Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Потемкиной Н.И.
при участии в судебном заседании:
от Открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть": не явились
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области: не явились
от третьего лица - не явились
рассмотрев апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть"
на решение Арбитражного суда Магаданской области от 23.04.2010
по делу N А37-399/2010, принятое судьей Минеевой А.А.
по заявлению Открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области
третье лица: общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис", товарищества собственников жилья "Социум"
об оспаривании постановления 02.03.2010 N 115 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ
установил:
Открытое акционерное общество "Магаданэлектросеть" (далее - ОАО "Магаданэлектросеть", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Магаданской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Магаданской области, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 02.03.2010 N 115 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
В обоснование требований общество указало, что права потребителей электроэнергии на получение необходимой информации обществом не нарушены. Считает, что отсутствует вина общества во вменяемом ему административном правонарушении. Также указало на допущенные, административным органом процессуальные нарушения.
Решением суда от 23.03.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву наличия состава вмененного обществу административного правонарушения.
Не согласившись с судебным актом, ОАО "Магаданэлектросеть" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить его в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, а также несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Управление Роспотребнадзора по Магаданской области в отзыве на жалобы просило обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, но своих представителей для участия в нем не направили,
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что принятый по делу судебный акт подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению по нижеследующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 07.12.2009 в Управление Роспотребнадзора поступило коллективное обращение граждан, проживающих по в многоквартирном доме N 13 по улице Набережная реки Магаданки в городе Магадане. По результатам рассмотрения обращение, административным органом, установлено, что в многоквартирном доме расположено 61 жилое помещение, а также нежилое помещение ДЮСШ "Викинг", оборудованные индивидуальными приборами учета электрической энергии. При этом приборы учета электрической энергии, потребляемой в помещениях, являющихся помещениями общего пользования, а также учитывающие электропотребление внутридомовой системы, являющейся общей собственностью многоквартирного дома не установлены. Учет потребленной электрической энергии в многоквартирном доме определялся ОАО "Магаданэлектросеть" с помощью расчетного прибора учета электроэнергии N 011260306, установленного РУ-0,4 ТП-161 за пределами названного многоквартирного дома. Разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию данного прибора учета с потребителя не установлено. Согласно акту на приемку (проверку) указанного прибора учета, он установлен без участия представителей потребителей. Договор о поставке коммунального ресурса - электрической энергии ОАО "Магаданэлектросеть" с организациями, приобретающими и использующими ресурс для предоставления коммунальных услуг потребителям в данном многоквартирном доме, о передаче права принимать плату за потребленную непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений, о выставлении счета на оплату электроэнергии, уведомления (извещения) о задолженности, требования об оплате задолженности, в том числе за энергоснабжением мест общего пользования многоквартирного дома не заключался. Вместе с тем, ОАО "Магаданэлектросеть" выставляет к оплате платежные документы с указанием размера платы за электроснабжение на общедомовые нужды (далее - ОДН).
По данному факту 20.01.2010 административным органом составлен протокол об административном правонарушении и 02.03.2010 вынесено постановление N 115 о назначении административного наказания по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа, не согласившись с которым ОАО "Магаданэлектросеть" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что действия ОАО "Магаданэлектросеть" образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена вмененной нормой КоАП.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность, обусловленная нарушением прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. Данная норма бланкетная и носит отсылочный характер.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из пункта 2 названной статьи следует, что Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации услуги по водоснабжению, обеспечению газом, электрической и тепловой энергией и другие относятся к коммунальным услугам.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
Согласно пункту 7 Правил гражданам, при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что электроэнергия в доме N 13, поступает непосредственно от ОАО "Магаданэлектросеть" и квитанции на оплату оказанных услуг выставляются от его имени.
Следовательно, данное юридическое лицо является лицом, реализующим коммунальные услуги по поставке электроэнергии потребителям вне зависимости от того, является ли оно исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьей 540 ГК РФ предусмотрено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ.
В силу пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Следовательно, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ОАО "Магаданэлектросеть" не распространяются Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, и он не должен ими руководствоваться, является необоснованным.
Из материалов дела следует, что учет объема (количества) коммунального ресурса - электрической энергии, фактически потребленный за расчетный период в многоквартирном доме 13 по ул. Набережная реки Магаданки в г. Магадане определяется с помощью расчетного прибора учета электроэнергии N 011260306, установленного в РУ-0,4 ТП-161, то есть за пределами многоквартирного дома.
Судом также установлено, что акт разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию данного прибора учета с потребителями отсутствует. Снятие показаний с данного расчетного прибора учета электроэнергии проводится ОАО "Магаданэлектросеть" без участия представителя потребителей, представителя иной организации, осуществляющей обслуживание многоквартирного дома.
Следовательно, выставление платежных документов на оплату электроснабжения на ОДН без обеспечения надлежащего учета показаний с расчетного прибора учета электрической энергии N 011260306, без разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию расчетного прибора учета электроэнергии, используемого для расчета размера платы за электропотребление на ОДН и представляемой к оплате в платежных документах, является нарушением пункта 5 статьи 4, пункта 1 статьи 8, пунктов 1, 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей.
В силу вышеизложенного доводы апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению как несостоятельные.
Ссылка заявителя жалобы о том, что Правила предоставления коммунальных услуг N 307 подлежат применению только к расчетам исполнителя коммунальных услуг с гражданами, проживающими в жилых помещениях, и не подлежат применению к отношениям гарантирующего поставщика с собственниками нежилых помещений, судом отклоняется ввиду следующего.
Действительно, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 N 307, регулируют отношения между исполнителями и потребителями - гражданами, использующими такие услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При этом размер платы за электроснабжение на ОДН для граждан рассчитывается ОАО "Магаданэлектросеть" исходя из методики, установленной формулой N 9 указанных в приложении к Правилам N 307.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что указанные Правила N 307 подлежат применению только к расчетам исполнителя коммунальных услуг с гражданами, проживающими в жилых помещениях, и не подлежат применению к отношениям гарантирующего поставщика с собственниками нежилых помещений.
Действительно, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 N 307, регулируют отношения между исполнителями и потребителями - гражданами, использующими такие услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При этом размер платы за электроснабжение на общедомовые нужды для граждан рассчитывается ОАО "Магаданэлектросеть" исходя из методики, установленной формулой N 9 указанных в приложении к Правилам N 307.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в многоквартирном доме наряду с жилыми помещениями имеются нежилые помещения, которые ранее до перепланировки были жилыми: бытовка, магазины "Чемпион", "Кочевник" и "Кокетка".
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно пункту 1 статьи 37 Жилищного кодекса РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Таким образом, по смыслу приведенных выше норм жилищного законодательства в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники иных нежилых помещений вне зависимости от фактического использования общего имущества.
Учитывая, что в данном случае собственники нежилых помещений используют те же внутренние инженерные электрические сети и тот же прибор учета, следовательно, собственники нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме наравне с собственниками жилых помещений путем внесения платы за содержание и ремонт общего жилого помещения и коммунальные услуги.
Указанное соответствует системному толкованию норм жилищного законодательства, письму Минрегионразвития РФ от 06.03.2009 N 6177-АД/14, пункту 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, однако, ОАО "Магаданэлектросеть" не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств соблюдения названных правил и норм, как этого требуют положения части 1 статьи 65 АПК РФ, обществом не представлено.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта совершения обществом вмененного ему административного правонарушения, а также наличия вины в его совершении.
Возражения апеллянта о нарушении административным органом процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении оспариваемого ненормативного акта судом апелляционной инстанцией не принимаются, так как это не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
При вынесении постановления 02.03.2010 N 115 административным органом в резолютивной части в силу технической ошибки не указан размер назначенного административного наказания - штрафа. Впоследствии, 12.03.2010 в адрес заявителя направлено исправленное постановление с указанным штрафом в размере 5000 рублей.
При наличии таких обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 23.04.2010 по делу N А37-399/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Магаданэлектросеть" из федерального бюджета ошибочно уплаченную государственную пошлину в сумме 2 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий
Е.И.САПРЫКИНА
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.08.2010 N 06АП-2352/2010 ПО ДЕЛУ N А37-399/2010
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2010 г. N 06АП-2352/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2010 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Гричановской Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Потемкиной Н.И.
при участии в судебном заседании:
от Открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть": не явились
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области: не явились
от третьего лица - не явились
рассмотрев апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть"
на решение Арбитражного суда Магаданской области от 23.04.2010
по делу N А37-399/2010, принятое судьей Минеевой А.А.
по заявлению Открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области
третье лица: общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис", товарищества собственников жилья "Социум"
об оспаривании постановления 02.03.2010 N 115 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ
установил:
Открытое акционерное общество "Магаданэлектросеть" (далее - ОАО "Магаданэлектросеть", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Магаданской области к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Магаданской области, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 02.03.2010 N 115 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
В обоснование требований общество указало, что права потребителей электроэнергии на получение необходимой информации обществом не нарушены. Считает, что отсутствует вина общества во вменяемом ему административном правонарушении. Также указало на допущенные, административным органом процессуальные нарушения.
Решением суда от 23.03.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву наличия состава вмененного обществу административного правонарушения.
Не согласившись с судебным актом, ОАО "Магаданэлектросеть" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить его в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, а также несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Управление Роспотребнадзора по Магаданской области в отзыве на жалобы просило обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, но своих представителей для участия в нем не направили,
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что принятый по делу судебный акт подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению по нижеследующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 07.12.2009 в Управление Роспотребнадзора поступило коллективное обращение граждан, проживающих по в многоквартирном доме N 13 по улице Набережная реки Магаданки в городе Магадане. По результатам рассмотрения обращение, административным органом, установлено, что в многоквартирном доме расположено 61 жилое помещение, а также нежилое помещение ДЮСШ "Викинг", оборудованные индивидуальными приборами учета электрической энергии. При этом приборы учета электрической энергии, потребляемой в помещениях, являющихся помещениями общего пользования, а также учитывающие электропотребление внутридомовой системы, являющейся общей собственностью многоквартирного дома не установлены. Учет потребленной электрической энергии в многоквартирном доме определялся ОАО "Магаданэлектросеть" с помощью расчетного прибора учета электроэнергии N 011260306, установленного РУ-0,4 ТП-161 за пределами названного многоквартирного дома. Разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию данного прибора учета с потребителя не установлено. Согласно акту на приемку (проверку) указанного прибора учета, он установлен без участия представителей потребителей. Договор о поставке коммунального ресурса - электрической энергии ОАО "Магаданэлектросеть" с организациями, приобретающими и использующими ресурс для предоставления коммунальных услуг потребителям в данном многоквартирном доме, о передаче права принимать плату за потребленную непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений, о выставлении счета на оплату электроэнергии, уведомления (извещения) о задолженности, требования об оплате задолженности, в том числе за энергоснабжением мест общего пользования многоквартирного дома не заключался. Вместе с тем, ОАО "Магаданэлектросеть" выставляет к оплате платежные документы с указанием размера платы за электроснабжение на общедомовые нужды (далее - ОДН).
По данному факту 20.01.2010 административным органом составлен протокол об административном правонарушении и 02.03.2010 вынесено постановление N 115 о назначении административного наказания по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа, не согласившись с которым ОАО "Магаданэлектросеть" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что действия ОАО "Магаданэлектросеть" образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена вмененной нормой КоАП.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность, обусловленная нарушением прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. Данная норма бланкетная и носит отсылочный характер.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из пункта 2 названной статьи следует, что Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации услуги по водоснабжению, обеспечению газом, электрической и тепловой энергией и другие относятся к коммунальным услугам.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).
Согласно пункту 7 Правил гражданам, при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что электроэнергия в доме N 13, поступает непосредственно от ОАО "Магаданэлектросеть" и квитанции на оплату оказанных услуг выставляются от его имени.
Следовательно, данное юридическое лицо является лицом, реализующим коммунальные услуги по поставке электроэнергии потребителям вне зависимости от того, является ли оно исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьей 540 ГК РФ предусмотрено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ.
В силу пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Следовательно, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ОАО "Магаданэлектросеть" не распространяются Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, и он не должен ими руководствоваться, является необоснованным.
Из материалов дела следует, что учет объема (количества) коммунального ресурса - электрической энергии, фактически потребленный за расчетный период в многоквартирном доме 13 по ул. Набережная реки Магаданки в г. Магадане определяется с помощью расчетного прибора учета электроэнергии N 011260306, установленного в РУ-0,4 ТП-161, то есть за пределами многоквартирного дома.
Судом также установлено, что акт разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию данного прибора учета с потребителями отсутствует. Снятие показаний с данного расчетного прибора учета электроэнергии проводится ОАО "Магаданэлектросеть" без участия представителя потребителей, представителя иной организации, осуществляющей обслуживание многоквартирного дома.
Следовательно, выставление платежных документов на оплату электроснабжения на ОДН без обеспечения надлежащего учета показаний с расчетного прибора учета электрической энергии N 011260306, без разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию расчетного прибора учета электроэнергии, используемого для расчета размера платы за электропотребление на ОДН и представляемой к оплате в платежных документах, является нарушением пункта 5 статьи 4, пункта 1 статьи 8, пунктов 1, 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей.
В силу вышеизложенного доводы апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению как несостоятельные.
Ссылка заявителя жалобы о том, что Правила предоставления коммунальных услуг N 307 подлежат применению только к расчетам исполнителя коммунальных услуг с гражданами, проживающими в жилых помещениях, и не подлежат применению к отношениям гарантирующего поставщика с собственниками нежилых помещений, судом отклоняется ввиду следующего.
Действительно, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 N 307, регулируют отношения между исполнителями и потребителями - гражданами, использующими такие услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При этом размер платы за электроснабжение на ОДН для граждан рассчитывается ОАО "Магаданэлектросеть" исходя из методики, установленной формулой N 9 указанных в приложении к Правилам N 307.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что указанные Правила N 307 подлежат применению только к расчетам исполнителя коммунальных услуг с гражданами, проживающими в жилых помещениях, и не подлежат применению к отношениям гарантирующего поставщика с собственниками нежилых помещений.
Действительно, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 N 307, регулируют отношения между исполнителями и потребителями - гражданами, использующими такие услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При этом размер платы за электроснабжение на общедомовые нужды для граждан рассчитывается ОАО "Магаданэлектросеть" исходя из методики, установленной формулой N 9 указанных в приложении к Правилам N 307.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в многоквартирном доме наряду с жилыми помещениями имеются нежилые помещения, которые ранее до перепланировки были жилыми: бытовка, магазины "Чемпион", "Кочевник" и "Кокетка".
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно пункту 1 статьи 37 Жилищного кодекса РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Таким образом, по смыслу приведенных выше норм жилищного законодательства в издержках по содержанию общего имущества обязаны участвовать как собственники квартир, так и собственники иных нежилых помещений вне зависимости от фактического использования общего имущества.
Учитывая, что в данном случае собственники нежилых помещений используют те же внутренние инженерные электрические сети и тот же прибор учета, следовательно, собственники нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме наравне с собственниками жилых помещений путем внесения платы за содержание и ремонт общего жилого помещения и коммунальные услуги.
Указанное соответствует системному толкованию норм жилищного законодательства, письму Минрегионразвития РФ от 06.03.2009 N 6177-АД/14, пункту 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, однако, ОАО "Магаданэлектросеть" не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств соблюдения названных правил и норм, как этого требуют положения части 1 статьи 65 АПК РФ, обществом не представлено.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта совершения обществом вмененного ему административного правонарушения, а также наличия вины в его совершении.
Возражения апеллянта о нарушении административным органом процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении оспариваемого ненормативного акта судом апелляционной инстанцией не принимаются, так как это не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
При вынесении постановления 02.03.2010 N 115 административным органом в резолютивной части в силу технической ошибки не указан размер назначенного административного наказания - штрафа. Впоследствии, 12.03.2010 в адрес заявителя направлено исправленное постановление с указанным штрафом в размере 5000 рублей.
При наличии таких обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 104, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 23.04.2010 по делу N А37-399/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Магаданэлектросеть" из федерального бюджета ошибочно уплаченную государственную пошлину в сумме 2 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий
Е.И.САПРЫКИНА
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Т.Д.ПЕСКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)