Судебные решения, арбитраж
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
6 июля 2006 г. Дело N 09АП-5806/2006-АК
Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2006.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.07.2006.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего К., судей П., П.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Р., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика (заинтересованного лица) - ЦБ РФ и Председателя Правления ЦБ РФ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2006 по делу N А40-84473/05-2-543, принятое судьей М., по иску/заявлению ЗАО "Федеральный промышленный банк" к ЦБ РФ и Председателю Правления Банка России И. о признании незаконным решения и предписания, при участии: от истца (заявителя) Е. по доверенности от 10.02.2006 N 02-05/09, паспорт 45 06 001971 выдан 03.06.2003; С. по доверенности от 10.02.2006 N 02-05/11, паспорт 46 02 895524 выдан 07.05.2002; Ч. по доверенности от 18.01.2006, паспорт 45 07 140924 выдан 24.06.2004; от ответчиков: К.М. по доверенности N 37 и N 36 от 31.01.2006, паспорт 45 07 670293 выдан 22.09.2004; Г. по доверенности N 4 от 11.01.2006 и N 40 от 31.01.2006, удостоверение N 005049 выдано 10.05.2000; С.Л. по доверенности N 34 от 31.01.2006, паспорт 45 06 612008 выдан 16.12.2003; О. по доверенности от 12.01.2005, удостоверение ТУ N 00752 выдано 13.03.2002,
решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2006 по делу N А40-84473/05-2-543 заявление удовлетворено частично.
Признаны незаконными решения Банка России: от 24.08.05 о вынесении отрицательного заключения о соответствии ЗАО "ФПБ" требованиям к участию в системе страхования вкладов; от 11.10.2005 о подтверждении отрицательного заключения о соответствии ЗАО "ФПБ" требованиям к участию в системе страхования вкладов; от 08.11.05 об отказе в удовлетворении повторного заявления ЗАО "ФПБ", вынесенное Председателем банка России И.
Признано недействительным предписание Банка России N 01-121-10/8024-4 от 21.11.05 о запрете ЗАО "ФПБ" привлекать денежные средства физических лиц на счета и во вклады.
В части требования обязать Председателя Банка России устранить допущенные нарушения путем совершения действий, необходимых для включения его в систему страхования вкладов судом производство по делу прекращено, поскольку допущенные нарушения устраняются судом путем признания недействительными оспариваемых ненормативных актов, принятых Банком России в виде решений, предписания.
При этом Арбитражный суд г. Москвы пришел к выводу о том, что доводы ЗАО "ФПБ" подтверждены документально и не опровергнуты в судебном заседании представителями ЦБ России, Председателя Банк России, срок на обжалование решения Банка России от 24.08.2005 пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению в судебном порядке, решения Банка России от 24.08.05, от 11.10.05, от 08.11.05, предписание от 21.11.05 не соответствуют требованиям ст. ст. 1, 3, 44, 47 ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ", нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности и создают препятствия для осуществления экономической деятельности банка, в связи, с чем признаются судом незаконными, недействительными.
Не согласившись с принятым решением ответчики - ЦБ РФ и Председатель Правления ЦБ РФ обратились с апелляционной жалобой, в которой просят отменить судебное решение, поскольку считают его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что если бы резерв на возможные потери по некоторым ссудам был бы создан банком в ином размере, чем он фактически создан, то показатель финансовой устойчивости отличался бы от указанного в соответствующей бухгалтерской отчетности банка, сослался на многократное возрастание дебиторской задолженности, указал на недостаточно устойчивое положение ЗАО "ФПБ".
Заявитель по делу - ЗАО "ФПБ" представило письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ на апелляционную жалобу, в которых возражает против доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителей ЦБ РФ и Председателя Правления ЦБ РФ, поддержавших доводы и требования апелляционной жалобы, представителей ЗАО "ФПБ", просивших оставить решение без изменения, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного решения, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как видно из материалов дела, 02.06.2004 ЗАО "ФПБ" в соответствии с п. 1 ст. 45 ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Закон о страховании вкладов) представил в Центробанк России ходатайство о вынесении заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов.
В период с 17.09.2004 по 08.10.2004 ЦБ РФ (Отделение N 2 МГТУ) проводил в банке тематическую инспекционную проверку в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 45 Закона о страховании вкладов. По результатам проверки 18.10.2004 составлен акт проверки регистрационный N 52-23-05/12141 дсп. (л.д. 1 - 133 т. 2).
22.02.2005 ЦБ РФ (Комитет банковского надзора) принял решение о вынесении отрицательного заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов в связи с несоответствием пунктам 3 и 4 ч. 1 ст. 44 Закона о страховании вкладов, отказав тем самым банку во включении его в систему страхования вкладов.
22.03.2005 ЗАО "ФПБ", в соответствии с ч. 6 ст. 45 Закона о страховании вкладов, после устранения выявленных в ходе первой проверки несоответствий обратился в ЦБ РФ (МГТУ) с повторным ходатайством о вынесении заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов.
24.08.05 Комитет банковского надзора Банка России рассмотрел повторное ходатайство ЗАО "ФПБ" о вынесении заключения о соответствии требованиям к участию в системе страхования вкладов и принял решение о вынесении отрицательного заключения о соответствии названного банка требованиям к участию в системе страхования вкладов в связи с несоответствием пунктам 3 и 4 части 11 статьи 44 ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
В период с 26.04.2005 по 27.05.2005 ЦБ РФ (МГТУ) в ЗАО "ФПБ" проведена повторная проверка.
В ходе выборочной проверки правомерности формирования статей доходов и расходов банка, в том числе, отнесения на финансовый результат процентных доходов и расходов нарушений не выявлено, установлено что, банком правомерно сформированы элементы, используемые для расчета показателя чистой процентной маржи. Проверка правильности формирования доходов и расходов, будущих периодов нарушений не выявила.
По результатам проверки 27.05.2005 составлен акт проверки регистрационный N 2489 (л.д. 29 - 100 т. 1).
При проведении проверки Банк России (МГТУ) пришел к выводу, что по состоянию на 01.05.2005 наибольшую долю в объеме привлеченных средств занимают межбанковские кредиты и депозиты физических лиц.
Депозитные операции в Банке осуществляются в соответствии с нормативными актами Банка России, депозитной политикой Банка, утвержденной Советом директоров Банка 27.12.2004 (протокол N 28/1/1), и условиями по привлечению денежных средств от населения по конкретным срокам.
Органом, правомочным определять политику по привлечению денежных средств во вклады и устанавливать процентные ставки для физических и юридических лиц в рублях и иностранной валюте, является Правление Банка.
По состоянию на 01.05.2005 вклады и депозиты в рублях принимаются в Банке на срок от 31 дня до 1 года с начислением 5 - 12,5% годовых в зависимости от срока вклада. Вклады и депозиты в иностранной валюте принимаются на срок от 31 дня до 1 года с начислением процентов 3,5 - 9% в зависимости от суммы. Ставка "до востребования" по вкладам и депозитам в рублях составляет 1%, по вкладам и депозитам в иностранной валюте 0,2%.
Привлечение денежных средств физических лиц во вклады оформляется договорами банковского вклада (депозита) в письменной форме.
В договорах банковского вклада оговариваются все необходимые реквизиты в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Рабочей группой выборочно проверено начисление процентов по вкладам и депозитам физических и юридических лиц с октября 2004 года по май 2005 года, замечаний нет.
Установлено что, проценты по вкладам и депозитам начисляются Банком в соответствии с Положением Банка России от 26.06.1998 N 39-П "О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета".
Начисление процентов по депозитным вкладам физических и юридических лиц в проверяемом периоде Банком осуществлялся в соответствии с Положением N 205-П.
Банк осуществлял постоянный контроль соответствия процентных ставок на рынке банковских вкладов и депозитов. Процентный риск умеренный. Депозитные операции Банка соответствуют рыночным условиям.
Исходя из представленных данных, политику Банка по размещению и привлечению денежных средств можно признать эффективной, так как процентные доходы от размещения денежных средств превысили процентные расходы от привлечения денежных средств в I квартале 2005 года на 5256 тыс. руб.
При реализации процентной политики в Банке внимание уделяется поддержанию ликвидности на необходимом уровне. В Банке разработано "Положение об управлении рисками ликвидности в Закрытом Акционерном Обществе "Федеральный Промышленный Банк", утвержденное Председателем Правления 25.06.2004, в соответствии с которым осуществляются политика Банка в сфере управления и контроля за состоянием ликвидности. К мероприятиям, проводимым Банком, по управлению ликвидностью и управлением депозитного портфеля относятся: регулярное проведение классификации активов и пассивов Банка по группам срочности уровня процентной ставки; составление прогнозов тенденции изменения - уровня процентной ставки по привлекаемым и размещаемым денежным средствам и на основании этого прогноза корректировка депозитного портфеля; соблюдение обязательных нормативов.
В ходе проверки случаев несоблюдения нормативов мгновенной (Н2), текущей (Н3), долгосрочной (Н4) и общей ликвидности (Н5) и внутренних документов Банка по оценке и управлению ликвидностью рабочей группой не установлено.
Установлено выполнение Банком обязательных нормативов и правильности расчета их составляющих, в т.ч. соблюдение обязательных нормативов, рассчитанных на ежедневной основе, в период с 01.11.2004 по 01.05.2005.
Расчет обязательных нормативов осуществлялся Банком в соответствии с требованиями Инструкции банка России от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах банков".
01.04.2005 произошло увеличение значений нормативов мгновенной и текущей ликвидности. Данные изменения произошли вследствие погашения значительной части ссудной задолженности (оборот по кредиту б/с Ц204 за 31.03.2005 составил 819343 тыс. рублей) и увеличения остатков денежных средств корреспондентском счете в Банке России на 966689 тыс. рублей.
Основную долю в значении кода 8989 по состоянию на 29.03.2005, 30.03.2005, на 31.03.2005 составляли остатки денежных средств на б/с 45204 Банков 22.02.2005 было предоставлено кредитов на общую сумму 824,243 тыс. рублей. Основную долю в значении кода 8991 по состоянию на 29.03.2005, на 30.03.2005 вставляли остатки денежных средств на б/с 52303 Банком 22.02.2005 были выпущены собственные векселя со сроком погашения от 31 до 90 дней на общую сумму 825000 тыс. рублей, затем вексельная задолженность 30.03.2005 перенесена на счета до востребования б/с 52301.
При проверке установлено, что норматив достаточности капитала Н1 соблюдался с запасом, что свидетельствует о достаточной платежеспособности Банка.
При проверке правильности расчета норматива долгосрочной ликвидности Н4 рабочее группой установлено, что начиная с отчетности по форме 0409135 на 11.03.2005 Банком изменен расчет норматива долгосрочной ликвидности Н4.
Из представленных ЗАО "ФПБ" материалов следует, что банком Изменения расчете незначительно повлияли на значения норматива Н4 в период с 01.03.2005 и 01.05.2005. Значения обязательных нормативов на внутримесячные даты в сравнении со значениями обязательных нормативов на отчетные даты не имел значительных отклонений. Изложенное также отражено в акте проверки N 2489.
В ходе выборочной проверки соблюдения Банком обязательных нормативов рассчитанных на ежедневной основе, нарушений не установлено.
Из представленных ЗАО "ФПБ" материалов следует, что банком в целях управления и контроля за ликвидностью, разработано Положение управления рисками ликвидности (далее - Положение), утвержденное Председателем Правления Банка 25.06.2004.
Политику Банка в области управления ликвидностью осуществляет Финансовый комитет, который координирует действия подразделений Банка, влияющих на состояние Ликвидности, взаимодействует по вопросам ликвидности с Кредитным комитетом.
Прогнозную информацию в Финансовый комитет предоставляют Управление Казначейства и Управление финансового анализа и планирования.
Для оперативного управления ликвидностью и расчета текущей платежной позиции в Банке на ежедневной основе осуществляется анализ и прогноз остатков на счетах клиентов Банка, платежей клиентов Банка, потребности клиентов Банка в элитных ресурсах. На этой основе Банк строит текущую платежную позицию, в соответствии с которой Управление Казначейств Банка осуществляет либо привлечение, либо размещение на финансовых рынках денежных ресурсов в рублях и иностранной валюте.
Управление стратегической ликвидностью осуществляется Банком путем оперативного ежедневного управления активами и пассивами. С этой целью не менее одного раза в неделю Управление Финансового анализа и планирования совместно с Управлением Казначейств осуществляет прогноз движения средств на плановый период и строит платежную позицию на переходящую дату.
Методика планирования стратегической ликвидностью заключается в расчет ожидаемого временного интервала между притоком и оттоком денежных средств и I расчета величины этого разрыва. В основе Методики лежит управление активами пассивами, в результате которого достигается оптимальное соотношение между отдельными видами пассивов и активов, которое определяется показателям ликвидности и банковскими рисками и позволяет Банку своевременно выполнять свои обязательства перед кредиторами. Методика управления активами в Банке заключается формировании и управлении кредитным и инвестиционным портфелями. Целью управления активами является поддержание необходимого запаса высоколиквидных средств для оперативного удовлетворения спроса клиентов Банка на финансовые ресурсы.
Методика управления пассивами в Банке заключается в том, что Банк приобретает ликвидность за счет внешних заимствований на финансовом рынке, что включает в себя риск источников заемных средств, выбор среди них самых надежных с наиболее отельными сроками привлечения и установление необходимого оптимального соотношения между отдельными видами пассивов и активов. Главным источником ликвидности Банка является первичный резерв ликвидности, к которому относятся средства на корреспондентских счетах в других коммерческих банках наличные денежные средства и чеки в кассе Банка и иные платежные документы, а также рынок межбанковского кредитования. Вторичные резервы ликвидности -высоколиквидные доходные активы, к которым относятся высоколиквидные котируемые ценные бумаги.
Вторичный резерв ликвидности служит источником пополнения первичных резервов. Положением предусмотрены действия Банка при возникновении рисков, мгновенной при несбалансированной ликвидности. В частности, риска потери ликвидности, ценовой риск или связанный с процентной ставкой, количественный риск.
Для контроля различных видов ликвидности в Банке используются коэффициенты мгновенной текущей и долгосрочной ликвидности, коэффициент избытка (дефицита) ликвидности, а также другие показатели, которые вводятся по решению Финансового комитета.
В соответствии с Положением, контроль за состоянием срочной ликвидности, осуществляется на основании вышеперечисленных показателей на заседаниях Финансового комитета не реже одного раза в месяц. Совет директоров и Правление Банка получают от Финансового комитета информацию о состоянии ликвидности Банка не реже одного раза в месяц, а в случае существенных ухудшений текущего или прогнозируемого состояния ликвидности Банка незамедлительно.
В ходе проверки достоверности отчетности по форме 0409153 "Сводный отчет о размере рыночного риска" нарушений не установлено.
Проверено соблюдение установленных лимитов об открытых валютных позициях за период с 01.10.2004 по 01.05.2005. Все установленные лимиты Банком соблюдались. Отчеты об открытых валютных позициях составлялись ежедневно в соответствии с требованиями Инструкции Банка России от 22.05.1996 N 41 "Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками РФ".
Контроль за соблюдением величины открытой валютной позиции осуществлялся Банком на постоянной основе в Централизованном режиме.
Банком при управлении валютными рисками применяются основные методы и принципы, определенные в регламенте и внутренних Положениях Банка, а именно анализ и оценка риска, лимитирование и диверсификация операций, прогнозирование валютных курсов, поддержание достаточности капитала, лимитирование потерь, лимитирование валютной позиции.
Выборочно на отдельные даты: 06.10.2004, 23.11.2004, 27.12.2004, 25.01.2005, 18.02.2005, 11.03.2005, 23.03.2005, 08.04.2005 была проверена правильность отражения в отчетах по форме N 634 величины балансовых активов, чистых позиций (балансовой, спот, срочной), совокупных балансовой и внебалансовой позиций, открытых позиций в отдельных валютах, достоверности курсов иностранных валют. А также проверена своевременность смены значений капитала и соответствие его размера данным отчетности о расчете капитала. Замечаний нет. Данные по форме N 634 отражены достоверно. Открытая валютная позиция по отношению к капиталу Банка поддерживается в среднем 2 - 8%.
В ходе проверки рабочей группой установлено, что система управления рисками, позволяет Банку ограничивать риски уровнем, соответствующим удовлетворительной оценке групп показателей финансовой устойчивости.
МГТУ ЦБ России 31.05.2005 пришло к выводу, что бухгалтерский учет в части проверяемых вопросов соответствует требованиям нормативных документов Банка России.
Случаев нарушения обязательных нормативов, в том числе на внутриотчетные даты не установлено.
Банком устранены нарушения, выявленные в ходе предыдущей проверки (Акт от 18.10.2004 N 52-23-05/12141 ДСП).
Фактов нарушения Предписания от 02.03.2005 N 52-03-12/2671 ДСП не установлено.
Отчетность представляемая в Банк России по состоянию на 01.05.2005 может быть признана достоверной.
Следует признать, что довод ответчиков о недостаточно устойчивом положении ЗАО "ФПБ" ко дню принятия решения об отказе во вхождении в системе страхования вкладов - 24.08.2005 не соответствует фактическим обстоятельствам, носит предположительный характер, поскольку при расчете финансовой устойчивости необходимо принимать во внимание только фактически созданный резерв, с учетом которого банк в полной мере удовлетворял всем параметрам для участия в системе страхования вкладов.
Ответчики предлагают рассчитывать названные показатели исходя из предположения о том, что если бы ссуды классифицированы в другие группы, и был бы создан резерв на возможные потери по ссудам в большем размере, то банк не удовлетворял бы установленным параметрам.
Более того, суд первой инстанции правильно указал, что анализ финансового состояния заемщиков проведен ответчиками без учета результатов их деятельности в период с 01.04.2005 по 01.07.2005, которые подтверждают достаточное финансовое состояние заемщиков а правильность создания банком резервов на возможные потери по ссудам.
Ответчиками сопоставлены активы заемщиков по данным бухгалтерской отчетности на 01.04.2005 с пассивом на 01.08.2005.
10.10.2005 Банком России вынесено предписание N 06-12-1-10/70234ДСО, которым ЦБ России предписано ЗАО "ФПБ": реклассифицировать ссуды ООО "ТД Промхимия" не выше, чем в 4 категорию качества и сформировать по ней резерв на возможные потери в размере не мерее 51% от объема ссуды; ООО "МаксПром", ООО ИК "Миллион", ООО "Корпорация ФПБ", не выше чем в 3 категорию качества и сформировать по ним резерв на возможные потери в размере не менее 50% от объема ссуд, по ссуде ООО ИК "Миллион" с учетом имеющегося обеспечения по ссуде; реклассифицировать ссуды ООО "Маркой" и ООО "КонсалтХолдПром" в 3 категорию качества и сформировать по ним резерв на возможные потери в размере не менее 35% от объема ссуд; доформирование резерва на возможные потери по ссудам, не погашенным на момент получения Предписания; сформировать резерв по ссуде ООО "Аметист" в размере не менее 35% от объема ссуды с учетом имеющегося обеспечения по ссуде.
Данное предписание было принято с учетом показателей финансовой деятельности представленных с письмом ЗАО "ФПБ" от 22.08.2005 N 09-05/1920 по отчетности заемщика на 01.04.2005, а не на 01.07.2005, как было ошибочно указано в Предписании банка России от 10.10.2005. Поскольку оценка кредитного портфеля производилась по состоянию на 01.08.2005, то последней бухгалтерской отчетностью заемщиков, которая могла быть получена банком на указанную дату, являлась отчетность за 1 квартал 2005 г., в то время как отчетность за 1 квартал 2005 г. предоставлялась в банк в течение августа 2005 г. и, следовательно, не могла быть предметом анализа для оценки финансового состояния заемщиков на 01.08.2005.
Указание ответчика на то, что п. 3.3. Положения N 254-П содержит обязанность банка оценивать финансовое состояние заемщика как плохое в случае, если его прибыль является недостаточной для погашения и обслуживания долга, является экономически необоснованным, т.к. прибыль является финансовым результатом деятельности предприятия после уменьшения выручки на расходы, в т.ч. выплаты по кредитам, а не источником для погашения кредита. Предприятие, которое имеет прибыль, превышающую задолженность по кредитам не нуждается в привлечении кредитов. Поддержание предприятием величины чистой прибыли в размере, превышающем кредиты банков не дает возможность по классификации Fitch IBCA и Moody,s, которые с точки зрения Положения N 254-П являются стабильными и высоконадежными.
На указанное предписание был дан ответ ЗАО "ФПБ" за N 03-05/2422 от 03.10.05, после получения которого претензии Банка России, изложенные в Предписании от 10.10.05 были аннулированы, о чем были внесены соответствующие данные в базу данных.
По причине фактического аннулирования предписания N 06-12-1-10/70234 ДСО от 10.10.05 из базы данных ЦБ России оно не было обжаловано в судебном порядке ЗАО "ФПБ".
Согласно с п. 1 ст. 65 АПК РФ установлено, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие органами должностное лицо.
В соответствии п. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на тех какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следует согласиться с судом первой инстанции, что из представленных ЗАО "ФПБ" материалов, а именно: форм обязательной отчетности - оборотных ведомостей по счетам кредитной организации на июнь 2005 г., сентябрь 2005 г., отчетов о прибылях и убытках ЗАО "ФПБ" по состоянию на 01.07.05, 01.10.05; бухгалтерским балансам банка по состоянию на 30.06.05, 31.03.05; показателей деятельности заемщиков по состоянию на 01.04.05 и 01.07.05, 22.08.05 не следует, что при принятии оспариваемых решений финансовое состояние банка было неустойчивым.
Необходимо отметить, что достоверность отчетности ЗАО "ФПБ" была установлена Банком России при проведении проверки в период с 26.04.05 по 27.05.05, что подтверждается актом проверки N 2489 (л.д. 29 - 100 т. 1).
Следует признать, что доводы ответчиков о предоставлении заявителем в Банк России недостоверной информации и отчетности после 31.05.05 документально не подтверждены и носят голословный характер.
Согласно ст. 1 ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ" (далее Закон 177-ФЗ) целями названного Закона являются защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.
Требования к участию в системе страхования вкладов банков, имеющих, разрешение Банка России определены ст. 44 Закона 177-ФЗ. Порядок вынесения Банком России заключения о соответствии банков требованиям к участию в системе страхования и порядок рассмотрения ходатайств Банком России установлен ст. 45 названного Закона.
Согласно ч. 4 ст. 45 Закона, рассмотрение Банком России ходатайства состоит из следующих этапов: предварительного анализа соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов; тематической инспекционной проверки для оценки достоверности учета и отчетности, а также установления фактов, которые связаны с определением соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов и которые невозможно получить методами дистанционного надзора; заключительного анализа результатов, включающего расчет значений всех критериев; вынесения положительного или отрицательного заключения.
Последствия вынесения Банком России отрицательного заключения вытекает из 47 Закона о страховании. Из указанной нормы следует, что Банк России вправе ввести запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц, что неизбежно отразится на предпринимательской деятельности коммерческого банка.
С учетом изложенного следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что доводы ЗАО "ФПБ" подтверждены документально и не опровергнуты в судебном заседании представителями ЦБ России, Председателя Банк России, срок на обжалование решения Банка России от 24.08.2005 пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению в судебном порядке.
Решения Банка России от 24.08.05, от 11.10.05, от 08.11.05, предписание от 21.11.05 не соответствуют требованиям ст. ст. 1, 3, 44, 47 ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ", нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности и создают препятствия для осуществления экономической деятельности банка, в связи, с чем признаются судом незаконными, недействительными.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что в части требования N 5 - об обязании Председателя Банка России и Банк России устранить допущенные нарушения прав и интересов ЗАО "ФПБ" путем совершения действий необходимых для включения его в систему страхования вкладов, производство по делу подлежит прекращению, поскольку допущенные нарушения устраняются судом путем признания недействительными оспариваемых ненормативных актов, принятых Банком России в виде решений, предписания.
Порядок принятия решений для включения банка в систему страхования вкладов установлен федеральным законодательством, а именно ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ" 177-ФЗ и не может быть изменен судом в соответствии с ч. 5 ст. 201 АПК РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что решение принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств дела, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, касаются обстоятельств, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции, они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ с учетом того, ЦБ РФ освобожден от ее уплаты при обращении в арбитражный суд.
На основании изложенного и ст. ст. 56, 57, 65, 73 ФЗ "О Центральном Банке РФ", ст. ст. 24, 38 ФЗ "О банках и банковской деятельности", ст. ст. 1, 3, 44, 47 ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ", руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2006 по делу N А40-84473/05-2-543 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.07.2006, 13.07.2006 N 09АП-5806/2006-АК ПО ДЕЛУ N А40-84473/05-2-543
Разделы:Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
6 июля 2006 г. Дело N 09АП-5806/2006-АК
Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2006.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.07.2006.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего К., судей П., П.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Р., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика (заинтересованного лица) - ЦБ РФ и Председателя Правления ЦБ РФ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2006 по делу N А40-84473/05-2-543, принятое судьей М., по иску/заявлению ЗАО "Федеральный промышленный банк" к ЦБ РФ и Председателю Правления Банка России И. о признании незаконным решения и предписания, при участии: от истца (заявителя) Е. по доверенности от 10.02.2006 N 02-05/09, паспорт 45 06 001971 выдан 03.06.2003; С. по доверенности от 10.02.2006 N 02-05/11, паспорт 46 02 895524 выдан 07.05.2002; Ч. по доверенности от 18.01.2006, паспорт 45 07 140924 выдан 24.06.2004; от ответчиков: К.М. по доверенности N 37 и N 36 от 31.01.2006, паспорт 45 07 670293 выдан 22.09.2004; Г. по доверенности N 4 от 11.01.2006 и N 40 от 31.01.2006, удостоверение N 005049 выдано 10.05.2000; С.Л. по доверенности N 34 от 31.01.2006, паспорт 45 06 612008 выдан 16.12.2003; О. по доверенности от 12.01.2005, удостоверение ТУ N 00752 выдано 13.03.2002,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2006 по делу N А40-84473/05-2-543 заявление удовлетворено частично.
Признаны незаконными решения Банка России: от 24.08.05 о вынесении отрицательного заключения о соответствии ЗАО "ФПБ" требованиям к участию в системе страхования вкладов; от 11.10.2005 о подтверждении отрицательного заключения о соответствии ЗАО "ФПБ" требованиям к участию в системе страхования вкладов; от 08.11.05 об отказе в удовлетворении повторного заявления ЗАО "ФПБ", вынесенное Председателем банка России И.
Признано недействительным предписание Банка России N 01-121-10/8024-4 от 21.11.05 о запрете ЗАО "ФПБ" привлекать денежные средства физических лиц на счета и во вклады.
В части требования обязать Председателя Банка России устранить допущенные нарушения путем совершения действий, необходимых для включения его в систему страхования вкладов судом производство по делу прекращено, поскольку допущенные нарушения устраняются судом путем признания недействительными оспариваемых ненормативных актов, принятых Банком России в виде решений, предписания.
При этом Арбитражный суд г. Москвы пришел к выводу о том, что доводы ЗАО "ФПБ" подтверждены документально и не опровергнуты в судебном заседании представителями ЦБ России, Председателя Банк России, срок на обжалование решения Банка России от 24.08.2005 пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению в судебном порядке, решения Банка России от 24.08.05, от 11.10.05, от 08.11.05, предписание от 21.11.05 не соответствуют требованиям ст. ст. 1, 3, 44, 47 ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ", нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности и создают препятствия для осуществления экономической деятельности банка, в связи, с чем признаются судом незаконными, недействительными.
Не согласившись с принятым решением ответчики - ЦБ РФ и Председатель Правления ЦБ РФ обратились с апелляционной жалобой, в которой просят отменить судебное решение, поскольку считают его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что если бы резерв на возможные потери по некоторым ссудам был бы создан банком в ином размере, чем он фактически создан, то показатель финансовой устойчивости отличался бы от указанного в соответствующей бухгалтерской отчетности банка, сослался на многократное возрастание дебиторской задолженности, указал на недостаточно устойчивое положение ЗАО "ФПБ".
Заявитель по делу - ЗАО "ФПБ" представило письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ на апелляционную жалобу, в которых возражает против доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителей ЦБ РФ и Председателя Правления ЦБ РФ, поддержавших доводы и требования апелляционной жалобы, представителей ЗАО "ФПБ", просивших оставить решение без изменения, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного решения, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как видно из материалов дела, 02.06.2004 ЗАО "ФПБ" в соответствии с п. 1 ст. 45 ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Закон о страховании вкладов) представил в Центробанк России ходатайство о вынесении заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов.
В период с 17.09.2004 по 08.10.2004 ЦБ РФ (Отделение N 2 МГТУ) проводил в банке тематическую инспекционную проверку в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 45 Закона о страховании вкладов. По результатам проверки 18.10.2004 составлен акт проверки регистрационный N 52-23-05/12141 дсп. (л.д. 1 - 133 т. 2).
22.02.2005 ЦБ РФ (Комитет банковского надзора) принял решение о вынесении отрицательного заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов в связи с несоответствием пунктам 3 и 4 ч. 1 ст. 44 Закона о страховании вкладов, отказав тем самым банку во включении его в систему страхования вкладов.
22.03.2005 ЗАО "ФПБ", в соответствии с ч. 6 ст. 45 Закона о страховании вкладов, после устранения выявленных в ходе первой проверки несоответствий обратился в ЦБ РФ (МГТУ) с повторным ходатайством о вынесении заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов.
24.08.05 Комитет банковского надзора Банка России рассмотрел повторное ходатайство ЗАО "ФПБ" о вынесении заключения о соответствии требованиям к участию в системе страхования вкладов и принял решение о вынесении отрицательного заключения о соответствии названного банка требованиям к участию в системе страхования вкладов в связи с несоответствием пунктам 3 и 4 части 11 статьи 44 ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
В период с 26.04.2005 по 27.05.2005 ЦБ РФ (МГТУ) в ЗАО "ФПБ" проведена повторная проверка.
В ходе выборочной проверки правомерности формирования статей доходов и расходов банка, в том числе, отнесения на финансовый результат процентных доходов и расходов нарушений не выявлено, установлено что, банком правомерно сформированы элементы, используемые для расчета показателя чистой процентной маржи. Проверка правильности формирования доходов и расходов, будущих периодов нарушений не выявила.
По результатам проверки 27.05.2005 составлен акт проверки регистрационный N 2489 (л.д. 29 - 100 т. 1).
При проведении проверки Банк России (МГТУ) пришел к выводу, что по состоянию на 01.05.2005 наибольшую долю в объеме привлеченных средств занимают межбанковские кредиты и депозиты физических лиц.
Депозитные операции в Банке осуществляются в соответствии с нормативными актами Банка России, депозитной политикой Банка, утвержденной Советом директоров Банка 27.12.2004 (протокол N 28/1/1), и условиями по привлечению денежных средств от населения по конкретным срокам.
Органом, правомочным определять политику по привлечению денежных средств во вклады и устанавливать процентные ставки для физических и юридических лиц в рублях и иностранной валюте, является Правление Банка.
По состоянию на 01.05.2005 вклады и депозиты в рублях принимаются в Банке на срок от 31 дня до 1 года с начислением 5 - 12,5% годовых в зависимости от срока вклада. Вклады и депозиты в иностранной валюте принимаются на срок от 31 дня до 1 года с начислением процентов 3,5 - 9% в зависимости от суммы. Ставка "до востребования" по вкладам и депозитам в рублях составляет 1%, по вкладам и депозитам в иностранной валюте 0,2%.
Привлечение денежных средств физических лиц во вклады оформляется договорами банковского вклада (депозита) в письменной форме.
В договорах банковского вклада оговариваются все необходимые реквизиты в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Рабочей группой выборочно проверено начисление процентов по вкладам и депозитам физических и юридических лиц с октября 2004 года по май 2005 года, замечаний нет.
Установлено что, проценты по вкладам и депозитам начисляются Банком в соответствии с Положением Банка России от 26.06.1998 N 39-П "О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета".
Начисление процентов по депозитным вкладам физических и юридических лиц в проверяемом периоде Банком осуществлялся в соответствии с Положением N 205-П.
Банк осуществлял постоянный контроль соответствия процентных ставок на рынке банковских вкладов и депозитов. Процентный риск умеренный. Депозитные операции Банка соответствуют рыночным условиям.
Исходя из представленных данных, политику Банка по размещению и привлечению денежных средств можно признать эффективной, так как процентные доходы от размещения денежных средств превысили процентные расходы от привлечения денежных средств в I квартале 2005 года на 5256 тыс. руб.
При реализации процентной политики в Банке внимание уделяется поддержанию ликвидности на необходимом уровне. В Банке разработано "Положение об управлении рисками ликвидности в Закрытом Акционерном Обществе "Федеральный Промышленный Банк", утвержденное Председателем Правления 25.06.2004, в соответствии с которым осуществляются политика Банка в сфере управления и контроля за состоянием ликвидности. К мероприятиям, проводимым Банком, по управлению ликвидностью и управлением депозитного портфеля относятся: регулярное проведение классификации активов и пассивов Банка по группам срочности уровня процентной ставки; составление прогнозов тенденции изменения - уровня процентной ставки по привлекаемым и размещаемым денежным средствам и на основании этого прогноза корректировка депозитного портфеля; соблюдение обязательных нормативов.
В ходе проверки случаев несоблюдения нормативов мгновенной (Н2), текущей (Н3), долгосрочной (Н4) и общей ликвидности (Н5) и внутренних документов Банка по оценке и управлению ликвидностью рабочей группой не установлено.
Установлено выполнение Банком обязательных нормативов и правильности расчета их составляющих, в т.ч. соблюдение обязательных нормативов, рассчитанных на ежедневной основе, в период с 01.11.2004 по 01.05.2005.
Расчет обязательных нормативов осуществлялся Банком в соответствии с требованиями Инструкции банка России от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах банков".
01.04.2005 произошло увеличение значений нормативов мгновенной и текущей ликвидности. Данные изменения произошли вследствие погашения значительной части ссудной задолженности (оборот по кредиту б/с Ц204 за 31.03.2005 составил 819343 тыс. рублей) и увеличения остатков денежных средств корреспондентском счете в Банке России на 966689 тыс. рублей.
Основную долю в значении кода 8989 по состоянию на 29.03.2005, 30.03.2005, на 31.03.2005 составляли остатки денежных средств на б/с 45204 Банков 22.02.2005 было предоставлено кредитов на общую сумму 824,243 тыс. рублей. Основную долю в значении кода 8991 по состоянию на 29.03.2005, на 30.03.2005 вставляли остатки денежных средств на б/с 52303 Банком 22.02.2005 были выпущены собственные векселя со сроком погашения от 31 до 90 дней на общую сумму 825000 тыс. рублей, затем вексельная задолженность 30.03.2005 перенесена на счета до востребования б/с 52301.
При проверке установлено, что норматив достаточности капитала Н1 соблюдался с запасом, что свидетельствует о достаточной платежеспособности Банка.
При проверке правильности расчета норматива долгосрочной ликвидности Н4 рабочее группой установлено, что начиная с отчетности по форме 0409135 на 11.03.2005 Банком изменен расчет норматива долгосрочной ликвидности Н4.
Из представленных ЗАО "ФПБ" материалов следует, что банком Изменения расчете незначительно повлияли на значения норматива Н4 в период с 01.03.2005 и 01.05.2005. Значения обязательных нормативов на внутримесячные даты в сравнении со значениями обязательных нормативов на отчетные даты не имел значительных отклонений. Изложенное также отражено в акте проверки N 2489.
В ходе выборочной проверки соблюдения Банком обязательных нормативов рассчитанных на ежедневной основе, нарушений не установлено.
Из представленных ЗАО "ФПБ" материалов следует, что банком в целях управления и контроля за ликвидностью, разработано Положение управления рисками ликвидности (далее - Положение), утвержденное Председателем Правления Банка 25.06.2004.
Политику Банка в области управления ликвидностью осуществляет Финансовый комитет, который координирует действия подразделений Банка, влияющих на состояние Ликвидности, взаимодействует по вопросам ликвидности с Кредитным комитетом.
Прогнозную информацию в Финансовый комитет предоставляют Управление Казначейства и Управление финансового анализа и планирования.
Для оперативного управления ликвидностью и расчета текущей платежной позиции в Банке на ежедневной основе осуществляется анализ и прогноз остатков на счетах клиентов Банка, платежей клиентов Банка, потребности клиентов Банка в элитных ресурсах. На этой основе Банк строит текущую платежную позицию, в соответствии с которой Управление Казначейств Банка осуществляет либо привлечение, либо размещение на финансовых рынках денежных ресурсов в рублях и иностранной валюте.
Управление стратегической ликвидностью осуществляется Банком путем оперативного ежедневного управления активами и пассивами. С этой целью не менее одного раза в неделю Управление Финансового анализа и планирования совместно с Управлением Казначейств осуществляет прогноз движения средств на плановый период и строит платежную позицию на переходящую дату.
Методика планирования стратегической ликвидностью заключается в расчет ожидаемого временного интервала между притоком и оттоком денежных средств и I расчета величины этого разрыва. В основе Методики лежит управление активами пассивами, в результате которого достигается оптимальное соотношение между отдельными видами пассивов и активов, которое определяется показателям ликвидности и банковскими рисками и позволяет Банку своевременно выполнять свои обязательства перед кредиторами. Методика управления активами в Банке заключается формировании и управлении кредитным и инвестиционным портфелями. Целью управления активами является поддержание необходимого запаса высоколиквидных средств для оперативного удовлетворения спроса клиентов Банка на финансовые ресурсы.
Методика управления пассивами в Банке заключается в том, что Банк приобретает ликвидность за счет внешних заимствований на финансовом рынке, что включает в себя риск источников заемных средств, выбор среди них самых надежных с наиболее отельными сроками привлечения и установление необходимого оптимального соотношения между отдельными видами пассивов и активов. Главным источником ликвидности Банка является первичный резерв ликвидности, к которому относятся средства на корреспондентских счетах в других коммерческих банках наличные денежные средства и чеки в кассе Банка и иные платежные документы, а также рынок межбанковского кредитования. Вторичные резервы ликвидности -высоколиквидные доходные активы, к которым относятся высоколиквидные котируемые ценные бумаги.
Вторичный резерв ликвидности служит источником пополнения первичных резервов. Положением предусмотрены действия Банка при возникновении рисков, мгновенной при несбалансированной ликвидности. В частности, риска потери ликвидности, ценовой риск или связанный с процентной ставкой, количественный риск.
Для контроля различных видов ликвидности в Банке используются коэффициенты мгновенной текущей и долгосрочной ликвидности, коэффициент избытка (дефицита) ликвидности, а также другие показатели, которые вводятся по решению Финансового комитета.
В соответствии с Положением, контроль за состоянием срочной ликвидности, осуществляется на основании вышеперечисленных показателей на заседаниях Финансового комитета не реже одного раза в месяц. Совет директоров и Правление Банка получают от Финансового комитета информацию о состоянии ликвидности Банка не реже одного раза в месяц, а в случае существенных ухудшений текущего или прогнозируемого состояния ликвидности Банка незамедлительно.
В ходе проверки достоверности отчетности по форме 0409153 "Сводный отчет о размере рыночного риска" нарушений не установлено.
Проверено соблюдение установленных лимитов об открытых валютных позициях за период с 01.10.2004 по 01.05.2005. Все установленные лимиты Банком соблюдались. Отчеты об открытых валютных позициях составлялись ежедневно в соответствии с требованиями Инструкции Банка России от 22.05.1996 N 41 "Об установлении лимитов открытой валютной позиции и контроле за их соблюдением уполномоченными банками РФ".
Контроль за соблюдением величины открытой валютной позиции осуществлялся Банком на постоянной основе в Централизованном режиме.
Банком при управлении валютными рисками применяются основные методы и принципы, определенные в регламенте и внутренних Положениях Банка, а именно анализ и оценка риска, лимитирование и диверсификация операций, прогнозирование валютных курсов, поддержание достаточности капитала, лимитирование потерь, лимитирование валютной позиции.
Выборочно на отдельные даты: 06.10.2004, 23.11.2004, 27.12.2004, 25.01.2005, 18.02.2005, 11.03.2005, 23.03.2005, 08.04.2005 была проверена правильность отражения в отчетах по форме N 634 величины балансовых активов, чистых позиций (балансовой, спот, срочной), совокупных балансовой и внебалансовой позиций, открытых позиций в отдельных валютах, достоверности курсов иностранных валют. А также проверена своевременность смены значений капитала и соответствие его размера данным отчетности о расчете капитала. Замечаний нет. Данные по форме N 634 отражены достоверно. Открытая валютная позиция по отношению к капиталу Банка поддерживается в среднем 2 - 8%.
В ходе проверки рабочей группой установлено, что система управления рисками, позволяет Банку ограничивать риски уровнем, соответствующим удовлетворительной оценке групп показателей финансовой устойчивости.
МГТУ ЦБ России 31.05.2005 пришло к выводу, что бухгалтерский учет в части проверяемых вопросов соответствует требованиям нормативных документов Банка России.
Случаев нарушения обязательных нормативов, в том числе на внутриотчетные даты не установлено.
Банком устранены нарушения, выявленные в ходе предыдущей проверки (Акт от 18.10.2004 N 52-23-05/12141 ДСП).
Фактов нарушения Предписания от 02.03.2005 N 52-03-12/2671 ДСП не установлено.
Отчетность представляемая в Банк России по состоянию на 01.05.2005 может быть признана достоверной.
Следует признать, что довод ответчиков о недостаточно устойчивом положении ЗАО "ФПБ" ко дню принятия решения об отказе во вхождении в системе страхования вкладов - 24.08.2005 не соответствует фактическим обстоятельствам, носит предположительный характер, поскольку при расчете финансовой устойчивости необходимо принимать во внимание только фактически созданный резерв, с учетом которого банк в полной мере удовлетворял всем параметрам для участия в системе страхования вкладов.
Ответчики предлагают рассчитывать названные показатели исходя из предположения о том, что если бы ссуды классифицированы в другие группы, и был бы создан резерв на возможные потери по ссудам в большем размере, то банк не удовлетворял бы установленным параметрам.
Более того, суд первой инстанции правильно указал, что анализ финансового состояния заемщиков проведен ответчиками без учета результатов их деятельности в период с 01.04.2005 по 01.07.2005, которые подтверждают достаточное финансовое состояние заемщиков а правильность создания банком резервов на возможные потери по ссудам.
Ответчиками сопоставлены активы заемщиков по данным бухгалтерской отчетности на 01.04.2005 с пассивом на 01.08.2005.
10.10.2005 Банком России вынесено предписание N 06-12-1-10/70234ДСО, которым ЦБ России предписано ЗАО "ФПБ": реклассифицировать ссуды ООО "ТД Промхимия" не выше, чем в 4 категорию качества и сформировать по ней резерв на возможные потери в размере не мерее 51% от объема ссуды; ООО "МаксПром", ООО ИК "Миллион", ООО "Корпорация ФПБ", не выше чем в 3 категорию качества и сформировать по ним резерв на возможные потери в размере не менее 50% от объема ссуд, по ссуде ООО ИК "Миллион" с учетом имеющегося обеспечения по ссуде; реклассифицировать ссуды ООО "Маркой" и ООО "КонсалтХолдПром" в 3 категорию качества и сформировать по ним резерв на возможные потери в размере не менее 35% от объема ссуд; доформирование резерва на возможные потери по ссудам, не погашенным на момент получения Предписания; сформировать резерв по ссуде ООО "Аметист" в размере не менее 35% от объема ссуды с учетом имеющегося обеспечения по ссуде.
Данное предписание было принято с учетом показателей финансовой деятельности представленных с письмом ЗАО "ФПБ" от 22.08.2005 N 09-05/1920 по отчетности заемщика на 01.04.2005, а не на 01.07.2005, как было ошибочно указано в Предписании банка России от 10.10.2005. Поскольку оценка кредитного портфеля производилась по состоянию на 01.08.2005, то последней бухгалтерской отчетностью заемщиков, которая могла быть получена банком на указанную дату, являлась отчетность за 1 квартал 2005 г., в то время как отчетность за 1 квартал 2005 г. предоставлялась в банк в течение августа 2005 г. и, следовательно, не могла быть предметом анализа для оценки финансового состояния заемщиков на 01.08.2005.
Указание ответчика на то, что п. 3.3. Положения N 254-П содержит обязанность банка оценивать финансовое состояние заемщика как плохое в случае, если его прибыль является недостаточной для погашения и обслуживания долга, является экономически необоснованным, т.к. прибыль является финансовым результатом деятельности предприятия после уменьшения выручки на расходы, в т.ч. выплаты по кредитам, а не источником для погашения кредита. Предприятие, которое имеет прибыль, превышающую задолженность по кредитам не нуждается в привлечении кредитов. Поддержание предприятием величины чистой прибыли в размере, превышающем кредиты банков не дает возможность по классификации Fitch IBCA и Moody,s, которые с точки зрения Положения N 254-П являются стабильными и высоконадежными.
На указанное предписание был дан ответ ЗАО "ФПБ" за N 03-05/2422 от 03.10.05, после получения которого претензии Банка России, изложенные в Предписании от 10.10.05 были аннулированы, о чем были внесены соответствующие данные в базу данных.
По причине фактического аннулирования предписания N 06-12-1-10/70234 ДСО от 10.10.05 из базы данных ЦБ России оно не было обжаловано в судебном порядке ЗАО "ФПБ".
Согласно с п. 1 ст. 65 АПК РФ установлено, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие органами должностное лицо.
В соответствии п. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на тех какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следует согласиться с судом первой инстанции, что из представленных ЗАО "ФПБ" материалов, а именно: форм обязательной отчетности - оборотных ведомостей по счетам кредитной организации на июнь 2005 г., сентябрь 2005 г., отчетов о прибылях и убытках ЗАО "ФПБ" по состоянию на 01.07.05, 01.10.05; бухгалтерским балансам банка по состоянию на 30.06.05, 31.03.05; показателей деятельности заемщиков по состоянию на 01.04.05 и 01.07.05, 22.08.05 не следует, что при принятии оспариваемых решений финансовое состояние банка было неустойчивым.
Необходимо отметить, что достоверность отчетности ЗАО "ФПБ" была установлена Банком России при проведении проверки в период с 26.04.05 по 27.05.05, что подтверждается актом проверки N 2489 (л.д. 29 - 100 т. 1).
Следует признать, что доводы ответчиков о предоставлении заявителем в Банк России недостоверной информации и отчетности после 31.05.05 документально не подтверждены и носят голословный характер.
Согласно ст. 1 ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ" (далее Закон 177-ФЗ) целями названного Закона являются защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.
Требования к участию в системе страхования вкладов банков, имеющих, разрешение Банка России определены ст. 44 Закона 177-ФЗ. Порядок вынесения Банком России заключения о соответствии банков требованиям к участию в системе страхования и порядок рассмотрения ходатайств Банком России установлен ст. 45 названного Закона.
Согласно ч. 4 ст. 45 Закона, рассмотрение Банком России ходатайства состоит из следующих этапов: предварительного анализа соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов; тематической инспекционной проверки для оценки достоверности учета и отчетности, а также установления фактов, которые связаны с определением соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов и которые невозможно получить методами дистанционного надзора; заключительного анализа результатов, включающего расчет значений всех критериев; вынесения положительного или отрицательного заключения.
Последствия вынесения Банком России отрицательного заключения вытекает из 47 Закона о страховании. Из указанной нормы следует, что Банк России вправе ввести запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц, что неизбежно отразится на предпринимательской деятельности коммерческого банка.
С учетом изложенного следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что доводы ЗАО "ФПБ" подтверждены документально и не опровергнуты в судебном заседании представителями ЦБ России, Председателя Банк России, срок на обжалование решения Банка России от 24.08.2005 пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению в судебном порядке.
Решения Банка России от 24.08.05, от 11.10.05, от 08.11.05, предписание от 21.11.05 не соответствуют требованиям ст. ст. 1, 3, 44, 47 ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ", нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности и создают препятствия для осуществления экономической деятельности банка, в связи, с чем признаются судом незаконными, недействительными.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что в части требования N 5 - об обязании Председателя Банка России и Банк России устранить допущенные нарушения прав и интересов ЗАО "ФПБ" путем совершения действий необходимых для включения его в систему страхования вкладов, производство по делу подлежит прекращению, поскольку допущенные нарушения устраняются судом путем признания недействительными оспариваемых ненормативных актов, принятых Банком России в виде решений, предписания.
Порядок принятия решений для включения банка в систему страхования вкладов установлен федеральным законодательством, а именно ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ" 177-ФЗ и не может быть изменен судом в соответствии с ч. 5 ст. 201 АПК РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что решение принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств дела, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, касаются обстоятельств, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции, они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ с учетом того, ЦБ РФ освобожден от ее уплаты при обращении в арбитражный суд.
На основании изложенного и ст. ст. 56, 57, 65, 73 ФЗ "О Центральном Банке РФ", ст. ст. 24, 38 ФЗ "О банках и банковской деятельности", ст. ст. 1, 3, 44, 47 ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ", руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2006 по делу N А40-84473/05-2-543 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)