящего соглашения и Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Пунктом 3.4 соглашения предусмотрено, что денежные средства подлежат возврату в бюджет города Тюмени в следующих случаях: неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами своих обязательств по соглашению, в том числе некачественного оказания услуг по проведению капитального ремонта многоквартирных домов; нецелевого использования денежных средств, в том числе выявленного по результатам выездных проверок сотрудниками департамента, либо уполномоченными им лицами или иных органов финансового контроля путем составления акта о выявленных недостатках в работах и иными методами, не оговоренными в соглашении, но не запрещенными действующим законодательством; расторжения соглашения о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки; расторжения договора на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту; в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Между ООО "ИнтерСтройГрупп" (подрядчик) и ТСЖ "Искра" (заказчик) заключен договор N 16/ДП-09 от 29.05.2009, по условиям которого подрядчик обязался выполнить по заданию заказчика работы по капитальному ремонту дома N 7 по ул. Коммунаров в г. Тюмени: капитальный ремонт фасада; капитальный ремонт подвального помещения, и сдать результат заказчику, а заказчик обязался принять результат работ и оплатить его.
Стоимость работ определяется в соответствии со сметной документацией, составляет 1 647 299 руб. и является фиксированной на весь период действия договора (пункт 2.1. договора)
Согласно представленным в материалы дела актам о приемке выполненных работ N 1 от 30.06.2009 на сумму 24 689 руб., N 2 от 30.06.2009 на сумму 1 601 315 руб., справке о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 30.06.2009 на сумму 1 626 004 руб. подрядчиком выполнены, а заказчиком приняты работы на сумму 1 626 004 руб. Указанные документы подписаны заказчиком, подрядчиком без замечаний и согласованы с истцом.
30.06.2009 представителями заказчика и подрядчика подписан акт приемки в эксплуатацию рабочей комиссией законченных работ по капитальному ремонту элементов жилого здания, который согласован истцом 20.07.2009.
ТСЖ "Искра" перечислило ООО "ИнтерСтройГрупп" денежные средства в общей сумме 1 647 299 руб. Денежные средства перечислялись на основании разрешений на расходование денежных средств, выданных ответчику Департаментом жилищно-коммунального хозяйства города Тюмени.
Департаментом финансов и налоговой политики администрации города Тюмени 11.02.2010 проведена проверка целевого использования бюджетных средств, выделенных ТСЖ "Искра" на проведение капитального ремонта жилого фонда. Согласно акту проверки стоимость фактически выполненных работ по договору N 16/ДП-09 составила 1 539 994 руб., стоимость работ завышена на 86 010 руб.
Ссылаясь на то, что стоимость работ по договору N 16/ДП-09 была завышена на 86 010 руб., из которых бюджетная доля составляет 82 452,81 руб., и, считая указанную сумму неосновательным обогащением ООО "ИнтерСтройГрупп", истец в соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказ в удовлетворении настоящего иска кассационная инстанция считает правильным исходя из следующего.
Порядок предоставления, а также возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Случаи возврата субсидий при нарушении условий, установленных соглашением между истцом и получателем субсидии, установлены в пункте 3.4 соглашения от 20.03.2009. Вопрос о возврате субсидии (в определенных соглашением случаях) решается между органом, предоставившем субсидию, и получателем субсидии.
Суд правильно отметил, что ответчик не является стороной соглашения N 16 от 20.03.2009, следовательно, правом требовать возврата денежных средств от ответчика на основании указанного соглашения истец не обладает.
Денежные средства, возврата которых требует истец, получены ответчиком на основании договора подряда от заказчика - ТСЖ "Искра". При указанных обстоятельствах наличие на стороне ответчика неосновательного обогащения за счет истца отсутствует.
Вывод судебных инстанций о том, что подрядчик выполнил работы согласно технической документации и локальному сметному расчету, не соответствует акту проверки от 11.02.2010. Однако данное несоответствие не привело к принятию неправильного решения (часть 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 05.04.2012 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 по делу N А70-391/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.В.ТРИЛЬ
А.В.ТРИЛЬ
Судьи
Т.Н.ДУБИНИНА
Т.С.КИСЛЯКОВА
Т.Н.ДУБИНИНА
Т.С.КИСЛЯКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)