Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 13.04.2009 ПО ДЕЛУ N А57-13006/2008

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2009 г. по делу N А57-13006/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПНКБ", г. Саратов
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008
по делу N А57-13006/2008
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПНКБ" к Государственной жилищной инспекции по Саратовской области, г. Саратов о признании недействительным предписания N 236 от 24.06.2008,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПНКБ" (далее - ООО "УК "ПНКБ", управляющая компания, общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее - Инспекция) по вынесению предписания N 236 от 24.06.2008 и о признании недействительным названного предписания.
Решением арбитражного суда от 12.11.2008 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, ООО "УК "ПНКБ" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, в ходе внеплановой проверки по соблюдению обществом установленных законодательством требований по содержанию жилищного фонда в доме по улице Шевченко, дом 56 "Б" города Саратова были выявлены нарушения пунктов 4.6.1, 4.6.3., 4.3.1., 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170. В частности, выявлено повреждение несущих конструкций кровли дома, неисправности перекрытия над квартирой N 9, неисправности электрооборудования мест общего пользования, систем вентиляции, дымоудаления, отопительных газовых печей.
По результатам проверки, оформленной актом от 20.06.2008, Инспекцией в отношении общества 24.06.2008 было вынесено предписание N 236 о выполнении работ по устранению выявленных правонарушений и их причин при использовании, содержании и ремонте жилищного фонда, придомовых территорий.
Полагая, что действия Инспекции по вынесению данного предписания являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что управляющая компания, получившая право управления многоквартирным домом на открытом конкурсе, обязана выполнять только те работы и оказывать только те услуги, которые определены организатором конкурса. Суд исходил из того, что действующие нормативные правовые акты устанавливают четкую связь между утверждаемым перечнем работ и услуг, выполняемых (оказываемых) управляющей компанией, получившей право управления домом на открытом конкурсе, и платой за данные работы (услуги).
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции обоснованно признал ошибочным исходя из следующего.




Федеральным законом от 08.09.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Закон N 134-ФЗ) установлен порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля, их обязанности, а также права юридических лиц при проведении государственного контроля.
Из анализа статьи 2 Закона N 134-ФЗ следует, что мероприятия по контролю представляют собой совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
Согласно пунктам 5, 6 Положения о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 "О Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" (далее - Положение), органы Инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами.
Органы Инспекции наделены правом проведения инспекционного обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением, предоставления предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Инспекция является исполнительным органом власти области и осуществляет контроль за соблюдением требований жилищного законодательства участниками жилищных правоотношений, включая контроль за техническим состоянием жилищного фонда и общего имущества в многоквартирном доме и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими документами.
Апелляционным судом сделан правомерный вывод о вынесении спорного предписания N 236 от 24.06.2008 в пределах предоставленных полномочий по осуществлению контроля за техническим состоянием жилищного фонда и в установленном законом порядке.
Общество, оспаривая действия Инспекции по вынесению обжалуемого предписания, фактически не согласно с его содержанием. Указывает, что объем обязанностей ООО "Управляющая компания "ПНКБ" как управляющей организацией по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений определяется исключительно договором, заключенным по итогам проведения конкурса.
С 01.03.2005 способ управления многоквартирными домами выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения (пункт 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - ЖК Российской Федерации), орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 ЖК Российской Федерации проводит до 01.05.2008 открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 01.01.2007 не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
Как установлено судами, ООО "УК "ПНКБ" по результатам проведения открытого конкурса получило право управления многоквартирными домами в городе Саратове, в том числе многоквартирным домом по адресу: город Саратов, улица Шевченко, дом 56 "Б".
Согласно пунктам 1, 2 и 9 статьи 161 ЖК Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 2.4 Устава ООО "УК "ПНКБ" осуществляет деятельность по управлению общим имуществом, собственников помещений в многоквартирных домах, выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, собственников помещений в многоквартирных домах, представляет коммунальные услуги собственникам помещений и осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Общество как управляющая организация заключила договор управления многоквартирным домом от 01.03.2008 с собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: улица Шевченко, дом 56 "Б" города Саратова.
Из пункта 1.1 указанного Договора следует, что целью его заключения является обеспечение надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома.
Пунктом 1.4 Договора стороны установили, что при выполнении его условий руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирных домах (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307) и другими нормативными и законодательными актами, регулирующими вопросы управления многоквартирными домами.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила), определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными то управляющими организациями и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с пунктами 2, 39, 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В пункте 29 Правил указано, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно пунктам 13 и 20 Правил осмотры общего имущества многоквартирных домов проводятся управляющей организацией. После установления факта превышения физического износа общего имущества уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности управляющей организации необходимо направить предложение собственникам помещений о проведении общего собрания с целью определения размера платы на проведение капитального ремонта.
Как следует из пунктов 1 и 2 оспариваемого предписания Инспекции, на ООО "УК "ПНКБ" возложена обязанность устранить нарушения в техническом состоянии кровли дома - восстановить несущие конструкции кровли и примыкания к вертикальным поверхностям, а также неисправности в техническом состоянии межэтажного перекрытия (в том числе над кв. N 9) для обеспечения безопасных условий проживания граждан.
Как установлено апелляционным судом, предложения собственникам помещений о проведении общего собрания с целью заключения дополнительного соглашения по определению размера платы для устранение неисправностей, выявленных в ходе проверки, в общей части совпадающих с Перечнем работ и услуг по содержанию ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 56 "Б" по улице Шевченко города Саратова в соответствии с пунктом 2.1.2 Договора управления многоквартирным домом ООО "УК "ПНКБ" не направлялось.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (пункт 9 статьи 161 ЖК Российской Федерации).
Согласно статье 161 ЖК Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Положения ЖК Российской Федерации, Правила содержания общего имущества в многоквартирных домах не содержат каких-либо исключений и особенностей в части исполнения обязанности по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирных домах управляющей организацией, ставшей таковой по итогам открытого конкурса.
Как правильно отмечено апелляционным судом, обязанности, возложенные на ООО "УК "ПНКБ" в Договоре управления многоквартирным домом N 56 "Б" по ул. Шевченко города Саратова от 01.03.2008, не освобождают управляющую организацию от соблюдения общеобязательных требований по содержанию общего имущества многоквартирного дома, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Наличие выявленных Инспекцией нарушений общество по существу не оспаривает и на какие-либо опровергающие доказательства в этой части не ссылается.
При таких обстоятельствах правомерен вывод апелляционного суда об отсутствии правовых оснований для признании незаконными действий Инспекции по вынесению спорного предписания.
Таким образом, отменяя решение суда первой инстанции, апелляционным судом правильно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов апелляционного суда не опровергают.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2008 по делу N А57-13006/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)