Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Степанов П.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе Председательствующего Змеевой Ю.А. судей Варовой Л.Н., Кириенко Е.В. при секретаре Б.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по кассационной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю на решение Соликамского городского суда Пермского края от 21.12.2011 г., которым постановлено:
В удовлетворении иска Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей к Соликамскому муниципальному унитарному предприятию "О3" о признании действий ответчика противоправными в отношении неопределенного круга потребителей отказать.
Заслушав доклад судьи Змеевой Ю.А., пояснения Б. - представителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, поддержавшего доводы кассационной жалобы; А., К. - представителей МУП "О3", возражавших против доводов жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Управление Роспотребнадзора) по Пермскому краю обратилось в суд в защиту прав неопределенного круга потребителей с иском к Соликамскому МУП "О3". Исковым заявлением просило: признать действия Соликамского МУП "О3" в том числе, письмо от 20.06.2011 г. N 1787), которые привели к начислению потребителям г. Соликамска размера платы за услуги горячего водоснабжения за 14 дней, при отсутствии предоставления данной услуги в указанный период времени в связи с плановым отключением горячего водоснабжения, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. Возложить на ответчика обязанность прекратить действия, направленные на нарушение установленного порядка расчетов с потребителями и обеспечить в дальнейшем соблюдение законодательства Российской Федерации в данной сфере. Возложить на ответчика обязанность осуществить необходимые действия для уменьшения размера платы, осуществляемого МУП "О2" за услуги горячего водоснабжения на стоимость не оказанной услуги за период 14 дней, для потребителей г. Соликамска, которым уменьшение размера платы за услуги горячего водоснабжения за период плановых отключений в г. Соликамске в летний период 2011 г. было произведено без учета данного периода. Возложить на ответчика обязанность довести в установленный судом срок через средства массовой информации (газету "Соликамский рабочий" до сведения потребителей решение суда. Свои требования истец мотивировал тем, что в северной части г. Соликамск в период с 01.06.2011 г. по 30.06.2011 г. было произведено плановое отключение горячего водоснабжения для проведения ремонта тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления. При этом, потребителям данной услуги было произведено начисление ее стоимости за 14 дней месяца, не смотря на ее фактическое отсутствие, что противоречит требованиям п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307).
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, мотивируя свои требования тем, что требования заявлены истцом по факту нарушения ответчиком порядка определения размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета и нарушения порядка изменения размера платы за коммунальные услуги при проведении профилактических работ в соответствии с п. 10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Определить количество отпущенной в спорный период тепловой энергии нельзя, так как у потребителей отсутствуют приборы учета; в период проведения плановых профилактических работ на тепловых сетях тепловая энергия не отпускалась, соответственно и плата начисляться не может. При этом, потребителям северной части г. Соликамск была начислена стоимость услуги горячего водоснабжения за июнь 2011 г. соответствующая 14 дням. По мнению заявителя, судом при определении нормативов потребления коммунальных услуг тепловой энергии на горячее водоснабжение применены нормативные акты, которые не регулируют спорные правоотношения. Заявитель полагает также, что судом не верно истолкован п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при исследовании письма от 20.06.2011 г.
В возражениях на кассационную жалобу МУП "О3" просит оставить решение суда без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", которыми установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях, в том числе при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Как следует из материалов дела, МУП "О3" осуществляет деятельность по обеспечению населения г. Соликамска горячим водоснабжением и отоплением. Сбор средств и оформление платежных документов за поставляемый коммунальный ресурс осуществляет МУП "О2". В июне 2011 г. ответчиком производилось плановое отключение горячего водоснабжения. Письмом N 1787 от 20.06.2011 г., направленным в адрес МУП "О2", ответчик разъяснил, что при перерывах в предоставлении коммунальной услуги "горячее водоснабжение" перерасчет размера платы за ГВС, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, следует производить за дни отсутствия данной услуги, превышающие установленную продолжительность 14 суток.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что количество тепловой энергии определялось исходя из установленного органом местного самоуправления норматива потребления указанной коммунальной услуги. Предъявленное к оплате количество тепловой энергии не являлось завышенным, поскольку период планового отключения 14 дней изначально был учтен при расчете стоимости услуги. При перерывах, превышающих 14 дней, МУП "О2" было предписано производить перерасчет, что подтверждается письмом от 20.06.2011 г.
Вывод суда является правильным, основан на анализе действовавших в спорный период правовых актов. Как установлено судом, расчет нормативов потребления коммунальных услуг Соликамского городского округа производился на основании Методики определения нормативов потребления коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения, тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение населением Пермской области, утвержденной распоряжением Губернатора Пермской области от 14.01.2003 г. N 16-р, согласно п. 1, 3 которой, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами местного самоуправления. В п. 3.2 Методики была установлена продолжительность работы системы горячего водоснабжения из расчета 350 дней в году. Действие данного распоряжения прекращено 07.05.2009 г., однако, установленный норматив потребления коммунальных услуг был утвержден Постановлением Главы г. Соликамска N 107 от 29.01.2009 г. Тем самым органом местного самоуправления была учтена возможность отключения горячего водоснабжения по каким-либо причинам с учетом п.п. 10, 61 Правил предоставления коммунальных услуг, и потребителям за 14 суток плата изначально не начислялась. Указанное постановление органа местного самоуправления действовало в летний период 2011 г., истцом и иными лицами не оспаривалось. Поскольку пересмотр нормативов потребления ранее чем по истечении 3-х лет является нарушением п. 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 г.), а пересмотр нормативов потребления менее чем через 3 года допускается лишь в случаях прямо предусмотренных Правилами (п. 13, 16 Правил), суд сделал обоснованный вывод о том, что расчет платы за услуги ГВС в летний период 2011 г. соответствовал утвержденному нормативу и правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, исследованы все обстоятельства дела, доводы сторон, которым дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы отмену решения не влекут, так как направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, норм материального права и обстоятельств дела.
Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Оставить решение Соликамского городского суда Пермского края от 21.12.2011 г. без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 15.02.2012 ПО ДЕЛУ N 33-1565/2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 февраля 2012 г. по делу N 33-1565/2012
Судья Степанов П.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе Председательствующего Змеевой Ю.А. судей Варовой Л.Н., Кириенко Е.В. при секретаре Б.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по кассационной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю на решение Соликамского городского суда Пермского края от 21.12.2011 г., которым постановлено:
В удовлетворении иска Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей к Соликамскому муниципальному унитарному предприятию "О3" о признании действий ответчика противоправными в отношении неопределенного круга потребителей отказать.
Заслушав доклад судьи Змеевой Ю.А., пояснения Б. - представителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, поддержавшего доводы кассационной жалобы; А., К. - представителей МУП "О3", возражавших против доводов жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Управление Роспотребнадзора) по Пермскому краю обратилось в суд в защиту прав неопределенного круга потребителей с иском к Соликамскому МУП "О3". Исковым заявлением просило: признать действия Соликамского МУП "О3" в том числе, письмо от 20.06.2011 г. N 1787), которые привели к начислению потребителям г. Соликамска размера платы за услуги горячего водоснабжения за 14 дней, при отсутствии предоставления данной услуги в указанный период времени в связи с плановым отключением горячего водоснабжения, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. Возложить на ответчика обязанность прекратить действия, направленные на нарушение установленного порядка расчетов с потребителями и обеспечить в дальнейшем соблюдение законодательства Российской Федерации в данной сфере. Возложить на ответчика обязанность осуществить необходимые действия для уменьшения размера платы, осуществляемого МУП "О2" за услуги горячего водоснабжения на стоимость не оказанной услуги за период 14 дней, для потребителей г. Соликамска, которым уменьшение размера платы за услуги горячего водоснабжения за период плановых отключений в г. Соликамске в летний период 2011 г. было произведено без учета данного периода. Возложить на ответчика обязанность довести в установленный судом срок через средства массовой информации (газету "Соликамский рабочий" до сведения потребителей решение суда. Свои требования истец мотивировал тем, что в северной части г. Соликамск в период с 01.06.2011 г. по 30.06.2011 г. было произведено плановое отключение горячего водоснабжения для проведения ремонта тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления. При этом, потребителям данной услуги было произведено начисление ее стоимости за 14 дней месяца, не смотря на ее фактическое отсутствие, что противоречит требованиям п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307).
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, мотивируя свои требования тем, что требования заявлены истцом по факту нарушения ответчиком порядка определения размера платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета и нарушения порядка изменения размера платы за коммунальные услуги при проведении профилактических работ в соответствии с п. 10 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Определить количество отпущенной в спорный период тепловой энергии нельзя, так как у потребителей отсутствуют приборы учета; в период проведения плановых профилактических работ на тепловых сетях тепловая энергия не отпускалась, соответственно и плата начисляться не может. При этом, потребителям северной части г. Соликамск была начислена стоимость услуги горячего водоснабжения за июнь 2011 г. соответствующая 14 дням. По мнению заявителя, судом при определении нормативов потребления коммунальных услуг тепловой энергии на горячее водоснабжение применены нормативные акты, которые не регулируют спорные правоотношения. Заявитель полагает также, что судом не верно истолкован п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при исследовании письма от 20.06.2011 г.
В возражениях на кассационную жалобу МУП "О3" просит оставить решение суда без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г. утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", которыми установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги в жилых помещениях, в том числе при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Как следует из материалов дела, МУП "О3" осуществляет деятельность по обеспечению населения г. Соликамска горячим водоснабжением и отоплением. Сбор средств и оформление платежных документов за поставляемый коммунальный ресурс осуществляет МУП "О2". В июне 2011 г. ответчиком производилось плановое отключение горячего водоснабжения. Письмом N 1787 от 20.06.2011 г., направленным в адрес МУП "О2", ответчик разъяснил, что при перерывах в предоставлении коммунальной услуги "горячее водоснабжение" перерасчет размера платы за ГВС, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, следует производить за дни отсутствия данной услуги, превышающие установленную продолжительность 14 суток.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что количество тепловой энергии определялось исходя из установленного органом местного самоуправления норматива потребления указанной коммунальной услуги. Предъявленное к оплате количество тепловой энергии не являлось завышенным, поскольку период планового отключения 14 дней изначально был учтен при расчете стоимости услуги. При перерывах, превышающих 14 дней, МУП "О2" было предписано производить перерасчет, что подтверждается письмом от 20.06.2011 г.
Вывод суда является правильным, основан на анализе действовавших в спорный период правовых актов. Как установлено судом, расчет нормативов потребления коммунальных услуг Соликамского городского округа производился на основании Методики определения нормативов потребления коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения, тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение населением Пермской области, утвержденной распоряжением Губернатора Пермской области от 14.01.2003 г. N 16-р, согласно п. 1, 3 которой, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами местного самоуправления. В п. 3.2 Методики была установлена продолжительность работы системы горячего водоснабжения из расчета 350 дней в году. Действие данного распоряжения прекращено 07.05.2009 г., однако, установленный норматив потребления коммунальных услуг был утвержден Постановлением Главы г. Соликамска N 107 от 29.01.2009 г. Тем самым органом местного самоуправления была учтена возможность отключения горячего водоснабжения по каким-либо причинам с учетом п.п. 10, 61 Правил предоставления коммунальных услуг, и потребителям за 14 суток плата изначально не начислялась. Указанное постановление органа местного самоуправления действовало в летний период 2011 г., истцом и иными лицами не оспаривалось. Поскольку пересмотр нормативов потребления ранее чем по истечении 3-х лет является нарушением п. 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 г.), а пересмотр нормативов потребления менее чем через 3 года допускается лишь в случаях прямо предусмотренных Правилами (п. 13, 16 Правил), суд сделал обоснованный вывод о том, что расчет платы за услуги ГВС в летний период 2011 г. соответствовал утвержденному нормативу и правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, исследованы все обстоятельства дела, доводы сторон, которым дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы отмену решения не влекут, так как направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, норм материального права и обстоятельств дела.
Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Оставить решение Соликамского городского суда Пермского края от 21.12.2011 г. без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)