Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Леоновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19.08.2010 - 26.08.2010 апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5625/2010) открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал"; Общество)
на решение Арбитражного суда Омской области от 11.06.2010 по делу N А46-6612/2010 (судья Чернышев В.И.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал"; Общество)
к Главному управлению жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - Госжилстройнадзор Омской области; административный орган),
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 21.04.2010 N 1-235,
при участии в судебном заседании:
- от Госжилстройнадзора Омской области - Машиной Е.О. по доверенности от 31.12.2009 N 2573, действительной до 31.12.2009 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
- от ОАО "ОмскВодоканал" - до перерыва Пархомчук И.В. по доверенности от 14.07.2010 N 15/172, действительной до 13.10.2010 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ); после перерыва лицо не явилось, о времени и месте рассмотрения спора извещено надлежащим образом,
установил:
ОАО "ОмскВодоканал" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Госжилстройнадзору Омской области, в котором просило признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 21.04.2010 N 1-235, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения административного штрафа в сумме 10 000 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.06.2010 в удовлетворении требования Общества отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на наличие вины Общества во вменяемом административном правонарушении.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "ОмскВодоканал" обратилось с апелляционной жалобой в арбитражный суд апелляционной инстанции, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленного требования.
Податель апелляционной жалобы указывает на то, что в постановлении о привлечении к административной ответственности указано о непредоставлении услуг по холодному водоснабжению жилого дома N 8 по ул. 17-я Марьяновская с 26.02.2010 по 01.04.2010 по причине перемерзания водопроводных сетей. Однако в протоколе об административном правонарушении указана такая причина как перемерзание частных водопроводных сетей.
Общество отмечает, что в нарушение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в его адрес не был направлен акт проверки.
ОАО "ОмскВодоканал" полагает, что оно не является исполнителем коммунальных услуг в отношении граждан, проживающих в доме N 8 по ул. 17-я Марьяновская и не может нести ответственность за обстоятельства непреодолимой силы, которым относятся, в частности, аномально низкие температуры.
Заявитель жалобы не согласен с установлением ему административного наказания в максимальном размере (10 000 руб.).
Общество считает, что в его действиях отсутствует вина во вменяемом административном правонарушении, поскольку нарушение произошло вследствие наличия аномально низких температур, из-за которых произошло перемерзание водопроводных сетей.
ОАО "ОмскВодоканал", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения настоящего спора явку своего представителя в судебное заседание после перерыва не обеспечило.
Административный орган в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении суда апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе рассмотрения дела в порядке апелляционного производства был объявлен перерыв.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявившего ходатайства о его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителя административного органа, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В прокуратуру г. Омска поступило обращение Бахаревой Н.И. о неисполнении заявителем в феврале, марте 2010 года обязанности по предоставлению услуги холодного водоснабжения.
Названное обращение для проведения проверки было направлено в Главное управление жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области.
01.04.2010 на основании распоряжения Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области ведущим специалистом Шааб Г.А. в присутствии начальника участка водоснабжения цеха ЮВС ОАО "ОмскВодоканал" была проведена проверка в отношении Общества.
В результате проверки установлено, что ОАО "ОмскВодоканал" в период с 26.02.2010 по 01.04.2010 не была предоставлена коммунальная услуга (холодное водоснабжение) в дом N 8 по улице 17-я Марьяновская в г. Омске в связи с подтоплением колодца, расположенного на пересечении улиц 17 Марьяновская - Электровозная, что явилось причиной перемерзания водопроводных сетей, тем самым допущено нарушение пунктов 6, 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Названные обстоятельства зафиксированы в акте проверки N 03-03-09/77 от 01.04.2010.
01.04.2010 государственный жилищный инспектор Омской области Шааб Г.А. составила в отношении Общества протокол N 33 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
В протоколе отражено, что 14.02.2010 произошла авария на сетях ОАО "ОмскВодоканал" - из колодца, расположенного на пересечении улиц 17 Марьяновская - Электровозная, происходило подтопление.
14.04.2010 заинтересованным лицом было вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, а именно: схемы водопроводных сетей участка "17 Марьяновская - Электровозная"; актов выполненных работ по устранению аварии водопроводной колонки у дома по ул. 17 Марьяновская, дом 8; выписки из журнала обращений граждан, поступивших по причине вышеуказанной аварии.
21.04.2010 заместителем начальника Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области Будановым Е.Ф. в присутствии представителя ОАО "ОмскВодоканал" Макаровой Елены Николаевны по результатам рассмотрения дела N 1 - 235 об административном правонарушении было вынесено постановление, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Полагая, что упомянутое выше постановление ГЖИ Омской области нарушает права и законные интересы ОАО "ОмскВодоканал", последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием.
11.06.2010 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).
Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества коммунальных услуг, порядок определения размера платы за услуги, порядок ее перерасчета в период временного отсутствия граждан и порядок изменения размера платы при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами.
Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам:
- - коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
- - исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
- - потребитель - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- - ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;
- - коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;
- - внутридомовые инженерные системы - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме;
- - коммунальные услуги надлежащего качества - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Как установлено пунктом 4 Правил, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Абзацами первым и вторым пункта 6 Правил установлено, что состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги, в том числе холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединительной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.
Согласно абзацу второму пункта 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Пунктом 1 Приложения N 1 к Правилам установлены требования к качеству коммунальных услуг бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательств.
В силу статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами. Требования о бесперебойном круглосуточном водоснабжении обусловлены техническими требованиями и соответствуют статье 3 Водного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктам 2.10.1, 2.11.2, 2.11.3 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя России от 30.12.1999 N 168, в соответствии с которыми предприятия водоснабжения и канализации должны обеспечивать бесперебойное и надежное снабжение населения водой.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства регионального развития РФ от 20.03.2007 N 4967-СК/07 "О применении пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", в соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией.
В случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения.
Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют, что приостановление водоснабжения было связано с неисправностью коммуникаций, принадлежащих ОАО "Омскводоканал" (подтоплением колодца, расположенного на пересечении улиц 17 Марьяновская - Электровозная).
Материалами дела подтверждается, что ОАО "ОмскВодоканал" предоставляет коммунальные услуги потребителям города Омска, в частности, Бахаревой Нине Ивановне, проживающей по адресу г. Омск, ул. 17 Маряновская, дом 8 (об оплате названных услуг именно ОАО "ОмскВодоканал" свидетельствует имеющаяся в деле квитанция по лицевому счету N 30280078 см. т. 2 л.д. 20).
Из содержания жалобы Бахаревой Н.И. следует, что на названном колодце 14.02.2010 произошла авария и бригада Общества своевременно ее не устранила, что явилось причиной перемерзания частных водопроводных сетей, примыкающих к сетям заявителя.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела схемы водопроводных сетей участка "17 Марьяновская - Электровозная", выписку из журнала обращений граждан, поступивших по причине вышеуказанной аварии, правильно пришел к выводу, что водопроводные сети, подходящие к жилому дому N 8 по улице 17-я Марьяновская, находятся на балансе ОАО "ОмскВодоканал".
На схеме отмечен колодец, упоминаемый в обращении Бахаревой Н.И.
Общество ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено актов выполненных работ по устранению аварии водопроводной колонки у дома по ул. 17 Марьяновская, дом 8, а также не опровергло факт имевшейся 14.02.2010 аварии на данном колодце.
Из журнала обращений граждан, поступивших в ОАО "ОмскВодоканал" следует, что 27.02.2010 в 14 часов 25 минут под N 257 зафиксировано обращение Бахаревой Н.И. о слабом давлении в водопроводе.
В материалах дела имеется справка о низких температурах в указанный период. Оценив названную справку, суду первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что причиной отсутствия холодного водоснабжения жилого дома N 8 по улице 17-я Марьяновская, была авария на сетях заявителя.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об обратном, материалы настоящего дела не содержат.
Сведений о том, что авария произошла вследствие наличия аномально низких температур, из-за которых произошло перемерзание водопроводных сетей, материалы дела не содержат. Как указано выше, причиной отсутствия холодного водоснабжения жилого дома N 8 по улице 17-я Марьяновская явилась авария на сетях заявителя.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив в действиях ОАО "ОмскВодоканал" наличие вменяемого ему административного правонарушения, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о законности привлечения Общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 10 000 руб.
Указание ОАО "ОмскВодоканал" на то, что водоснабжение граждан осуществляется по сетям, не находящемся у него в аренде, является голословным и документально неподтвержденным.
В апелляционной жалобе ее заявитель ссылается на то обстоятельство, что административный орган в нарушение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в адрес Общества не направил акт проверки.
Однако данное обстоятельство не соответствует действительности, так как в материалах дела имеется акт (т. 2 л.д. 11), в котором в строке "С актом проверки ознакомлен(а), копию акта со всеми приложениями получил(а)" значится фамилия лица его получившего.
Податель жалобы также выражает несогласие с назначением ему административного штрафа в максимальном размере (10 000 руб.).
Относительно указанного суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция статьи 7.23 КоАП РФ предполагает наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В ходе рассмотрения настоящего спора в порядке апелляционного производства представитель административного органа пояснил, что при назначении административного штрафа в максимальном размере, заинтересованное лицо исходило из повторности совершенного Обществом административного правонарушения, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела постановление по делу об административном правонарушении от 07.04.2010 N 1-226.
Таким образом, довод ОАО "ОмскВодоканал" о неправомерности назначенного наказания с учетом отягчающего обстоятельства подлежит отклонению.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленного ОАО "ОмскВодоканал" требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 11.06.2010 по делу N А46-6612/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.П.КЛИВЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.09.2010 ПО ДЕЛУ N А46-6612/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2010 г. по делу N А46-6612/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Леоновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19.08.2010 - 26.08.2010 апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5625/2010) открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал"; Общество)
на решение Арбитражного суда Омской области от 11.06.2010 по делу N А46-6612/2010 (судья Чернышев В.И.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал"; Общество)
к Главному управлению жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - Госжилстройнадзор Омской области; административный орган),
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 21.04.2010 N 1-235,
при участии в судебном заседании:
- от Госжилстройнадзора Омской области - Машиной Е.О. по доверенности от 31.12.2009 N 2573, действительной до 31.12.2009 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
- от ОАО "ОмскВодоканал" - до перерыва Пархомчук И.В. по доверенности от 14.07.2010 N 15/172, действительной до 13.10.2010 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ); после перерыва лицо не явилось, о времени и месте рассмотрения спора извещено надлежащим образом,
установил:
ОАО "ОмскВодоканал" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Госжилстройнадзору Омской области, в котором просило признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 21.04.2010 N 1-235, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения административного штрафа в сумме 10 000 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.06.2010 в удовлетворении требования Общества отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на наличие вины Общества во вменяемом административном правонарушении.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "ОмскВодоканал" обратилось с апелляционной жалобой в арбитражный суд апелляционной инстанции, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленного требования.
Податель апелляционной жалобы указывает на то, что в постановлении о привлечении к административной ответственности указано о непредоставлении услуг по холодному водоснабжению жилого дома N 8 по ул. 17-я Марьяновская с 26.02.2010 по 01.04.2010 по причине перемерзания водопроводных сетей. Однако в протоколе об административном правонарушении указана такая причина как перемерзание частных водопроводных сетей.
Общество отмечает, что в нарушение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в его адрес не был направлен акт проверки.
ОАО "ОмскВодоканал" полагает, что оно не является исполнителем коммунальных услуг в отношении граждан, проживающих в доме N 8 по ул. 17-я Марьяновская и не может нести ответственность за обстоятельства непреодолимой силы, которым относятся, в частности, аномально низкие температуры.
Заявитель жалобы не согласен с установлением ему административного наказания в максимальном размере (10 000 руб.).
Общество считает, что в его действиях отсутствует вина во вменяемом административном правонарушении, поскольку нарушение произошло вследствие наличия аномально низких температур, из-за которых произошло перемерзание водопроводных сетей.
ОАО "ОмскВодоканал", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения настоящего спора явку своего представителя в судебное заседание после перерыва не обеспечило.
Административный орган в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении суда апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе рассмотрения дела в порядке апелляционного производства был объявлен перерыв.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявившего ходатайства о его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителя административного органа, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В прокуратуру г. Омска поступило обращение Бахаревой Н.И. о неисполнении заявителем в феврале, марте 2010 года обязанности по предоставлению услуги холодного водоснабжения.
Названное обращение для проведения проверки было направлено в Главное управление жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области.
01.04.2010 на основании распоряжения Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области ведущим специалистом Шааб Г.А. в присутствии начальника участка водоснабжения цеха ЮВС ОАО "ОмскВодоканал" была проведена проверка в отношении Общества.
В результате проверки установлено, что ОАО "ОмскВодоканал" в период с 26.02.2010 по 01.04.2010 не была предоставлена коммунальная услуга (холодное водоснабжение) в дом N 8 по улице 17-я Марьяновская в г. Омске в связи с подтоплением колодца, расположенного на пересечении улиц 17 Марьяновская - Электровозная, что явилось причиной перемерзания водопроводных сетей, тем самым допущено нарушение пунктов 6, 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Названные обстоятельства зафиксированы в акте проверки N 03-03-09/77 от 01.04.2010.
01.04.2010 государственный жилищный инспектор Омской области Шааб Г.А. составила в отношении Общества протокол N 33 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
В протоколе отражено, что 14.02.2010 произошла авария на сетях ОАО "ОмскВодоканал" - из колодца, расположенного на пересечении улиц 17 Марьяновская - Электровозная, происходило подтопление.
14.04.2010 заинтересованным лицом было вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, а именно: схемы водопроводных сетей участка "17 Марьяновская - Электровозная"; актов выполненных работ по устранению аварии водопроводной колонки у дома по ул. 17 Марьяновская, дом 8; выписки из журнала обращений граждан, поступивших по причине вышеуказанной аварии.
21.04.2010 заместителем начальника Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области Будановым Е.Ф. в присутствии представителя ОАО "ОмскВодоканал" Макаровой Елены Николаевны по результатам рассмотрения дела N 1 - 235 об административном правонарушении было вынесено постановление, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Полагая, что упомянутое выше постановление ГЖИ Омской области нарушает права и законные интересы ОАО "ОмскВодоканал", последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием.
11.06.2010 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются права потребителей, а непосредственным предметом посягательства - установленные нормативы, в соответствии с которыми исполнитель обязан предоставить потребителю услуги, соответствующие по качеству обязательным требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, а также информации об услугах, предоставляемых исполнителем.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).
Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества коммунальных услуг, порядок определения размера платы за услуги, порядок ее перерасчета в период временного отсутствия граждан и порядок изменения размера платы при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами.
Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам:
- - коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;
- - исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
- - потребитель - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- - ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;
- - коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;
- - внутридомовые инженерные системы - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме;
- - коммунальные услуги надлежащего качества - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Как установлено пунктом 4 Правил, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Абзацами первым и вторым пункта 6 Правил установлено, что состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги, в том числе холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединительной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.
Согласно абзацу второму пункта 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Пунктом 1 Приложения N 1 к Правилам установлены требования к качеству коммунальных услуг бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательств.
В силу статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами. Требования о бесперебойном круглосуточном водоснабжении обусловлены техническими требованиями и соответствуют статье 3 Водного кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 19 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктам 2.10.1, 2.11.2, 2.11.3 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных Приказом Госстроя России от 30.12.1999 N 168, в соответствии с которыми предприятия водоснабжения и канализации должны обеспечивать бесперебойное и надежное снабжение населения водой.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства регионального развития РФ от 20.03.2007 N 4967-СК/07 "О применении пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", в соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник помещения является абонентом (потребителем), а соответствующая ресурсоснабжающая организация - энергоснабжающей организацией.
В случае, когда ресурсоснабжающая организация не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю подаются коммунальные ресурсы (отношения ресурсоснабжения), ресурсоснабжающая организация не является исполнителем коммунальных услуг и несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе присоединения сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, к сетям инженерно-технического обеспечения.
Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют, что приостановление водоснабжения было связано с неисправностью коммуникаций, принадлежащих ОАО "Омскводоканал" (подтоплением колодца, расположенного на пересечении улиц 17 Марьяновская - Электровозная).
Материалами дела подтверждается, что ОАО "ОмскВодоканал" предоставляет коммунальные услуги потребителям города Омска, в частности, Бахаревой Нине Ивановне, проживающей по адресу г. Омск, ул. 17 Маряновская, дом 8 (об оплате названных услуг именно ОАО "ОмскВодоканал" свидетельствует имеющаяся в деле квитанция по лицевому счету N 30280078 см. т. 2 л.д. 20).
Из содержания жалобы Бахаревой Н.И. следует, что на названном колодце 14.02.2010 произошла авария и бригада Общества своевременно ее не устранила, что явилось причиной перемерзания частных водопроводных сетей, примыкающих к сетям заявителя.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела схемы водопроводных сетей участка "17 Марьяновская - Электровозная", выписку из журнала обращений граждан, поступивших по причине вышеуказанной аварии, правильно пришел к выводу, что водопроводные сети, подходящие к жилому дому N 8 по улице 17-я Марьяновская, находятся на балансе ОАО "ОмскВодоканал".
На схеме отмечен колодец, упоминаемый в обращении Бахаревой Н.И.
Общество ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено актов выполненных работ по устранению аварии водопроводной колонки у дома по ул. 17 Марьяновская, дом 8, а также не опровергло факт имевшейся 14.02.2010 аварии на данном колодце.
Из журнала обращений граждан, поступивших в ОАО "ОмскВодоканал" следует, что 27.02.2010 в 14 часов 25 минут под N 257 зафиксировано обращение Бахаревой Н.И. о слабом давлении в водопроводе.
В материалах дела имеется справка о низких температурах в указанный период. Оценив названную справку, суду первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что причиной отсутствия холодного водоснабжения жилого дома N 8 по улице 17-я Марьяновская, была авария на сетях заявителя.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об обратном, материалы настоящего дела не содержат.
Сведений о том, что авария произошла вследствие наличия аномально низких температур, из-за которых произошло перемерзание водопроводных сетей, материалы дела не содержат. Как указано выше, причиной отсутствия холодного водоснабжения жилого дома N 8 по улице 17-я Марьяновская явилась авария на сетях заявителя.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив в действиях ОАО "ОмскВодоканал" наличие вменяемого ему административного правонарушения, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о законности привлечения Общества к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 10 000 руб.
Указание ОАО "ОмскВодоканал" на то, что водоснабжение граждан осуществляется по сетям, не находящемся у него в аренде, является голословным и документально неподтвержденным.
В апелляционной жалобе ее заявитель ссылается на то обстоятельство, что административный орган в нарушение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в адрес Общества не направил акт проверки.
Однако данное обстоятельство не соответствует действительности, так как в материалах дела имеется акт (т. 2 л.д. 11), в котором в строке "С актом проверки ознакомлен(а), копию акта со всеми приложениями получил(а)" значится фамилия лица его получившего.
Податель жалобы также выражает несогласие с назначением ему административного штрафа в максимальном размере (10 000 руб.).
Относительно указанного суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция статьи 7.23 КоАП РФ предполагает наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В ходе рассмотрения настоящего спора в порядке апелляционного производства представитель административного органа пояснил, что при назначении административного штрафа в максимальном размере, заинтересованное лицо исходило из повторности совершенного Обществом административного правонарушения, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела постановление по делу об административном правонарушении от 07.04.2010 N 1-226.
Таким образом, довод ОАО "ОмскВодоканал" о неправомерности назначенного наказания с учетом отягчающего обстоятельства подлежит отклонению.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленного ОАО "ОмскВодоканал" требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 11.06.2010 по делу N А46-6612/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Е.П.КЛИВЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)